Научная статья на тему 'Костюм как социальное явление'

Костюм как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3221
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / КОСТЮМ / "ДРЕСС-КОД"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михеева М. А.

В статье рассматривается костюм как социальное явление, как мера обработки социальной информации, как особый, непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи. Рассматривается понятие «дресс-код» как свод правил, принятых в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Костюм как социальное явление»

Михеева М.А.

Волжский государственный инженерно-педагогический университет КОСТЮМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В статье рассматривается костюм как социальное явление, как мера обработки социальной информации, как особый, непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи. Рассматривается понятие «дресс-код» как свод правил, принятых в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная сфера, социальное явление, костюм, «дресс-код»

Костюм (от лат. costume) может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм существует как неотъемлемое социальное явление, костюм, как живой организм, играет значимую роль в жизни общества [2].

Костюм - определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма - знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре.

Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции:

1) магическую. Например, самый древний вид одежды, раскраска и татуировка, распространенные в племенах, выполняли защитные функции. Они должны были защищать от злых духов и наводить ужас на противника в бою;

2) возрастную - обозначает или маскирует возраст человека. Традиционный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, например, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском традиционном женском костюме. В европейском костюме, особенно современном, часто возраст маскируется;

3) социально-половую - практически в любом традиционном костюме четко обозначен

не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму;

4) сословную (групповую) - костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

5) профессиональную - костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в Средние века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. Например, в современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо меньшей степени - в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»;

6) региональную - костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов.

Региональная функция связана с национальной функцией - по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», стирающий все национальные особенности;

7) религиозную - костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция - многозначной, хотя он сохраняет следующие функции:

8)эротическую;

9) эстетическую - в этом смысле костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Понятие «костюм» неотделимо от понятия «одежда», т.к. его основная функция знаковая, он информирует окружающих о социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе и культуре своего владельца. Таким образом, костюм больше акцентирует внимание на информации, которую он сообщает, а одежда - на практических функциях.

Основная функция одежды - защитная (физическая и моральная защита), утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды - это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию - украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда - это предмет потребления, ношение одежды - это процесс потребления данного продукта. Одежда может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного производства, когда один образец растиражирован в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров и находит своего «хозяина» уже в процессе распределения. В любом случае она удовлетворяет определенные потребности конкретного человека.

Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя:

1) драпированная (некроеная, несшитая) -одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

2) накладная - одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой - в виде

куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой;

3) распашная - кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);

4) кроеная и сшитая европейского типа -одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.). В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, по способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.).

Одежда - это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от зубов и когтей диких животных; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ. Одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму) [3].

Говоря о костюме, можно выделить несколько его видов: это комплекс одежды и аксессуаров, это и театральный костюм, ритуальный костюм, национальный костюм, а также профессионально ориентированный, т.е. деловой.

Профессионально ориентированный костюм обозначает определенный стиль одежды, которого человек должен придерживаться в соответствии с его родом деятельности и с ситуацией.

Для того чтобы грамотно ориентироваться в многообразии одежды и «грамотно» выглядеть, существует целостный свод правил и стандартов, зафиксированные нормы о том, как должен выглядеть деловой человек в различных ситуациях, так называемый «дресс-код».

Основное правило при выборе одежды -это ее соответствие времени и обстановке.

Дресс-код (англ. ёге88-еоёе - кодекс одежды) - форма одежды, требуемая при посещении

определенных мероприятий, организаций, заведений.

Термин «дресс-код» возник в Великобритании, но быстро распространился по всему миру. Чаще всего его используют для обозначения правил ношения одежды в офисе. Но понятие дресс-код шире и может обозначать правила ношения одежды в зависимости от социального класса человека, достатка, рода занятий, национальности, религии, семейного положения и даже сексуальной ориентации.

Дресс-код компании является прямым продолжением корпоративной культуры фирмы и важной частью ее бренда. Как театр начинается с вешалки, так и доверие клиента к организации начинается с доверия к ее сотрудникам, внешний вид которых играет в этом немаловажную роль. В первую очередь дресс-код придуман для потребителей, а не для служащих. Внешний вид демонстрирует уважение к деловым партнерам и клиентам и положительно сказывается на репутации компании. Дресс-код зависит не только от специфики работы, но и от общего состояния дел компании. Если клиенты постоянно видят работников компании только в старомодных заношенных пиджаках, то у них есть серьезный повод для раздумий [4].

В крупных корпорациях, особенно западных, требования бывают очень жесткими: на нескольких страницах контракта детально проговаривается, во что должен быть одет сотрудник, вплоть до процента содержания полиэстера в ткани костюма. В главном офисе ООН, например, служащую на законных основаниях могут с порога отправить домой поменять колготки на более удачные по тону, причем за счет ее рабочего времени.

На территории России компании в основном уделяют внимание форме одежды для тех событий (деловые переговоры, открытые корпоративные вечеринки), в ходе которых могут приниматься деловые решения и успех которых в том числе зависит от внешнего вида сотрудников. Иногда регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, и перечень неприемлемой одежды (шорты, «топики», декольтированные платья, прозрачная одежда, шлепанцы, кроссовки). Строгий корпоративный дресс-код можно обнаружить пока лишь в банках и в ресторанах [1].

Для среднестатистического жителя мегаполиса актуальны четыре основных варианта дресс-кода: White tie (дословно переводится как «белый галстук»), Black tie («черный галстук»), бизнес и casual, который часто пишут по-русски - кэжуал. Эти термины, заимствованные из английского языка, употребляются в мире повсеместно и обозначают одно и то же. Примечательно, что даже в России название первых двух дресс-кодов на приглашениях фигурирует на английском языке. Видимо, это связано с тем, что данные понятия относительно новы для нашего общества и для них еще не придуманы полноценные переводы или эквиваленты. А вот дресс-коды бизнес и кэжуал уже прижились в русском языке и гардеробе.

Приглашения на светские и деловые мероприятия все чаще сопровождаются пожеланием или требованием одеться в соответствии с определенным дресс-кодом, указанным на приглашении.

Вам предстоит стать участником приема, презентации или бала. На приглашении вы обнаруживаете таинственную аббревиатуру, например Black Tie или A5. Расшифровать подобные знаки может только посвященный.

Человеку, собирающемуся на официальное торжество, не обойтись без знаний светского этикета. Речь может идти о визите в закрытый ночной клуб со строгим face control, полуофициальном ужине в помпезном ресторане, благотворительном вечере или приеме в посольстве.

Формальный костюм (фрак, визитка и смокинг), освященный временем и традицией, предназначен для особо торжественных мероприятий. Например, фрак надевают на официальный прием в посольстве, придворный бал в европейском государстве-монархии, церемонию вручения премии «Оскар» или «Ника» и т. п. Смокинг распространен значительно шире. Он может понадобиться для любого официального приема, бала, презентации. В России, в отличие от Европы и Америки, вероятность попасть на мероприятие, для которого могут понадобиться эти предметы одежды, не высока.

В России чаще всего вы можете столкнуться с указанием по форме одежды в приглашениях на разнообразные официальные вечерние мероприятия. При этом наиболее распространенными

дресс-кодами являются Black Tie, A5, Formal, значительно реже можно встретить White Tie. Остальные условные знаки по большому счету используются только на Западе. У нас весьма популярен нестандартный дресс-код, то есть не принятый в международной практике, а придуманный организаторами события, например Total Black (в черном с ног до головы) или Orange Party (вас ждут в чем-нибудь оранжевом). Деловым людям могут принести приглашение на дневное или утреннее событие с пометкой Bb или Btr.

Деловой этикет более устойчив, поскольку не имеет классовых ограничений, а служит лишь «рабочей униформой», удобной для всех. Тем не менее, и здесь происходят существенные изменения - на протяжении последних десятилетий общество последовательно разрушает правила и табу, связанные с деловой одеждой. Появился «пятничный стандарт», широко растянула свои сети Мировая паутина, позволяющая работать, не выходя из дома, все чаще можно видеть людей, одетых в casual в офисе. Россия, не успев утвердить жестких правил делового этикета, постепенно вольется в мировую тенденцию к демократизации одежды.

Дресс-код на официальных мероприятиях.

White tie, Ultra-formal (Cravate blanche -фр.): «белый галстук». Самый формальный мужской костюм для парадного случая.

Возможные мероприятия: вечерний прием у президента, бракосочетание посла, бал, вручение премии и т. п.

Одежда мужчины: фрак с белым галстуком-бабочкой, лаковые туфли и карманные часы. Жилет должен быть белым и ни в коем случае черным, иначе вас могут принять за официанта. Приветствуются белые перчатки.

Одежда женщины: полный вечерний туалет: вечернее платье «в пол», перчатки, туфли на каблуках и крошечная вечерняя сумочка. Нельзя: распущенные волосы а-ля натюрель, бижутерия, голые руки.

Black Tie (Cravate noire - фр.): «черный галстук».

Возможные мероприятия: официальный вечерний прием, например рождественский, или свадьба, премьера в театре и т. п.

Одежда мужчины: смокинг.

Одежда женщины: платье для коктейля или длинное вечернее платье. Допустима бижутерия и отсутствие мехов.

Formal: «формальное вечернее мероприятие» или Black Tie, но иногда может подразумевать более модный вид, творческий подход.

Одежда мужчины: смокинг (предпочтительнее) или темный торжественный костюм с галстуком.

Одежда женщины: платье для коктейля, длинное платье или вечерний комплект из отдельных предметов.

Black Tie Invited: «черный галстук приветствуется».

Возможные мероприятия: званый ужин в пафосном ресторане, корпоративный банкет, семейное торжество с большим количеством гостей и т. п. Если речь идет о коктейле, то обычно имеется в виду вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, как правило, с напитками и фуршетом.

Одежда мужчины: при таком обозначении лучше надеть классический смокинг.

Одежда женщины: платье для коктейля, длинное платье, нарядный костюм.

Black Tie Optional: «черный галстук не обязателен».

Возможные мероприятия: аналогично Black Tie Invited.

Одежда мужчины: смокинг можно заменить на темный костюм с галстуком.

Одежда женщины: платье для коктейля, вечерние сепараты (отдельные предметы одежды, не составляющие комплекта), нарядный костюм.

Creative Black Tie: «черный галстук, творческий подход».

Возможные мероприятия: аналогично Black Tie Invited.

Одежда мужчины: этот дресс-код предполагает более широкое поле для интерпретации формального костюма, допустимы модные новинки. Смокинг с нетрадиционными аксессуарами или нетрадиционных цветов. Если сомневаетесь, наденьте классический смокинг с пестрым, но не «клоунским» жилетом, или неформальный смокинг с темной сорочкой без галстука.

Одежда женщины: длинное или короткое платье или вечерний комплект, например кружевная или расшитая блестками юбка в сочетании с тонким кашемировым джемпером.

Cocktail Attire: «коктейль».

Возможные мероприятия: аналогично Black Tie Invited.

Для мужчины: темный костюм.

Для женщины: платье для коктейлей.

Semi-formal: «полуформально». Самый каверзный дресс-код. Он как будто допускает свободу, однако строго в соответствии с мероприятием.

Для мужчины: обычно смокинг не обязателен. Для мероприятий после 18.00 предпочтение стоит отдать темному костюму. До этого времени допустим обычный костюм с галстуком.

Для женщины: после 18.00 лучше надеть платье для коктейлей (длинное - не приветствуется). До этого времени допустим нарядный костюм или дневное, но нарядное платье.

A5 (After Five): «после пяти». Такое обозначение может быть дополнено другими, например, A5 Semi formal. В противном случае A5 обозначает «Коктейль». Возможные мероприятия: любое вечернее мероприятие, начинающееся после 17.00.

Одежда мужчины: предполагается костюм, не обязательно деловой. Цвета любые, галстук не обязателен.

Одежда женщины: платье для коктейля или нарядные сепараты, например открытый расшитый топ и юбка. Как вариант - нарядный костюм с юбкой или брюками.

A5c (After 5 casual ) или Dressy Casual: «непринужденный вечерний стиль» (после пяти часов вечера).

Возможные мероприятия: аналогично A5.

Одежда мужчины: слово casual не должно вводить вас в заблуждение. Речь идет не о поношенных джинсах, а о модной и остромодной одежде от дизайнеров или известных брендов, вне зависимости от того, наденете ли вы нарядный пиджак или шелковую водолазку. Если сомневаетесь, наденьте обычный деловой костюм с нарядной сорочкой без галстука.

Одежда женщины: лучше выбрать элегантный женственный костюм или нарядное дневное платье.

Casual: «кэжуал» - свободный стиль одежды.

Возможные мероприятия: корпоративная вечеринка, например пикник и т.п.

Одежда: всегда следует принимать во внимание характер мероприятия. В некоторых случаях лучше одеться элегантно, чем непринужденно.

Informal: «неформально» - означает то же, что и «casual».

Btr (Business Traditional) или Undress: «традиционный деловой костюм» или «повседневная форма одежды».

Возможные мероприятия: деловая встреча.

Одежда: обычный деловой костюм.

Bb (Business Best): «самый строгий и дорогой деловой костюм».

Возможные мероприятия: ответственная деловая встреча, особенно с иностранными партнерами, деловой прием.

Одежда мужчины: лучший деловой костюм, обычно темно-синего цвета, возможно в полоску, одно- или двубортный, с ослепительно белой сорочкой (лучше с двойными манжетами и запонками) и галстуком в красных тонах, с нагрудным платком. Туфли - исключительно черные оксфорды или дерби.

Для женщины: серый, синий или бежевый костюм, белая блузка-сорочка, возможен галстук, телесного цвета прозрачные чулки, туфли черного цвета или цвета костюма, на невысоком каблуке (3-5 см) [1].

Таким образом, костюм рассматривается как особый, непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи. Основная функция костюма - знаковая, он информирует окружающих о социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе и культуре своего владельца.

Список использованной литературы:

1. Гофман Л.П. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000. С. 27.

2. Борев В.Ю., Коваленко. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

3. Петров Л.В. Феномен моды в процессе межличностного общения // Категории этики и эстетики. Л., 1973.

4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. - М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ермилова Д.Ю. История домов моды. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Комиссаржевский Ф. История костюма. - Минск: Литература, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.