Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
макияжа. Эти, казалось бы, прописные истины офисного этикета, видимо, соблюдаются вовсе не безоговорочно, иначе бы не появлялись бы на свет в некоторых компаниях специальные инструкции. Не так давно на интернет-форумах обсуждали приложение к приказу «О внешнем виде сотрудников ОАО „Газпромнефть"», ставшее достоянием одного из порталов. В документе детально и с картинками-примерами оговаривается длина волос (кроме строгого пучка разрешены короткие стрижки, которые надо обновлять раз в месяц), ногтей (французский маникюр не больше 3-5 мм, ногти с рисунком или nail art запрещены), а также цена и форма украшений (нельзя носить дешевую бижутерию, висячие серьги, звенящие браслеты и кольца с крупными камнями) и костюмов (не дешевле 500 долл., список марок и магазинов прилагается) [3]. В принципе же российских компаниях чаще речь идет
о деловом стиле одежды, нежели о дресс-коде как таковом, но количество фирм которые начинают внимательней относиться к внешнему виду сотрудников увеличивается с каждым годом.
Библиографические ссылки
1. Корпоративный дресс-код. Ч. 1. URL: http:// www.dkvartal.ru/alfaimage/4476 (дата обращения: 25.02.2011).
2. «Дресс-анархия». 36 % россиян ходят на работу в «чем душе угодно». URL: http://podborkadrov.ru/ articles/detail.php?ID=17905. (дата обращения: 20.02.2011).
3. Кодекс одежды. URL: http://www.rg.ru/2009/09/ 22/dress-kod.html (дата обращения: 20.02.2011).
© Кудрева А. К., Кукарцев А. В., 2011
УДК 300-399
М. Е. Кутузова Научный руководитель - Г. С. Михалев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
Рассматриваются основные методы защиты акционерных обществ от недружественного поглощения. Большая часть мер защиты - стратегические. Реструктуризация, реорганизация, создание консолидированного пакета акций (долей участия) и схемы «перекрестного владения» акциями, проведение мероприятий, направленных на заключение договоров с «секретными» приложениями, вступающими в силу в случае захвата предприятия. Если использовать все подобные меры в комплексе, то не придется прибегать к тактическим мерам защиты.
За последние годы проблема недружественных поглощений предприятий стала актуальной для России. Враждебное поглощение несет в себе угрозу интересам акционеров, поэтому подготовка к отражению агрессии лежит в зоне ответственности совета директоров и менеджмента компании.
Систему защитных мер от недружественного поглощения можно разделить на два основных блока:
стратегические, или превентивные действия, направление на создание надежной корпоративной защиты и минимизацию рисков недружетвенного захвата;
тактические, или оперативные действия, основная цель которых - не допустить перехвата контроля над бизнесом в условиях начавшейся атаки агрессора.
В рамках сратегических методов можно выделить реорганизацию, создание юридических и экономических барьеров. Под реструктуризацией в целях защиты понимают выделение обособленных подразделений внутренней структуры бизнеса в независимые юридические лица, формальное изменение собственников активов или их диверсификация, использование механизмов перекрестного владения.
Главным элементом реструктуризации является выделение владельческого, производственного, управленческого и торгового блоков деятельности компании, когда данные функции выполняет не одна структура, а четыре самостоятельных юридических лица (так на-
зываемая «схема четырех углов»). При этом владельческая компания является собственником главных активов бизнеса и практически не участвует в текущей хозяйственной деятельности, что значительно снижает риски возникновения неконтролируемой кредиторской задолженности, судебных споров и т. п. Производственные компании пользуются активами на основании договора аренды, но также закрыты от внешней среды. Ядром схемы «четырех углов» является управляющая компания, концентрирующая профессиональных управленцев, финансистов и юристов.
Реализация такой реструктуризации позволяет решить сразу несколько задач: вывести из зоны риска основные производственные активы бизнеса, оптимизировать финансовые потоки и обеспечить защиту непосредственно владельцев бизнеса.
Еще один способ защиты от недружественного поглощения - создание консолидированного пакета акций (долей участия) и схемы «перекрестного владения» акциями.
В качестве превентивных экономических барьеров применяются мероприятия, направленные на заключение договоров с «секретными» приложениями, вступающими в силу в случае захвата предприятия, меры по повышению стоимости компании (в качестве стратегической цели развития). Основу юридических барьеров составляют тщательно разработанные внут-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ренние документы общества (Устав, Положения об органах управления и т.п.), соответствующие выбранной стратегии защиты. Необходимо чтобы данные документы соответствовали действующему законодательству, а также содержали положения, направленные на защиту от недружественного поглощения.
В качестве самостоятельных вариантов юридических барьеров могут выступать такие мероприятия: мониторинг сделок с акциями для обеспечения возможности своевременного выявления признаков скупки акций компании, привлечение регистратора в целях осуществления функций счетной комиссии для обеспечения легитимности принятых общим собранием акционеров решений, передача акций в доверительное управление.
В комплексе превентивных защитных мер одну из ключевых позиций занимают меры по правовой защите основных имущественных активов компании. В качестве основных технологий здесь можно использовать концентрацию основных активов во владельческой компании, практически не участвующей в текущей деятельности; также эффективной мерой является обременение имущества договором долгосрочной аренды, включающий в себя серьезные штрафные санкции за одностороннее изменение или расторжение договора аренды арендодателем, или залогом, что создает невозможность для потенциального агрессора получения желаемого полного контроля в правовом смысле над активом и значительно увеличивает бюджет недружественного поглощения.
То же самое можно сказать в отношении товарного знака и иных объектов исключительных прав, о защите которых российские предприниматели стали задумываться только в последнее время. Согласно установленной процедуре товарный знак подлежит регистрации в Роспатенте и правовообладателем его
является то лицо, которое раньше других подало заявку на регистрацию и получило соответствующее свидетельство.
Просроченная и плохо управляемая кредиторская задолженность компании нередко становится главным отправным пунктом в начале корпоративной атаки агрессора. Чтобы предотвратить это, собственнику бизнеса целесообразно сделать как минимум две вещи: во-первых, ввести в практику постоянный мониторинг кредиторской задолженности и активную адресную работу с крупными и средними кредиторами предприятия. Во-вторых, создать контролируемую кредиторскую задолженность головной компании на одну или несколько подконтрольных компаний.
Если же агрессия началась, то совету директоров в первую очередь необходимо: сформировать штаб по отражению агрессии, разработать сценарии развития событий и способы защиты от агрессивных действий, обратиться к акционерам, трудовому коллективу, органам местной и региональной власти, другим целевым группам с информацией о нападении. Для снижения вероятности поглощения и получения агрессором эффектов от поглощения можно использовать следующие шаги: обратиться в судебные органы с обжалованием действий агрессора, подготовить и провести очередное собрание акционеров с целью принятия защитных мер, обеспечить безопасность реестра акционеров, добиться наложения судом по искам дружественных структур ареста на наиболее существенные активы компании, разработать и реализовать программу связей с общественностью, разработать и реализовать стратегию взаимоотношений с государственными органами, обеспечить личную безопасность лиц, принимающих решения.
© Кутузова М. Е., Михалев Г. С., 2011
УДК 651.4/.8(075.8)
М. В. Лавринович, Е. И. Семенова Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ КАК АТРИБУТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассмотрены история создания, способы оформления, приемы использования визитных карточек, являющихся как средством рекламы, так и неотъемлемой составляющей имиджа, корпоративного стиля и общего уровня управленческой культуры современной фирмы.
Краткая история происхождения визитных карточек. Происхождение визитной карточки соотносится с понятием «визит» (фр. Visit). Визитную карточку можно назвать своеобразным документом передающимся сторонами в ходе визита.
История развития визитной карточки предположительно начинается во Франции в XVII веке. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры - фамильные гербы со своею подписью и датой вручения. Самые ранние визитные карточки датируются 1731 г. (Флоренция).
В Китае считают, что визитные карточки применяют там уже несколько столетий.
В Японии визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века, а в наше время обычай распространился на область личных взаимоотношений.
Виды визитных карточек. Существует большое количество видов визитных карточек. Важнейшие из них:
Личная визитная карточка.
Этот вид карточки используется при состоявшемся знакомстве.