УДК 330
З.Б. Джаджиева
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье анализируется совокупность индивидуально-психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально - психологического климата. Рассматриваются теоретические проблемы, связанные с определением взаимосвязи личностной и профессиональной ответственности, как одной из главных качеств руководителя.
Ключевые слова: менеджер, персонал управления, организация труда руководителя, линейный руководитель.
Актуальность исследования обусловлена: существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере; o теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности; o необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом.
Профессионально важные качества личности управленца - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
Проблемой изучения личностных характеристик, обуславливающих эффективность руководства занимались, такие исследователи как: М. Шоу, Г. Кунц, С. О'Доннел, Д. Макклелланд, Т.Ю. Базаров, А.В. Карпов, С.М. Морозов, Р.Л. Кричевский, А.М. Бандурка.
В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.
Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л.И. Уманский и др.).
На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:
1) общечеловеческие качества: трудолюбие; принципиальность, честность; обязательность, верность слову; самокритичность; гуманность; тактичность; справедливость; целеустремленность; альтруизм; высокая культура, безупречная нравственность; энергичность; работоспособность; выдержанность; любовь к своему делу; оптимистичность; требовательность к себе и другим; чувство юмора; внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.);
2) психофизиологические качества: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства, индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности);
3) деловые качества и организаторские способности: инициативность; самостоятельность в решении вопросов; самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность);
© Джаджиева З.Б., 2015.
Научный руководитель: Тюриков Александр Георгиевич - доктор социологических наук, Современная гуманитарная академия, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 2
дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить цель и поставить задачу; способность менять стиль поведения в зависимости от условий; умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив и повести его за собой; умение контролировать деятельность подчиненных; способность и стремление оперативно принимать решения; способность и стремление объективно анализировать и оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий подход к порученному делу; умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет.
4) коммуникативные качества: умение руководителя устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение выступать публично;
5) профессиональные знания: знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.); применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией. [3, с.55-64].
Если руководитель будет обладать всеми вышеназванными качествами, его можно считать идеальным.
Розанова В.А. отмечает следующие качества руководителя (менеджера) препятствуют эффективной деятельности организации [7, с.376]:
недостаточная сформированность у менеджера индивидуальной управленческой концепции;
рассогласование организационных и личных ценностей и целей менеджера;
недостаточная степень наличия управленческих способностей менеджера;
недостаток знаний, умений и навыков менеджера в области управленческой деятельности;
отсутствие креативности у менеджера;
неумение управлять собой;
неумение управлять группой;
недоброжелательное отношение к персоналу;
отсутствие стремления к личностному росту;
неумение мотивировать персонал;
трудности в общении с подчиненными;
применение неэффективного стиля руководства;
ориентация на себя и свои личные цели;
отсутствие ориентации на решение профессиональных задач;
недостаток творческого подхода в работе;
консервативность поведения менеджера;
наличие конфликтных тенденций поведения;
наличие невротических тенденций поведения;
Грамотный руководитель никогда не допустит такого количества недостатков в себе и своей деятельности, постоянно будет работать над саморазвитием, самовоспитанием, совершенствованием и самообразованием.
Правильно избранный стиль руководства может способствовать дальнейшему развитию компании, к примеру, в кризисной ситуации грамотный руководитель может повысить личную ответственность, контроль над ресурсами, действиями сотрудников, внедрив авторитарный стиль руководства.
Весьма подходит такой стиль и на этапе становления бизнеса, когда опыта недостаточно, и не все процессы отлажены. Этот же стиль может помешать дальнейшему развитию, поскольку лишает персонал инициативы и творческого подхода к делу. В период бурного роста рынка, компания с авторитарным руководителем расти наравне с другими, не сможет.
Итак, рассмотрим более подробно стили руководства и ситуации, для которых они наилучшим образом подходят.
Авторитарный стиль.Все роли в коллективе очерчены предельно четко: Руководитель сосредоточивает руководство коллективом исключительно в своих руках, прописывает жесткие схемы в положениях и инструкции. Он дает указания, сотрудники неукоснительно их исполняют, в противном случае это влечет за собой соответствующие санкции.
Как уже было отмечено выше, такое руководство уместнее в критической ситуации, в условиях необходимости высокой дисциплины, а также с некоторыми категориями работников.
Высокая степень контроля в управлении требует от руководителя очень интенсивной работы, кроме того, грозит перерасти в сложнейшую бюрократическую машину, которая со временем будет все больше тормозить решения, а ее действия будут терять оперативность. В случае растущей компании ситуация с принятием решений может усложниться.
Авторитарный стиль грозит перерасти в самоуправство, вседозволенность, вызвать стойкую негативную реакцию со стороны членов коллектива. Дабы руководителю не скатиться до подобной ситуации, он должен опираться на такие сдерживающие факторы и инструменты руководства, как выработка общей стратегии, тактическое планирование, ориентация управления на конечный результат, а не на строгое следование инструкциям.
Сопричастный стиль, это когда во всех процессах постановки целей и задач участвуют как руководитель, так и его персонал. При этом руководитель вправе отклонить мнение сотрудника, в любом случае такой стиль управления опирается на налаженную обратную связь, он позволяет руководителю сохранить высокую степень контроля над объектами управления, используя при этом ресурсы персонала, рост мотивации и инициативы со стороны своих подчиненных.Этот стиль отлично подходит и для периода роста бизнеса, и для кризисных моментов.
К минусам этого способа управления отнесем временные и трудовые затраты руководителя, который вынужден изучать мнение сотрудников, искать к ним индивидуальные подходы, контролировать достоверность поступающей от них информации.
Автономный или анархический стиль, предполагает, что руководитель дает подчиненным широкие полномочия, они фактически действуют автономно. Контроль над их действиями слабый и ограничивается только показателями работы сотрудника.
Недостатки этого стиля заключаются в повышении риска служебных нарушений, краж, а потому абсолютно не подходит для управления видами работ, где очень важно придерживаться стандартов и регламентов (производство, например).
В заключении скажем, что талант руководителя заключается в умении находить разумный баланс, использовать в своей работе все стили управления коллективом - в зависимости от ситуации, используя свою наблюдательность, навыки психолога и прочие качества. Все это позволяет управлять компанией наиболее результативно.
Список литературы
1.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 2009.
2.Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2011.
3.Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2012.
4.Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: Изд-во «Литур»,
2010.
5.Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности. Автореф. дисс. докт. пси-хол., наук. - Казань, 2006.
6.Марр Р. Личностные качества руководителя. - М.: Гардарика, 2012.
7.Психология управления. Учебник для ВУЗов под ред. Иванченко С.Н. - М.: Бизнес, 2013.
ДЖАДЖИЕВА ЗАЛИНА БАТРАЗОВНА - магистарнт, Современная гуманитарная академия, Россия.