Научная статья на тему 'Деятельность директора колледжа как менеджера'

Деятельность директора колледжа как менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / MANAGER / ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / TEAM / HUMANISTIC STYLE OF LEADERSHIP / LABOR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

Рассматривается значение управленческих знаний для руководителя колледжа. Определяются цель, задачи и принципы управления образовательным учреждением. Освещается сущность гуманистического стиля руководства людьми. Излагаются способы мотивации труда преподавателей и требования к руководителям колледжей. Ключевые слова: менеджер, управленческая деятельность, команда, гуманистический стиль руководства, мотивация труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of the managerial knowledge to the head of college. Defines the purpose, objectives and principles of the educational institution. Highlights the essence of the humanistic leadership style people. Outlining ways of motivation of teachers and the requirements to the heads of the colleges.

Текст научной работы на тему «Деятельность директора колледжа как менеджера»

УДК 371:351.851

Ф.В. Шарипов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Деятельность директора

колледжа как менеджера

В условиях перехода экономики нашей страны на рыночные отношения первостепенное значение приобретает проблема повышения эффективности управления организациями, в том числе и образовательными учреждениями всех уровней. Успешность решения этой проблемы в решающей степени зависит от управленческой компетентности руководителей, от их умения сотрудничать с людьми.

Становление рыночных отношений, развитие предпринимательства, освоение новых форм организации труда потребовали изменения подходов к системе управления организациями и предприятиями. Современные системы управления базируют-

© Шарипов Ф.В., 2013

ся на менеджменте. В научной литературе, посвященной вопросам управления экономикой, понятие «менеджмент» рассматривается как наука, практика и искусство управления. Менеджмент как наука управления организацией и людьми представляет собой систему знаний о принципах, методах и формах управления, стиле управления, о требованиях к личности руководителя, мотивации работников и др. Менеджмент как практика управления означает процесс управления, осуществляемый менеджерами для достижения целей организации.

В таком контексте менеджмент представляет собой определенный вид деятельности по руководству людьми, занятыми в той или

иной сфере общественной жизни, народного хозяйства. Искусство управления как сплав науки и практики управления означает эффективное руководство людьми, умение менеджера добиваться поставленных целей, используя знания, опыт и способности других людей, организуя и направляя их деятельность. Главная задача руководителя организации, в том числе и образовательного учреждения, заключается в создании условий для высокоэффективной деятельности и социального развития каждого сотрудника в отдельности и руководимого коллектива (организации) в целом. Для успешного решения этой задачи руководитель (менеджер) должен хорошо знать, с одной стороны,

ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования, ком-петентностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов и другие вопросы педагогики высшей школы. Автор более 160 научных трудов

Рассматривается значение управленческих знаний для руководителя колледжа. Определяются цель, задачи и принципы управления образовательным учреждением. Освещается сущность гуманистического стиля руководства людьми. Излагаются способы мотивации труда преподавателей и требования к руководителям колледжей. Ключевые слова: менеджер, управленческая деятельность, команда, гуманистический стиль руководства, мотивация труда.

The article discusses the importance of the managerial knowledge to the head of college. Defines the purpose, objectives and principles of the educational institution. Highlights the essence of the humanistic leadership style people. Outlining ways of motivation of teachers and the requirements to the heads of the colleges.

Key words: manager, administrative activities, team, humanistic style of leadership, labor motivation.

содержание, технологию самой трудовой или иной деятельности и все, что связано с ней (цели, средства, процесс и проч.), а с другой -субъектов в этой деятельности, их уровень подготовленности, способности, мотивы, черты характера и другие свойства личности.

Управленческие знания необходимы руководителям всех уровней управления в системе образования для успешного решения следующих задач. Это:

- общение и сотрудничество с людьми с учетом их психологических свойств;

- совершенствование коммуникативных качеств;

- руководство людьми с использованием современных методов управления, в том числе кадровая работа (подбор и расстановка кадров, их аттестация и повышение квалификации);

- мотивация деятельности преподавателей и сотрудников;

- самообразование, систематическое повышение квалификации, развитие личностных качеств.

Управленческие и психологопедагогические знания помогают руководителю лучше взаимодействовать с людьми, устанавливать с ними психологический контакт, в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться с людьми, руководить персоналом (подчиненными), обучать и воспитывать молодых сотрудников, создавать благоприятный психологический климат в группе (коллективе), формировать и развивать положительную мотивацию трудовой и творческой активности. В современных условиях усложнения психолого-педагогических, информационных и организационно-управленческихзадач в образовательных учреждениях управленческая грамотность каждого преподавателя или руководителя становится частью его профессиональной культуры.

Анализируя управленческую деятельность директора колледжа, необходимо отметить ее исключительную сложность (по мнению ученых, управленческая деятельность руководителя относится к разряду самых сложных видов человеческой деятельности). Ее сложность обусловлена тем, что образовательное учреждение как организация (объект управления) характеризуется множеством параметров. Сюда относятся, например,численность преподавателей и студентов, уровень их компетентности, финансы, соответствие занимаемых площадей нормативным требованиям, уровень материально-технического, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, его показатели, успеваемость студентов и др.

Сложность организационноуправленческой деятельности директора в современных условиях возрастает в связи с реформированием системы среднего профессионального образования. Наряду с введением новых образовательных стандартов идет процесс интеграции трех уровней профессионального образования: начального, средне-

го и высшего. При этом возникают достаточно трудные задачи финансирования и укрепления материально-технической базы учебных заведений, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, сохранения педагогических кадров и контингента студентов. Думается, что для укрепления системы среднего профессионального образования, призванной готовить квалифицированные кадры среднего звена для всех отраслей народного хозяйства, требуется взвешенная политика Министерства образования и науки Российской Федерации, направленная на развитие этой системы, органов управления образования в субъектах Российской Федерации и местного самоуправления (в плане финансирования), а также руководителей образовательных учреждений (обеспечение их эффективного функционирования).

В условиях рыночной экономики любое профессиональное учебное заведение, в том числе и колледж, представляет собой своеобразную единицу бизнеса на рынке образовательных услуг. В этом плане становится актуаль-

ным решение руководством колледжа следующих задач:

- налаживание контактов с работодателями;

- организация процесса изучения рынка образовательных услуг и рынка труда;

- организация рекламы и связей со СМИ;

- организация профориентационной работы в школах, профессиональных лицеях и набор студентов на первый курс на все специальности;

- привлечение преподавателей к оказанию помощи службе трудоустройства выпускников;

- установление и поддержание сотрудничества по профилю колледжа с вузами, промышленными предприятиями и другими организациями.

Кроме управления учебновоспитательным процессом, важнейшая функция руководства колледжа - организация методической работы преподавателей с целью обеспечения образовательной деятельности комплексом учебно-программных, методических и информационных материалов (учебно-методическим комплексом). Организация этой работы преследует также достижение следующих целей: систематическое совершенствование методики обучения и воспи-

тания студентов; разработка новых методов организации образовательного процесса; повышение педагогического мастерства преподавателей и др. К основным формам методической работы относятся:

- составление и корректировка учебных программ по всем дисциплинам (в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов);

- написание и издание конспектов лекций, планов семинарских, практических и других видов занятий;

- планирование различных видов самостоятельной работы студентов;

- составление вопросов к зачетам и экзаменам; разработка соответствующих тестов;

- подготовка наглядных пособий и технических средств обучения к занятиям;

- разработка и написание учебных пособий, методических указаний, электронных изданий и других материалов; их рецензирование;

- организация и проведение методических семинаров по учебно-методическим вопросам;

- взаимное посещение занятий с их последующим анализом; подготовка и проведение открытых занятий;

- участие на научно-методических конференциях различного уровня.

Управленческая деятельность директора среднего специального учебного заведения многофункциональна (функции управления образовательным учреждением, функции обучения и воспитания студентов, представительская функция и др.) Любая организация, в том числе образовательное учреждение, - это прежде всего люди. Управлять организацией - значит управлять деятельностью сотрудников этой организации - прогнозировать ее развитие на основе анализа состояния дел и изучения законодательных актов (на ближайшие 3-5 лет), планировать (составлять годовой план работы по всем направлениям), организовать и координировать исполнение плана, контролировать и оценивать ход и результаты работы,стимулировать творческую работу преподавателей и сотрудников.

Цель управления образовательным учреждением - обеспечение эффективной деятельности преподавателей, сотрудников и студентов, результаты которой выражаются качеством подготовки специалистов. Оно, в свою очередь, определяется тем, насколько профессиональная компетентность выпускника соответствует требованиям образовательного стандарта соответствующей специальности (задачи управления качеством образования раскрыты нами в отдельной статье [2]. Цели управленческой деятельности директора обусловлены также целями образования подрастающего поколения. Основная цель образования -подготовка разносторонне развитой личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к адаптации в обществе и са-

мостоятельному жизненному выбору, самообразованию, трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Образование должно быть ориентировано не только на формирование у обучающихся профессиональной компетентности, но и на развитие личности, ее познавательных и творческих способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, осознание российской идентичности, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

В колледже директор призван прежде всего руководить коллективом преподавателей и сотрудников. Коллектив как социальная общность людей, объединенных для совместной трудовой деятельности, стихийно не формируется. Его нужно создавать целенаправленной организаторской работой, где от директора требуется хорошие знания в области социальной психологии и менеджмента (требования к профессиональной, в том числе к психологопедагогической, компетентности специалистов нами раскрыты в статье [3]).

В настоящее время в лексиконе руководителей наряду с понятием «коллектив» используется понятие «команда». Команда характеризуется такими свойствами развитого коллектива, как: сплоченность; сотрудничество (а не конкуренция); коллегиальные формы принятия организационных решений; коллективизм; взаимопомощь; оптимизм, вера в успех; ответственность каждого за общий результат; высокий уровень компетентности руководителя и сотрудников; доверие друг к другу; творческий подход к делу.

Основополагающим принципом управления образовательным учреждением является принцип уважения и доверия к человеку. Он отражается во взглядах и поведении руководителя, в жиз-

недеятельности педагогического коллектива в целом. Этот принцип предполагает:

- уважение достоинства человека, признание за человеком соответствующих прав и возможностей;

- бережное отношение к человеку; предоставление личности свободы выбора;

- доверие к человеку, так как его потенциальные возможности неисчерпаемы;

- уважение человека и одновременно проявление требовательности;

- создание обстановки, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

- развитие инициативы, творческих способностей, умения найти себя в коллективе;

- поощрение достижений и личного вклада каждого в дела образовательного учреждения;

- обеспечение каждому преподавателю и учащемуся личной защищенности в коллективе.

Другим принципов управления выступает принцип сотрудничества, который предусматривает перевод управления с монологической основы на диалогическую, переход от администрирования к общению, от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям. С ним связаны определенные требования к деятельности директора колледжа. Он должен:

- рассматривать каждого преподавателя как активный фактор, а не как пассивный элемент педагогической системы;

- знать и учитывать личные качества преподавателей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи между ними, - создавать высокопродуктивную рабочую атмосферу в колледже;

- ценить в преподавателях гуманное отношение к студентам, компетентность, инициативность, ответственность, помнить, что необходим не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

- способствовать не только усилению у них чувства ответственности, но и осознанию им своей роли и необходимости участия в процессе управления колледжем (в самоуправлении);

- бережно относиться к проявлениям педагогической инициативы со стороны заместителей и требовать от них того же и по отношению к преподавателям;

- основывать совместную деятельность руководителя и педагогического коллектива на человечности, сознательной дисциплине, инициативе и педагогически целесообразной работе.

В настоящее время оптимальным считается гуманистический стиль руководства, когда во главу угла ставятся здоровье, потребности, интересы, способности, нравственная сфера, уровень культуры и другие качества личности сотрудников. Лозунг такого стиля: не человек для производства, а производство для человека. Рабочее место специалиста становится полигоном для проявления и развития его способностей, профессионального мастерства, самовыражения и творчества. Отношения между руководителем и подчиненными строятся не по принципу единовластия и подчинения, а на основе сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения, взаимопомощи. При таком стиле работы и взаимоотношений руководитель становится не начальником для подчиненных (как прежде), а наставником, консультантом, организатором. Гуманистический стиль руководства

- это новая парадигма социального управления, основанная на принципах гуманизма, демократии, справедливости и свободы. При гуманистическом стиле руководства постановка и решение производственных, организационных, социальных и других проблем происходит при активном участии всех сотрудников. Проект решения рождается в результате реализа-

ции принципа полилогичности, т.е. возможности равного с уровнем компетентности участия каждого и всех. Для оформления и реализации проекта решения управленческие полномочия и ответственность делегируются определенным лицам. Организация рассматривается как социальная система, объединенная единой историей, культурой, общими ценностями, целями. Таким образом, гуманистический, сотворческий тип управления создаст условия для предельно полного развития и реализации творческого профессионального потенциала каждого сотрудника организации.

Социологические исследования показывают, что в деятельности руководителя около 60-70% рабочего времени уходит на решение проблем взаимодействия с людьми.

Поскольку управление осуществляется через взаимодействия людей, руководителю образовательного учреждения в своей деятельности необходимо учитывать закономерности, определяющие межличностные взаимоотношения, особенности группового поведения. Некоторые из этих закономерностей приводятся ниже.

Зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических свойств. Разные люди по-разному реагируют на одинаковые воздействия.

Неадекватность восприятия человеком человека. Ее смысл состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Неадекватность самооценки. Человек склонен дать себе или завышенную, или заниженную самооценку. Самооценка личности зависит от ее уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы, со-

циального окружения и других факторов.

Стремление к самосохранению. Ведущим мотивом социального поведения человека в группе является сохранение личного статуса, собственного достоинства человека.

Наличие компенсаторного механизма. Его суть в том, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку, нехватка каких-либо способностей для успешного осуществления именно данной деятельности возмещается другими способностями или умением работать.

Эффективно работающий руководитель:

- требует получения хороших результатов, планомерного использования рабочего времени, а также установления необходимых контактов как от себя, так и от подчиненных;

- планирует подчиненным четкие результаты, особенно на короткий период времени;

- делегирует сотрудникам все большую ответственность за достижение результата по мере их роста;

- умело дает поручения, направленные на достижение результатов; хорошо руководит подчиненными; осознанно осуществляет четкую оценку работы и поощрение подчиненных;

- осуществляет обратную связь с точки зрения результатов, их достижения и развития, а также заботу о поощрении за хорошие результаты;

- хочет сотрудничать, хорошо справляется с внутренними конфликтами в подразделении; развивает действие коллектива в постоянном взаимодействии с людьми.

В зависимости от свойств конкретного человека нужно совершенно по-разному отдавать приказы и поправлять, если человек ошибся. Опытные руководители

предпочитают силовым методам руководства мягкое внушение и убеждение, однако при необходимости могут и приказывать. Стиль руководства должен отличаться ясностью, последовательностью и уважением к подчиненным. Инструкцию лучше давать в устной форме, поскольку любую записку можно истолковать так, что первоначальный ее смысл будет полностью искажен. В решении проблем, возникающих при работе с людьми, нужны не инструкции, а тактичный совет и ненавязчивая поддержка (психологические особенности управленческой деятельности раскрыты в учебного пособии автора [4].

Эффективное управление организацией предполагает заботу о психическом и физическом состоянии сотрудников. Менеджер должен руководить так, чтобы обеспечить подчиненному положительное подкрепление, то есть он должен получать от подчиненного реакцию удовольствия. Угрозы и резкий тон редко приносят положительные результаты. При управлении персоналом чрезвычайно важно понимать, что руководитель общается с человеком, который нуждается в другом человеке, в поддержке, признании, уважении, дружеском и человечном отношении. С людьми нужно обращаться по-человечески - как с отдельными работниками, так и в рамках групп.

Для того чтобы успешно руководить людьми, необходимо: систематически изучать и оценивать их квалификацию, личностные качества, индивидуальнопсихологические особенности и, учитывая их, использовать адекватные методы и приемы воздействия на отдельных членов коллектива, распределять обязанности и задания, организовывать их качественное выполнение, своевременно осуществлять контроль, оценку и стимулирование труда. Руководителю

первичного коллектива необходимо также заботиться о сохранении нормального социальнопсихологического климата, улучшении межличностных отношений, формировании здорового общественного мнения, укреплении трудовой дисциплины, искоренении всякого рода нарушений в деятельности людей.

В создании хороших отношений между менеджером и подчиненными важную роль играет умение оценить вклад каждого человека в общее дело. О признании заслуг должны знать все сотрудники подразделения, и это станет стимулом для дальнейшей продуктивной работы. Замечания лучше делать один на один. Рекомендуется говорить твердо и уверенно, но не затрагивая личность подчиненного, его самоуважения.

Эффективным способом оптимизации управленческой деятельности является делегирование полномочий как метод коллегиального управления. Суть его состоит в передаче руководителем отдельным своим подчиненным части собственных прав и ответственности, касающихся выполнения тех или иных заданий. Метод делегирования полномочий позволяет руководителю экономить время и силы, приучает подчиненных к самостоятельности, способствует их управленческому развитию. Этот метод требу-

ет от руководителя определенной готовности, носящей многоплановый характер. Она предполагает:

- готовность учитывать мнения других и передавать им право принятия решений;

- готовность доверять подчиненным и мириться с их ошибками;

- готовность найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.

Успешное делегирование ответственности предполагает: своевременное и достаточное по объему информирование сотрудников, соответствующее планирование и инструктаж, конструктивную критику как со стороны руководителя, так и со стороны сотрудников. Следует подчеркнуть, что ответственность и полномочия могут быть переданы лишь в той мере, в какой их способен освоить работник.

Передача полномочий и ответственности является одной их важнейших задач в управлении персоналом. Делегирование приводит в действие нравственные силы сотрудников, стимулирует инициативу и творческое мышление. Оно может использоваться как прием изучения отдельных сотрудников. Поручая те или иные управленческие работы, руководитель дает им шанс проявить свои способности. Делегирование воспринимается подчиненными как особое доверие, оно повышает уверенность подчиненных в собственных силах.

Одним из основных результатов организаторской деятельности директора как менеджера являются социальные показатели образовательного учреждения: уровень образования, квалификации и профессионального мастерства преподавателей и сотрудников, состояние их здоровья, соблюдение трудовой дисциплины, текучесть кадров, условия труда, быта и отдыха, психологический климат в коллективе и многие другие показатели. При умелой, качественной организаторской деятельности руководителя - коллектив развивается, улучшаются его социальная структура, социальнопсихологический климат, самочувствие и настроение людей, изменяется к лучшему их отношение к работе, рабочему времени, оборудованию и т. д., возрастают трудовая и общественная активность людей, требовательность друг к другу, и наоборот, при плохой, неумелой организаторской деятельности руководителя производственные, социальные, социальнопсихологические и нравственные показатели трудового коллектива ухудшаются.

Среди важнейщих функций руководителя образовательного учреждения - мотивация трудовой активности сотрудников.Вотечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой уровень. Понятием «мотивация» в психологии определяется процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для человека личностный смысл, создает устойчивость его интересов к ней и превращает внешние данные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Успешность управленческой деятельности руководителя в решающей степени зависит от того, насколько он сумеет формировать и развивать у сотрудников желание и стремление работать с полной отдачей творческих сил, способностей и знаний.

В основе мотивации труда преподавателя, также как и у любого специалиста лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и т.д. Вместе с тем, в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из таких мотивов является мотив власти. Известный американский психолог Г.А. Мюррей дал определение мотива власти, назвав его потребностью в доминировании над людьми. Он выделил основные признаки потребности в доминировании и со-

ответствующие ей действия. По его мнению, признаками такой потребности являются следующие желания человека:

- контролировать свое социальное окружение;

- с помощью различных средств воздействовать на поведение других людей и направлять их;

- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

- добиваться их сотрудничества;

- убеждать других в своей правоте.

Основными мотивами педагогической деятельности преподавателя, на мой взгляд, являются интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направлять их познавательную деятельность в русло изучаемой науки. Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат

и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации и самих студентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности. В совместном творческом поиске и общении со студентами преподаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.

Думается, что одним из важнейших внутренних побуждений преподавателя к педагогическому труду является понимание и переживание им большой значимости этой работы для общества, заключающейся в обучении и воспитании молодежи, в подготовке ее к профессиональной деятельности и к жизни. Профессия педагога -одна из самых востребованных и благородных профессий в мире, поскольку она связана с воспитанием подрастающего поколения, с передачей ему опыта старшего поколения.

Важнейшим мотивационным фактором труда любого специалиста, в том числе и преподавателя, является возможность работать в хорошем педагогическом коллективе под руководством опытного, мудрого руководителя (директора колледжа). Благоприятный психологический климат в коллективе, сотрудничество и сотворчество с коллегами - преподавателями, уважение друг к другу, взаимопомощь являются психологическим условием для нормальной работы и ее мотивации.

Сложные и многофункциональные обязанности руководителя образовательного учреждения обусловливают предъявление высоких требований к его личности.

Какими личностными качествами должен обладать современный руководитель , в том числе и директор колледжа?

Современный руководитель -это подлинный интеллигент с высокой организаторской и нравственной культурой, способный к творческому, критическому мышлению, к самообразованию и саморазвитию, к общению и сотрудничеству с людьми. Руководитель - это специалист высокого класса, призванный работать с людьми, управлять делами организации или его подразделения.

Психологическая характеристика руководителя (менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е.В. Ксенчука и М.К. Кияновой [1]. По их мнению, хороший руководитель: уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; умеет обращаться с людьми; поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет ясно, точно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение; способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее; готов к инновациям, к их использованию в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; умеет продуктивно использовать свое время. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

В японском менеджменте к личным достоинствам менеджера относятся: творческая активность, решительность, способность взять на себя ответствен-

ность, инициативность, творческие способности, энергичное поощрение инициативы подчиненных, всемерное поощрение дискуссий среди специалистов, предприимчивость. Там при определении уровня способностей менеджера оценивают: 1)способность принимать решения; 2) способность планировать; 3) способность вести беседу; 4) способность организовать людей; 5) способность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных; 6) умение их воспитывать.

На мой взгляд, специалист, претендующий на роль руководителя образовательного учреждения, должен знать психологию людей, методы руководства коллективом, педагогику, основы воспитательной работы, управленческую этику. Он должен уметь общаться с людьми, пользоваться методами социального управления, планировать, организовывать и стимулировать работу первичного коллектива; устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с людьми; делегировать сотрудникам полномочия и ответственность; изучать, оценивать и учитывать в коллективной работе индивидуальные психологические особенности сотрудников; обучать их передовым методам и культуре труда; знать, как подготовить и провести совещание, беседу, дискуссию; заботиться об улучшении условий труда и учебы в учебном заведении, повышать квалификацию сотрудников; создавать в коллективе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и творчества. Современному руководителю, в том числе и руководителю образовательного учреждения, должны быть присущи:

- высокие нравственные качества;

- организаторские качества (деловитость, целеустремлен-

ность, предприимчивость, ответственность, организаторские способности, уверенность в себе, инициативность, требовательность к себе и др.);

- коммуникативные качества (коммуникабельность, внимательность и интерес к людям, умение говорить и слушать, стремление к сотрудничеству, способность убеждать и др.);

- интеллектуальные качества (творческая активность, широкий кругозор, способность анализировать информацию и принимать управленческие решения, изобретательность и способность к инно-вациям,хорошая память(особенно на людей), глубина, гибкость и критичность ума, способность к самопознанию и самообразованию);

- волевые качества (настойчивость, выдержанность, решительность, смелость, готовность к риску, твердость характера);

- высокий уровень общей культуры, эстетические качества (культура речи, культура труда, культура общения, культура поведения);

- физические качества (хорошее состояние здоровья, энергичность, стрессоустойчивость, работоспособность).

Литература

1. КсенчукЕ.В., Киянова М.К. Технология успеха. М.: Дело. 1993.

2. Шарипов Ф.В. Педагогичские факторы качества профессионального образования // Среднее профе-сиональное образование. 2008. № 4. С. 5-8.

3. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование, 2009. № 11. С. 27-31.

4. Шарипов Ф.В. Психологические основы менедмента. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.