УДК 378
Malaguseynova К.А., postgraduate, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education, Dagestan State
Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: malagusejnova@bk.ru
MODERN REQUIREMENTS TO PERSONAL QUALITIES OF MANAGERS OF EDUCATION. This article lists some of the requirements to personal qualities of a manager of education, such as consciousness and a clear formulation of personal goals, self-improvement, determination, perseverance, activity, moral qualities, an ability to find relevant information, etc. A role of the influence of these qualities on his professional activity is studied. The research is based on the analysis of the reference review, experience of training managers from the author's personal monitoring. The work concludes that the modern manager of education needs to develop high personal responsibility and commitment not only for self-improvement and promotion, but also for improvement of skills of his or her employees. The formed organizational skills will allow managers of education establishing and maintaining conscious discipline in a team.
Key words: management education, personal qualities requirements for identity management.
К.А. Малагусейнова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО
«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: malagusejnova@bk.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье перечислены некоторые требования к личностным качествам менеджера образования, такие как: сознание и четкая формулирование личных целей, стремление к самосовершенствованию, решительность, настойчивость, активность, морально-нравственные качества, умение находить необходимую информацию и др. Выявлена роль влияние данных качеств на его профессиональную деятельность. На основе анализ литературы, опыта подготовки менеджеров автор делает вывод, что для современного менеджера образования характерна высокая личная ответственность и стремление не только к самосовершенствованию, но и продвижению, повышению квалификации своих сотрудников. Сформированные организаторские способности позволят менеджерам образования создавать и поддерживать в коллективе сознательную дисциплину.
Ключевые слова: менеджер образования, личностные качества, требования к личности менеджера.
Необходимость разработки современных профессиональных требований к менеджеру образования обусловлена гуманизацией и демократизацией российского образования, развитием рыночных отношений, формированием новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному менеджеру для эффективного влияния на деятельность подчинённых важно глубокое осознание социально-психологических основ менеджмента. Дальнейшая разработка научных исследований в сфере современных требований к менеджеру образования должна существенно расширить его возможности в управлении учреждением, позволит ему эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, суть которой представляет одну из главных его профессиональных компетенций организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5).
Перечислим некоторые требования к личностным качествам менеджера образования:
A. Осознание и чёткое формулирование личных целей, отражающих личную жизнь и профессиональную деятельность. Понимание личных целей помогает менеджеру понять и осознать, насколько важна для него работа и как она вписывается в его жизненный план. Понимание личных целей активизирует его профессиональную деятельность и его мотивацию, формирует последовательность и систематичность в принятии решений. В случае если менеджер образования не умеет осознать личные цели и иметь стратегический жизненный план, то он будет способен компетентно ставить тактические и стратегические цели перед коллективом.
Б. Стремление к самосовершенствованию и совершенствованию собственной организации. Постоянный поиск инновационных методов управления организацией, систематическое повышение собственной квалификации, организация и привлечение сотрудников к повышению квалификации сотрудников учреждения, сопротивление чувству самодостаточности, самоудовлетворения и успокоенности, стремление к инноватике и нововведениям.
B. Решительность, настойчивость, активность, энергичность, инициативность в постановке и достижении целей. Способность убеждать коллектив в правильности и обоснованности принятых решений, умение поиска и поддержки среди сотрудников людей, принимающих позицию менеджера; способность преодолевать сопротивление и умение склонять на свою сторону сотрудников; владеть стратегией оптимального и эффективного мышления; умение сосредотачиваться на главных
моментах менеджмента; эффективное использование собственного времени.
Г. Этика и морально-нравственные качества менеджера - соблюдение единства слова и дела, чуткость к проблемам сотрудников, внимательность к достижениям и мягкость к промахам подчиненных, высокая требовательность к себе и другим, терпимость к людям, забота о персонале; физическое и психическое здоровье для эффективного выполнения своих обязанностей; объективность в оценке педагогических и образовательных ситуаций, желание слышать и слушать мнение своих сотрудников; гибкость во взаимодействии с сотрудниками; умение владеть спокойствием и самообладанием в стрессовых ситуациях [1].
Д. Умение находиться в постоянном поиске и находить необходимую информацию. Владение инновационными компьютерными программами и инновационными технологиями; знание технических возможностей современной оргтехники; способность лаконично и коротко излагать свои мысли.
Суммируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что современные требования к менеджеру образования выражаются в следующем. Он должен проявлять жажду к традиционным и новым знаниям, демонстрировать высокую компетентность, профессионализм, инновационный подход к управлению коллективом, креативный и комплексный подходы к профессиональной деятельности; целеустремленность, уверенность в собственных силах, личная ответственность и преданность делу; неординарное мышление, логика, креативность, инициативность и способность постоянно инициировать новые идеи; умение убеждать и влиять на людей; коммуникативность, стрессоустой-чивость, выдержанность и эмоциональная уравновешенность.
На эффективность и оптимальное управление менеджера образования влияют на его способность управлять собой, чётко сформулированные личные ценности; целеустремленность и систематический профессиональный рост, способность и умение решать проблемы в нестандартных ситуациях; креативность и изобретательность, способность к владению инновационными технологиям, владение современными командными методами и управленческими подходами в менеджменте; умение работать в команде и формировать эффективные рабочие и педагогические команды; способность к обучению и умение обучать собственных сотрудников.
По мнению известного советского ученого, первого имедже-олога, В.М. Шепеля, к органичным задаткам менеджера можно отнести - уравновешенность, активность, общительность, умение адаптации. К нравственным задаткам автор отнёс - демон-
страция справедливости в отношениях с членами коллектива, скромность, чувство ответственности, принципиальность. Среди волевых качеств менеджера им были отмечены - напористость, решительность в действиях, энергичность, сдержанность, дисциплинированность. К профессиональным качествам были отнесены - цельность и целеустремленность, оптимальная работоспособность, инициативность и активность, организованность, самостоятельность. К организаторским умениям менеджера учёный отнес - его умение понимать и оценить людей, устанавливать деловые добрые отношения, постоянно находиться в поиске инновационных форм и методов управления, качественно организовывать работу коллектива и принимать грамотные компетентные решения [2, с. 40 - 44].
Особенности управления новой образовательной системой выражаются в необходимости: решения проблем образования не только на уровне образовательной системы, но и на уровне общегосударственной политики, а также на международном, глобальном уровнях; реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
Современный менеджер образования - это человек, руководящий людьми и образовательным учреждением, который выполняет поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Поскольку главная задача менеджмента - это достижение поставленной цели, то важно квалифицированно и компетентно её определить. Сложно грамотно управлять людьми, если и менеджеру и подчиненным цели не понятны. После нахождения и постановки цели идёт этап планирования и определения пути достижения цели. По мнению Э.А. Уткина, которое он выразил в книге «История менеджмента», «на этом этапе важ-
Библиографический список
ная задача менеджера - это так организовать работу, чтобы появились побудительные стимулы для сотрудников, при которых возникает желание работать слаженно, эффективно, содействовать достижению конечных целей учреждения» [3, с. 40 - 44]. Поэтому среди требований к подготовке менеджера выделяют умение менеджера мотивировать подчинённых, стараться затронуть их личные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе профессиональных задач. Важный приём, которым должен владеть менеджер - это умение во взаимодействии с подчинёнными сочетать свободу и строгую дисциплину, что означает, с одной стороны, жёсткое управление организацией, с другой - самостоятельность и автономия индивида. Те организации, которые функционируют по принципу свободы и дисциплины, находятся под строгим контролем, но и, в то же время, приветствуют креативность, инициативность, автономию, предприимчивость и новаторство со стороны сотрудников. Поэтому высокая эффективность и успешный результат могут быть достигнуты только в результате учёта личных нужд работников, предоставления им самостоятельности и творчества. Другим важным требованием к профессиональной подготовке менеджера являются полученные знания, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими.
Таким образом, для современного менеджера образования характерна высокая личная ответственность и стремление не только к самосовершенствованию, но и продвижение, повышение квалификации своих сотрудников, непременный акцент на проблемах подчиненных, желание их разрешения. Не следует забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательные черты менеджера - пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, невыполнение обещаний.
Сформированные организаторские способности позволят менеджерам образования создавать и поддерживать в коллективе сознательную дисциплину, без которой никакое учреждение нормально работать не способно.
1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.
2. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.
3. Уткин Э.А. История менеджмента. Москва, 2005.
References
1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.
2. Shepel' V.M. Kommunikacionnyjmenedzhment: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.
3. Utkin 'E.A. Istoriya menedzhmenta. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 18.08.15
УДК 371
Mishchenko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Civil and Legal Disciplines, VYUIFSIN of Russia (Vladimir, Russia), Е-mail: vyacheslav-mischenko@mail.ru
THE QUESTION OF GENEALOGY DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG STUDENTS. In the article the author draws attention to the urgency of a problem of social adaptation of students. While noting the positive trends of social creativity of young people, which, of course, is a key to the further successful development of the society, the author at the same time emphasizes that along with positive deviations among young people there are more often negative deviations that take a form of alcoholism and drug addiction, immorality, violent and acquisitive crime teenage delinquency. The author analyzes nature, types, etiology, genealogy of deviant behavior, reveals measures of prevention of the phenomenon under study, and outlines a way of constructive personal development.
Key words: deviant behavior, positive deviation, negative deviation, crime, delinquency, addiction, marginally, immorality, prevention.
В.И. Мищенко, канд. филос. наук, ст. преп. каф. гражданско-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, г. Владимир, E-mail:vyacheslav-mischenko@mail.ru
К ВОПРОСУ О ГЕНЕАЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
В данной статье автор обращает внимание на актуальность проблемы социальной адаптации учащейся молодёжи. Отмечая позитивные тенденции социального творчества молодых людей, что, безусловно, является залогом дальнейшего успешного развития общества, автор в то же время подчёркивает, что наряду с позитивными девиациями в молодежной среде наблюдается усиление негативных девиаций в виде алкоголизации и наркотизации, аморальности, насильственной и корыстной преступности, подростковой делинкветности. В статье автор анализирует сущность, виды, этиологию, генеалогию девиантного поведения, раскрывает меры превенции исследуемого феномена, а также намечает пути конструктивного развития личности.