сопровождение профильного обучения // http:// www.thetutor.ru//about/neus_009.html
9. Немова Н.В. Построение современной системы профильного обучения: подходы и идеология // Энциклопедия административной работы в школе. - 2005. - Вып. 4.
10. Пронина И.Н. Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - N° 50. - С. 65-70.
11. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.
12. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.
13. Родионов В.А., Кардашина О.В., Кирилина Т.Ю. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. Методические рекомендации по организации работы школьно-
го психолога с педагогами. - М.: НОУ «Школа Премьер», 2000. - 69 с.
14. Родичев Н.Ф. Профильная ориентация школьников - смыслообразующий элемент пред-профильной подготовки // Профильная школа. -2003. - №>2. - С. 20-23.
15. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: Учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. - 256 с.
16. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда / Научный ред. Е.В. Ткаченко. - М.: РИП-КО, 1995. - 92 с.
17. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: «Академия», 2005. - 128 с.
УДК 378
Горбунов Владимир Николаевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
Данная статья посвящена сравнительному анализу деятельности преподавателя и менеджера. Рассматривается вопрос об отличающейся по содержанию, но схожей по видам деятельности педагога и менеджера.
Ключевые слова: технологическая компетентность, профессиональные качества педагога, профессиональные качества менеджера, самоменеджмент.
Хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами де. ятельности, а другие нет, что темп овладения деятельностью у разных людей может быть различным. Обычно это объясняют наличием различных способностей. В соответствии с концепцией А.К. Марковой, профессиональная компетентность всегда включает специальную, социальную, личностную, индивидуальную и технологическую компетентность [5].
При этом мы согласны с Н.Н. Никитиной, утверждающей, что «своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности» [6]. Иначе говоря, педагог не может быть только специалистом узкого профиля, успех в его работе в значительной мере связан с развитием об-
щей компетентности. В это же время понятно, что преподавателю необходимо, прежде всего, владение знаниями, которые он передает студентам, психологическими знаниями, педагогическими знаниями, умениями и навыками. Исходя из особенностей педагогической профессии (передача знаний при непосредственном общении) особое значение приобретает наличие у педагога ряда психологических качеств: наблюдательности, распределенности и переключаемости внимания, выдержки, настойчивости. Преподаватель обязан постоянно контролировать свое поведение и управлять им [9].
Важным фактором компетентности учителя, по мнению А.М. Ахмедовой, является профессиональная креативность, включающая в себя: вычленение факта или явления и его обособление от других; раскрытие содержания и роли каждого элемента; демонстрация связи данного эле-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Горбунов В.Н., 2010
мента с другими элементами; проникновение в процесс развития целостного явления; определение данного места данного явления в образовательном процессе и так далее [1].
Менеджмент как область знаний обладает своими закономерностями, принципами, функциями, средствами, методами. Законы - это объективные, существенные, устойчивые связи явлений или событий, которые формируют основу научно обоснованной теории и осуществляют практические действия [8].
В зависимости от величины и количества объектов управления принято выделять менеджеров низового, среднего и высшего звена (к последним относятся руководители предприятий, организаций). Среди специалистов низового и среднего звена могут быть менеджер по продажам, по работе с клиентами, и так далее. Общие требования к менеджерам включают: компетентность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, нравственность, способность творчески решать проблемы, смелость в принятии решений [4].
Менеджеру, чтобы успешно выполнять свои функции управления, нужно уметь вести за собой подчиненных, то есть проявлять себя в качестве лидера. Лидерские действия менеджера превалируют во всех сферах действий профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Поэтому несомненно, что менеджеру необходимы коммуникативные навыки и умения. Особое значение они имеют в работе менеджера по работе с клиентами. А.А. Одинцов говорит о важности эмоциональных проявлений в работе менеджера: естественности поведения, непринужденности, искренности в общении, устойчивости к стрессу, эмоциональной стабильности, способности к сопереживанию. Еще он отмечает такие качества, как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя) [7].
Таким образом, требования к личным и профессиональным качествам менеджера и педагога в значительной мере совпадают.
В современном мире в условиях реформирования образования, да и всего общества в целом, от педагога все в большей степени требуются качества, присущие менеджеру, чтобы успешно
действовать в качестве самостоятельного субъекта хозяйственной и управленческой деятельности. Методы и приемы самоменеджмента позволяют учителю успешнее решать многие проблемы. Научиться управлять собой, формулировать четкие личные цели, непрерывно и постоянно заниматься саморазвитием, рационально использовать время, квалифицированно перерабатывать и запоминать информацию, эффективно решать педагогические проблемы - далеко не полные задачи самоменеджмента.
Несомненно, что технологическая компетентность, коммуникабельность, стрессоустойчи-вость, нравственность, способность творчески решать проблемы, смелость в принятии решений необходимы не только менеджеру, но и преподавателю. Профессиональное мастерство менеджера, как и педагога, растет со стажем его работы. Но это утверждение справедливо лишь в том случае, когда приходится решать новые задачи, то есть работать творчески.
Очевидно, что есть различие между компетентностью педагога и менеджера. Для преподавателя в первую очередь важны знания в области педагогики и по своему предмету, для менеджера - в сфере производства, торговли, финансов. Но, с другой стороны, учитель тоже управляет педагогическим процессом, то есть является менеджером. Для директоров школ, деканов, ректоров университетов управленческая деятельность важна. Вообще современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любой организации, в том числе учебного заведения, зависит от умелого и грамотного руководства. Необходимо помнить, что организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.
С точки зрения Н.А. Банько, профессионально-педагогическая компетентность будущего менеджера должна рассматриваться как одна из приоритетных целей его подготовки в вузе. Под профессионально-педагогической компетентностью она понимает интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в кол-
лективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения [3].
Смысл деятельности педагогов заключается в обучении, передаче знаний, умений и навыков, руководстве самообразованием студентов.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности. Первый компонент - знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку. Он определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.
Второй компонент - многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.
Третий компонент - собственно-педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Способность создавать собственную технологию и методику ее осуществления. Чтобы эффективно воздействовать на учащихся, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо знание законов, по которым происходит усвоение знаний, умений и навыков, формирование отношений к людям и проявлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.
В настоящее время в деятельности педагога на первый план выходит исследовательская деятельность, основанная на умении ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые системы, технологии обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. А.И. Щербаков и Н.А. Рыков еще в 1971 году среди прочих функций учителя выделили исследовательскую. При этом они имели ввиду, прежде всего умение исследовать как отдельную личность и группу учащихся, так и обученность и воспитанность учащихся. С точки зрения Т.В. Леонтьевой, упоминание этой функции позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога в широком смысле слова.
Образованность и технологическая компетентность педагога сегодня - это не только владение
основами профессиональных знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил с целью полной самореализации в реальной педагогической деятельности.
Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А.К. Марковой. В структуре труда учителя она выделяет следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. В рамках концепции А.К. Маркова выявляет и описывает десять групп педагогических умений.
Нетрудно заметить, что каждому компоненту как раз соответствует определенная группа профессионально важных качеств. Действительно,
Н.В. Бордовская и А.А. Реан подчеркивают, что «все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя».
Становление личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием, поскольку она занимает особое место среди многообразных видов деятельности, выступая ведущей на определенном этапе возрастного развития и ей посвящена значительная часть жизни человека. Именно профессиональная деятельность «... предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребностей человека, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса» [10].
Руководитель (менеджер, педагог) - это не только специалист, но и организатор труда других. Он должен организовывать работу сотрудников (студентов), распределяя среди них конкретные задания. Такую форму взаимоотношений между начальником и подчиненным принято называть делегированием. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования, во многом зависит эффективность работы самого руководителя. Он является настоящим руководителем только в том случае, если умеет пользоваться методами делегирования. Ему следует бояться, что подчиненный сделает определенную работу лучше начальника. Его задача в том и заключается, чтобы применить все имеющиеся у подчиненных способности и знания.
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
Рис. Виды деятельности педагога и менеджера
Он организует дела так, чтобы добиваться нужных ему результатов. Следовательно, менеджер, как и педагог, осуществляет свою организаторскую деятельность. По мнению А.А. Одинцова, роль организатора - ключевая в деятельности менеджера, а другие роли (администратора, психолога, педагога, специалиста, представителя организации и других), являются, хотя и важными, но все же частными.
Опираясь на исследования И.В. Алехиной,
Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, В.М. Баженов делает вывод о том, что в содержании деятельности учителя и менеджера достаточно много общего [2]. Главным является то, что учитель и менеджер являются организаторами деятельности людей; их функции деятельности и основные профессиональные умения также практически совпадают.
Таким образом, деятельность педагога и менеджера отличается по содержанию, но виды их деятельности практически идентичны, что можно представить в виде схемы (см. рис.).
Среди организаторских способностей и педагога, и менеджера значительное место следует
отвести лидерским способностям. И менеджер, и педагог, как руководитель, должны обладать для достижения успеха в своей деятельности широким спектром личностных и профессиональных качеств, но поскольку одним их критериев деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива (курса), в котором соединены результаты труда менеджера и подчиненных, педагога и студентов, он, прежде всего, должен быть организатором, лидером, знать особенности коллектива, его возможности и потребности.
Библиографический список
1. Ахмедова А.М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Махачкала, 2007. - С. 12.
2. Баженов В.М. Педагогические условия формирования у будущего учителя технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - С. 111.
3. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров: Монография. - Волгоград: ВолгГТУ, 2004. - С. 3.
4. ЗаворочайМ.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. -С. 62.
5. МарковаА.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - С. 34-35.
6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А., Основы профессионально-педагогичес-
кой деятельности. - М.: Мастерство, 2002. - С. 17.
7. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. - М.: Экзамен, 2004. -С. 12.
8. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент. -М.: ФОГУМ, 2007. - С. 289.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: «Академия», 2005. - С. 25-29.
10. Яковлева А.Н. Формирование педагогической ответственности у студентов педколледжа в процессе производственной практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - С. 8, 14.
УДК 372.8
Джаджиева Ольга Евгеньевна
Сургутский государственный педагогический университет
Dja djie [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются некоторые проблемы развития литературного творчества школьников. Показано, что смысл литературного творчества учащихся заключается в углублении, расширении и прочищении эмоциональной жизни ребёнка, в упражнении его творческих стремлений и навыков, в содействии овладевания человеческой речью.
Ключевые слова: литературное творчество, школьники, развитие речи, творческий учитель, урок литера-
туры, педагогические условия.
Задача, поставленная перед образовани ем, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира [4, с. 17-24].
Работа с творческими детьми требует особого подхода, внимания, такта, строго индивидуальной методики и технологии, инструментов исследования и воздействия, формального и неформального общения. На творческую личность может положительно влиять только творчески подготовленный и настроенный учитель. Профессия учителя по своей сути и содержанию, учитывая недопустимую наполняемость учащихся в классе и школе, а также перегруженность учебных программ, недостаток научной, учебной и методической литературы, сделалась самой консервативной. Учителям и ученикам не остается времени на обдумывание, осмысление, творческое проявление своих творческих способностей.
Рассмотрим некоторые проблемы развития литературного творчества школьников.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
1. Творческий учитель и детское творчество.
Известный отечественный психолог Я.А. Пономарев [9, с. 352] определяет творчество как механизм продуктивного развития. Словарь русского языка Ожегова [8] даёт определение творчества как создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей: Акт творения есть акт деятельности, имеющий в результате конкретный продукт.
В этой деятельности особую роль призван играть урок литературы, урок приобщения к результатам творческой деятельности художников слова. «В этом случае творчество писателя становится достоянием души учеников, их внутреннего мира. Здесь рождается эмоциональный отклик, подталкивающий к собственной творческой деятельности. Активно в таких ситуациях и воображение, которое тоже начинается с умения видеть мир своими глазами» [2, с. 36]. Изучение творчества писателя посредством собственного творчества - вот девиз, который должен стать основным в совместной работе современного учителя и ученика на уроке литературы. В.И. Водовозов (1825-1886 гг.) выделил в методике преподавания литературы ряд приёмов, направленных на развитие воображения школьников. Он дока-
© Джаджиева О.Е., 2010