Научная статья на тему 'Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства с точки зрения самоменеджмента'

Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства с точки зрения самоменеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL FEATURES OF THE PEDAGOGUE / PROFESSIONAL FEATURES OF THE MANAGER / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Владимир Николаевич

Данная статья посвящена сравнительному анализу деятельности преподавателя и менеджера. Рассматривается вопрос об отличающейся по содержанию, но схожей по видам деятельности педагога и менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article concerns the comparative analysis of activity of the teacher and the manager. The question about different by content, but similar by activity category of the pedagogue and the manager is considered.

Текст научной работы на тему «Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства с точки зрения самоменеджмента»

сопровождение профильного обучения // http:// www.thetutor.ru//about/neus_009.html

9. Немова Н.В. Построение современной системы профильного обучения: подходы и идеология // Энциклопедия административной работы в школе. - 2005. - Вып. 4.

10. Пронина И.Н. Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - N° 50. - С. 65-70.

11. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.

12. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.

13. Родионов В.А., Кардашина О.В., Кирилина Т.Ю. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. Методические рекомендации по организации работы школьно-

го психолога с педагогами. - М.: НОУ «Школа Премьер», 2000. - 69 с.

14. Родичев Н.Ф. Профильная ориентация школьников - смыслообразующий элемент пред-профильной подготовки // Профильная школа. -2003. - №>2. - С. 20-23.

15. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: Учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. - 256 с.

16. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда / Научный ред. Е.В. Ткаченко. - М.: РИП-КО, 1995. - 92 с.

17. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: «Академия», 2005. - 128 с.

УДК 378

Горбунов Владимир Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Данная статья посвящена сравнительному анализу деятельности преподавателя и менеджера. Рассматривается вопрос об отличающейся по содержанию, но схожей по видам деятельности педагога и менеджера.

Ключевые слова: технологическая компетентность, профессиональные качества педагога, профессиональные качества менеджера, самоменеджмент.

Хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами де. ятельности, а другие нет, что темп овладения деятельностью у разных людей может быть различным. Обычно это объясняют наличием различных способностей. В соответствии с концепцией А.К. Марковой, профессиональная компетентность всегда включает специальную, социальную, личностную, индивидуальную и технологическую компетентность [5].

При этом мы согласны с Н.Н. Никитиной, утверждающей, что «своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности» [6]. Иначе говоря, педагог не может быть только специалистом узкого профиля, успех в его работе в значительной мере связан с развитием об-

щей компетентности. В это же время понятно, что преподавателю необходимо, прежде всего, владение знаниями, которые он передает студентам, психологическими знаниями, педагогическими знаниями, умениями и навыками. Исходя из особенностей педагогической профессии (передача знаний при непосредственном общении) особое значение приобретает наличие у педагога ряда психологических качеств: наблюдательности, распределенности и переключаемости внимания, выдержки, настойчивости. Преподаватель обязан постоянно контролировать свое поведение и управлять им [9].

Важным фактором компетентности учителя, по мнению А.М. Ахмедовой, является профессиональная креативность, включающая в себя: вычленение факта или явления и его обособление от других; раскрытие содержания и роли каждого элемента; демонстрация связи данного эле-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Горбунов В.Н., 2010

мента с другими элементами; проникновение в процесс развития целостного явления; определение данного места данного явления в образовательном процессе и так далее [1].

Менеджмент как область знаний обладает своими закономерностями, принципами, функциями, средствами, методами. Законы - это объективные, существенные, устойчивые связи явлений или событий, которые формируют основу научно обоснованной теории и осуществляют практические действия [8].

В зависимости от величины и количества объектов управления принято выделять менеджеров низового, среднего и высшего звена (к последним относятся руководители предприятий, организаций). Среди специалистов низового и среднего звена могут быть менеджер по продажам, по работе с клиентами, и так далее. Общие требования к менеджерам включают: компетентность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, нравственность, способность творчески решать проблемы, смелость в принятии решений [4].

Менеджеру, чтобы успешно выполнять свои функции управления, нужно уметь вести за собой подчиненных, то есть проявлять себя в качестве лидера. Лидерские действия менеджера превалируют во всех сферах действий профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Поэтому несомненно, что менеджеру необходимы коммуникативные навыки и умения. Особое значение они имеют в работе менеджера по работе с клиентами. А.А. Одинцов говорит о важности эмоциональных проявлений в работе менеджера: естественности поведения, непринужденности, искренности в общении, устойчивости к стрессу, эмоциональной стабильности, способности к сопереживанию. Еще он отмечает такие качества, как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя) [7].

Таким образом, требования к личным и профессиональным качествам менеджера и педагога в значительной мере совпадают.

В современном мире в условиях реформирования образования, да и всего общества в целом, от педагога все в большей степени требуются качества, присущие менеджеру, чтобы успешно

действовать в качестве самостоятельного субъекта хозяйственной и управленческой деятельности. Методы и приемы самоменеджмента позволяют учителю успешнее решать многие проблемы. Научиться управлять собой, формулировать четкие личные цели, непрерывно и постоянно заниматься саморазвитием, рационально использовать время, квалифицированно перерабатывать и запоминать информацию, эффективно решать педагогические проблемы - далеко не полные задачи самоменеджмента.

Несомненно, что технологическая компетентность, коммуникабельность, стрессоустойчи-вость, нравственность, способность творчески решать проблемы, смелость в принятии решений необходимы не только менеджеру, но и преподавателю. Профессиональное мастерство менеджера, как и педагога, растет со стажем его работы. Но это утверждение справедливо лишь в том случае, когда приходится решать новые задачи, то есть работать творчески.

Очевидно, что есть различие между компетентностью педагога и менеджера. Для преподавателя в первую очередь важны знания в области педагогики и по своему предмету, для менеджера - в сфере производства, торговли, финансов. Но, с другой стороны, учитель тоже управляет педагогическим процессом, то есть является менеджером. Для директоров школ, деканов, ректоров университетов управленческая деятельность важна. Вообще современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любой организации, в том числе учебного заведения, зависит от умелого и грамотного руководства. Необходимо помнить, что организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.

С точки зрения Н.А. Банько, профессионально-педагогическая компетентность будущего менеджера должна рассматриваться как одна из приоритетных целей его подготовки в вузе. Под профессионально-педагогической компетентностью она понимает интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в кол-

лективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения [3].

Смысл деятельности педагогов заключается в обучении, передаче знаний, умений и навыков, руководстве самообразованием студентов.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности. Первый компонент - знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку. Он определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.

Второй компонент - многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

Третий компонент - собственно-педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Способность создавать собственную технологию и методику ее осуществления. Чтобы эффективно воздействовать на учащихся, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо знание законов, по которым происходит усвоение знаний, умений и навыков, формирование отношений к людям и проявлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

В настоящее время в деятельности педагога на первый план выходит исследовательская деятельность, основанная на умении ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые системы, технологии обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. А.И. Щербаков и Н.А. Рыков еще в 1971 году среди прочих функций учителя выделили исследовательскую. При этом они имели ввиду, прежде всего умение исследовать как отдельную личность и группу учащихся, так и обученность и воспитанность учащихся. С точки зрения Т.В. Леонтьевой, упоминание этой функции позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога в широком смысле слова.

Образованность и технологическая компетентность педагога сегодня - это не только владение

основами профессиональных знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил с целью полной самореализации в реальной педагогической деятельности.

Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А.К. Марковой. В структуре труда учителя она выделяет следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. В рамках концепции А.К. Маркова выявляет и описывает десять групп педагогических умений.

Нетрудно заметить, что каждому компоненту как раз соответствует определенная группа профессионально важных качеств. Действительно,

Н.В. Бордовская и А.А. Реан подчеркивают, что «все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя».

Становление личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием, поскольку она занимает особое место среди многообразных видов деятельности, выступая ведущей на определенном этапе возрастного развития и ей посвящена значительная часть жизни человека. Именно профессиональная деятельность «... предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребностей человека, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса» [10].

Руководитель (менеджер, педагог) - это не только специалист, но и организатор труда других. Он должен организовывать работу сотрудников (студентов), распределяя среди них конкретные задания. Такую форму взаимоотношений между начальником и подчиненным принято называть делегированием. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования, во многом зависит эффективность работы самого руководителя. Он является настоящим руководителем только в том случае, если умеет пользоваться методами делегирования. Ему следует бояться, что подчиненный сделает определенную работу лучше начальника. Его задача в том и заключается, чтобы применить все имеющиеся у подчиненных способности и знания.

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

Рис. Виды деятельности педагога и менеджера

Он организует дела так, чтобы добиваться нужных ему результатов. Следовательно, менеджер, как и педагог, осуществляет свою организаторскую деятельность. По мнению А.А. Одинцова, роль организатора - ключевая в деятельности менеджера, а другие роли (администратора, психолога, педагога, специалиста, представителя организации и других), являются, хотя и важными, но все же частными.

Опираясь на исследования И.В. Алехиной,

Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, В.М. Баженов делает вывод о том, что в содержании деятельности учителя и менеджера достаточно много общего [2]. Главным является то, что учитель и менеджер являются организаторами деятельности людей; их функции деятельности и основные профессиональные умения также практически совпадают.

Таким образом, деятельность педагога и менеджера отличается по содержанию, но виды их деятельности практически идентичны, что можно представить в виде схемы (см. рис.).

Среди организаторских способностей и педагога, и менеджера значительное место следует

отвести лидерским способностям. И менеджер, и педагог, как руководитель, должны обладать для достижения успеха в своей деятельности широким спектром личностных и профессиональных качеств, но поскольку одним их критериев деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива (курса), в котором соединены результаты труда менеджера и подчиненных, педагога и студентов, он, прежде всего, должен быть организатором, лидером, знать особенности коллектива, его возможности и потребности.

Библиографический список

1. Ахмедова А.М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Махачкала, 2007. - С. 12.

2. Баженов В.М. Педагогические условия формирования у будущего учителя технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - С. 111.

3. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров: Монография. - Волгоград: ВолгГТУ, 2004. - С. 3.

4. ЗаворочайМ.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. -С. 62.

5. МарковаА.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - С. 34-35.

6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А., Основы профессионально-педагогичес-

кой деятельности. - М.: Мастерство, 2002. - С. 17.

7. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. - М.: Экзамен, 2004. -С. 12.

8. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент. -М.: ФОГУМ, 2007. - С. 289.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: «Академия», 2005. - С. 25-29.

10. Яковлева А.Н. Формирование педагогической ответственности у студентов педколледжа в процессе производственной практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - С. 8, 14.

УДК 372.8

Джаджиева Ольга Евгеньевна

Сургутский государственный педагогический университет

Dja djie [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются некоторые проблемы развития литературного творчества школьников. Показано, что смысл литературного творчества учащихся заключается в углублении, расширении и прочищении эмоциональной жизни ребёнка, в упражнении его творческих стремлений и навыков, в содействии овладевания человеческой речью.

Ключевые слова: литературное творчество, школьники, развитие речи, творческий учитель, урок литера-

туры, педагогические условия.

Задача, поставленная перед образовани ем, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира [4, с. 17-24].

Работа с творческими детьми требует особого подхода, внимания, такта, строго индивидуальной методики и технологии, инструментов исследования и воздействия, формального и неформального общения. На творческую личность может положительно влиять только творчески подготовленный и настроенный учитель. Профессия учителя по своей сути и содержанию, учитывая недопустимую наполняемость учащихся в классе и школе, а также перегруженность учебных программ, недостаток научной, учебной и методической литературы, сделалась самой консервативной. Учителям и ученикам не остается времени на обдумывание, осмысление, творческое проявление своих творческих способностей.

Рассмотрим некоторые проблемы развития литературного творчества школьников.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

1. Творческий учитель и детское творчество.

Известный отечественный психолог Я.А. Пономарев [9, с. 352] определяет творчество как механизм продуктивного развития. Словарь русского языка Ожегова [8] даёт определение творчества как создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей: Акт творения есть акт деятельности, имеющий в результате конкретный продукт.

В этой деятельности особую роль призван играть урок литературы, урок приобщения к результатам творческой деятельности художников слова. «В этом случае творчество писателя становится достоянием души учеников, их внутреннего мира. Здесь рождается эмоциональный отклик, подталкивающий к собственной творческой деятельности. Активно в таких ситуациях и воображение, которое тоже начинается с умения видеть мир своими глазами» [2, с. 36]. Изучение творчества писателя посредством собственного творчества - вот девиз, который должен стать основным в совместной работе современного учителя и ученика на уроке литературы. В.И. Водовозов (1825-1886 гг.) выделил в методике преподавания литературы ряд приёмов, направленных на развитие воображения школьников. Он дока-

© Джаджиева О.Е., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.