Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ПРАВ ЗАКАЗЧИКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ'

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ПРАВ ЗАКАЗЧИКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав / заказчик / подрядчик / муниципальный контракт / ответственность подряд-чика / контрактная система / недобросовестные действия поставщиков / protection of rights / customer / contractor / municipal contract / contractor's liability / contract system / un-fair actions of suppliers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонова Анастасия Сергеевна

В статье исследуются вопросы, связанные с правовой охраной интересов заказчиков в сфере заключения муниципальных контрактов. Кратко освещены нормы Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере за-купок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также анализирует-ся ответственность подрядчиков, санкции за нарушения прав заказчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Леонова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PROTECTION AGAINST UNSCRUPULOUS SUPPLIERS (CONTRACTORS, EXECUTORS) OF THE RIGHTS OF CUSTOMERS IN THE EXECUTION OF OBLIGATIONS UNDER THE MUNICIPAL CONTRACT

The article examines issues related to the legal protection of the interests of customers in the field of concluding municipal contracts. The norms of Federal Law No. 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» are briefly highlighted, the principles of responsibility of contrac-tors, sanctions that are applied in case of violation of the rights of the customer are listed.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ПРАВ ЗАКАЗЧИКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.4

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ПРАВ ЗАКАЗЧИКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ

Леонова Анастасия Сергеевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан) Научный руководитель — Н. А. Мишакова, заместитель председателя Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (г. Абакан)

В статье исследуются вопросы, связанные с правовой охраной интересов заказчиков в сфере заключения муниципальных контрактов. Кратко освещены нормы Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также анализируется ответственность подрядчиков, санкции за нарушения прав заказчика.

Ключевые слова: защита прав, заказчик, подрядчик, муниципальный контракт, ответственность подрядчика, контрактная система, недобросовестные действия поставщиков.

MECHANISMS OF PROTECTION AGAINST UNSCRUPULOUS SUPPLIERS (CONTRACTORS, EXECUTORS) OF THE RIGHTS OF CUSTOMERS IN THE EXECUTION OF OBLIGATIONS UNDER THE MUNICIPAL CONTRACT

Leonova Anastasia Sergeevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan) Scientific supervisor — N. A. Mishakova, Deputy Chairman State Committee for the regulation of the contract system in the field of procurement of the Republic of Khakassia (Abakan)

The article examines issues related to the legal protection of the interests of customers in the field of concluding municipal contracts. The norms of Federal Law No. 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» are briefly highlighted, the principles of responsibility of contractors, sanctions that are applied in case of violation of the rights of the customer are listed.

Keywords: protection of rights, customer, contractor, municipal contract, contractor's liability, contract system, unfair actions of suppliers.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим защиту прав заказчиков от недобросовестных исполнителей услуг, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) [1]. Указанные санкции бывают следующих видов:

1) гражданско-правовая ответственность: недобросовестный подрядчик уплачивает

штраф, неустойку в пользу пострадавшего заказчика;

2) заказчик в праве расторгнуть договор, если исполнитель получил тендер обманным путем, не выполнил условия поставки, а также поставил товар не надлежащего качества.

Мы считаем, что целесообразно рассмотреть организацию претензионной работы, возникающей в связи с исполнением муници-

пальных заказов и односторонним отказом от исполнения таких контрактов. Происходит это их-за того, что стали появляться вопросы относительно процедуры, в соответствии с которой муниципальный заказчик должен действовать при защите своих прав.

Согласно нормам Закона ведущим принципом контрактной системы в сфере закупок выступает ответственность за результат. То есть, государственные нужды должны быть обеспечены качественно, а закупки быть эффективными. Изложенное означает, что заказчик обязан вести претензионную работу.

Важно, чтобы контракт обязательно содержал условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств [2].

Более того, на органы муниципалитета внутреннего финансового контроля возлагается обязанность следить за тем, как заказчик применяет санкции за нарушения поставщиком условий контракта.

Почему так необходимо и важно, чтобы заказчик применял меры ответственности к недобросовестному исполнителю контракта?

Поставщик может поставить продукцию ненадлежащего качества, не уложиться в сроки и т. д. Для этого и формируют договор, который показывает исполнителю, на что конкретно он идет и какие штрафные санкции его ждут, если он не будет следовать подписанному договору.

Обязанность заказчика осуществлять контроль за выполнением условий договора поставщиком закреплена в статье ФЗ 101 [1].

Если муниципальный заказчик не применил санкции в отношении исполнителя за неисполнение обязательств, которые закреплены контрактом, то это будет означать, по мнению контролирующих органов, что заказчик неэф-

фективно использует средства бюджета, имеющиеся в муниципальном образовании.

Так, опираясь на вышесказанное, можно заключить, что на заказчика возлагается обязанность по применению санкций, предусмотренных контрактом и нормами законодательства.

Но стоит отметить, что санкции применяются строго в определенных размерах, которые установлены договором, и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного договором, который был подписан с двух сторон, это служит большой гарантией, что данный договор будет исполнен в срок [3].

Согласно п. 5 ст. 4 АПК Российской Федерации [4] при включении в договор условия о досудебном претензионном урегулировании споров важно, чтобы данный порядок был соблюден до того, как дело попадет на рассмотрение арбитражного суда. В противном случае его несоблюдение может повлечь за собой оставление дела без рассмотрения [4].

Ключевым аспектом, на который следует обратить внимание при подаче претензии или искового заявления, является регистрация факта нарушения исполнителем в документальной форме. Претензия может быть предъявлена в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в случае несвоевременного исполнения контрагентом предусмотренного договором обязательства, взыскания неустоек, а также убытков, причиненных заказчику в результате неисполнения условий договора.

В муниципальных контрактах наиболее распространенными формами ответственности контрагентов являются:

1) пеня. Данная сумма определяется в денежном выражении, в самом контракте. Данный вид уплаты предназначен для тех исполнителей, которые нарушили условия договора;

2) штраф. Указанная санкция также определена в деньгах, в самом контракте. Ее обязан уплатить контрагент заказчику, если не исполнит либо исполнит ненадлежащим образом обязательства по контракту. Исключение составляет просрочка исполнения.

На заказчика закон возлагает обязанность при выявлении неисполнения, ненадлежащего исполнения или просрочки, соблюдать срок по отправке письменной претензии в адрес контрагента: он составляет 10 календарных дней с момента выявления данного факта.

Несмотря на то, что претензия может составляться в произвольной форме, все же есть обязательные реквизиты: данные заказчика, контрагента, сумма требований, их суть и доказательства в пользу которых можно получить удовлетворение, с указанием правовых актов, которые служат основанием для разбирательств.

В случае, когда требования возможно оценить в денежном выражении, то претензия должна включать сумму требований, а также ее полный и обоснованный расчет. Если же таких обязательных пунктов претензия не содержит, то ответчик не имеет возможности на проверку обоснованности требований, которые к нему предъявляются. Соответственно, процесс затягивается, усложняется, а заказчик так и не получает обоснованный ответ, что можно назвать нарушением его прав.

Крайне важно, чтобы требования, изложенные в претензии, основывались на конкретных обстоятельствах и доказательствах, при этом также важно ссылаться на нормативные правовые акты Российской Федерации и условия договора.

К претензии должны быть приложены подтверждающие документы в виде как оригиналов, так и нотариально заверенных копий или выписок из них. Если у другой стороны есть какие-то документы, например, договор (под-

ряда), соглашение о цене, их направление не обязательно.

Претензия считается отправленной, с юридической точки зрения, только если выполнены следующие условия:

- доставка претензии курьерской службой с указанием времени доставки, подписью получателя от имени клиента с указанием его должности;

- направления претензии по юридическому адресу организации контрагента заказным письмом с уведомлением о том, что она должна быть вручена именно адресу под роспись.

Если претензия не будет удовлетворена или останется без ответа контрагентами в течение 30 дней, ответственное должностное лицо заказчика подготовит все необходимые материалы и документы для отправки искового заявления в судебное учреждение.

При невозможности решить спорный вопрос об исполнении контрагентом обязательств по договору в досудебном порядке заказчик в обязательном порядке должен обратиться в суд с целью защиты своих прав и законных интересов.

Для того чтобы обратиться в арбитражный суд с иском, следует написать письменное заявление и подкрепить к нему все необходимые юридические бумаги.

Необходимая информация, которую нужно предоставить:

- документальное название места, т. е. арбитражного суда, где будет проходить процесс;

- юридически заверенные паспортные данные истца, а также его фактическое место пребывания;

- паспортные данные ответчика, а также его фактическое место пребывания;

- требования, которые выдвигает заявитель к ответчику, вместе со ссылкой на законы и другие нормативные правовые акты, благодаря

которым заявитель будет отстаивать свою правовую норму;

- обстоятельства, на которых основаны претензии заявителя к ответчику, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, важно, чтобы они были также юридически заверенными;

- цена претензии, если претензия подлежит оценке;

- информация о соблюдении истцом искового или иного досудебного порядка, если это предусмотрено установленными правовыми актами;

- список прилагаемых документов.

Список должен включать названия прилагаемых документов с указанием количества листов. Прилагаемые копии документов должны быть надлежащим образом заверены, предпочтительно сшиты, а в качестве обеспечения иска клиентам рекомендуется подавать ходатайство о приостановлении действия договора с момента принятия такого решения судом.

Для того чтобы получить исчисления после завершения судебного разбирательства, если они имеют денежную оценку, в каждой жалобе должен быть приложен расчетный счет заявителя для своевременного исполнения обязательств ответчика.

Жалоба должна содержать и иные сведения, такие как:

- номера телефонов;

- факс;

- адреса электронных почт;

Заявитель обязан уведомить письменным уведомлением ответчика о том, что он подал документы на судебное разбирательство, а также выслать ему копии документов, которых у него нет.

Перечислим документы, которые необходимо приложить к иску:

- уведомление о апелляционном обращении или иное свидетельство о направлении

копии исковой заявки и прилагаемых к ней документов другими участниками дела, которые их не имеют;

- документ, подтверждающий оплату всех необходимых государственных пошлин;

- документы, которые служат причиной разбирательств, т. е. доказательства, на которых основывается заявитель;

- документы, можно копии, которые служат доказательством того, что данное юридическое лицо было действительно зарегистрировано;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, в которых будет указан адрес, по которому находятся заявитель и ответчик;

- документ о том, что лицу присвоен статус индивидуального предпринимателя, или наоборот, о деятельности индивидуального предпринимателя был ликвидирован.

Следует учитывать, что установлен крайний срок - 30 календарных дней для того, чтобы собрать все необходимые документы.

Обязательным условием также является уведомление со стороны муниципального учреждения главного распорядителя бюджетных средств.

Существует и такая мера, как расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке. Она применяется с целью предотвращения негативных последствий, которые могут наступить от действий недобросовестных поставщиков [5].

Отказ исполнять договор, заявленный одной стороной вне судебного разбирательства, будет признан как мера защиты прав (и исполнителя, и заказчика). Отметим, что указанная выше мера не подпадает под какую-либо юрисдикцию, т. е. она - самозащита. Для того чтобы она была применена, необходимо выявить противоправность в действиях другой стороны.

Стоит не забывать, что п. 8 ст. 95 Закона дополняет данный способ самозащиты формулировкой: «В соответствии с гражданским законодательством».

Расторгая договор, пострадавшая сторона стремится таким образом защитить свои права в гражданских правоотношениях. В том случае, когда сами условия контракта предусматривают подобный способ самозащиты, закон наделяет заказчика правом отказаться от исполнения договора.

Изложенное означает, что односторонний отказ от контракта допускается согласно ГК РФ, но также стоит предусмотреть такое условие в самом договоре.

Хотя расторжение договора может быть проведено на основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, односторонним порядком, следует помнить, что не все отказы в исполнении договора обязательно повлекут за собой прекращение его исполнения.

В рассматриваемой ситуации подразумевается полный отказ от всех обязательств, именно поэтому определение «односторонний отказ от договора» было бы более уместным. Не будет необходимости прибегать к более широкой концепции отказа от выполнения обязательства. Если принимаются другие экстренные меры одностороннего характера, то нет необходимости прописывать их в договоре, поскольку они применяются по закону.

Полностью отказаться от исполнения договора можно только на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, когда были допущены существенные его нарушения. Таким существенным нарушением является, например, просрочка исполнения обязательства должником [6].

Соответственно, исполнитель в этом случае, может спокойно отказаться от исполне-

ния договора, и может потребовать возмещения убытков, которые он понес за время этой сделки.

Кроме того, закон предусматривает правовую защиту в виде одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Существует много дискуссий о том, в какой момент обязательство считается прекращенным. Таким образом, пунктом 12 статьи 95 Закона односторонний отказ имеет императивно закрепленную форму, а Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет форму для такого действия, т. е. предполагается лишь, что письменная форма самого договора обязывает выбрать такую же форму для отказа. Если заказчик отказывается от исполнения договора, он обязан уведомить об этом исполнителя в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия решения, по почте или по электронной почте, а также через иные средства связи, которые установлены между заказчиком и исполнителем.

Следует обратить внимание, что п. 14 ст. 95 Закона указывает на срок, в течение которого расторгается контракт одной стороной: это 10 дней, которые даются на то, чтобы контрагентом устранились нарушения. Однако такое правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

В заключение отметим, что, несмотря на свою высокую эффективность, такая мера, как одностороннее расторжение контракта, является все же крайней, выступая как самозащита прав сторон контракта. Это обусловлено первоначальной заинтересованностью сторон договора в том, чтобы достигнуть хозяйственного результата, вовремя освоить денежные средства.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1652.

2. Гапанович А. В. Обзор дополнительных гарантий прав государственных (муниципальных) заказчиков при нарушении обязательств контрагентом в свете последних изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации // Право и экономика, 2019. № 7. С. 32-36.

3. Андрианов Н. А. Не допустить расторжения договора по инициативе заказчика // ЭЖ-Юрист. 2015. № 3. С. 12.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002. № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3012.

5. Соменков С. А. Институт одностороннего отказа от исполнения договора в условиях реформы гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 11. С. 85-91.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 5. Ст. 410.

Исследование выполнено в рамках договора оказания услуг по реализации основных образовательных программ с ФГБОУВОХГУ им. Н. Ф. Катанова © Леонова А. С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.