Научная статья на тему 'Профессиональные качества личности современного менеджера образования и стиль его руководства'

Профессиональные качества личности современного менеджера образования и стиль его руководства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2056
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзаева М. В.

Статья посвящена проблеме личности современного менеджера и стилю его руководства. Статья представляет собой обзор разнообразных подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. В статье освещены качества личности менеджера. Так же выявлены основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные качества личности современного менеджера образования и стиль его руководства»

2. Моисеев, Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях госслужащих и условия их предупреждения: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. / Д.Л. Моисеев. - М., 1997. - 255 с.

3. Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / Л.А. Петровская // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - № 4. - С. 41-45.

4. Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л.А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию. - М.: Наука, 1994. - С. 103-114.

5. Шепель, В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М., 1984. - 246 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ И СТИЛЬ ЕГО РУКОВОДСТВА

© Гамзаева М.В.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Статья посвящена проблеме личности современного менеджера и стилю его руководства. Статья представляет собой обзор разнообразных подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. В статье освещены качества личности менеджера. Так же выявлены основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя.

Концепция модернизации российского образования рассматривает в качестве главных стратегических приоритетов повышение доступности качественного образования при условии эффективного распределения и организации ресурсов. Реализация названных задач невозможна без повышения эффективности управления образовательными системами на всех уровнях - от федеральной до уровня образовательной системы отдельного учреждения. Таким образом, надежды на успех преобразований связываются с компетентным управлением. В то же время, большинство руководителей образовательных учреждений не имеют специального управленческого образования. Поэтому повышение квалификации специалистов в области управления образованием необходимо осуществлять через формирование знаний, умений и навыков в области менеджмента.

Управление школой в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, сис-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и технологий профессионального образования.

тема рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль [13, с. 41].

Управление школой - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью обеспечения качества образования и подготовки конкурентоспособного ученика, обладающего глубокими знаниями в области профилирующих предметов, имеющего высокие нравственные качества, способного успешно социально и личностно самореализовываться в современном обществе. Решение этих вопросов во многом зависит от личностных качеств руководителя школы, от его умения решать самые разнообразные задачи. Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива [10, с. 63].

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность [1, с. 168].

Анализ концепций личности руководителя обнаруживает разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. Поверхностный взгляд на эту проблему позволяет выделить следующие подходы:

1. «Коллекционный подход» подразумевает, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Причем для каждой конкретной должности может быть выделен отдельный перечень. Иногда выделяются подструктуры в структуре личностных свойств, как например: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.

Ограничениями этого подхода являются следующие пункты:

- Отсутствие представления о динамичности (развитии) качеств личности;

- Субъективизм выделяемых профессионально важных качеств;

- Отсутствие разграничения общих качеств, присущих руководителю как личности от специфических.

Также критикой такого подхода может выступить и тот факт, что постулируется неизменность внешней среды, непонятна связь развития (а

подразумевается оно вообще?) человека с окружающей его социальной и культурной сферой.

2. «Рефлексивно-ценностный подход» (Ю.Д. Красовский; С.М. Бело-зеров) изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции. Деятельность управленца представляется как реализация стратегических замыслов руководителя. В качестве элементов управленческой концепции выделяются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины, возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; информация о состоянии деятельности. Представители данного подхода считают, что основным личностным новообразованием, формирующимся в ходе управленческой деятельности, и обеспечивающим интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.

3. «Социально-психологический подход»: здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя. В рамках данного подхода изучается влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, прогнозируется профессиональное развитие, управленческое взаимодействие и воздействие. При построении теоретических моделей личности руководителя огромное значение придается изучению закономерностей изменчивости стиля руководства.

Сторонниками этого подхода также выделяются несколько групп свойств личности руководителя: общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, активность, работоспособность, инициативность, самостоятельность); направленность организаторской деятельности; индивидный диапазон; индивидуальный стиль и т.д. Однако эта модель встретила резкую критику в связи с «абстрактностью» и смысловой аморфностью.

4. В факторном подходе исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные факторы. Эти факторы включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами ор -ганизаций, периодом ее существования и размером, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система ценностей организации, система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения и т.д.

Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы раз -вития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную

мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.

Традиционно, социально-психологическая наука исследовала менеджера, управленца, предполагая, что это мужчина. Однако по мере развития общества и изменения тендерного состава руководителей постепенно стали накапливаться факты относительно половых различий в моделях внутригруппового поведения людей, делая акцент на социальной активности женского пола [13, с. 46].

Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера [5, с. 67]. Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес - проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.

1. Личные качества современного менеджера. Менеджеру необходимо иметь: жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе; упорство, уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; психологические способности влиять на людей; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональную уравновешенность и сгрессоустойчивость; открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям; ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах; внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации; энергичность и жизнестойкость; склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению; ответственность за деятельность и за принятые решения; потребность работать в коллективе и с коллективом.

2. Этические нормы менеджера. Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнёрами руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами: следовать методам честной конкуренции; не использовать «грязные деньги» в своей деятельности; «играть в открытую», если партнёр делает также, стараться выполнить данное им обещание при любых условиях, использовать только честные методы при попытке влиять на подчинённых, быть требовательным, но не оскорблять достоинство, быть внимательным и предупредительным.

3. Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации [2, с. 54].

4. Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления могут влиять: способность управлять собой; разумные личные ценности; чёткие личные цели; упорный постоянный личный рост; навыки и упорство решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы; умение обучать и развивать подчинённых.

5. Ограничение саморазвития менеджера. К таким недостаткам следует отнести: неумение управлять собой; размытые личные ценности; смутные личные цели; остановленное саморазвитие; недостаточность навыка решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей и их консультировать; недопонимание особенностей, процессов управления; слабые навыки управления людьми и ресурсами; неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие; низкая способность формировать коллектив [3, с. 99].

Есть качества, исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся:

- Высокая культура, безупречная нравственность. Современный руководитель должен обладать глубокой общей подготовкой, должен следить за основными событиями в стране и за рубежом, быть осведомлённым в вопросах науки и культуры, иметь тонкий художественный вкус, знать современную педагогику и психологию. Только образованный человек может руководить современной школой.

- Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создать должные условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач -одна из самых больших трудностей в работе современной школы.

- Человечность, душевность. Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом. Руководитель школы должен пользоваться уважением всего коллектива. Его поведение в школе, дома, в общественных местах всегда под пристальным наблюдением внимательных глаз. Не только слова и поступки, но даже костюм и причёска, улыбка и голос - всё оказывает влияние на формирование личности подростка, на характер работы учителей, на вкусы и взгляды многих людей. Руководителю простят любую строгость и даже ошибку, но не простят лицемерия, фальши, нравственной нечистоплотности. Высокий культурный и общепедагогический уровень руководителя школы весьма положительно влияет на весь педагогический коллектив, порождает особый стиль работы: люди тянутся к знаниям, к современным методам работы, повышают общую культуру.

Современный менеджер образования должен обладать широкими знаниями в области менеджмента, экономики, права, маркетинга, психологии управления, психологии и этики делового общения. Успех его профессиональной деятельности в большой степени зависит от умения ладить со всеми социальными группами, занятыми в производстве. Современный руководитель выступает в системе общественного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор-инноватор - человек.

Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером. Менеджер образовательного учреждения - это человек, профессионально осуществляющий процесс управления образовательным учреждением, соответствующий профессионально-должностным требованиям, обладающий необходимой профессиональной компетентностью.

Человек, не умеющий находить общий язык с людьми, не умеющий убеждать, влиять, сотрудничать, понимать людей и эффективно общаться, управлять людьми, профессионально непригоден для деятельности менеджера.

Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной.

Таким образом, трудовое поведение сотрудников следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного их взаимодействия» [там же, с. 4]. Это предполагает рассмотрение мотивации как процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом этого является реально наблюдаемое поведение.

Не менее важным социально-психологическим элементом деятельности современного менеджера является его стиль управления, который представляет собой устойчивую систему средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом предприятия, направленную на выполнение миссии организации и определяемую объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса. Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

Анализ теоретических и практических исследований позволил выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

- распределение полномочий;

- установление ответственности;

- характер процесса принятия управленческих решений;

- используемые методы руководства;

- осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

- отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

- уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

- отношение к нововведениям;

- заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.

Важность выбора эффективного стиля руководства основана на роли менеджера в системе управления организацией. «Стиль управления менеджера - это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы, т.к. является формой реализации экономических и социально-психологических отношений в процессе руководства коллекти-вом» [4, с. 55]. Поэтому стиль руководства характеризуется как социальное явление, в силу отражения в нем убеждений менеджера и предопределения результатов деятельности системы. Кроме того, стиль руководителя, постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии.

Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат невозможно без работы над собой, без самоменеджмента.

Роль руководителя претерпела много изменений за прошедшие годы, большинство из которых привело к увеличению ее сложности и содержащегося в ней напряжения. Когда деятельность руководителя осуществлялась в прошлом веке, его роль была ясной и четко определенной. Его задачей было распределить работу, установить и поддерживать стандарты, следить за дисциплиной. Власть руководителя практически не подвергалась сомнению, и многое было в его пользу. Высших руководителей было относительно мало, рядом практически не было специалистов, и поэтому при принятии большинства ежедневных решений его слово было решающим. Его статус был явно выше, и ничто не составляло угрозы его праву контролировать и наводить дисциплину. Фундаментальные перемены в отношении к работе, в образовании, технологии, стиле жизни, личных ожиданиях изменили характер общества. Никто не был затронут более, чем менеджер, т.е. человек, так часто оказывающий «в центре всего». Все, практически без исключения, новые тенденции в обществе и технологии делали его жизнь более трудной [6, с. 88].

Список литературы:

1. Андреев В.И., Саморазвитие менеджера. - М., 2000. - 255 с.

2. Веснин В.Р., Менеджмент: учебник. - М.:Триада ЛТД, 2004. - 390 с.

3. Деркач A.A., Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. - М.: РАГС, 1999.

4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личностиУ/Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

5. Основы менеджмента: учебник для вузов. / под ред. Д.Д. Вачугова.

- М., 2003.

6. Типы руководителей - стили управления. / под ред. H.A. Некрасова.

- М., 1992.

7. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2000.

8. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. - М.: ООО «Добрая книга», 2001. - 264 с.

9. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций - М.: ИНФРА-М. - Новосибирск: Сибирское соглашение.

10. Менеджмент в управлении школой: Учеб. пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Под ред. д-ра пед. наук Т.И. Шамовой. - М., 2002. - С. 61-112.

11. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - С. 448-494, 2010 - 288 с.

12. Миллер Б. Такой простой и сложный менеджмент. - СПб., 2000. -255 с.

13. Часовская Л.А. Управление педагогическим коллективом: Учебное пособие. - Ставрополь, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.