Научная статья на тему 'Дресс-код как элемент организационной культуры'

Дресс-код как элемент организационной культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3563
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрева А.К., Кукарцев А.В.

Рассматривается понятие корпоративного дресс-кода, факторы, определяющие его выбор, анализируются положительные и отрицательные стороны его влияния на сотрудников и клиентов, а так же российский опыт по введению дресс-кода в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дресс-код как элемент организационной культуры»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 65.012.42

А. К. Кудрева Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДРЕСС-КОД КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается понятие корпоративного дресс-кода, факторы, определяющие его выбор, анализируются положительные и отрицательные стороны его влияния на сотрудников и клиентов, а так же российский опыт по введению дресс-кода в организациях.

В современном мире одежда говорит о человеке без слов. По тому, как мы выглядим, можно сделать определенные выводы о наших личностных качествах, стиле общения и отношение к работе. При этом, если в личном и дружеском общении мы вольны свободно выбирать одежду, то в деловой сфере внешний вид имеет серьезное значение. В связи с этим и был поставлен вопрос о введении дресс-кода. Особое внимание уделяется корпоративному дресс-коду, так как большую часть своего времени человек обычно проводит за работой.

Корпоративный дресс-код - это система стандартов внешнего вида для сотрудников организации, включающая, прежде всего, требования к одежде и аксессуарам, а также к прическе, макияжу, оформлению образа в целом [1].

Внешний вид демонстрирует уважение к деловым партнерам и клиентам и положительно сказывается на репутации компании.

Дресс-код является одним из инструментов организационной культуры, и подразумеваетиспользова-ние для выполнения конкретных задач, стоящих перед компанией, поэтому его выбор определяется следующими факторами:

- Направление деятельности организации.

- Целевая аудитория, с которой работают сотрудники.

- Место работы.

- Особенности системы управления, стиля руководства.

Корпоративный дресс-код может быть представлен разными стилями: свободный стиль, неофициальный стиль «casual», деловой стиль, униформа.

В пользу дресс-кода свидетельствуют следующие аргументы:

- Строгая одежда дисциплинирует, настраивает на работу, в то время как свободный стиль расхолаживает.

- Клиенты и партнеры воспринимают подтянутый, деловой внешний вид персонала как признак надежности, благополучия.

- Человек, придерживающийся норм в одежде, невольно более строго будет следовать и другим правилам.

- Общий стиль в одежде, а в еще большей степени единая форма объединяет людей, способствует формированию общности, команды.

- Фирменная одежда является своеобразным рекламным носителем, она несет информацию о компании, способствует повышению узнаваемости ее торговой марки.

Аргументы противников единообразия в одежде чаще всего сводятся к следующему.

На работе мы проводим большую часть жизни, а деловой костюм — не самая комфортная одежда. В более свободной одежде человек чувствует себя более удобно и раскованно.

Необходимость носить даже в жару костюм с длинными рукавами и особенно чулки, не только вызывает дискомфорт, мешает работать, но и способна нанести вред здоровью. Точно так же, как запрет в холодное время года на теплые вещи.

Не всегда зарплата позволяет сотрудникам прилично выглядеть и покупать дорогую деловую одежду, а отрывать значительные суммы от семьи для того чтобы соответствовать требованиям работодателя, готов далеко не каждый.

Многим сотрудникам, особенно женщинам, не нравится выглядеть «как все» и целый год носить одно и то же.

Стремясь сэкономить, компании часто заказывают дешевую одежду, которая быстро теряет вид [2].

В общем, офисный дресс-код влияет на психологическое состояние сотрудников двояко. С одной стороны, он погашает некую индивидуальность, а с другой настраивает на деловой лад, на эффективное выполнение своих профессиональных задач. «Одинаковая» одежда помогает сотрудникам идентифицировать себя с компанией, улучшает взаимодействие в команде. Это очень важный аспект, поскольку деловой дресс-код многими рассматривается как инструмент формирования имиджа компании во внешней среде.

В западных компаниях правила дресс-кода принято закреплять в контракте. В отечественных фирмах иной менталитет и условия работы, поэтому строгие требования к соблюдению дресс-кода встречаются редко. В правилах по дресс-коду прописываются обязательные и желательные требования к одежде. Непременно надлежит огласить «черный список», в котором следует сформулировать «недопустимые вещи».

Почти треть участников одного из опросов заявили, что в их компаниях «мода» официально не заведена, но существуют негласные нормы, которых принято придерживаться. Строгий деловой стиль для мужчин - это полосатые костюмы черного, синего или серого цветов в сочетании с рубашкой и галстуком спокойных расцветок. Для женщин цветовая гамма та же. Брючные костюмы допускаются, но прямая юбка до колен предпочтительнее. Не допускаются распущенные по плечамам волосы или вызывающий

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

макияжа. Эти, казалось бы, прописные истины офисного этикета, видимо, соблюдаются вовсе не безоговорочно, иначе бы не появлялись бы на свет в некоторых компаниях специальные инструкции. Не так давно на интернет-форумах обсуждали приложение к приказу «О внешнем виде сотрудников ОАО „Газпромнефть"», ставшее достоянием одного из порталов. В документе детально и с картинками-примерами оговаривается длина волос (кроме строгого пучка разрешены короткие стрижки, которые надо обновлять раз в месяц), ногтей (французский маникюр не больше 3-5 мм, ногти с рисунком или nail art запрещены), а также цена и форма украшений (нельзя носить дешевую бижутерию, висячие серьги, звенящие браслеты и кольца с крупными камнями) и костюмов (не дешевле 500 долл., список марок и магазинов прилагается) [3]. В принципе же российских компаниях чаще речь идет

о деловом стиле одежды, нежели о дресс-коде как таковом, но количество фирм которые начинают внимательней относиться к внешнему виду сотрудников увеличивается с каждым годом.

Библиографические ссылки

1. Корпоративный дресс-код. Ч. 1. URL: http:// www.dkvartal.ru/alfaimage/4476 (дата обращения: 25.02.2011).

2. «Дресс-анархия». 36 % россиян ходят на работу в «чем душе угодно». URL: http://podborkadrov.ru/ articles/detail.php?ID=17905. (дата обращения: 20.02.2011).

3. Кодекс одежды. URL: http://www.rg.ru/2009/09/ 22/dress-kod.html (дата обращения: 20.02.2011).

© Кудрева А. К., Кукарцев А. В., 2011

УДК 300-399

М. Е. Кутузова Научный руководитель - Г. С. Михалев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Рассматриваются основные методы защиты акционерных обществ от недружественного поглощения. Большая часть мер защиты - стратегические. Реструктуризация, реорганизация, создание консолидированного пакета акций (долей участия) и схемы «перекрестного владения» акциями, проведение мероприятий, направленных на заключение договоров с «секретными» приложениями, вступающими в силу в случае захвата предприятия. Если использовать все подобные меры в комплексе, то не придется прибегать к тактическим мерам защиты.

За последние годы проблема недружественных поглощений предприятий стала актуальной для России. Враждебное поглощение несет в себе угрозу интересам акционеров, поэтому подготовка к отражению агрессии лежит в зоне ответственности совета директоров и менеджмента компании.

Систему защитных мер от недружественного поглощения можно разделить на два основных блока:

стратегические, или превентивные действия, направление на создание надежной корпоративной защиты и минимизацию рисков недружетвенного захвата;

тактические, или оперативные действия, основная цель которых - не допустить перехвата контроля над бизнесом в условиях начавшейся атаки агрессора.

В рамках сратегических методов можно выделить реорганизацию, создание юридических и экономических барьеров. Под реструктуризацией в целях защиты понимают выделение обособленных подразделений внутренней структуры бизнеса в независимые юридические лица, формальное изменение собственников активов или их диверсификация, использование механизмов перекрестного владения.

Главным элементом реструктуризации является выделение владельческого, производственного, управленческого и торгового блоков деятельности компании, когда данные функции выполняет не одна структура, а четыре самостоятельных юридических лица (так на-

зываемая «схема четырех углов»). При этом владельческая компания является собственником главных активов бизнеса и практически не участвует в текущей хозяйственной деятельности, что значительно снижает риски возникновения неконтролируемой кредиторской задолженности, судебных споров и т. п. Производственные компании пользуются активами на основании договора аренды, но также закрыты от внешней среды. Ядром схемы «четырех углов» является управляющая компания, концентрирующая профессиональных управленцев, финансистов и юристов.

Реализация такой реструктуризации позволяет решить сразу несколько задач: вывести из зоны риска основные производственные активы бизнеса, оптимизировать финансовые потоки и обеспечить защиту непосредственно владельцев бизнеса.

Еще один способ защиты от недружественного поглощения - создание консолидированного пакета акций (долей участия) и схемы «перекрестного владения» акциями.

В качестве превентивных экономических барьеров применяются мероприятия, направленные на заключение договоров с «секретными» приложениями, вступающими в силу в случае захвата предприятия, меры по повышению стоимости компании (в качестве стратегической цели развития). Основу юридических барьеров составляют тщательно разработанные внут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.