УДК 347 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-43-47
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ПОСТАВЩИКА ОТ ДЕЙСТВИЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ЗАКАЗЧИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ»
Максим Владимирович БЕЛОБОРОДОВ, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Дальневосточного федерального университета (Юридическая школа) Beloborodov.mv@gvfu.ru
Виолетта Фёдоровна ЕВТЯГИНА, студентка 4-го курса бакалавриата, Юридическая школа Дальневосточного федерального университета vevtyagina@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Аннотация. В связи с тем, что процедура закупок за счет средств как федерального, так и местных бюджетов нацелена на обеспечение прозрачности и эффективности использования данных средств, указанная тема приобретает свою актуальность на современном этапе развития Российской Федерации. В статье рассмотрены проблемные аспекты защиты нарушенных прав поставщика от действий недобросовестного заказчика при исполнении контракта, заключенного по итогам публичных торгов.
Актуальность темы обусловлена многочисленными нарушениями прав субъектов предпринимательской деятельности при несвоевременной оплате исполненных государственных (муниципальных) контрактов в условиях современной кризисной социальной-экономической ситуации, а также действиями недобросовестного заказчика, влекущими односторонние расторжения контракта.
Ключевые слова: защита прав поставщика, недобросовестный заказчик, исполнение контрактных обязательств, контрактная система, закупки, государственный (муниципальный) заказчик.
Annotation. Due to the fact that the procurement procedure at the expense of both federal and local budgets is aimed at ensuring transparency and efficiency of the use of these funds, this topic becomes relevant at the current stage of development of the Russian Federation. The article examines the problematic aspects of the protection of the violated rights of the supplier from the actions of an unscrupulous customer in the performance of the contract concluded after the public tenders.
The topicality of the topic is due to numerous violations of the rights of business entities in the late payment of executed state (municipal) contracts in the current crisis social and economic situation, as well as the actions of an unscrupulous customer, which entails unilateral termination of the contract.
Keywords: protection of supplier's rights, unfair customer, performance of contractual obligations, contract system, procurement, state (municipal) customer.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон о за-
купках) одним из важнейших принципов контрактной системы является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
Однако хозяйствующие субъекты — исполнители контрактов, надлежащим образом исполнившие обязательства, не редко сталкиваются с тем, что не могут получить оплату от недобросовестных заказчиков в течение долгого времени по выполненным контрактам; указанные обстоятельства приводят к негативным последствиям в виде крупных финансовых издержек, что в итоге ведет к упадку деятельности предприятия.
Несмотря на то что Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 26 июля 2017 г. № 189-ФЗ введена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, на практике указанная статья применяется крайне редко, поскольку государственный (муниципальный) заказчик может сослаться на недостаточность денег на его счетах либо на обстоятельства непреодолимой силы, вызванные развитием в стране пандемии СОУГО-19.
На практике также имеют место случаи, когда заказчик ссылается на положения ч. 6 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, по различным основаниям отказывается от приемки товаров либо результатов выполненных работ, составляя акты о якобы выявленных недостатках, на устранение которых даются короткие сроки либо указанные недостатки заказчиком признаются неустранимыми.
В связи с этим исполнитель контракта лишается возможности своевременной оплаты, а также в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках расторгнуть контракт в одностороннем порядке и направить сведения в территориальное управление ФАС о включении сведений в отношении данного исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
В качестве примера можно привести следующее определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2020 г. № 305-ЭС19-26475 по делу № А40-177112/2018 Обществу по
комплексному проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений «Моспроект» о взыскании 6 313 000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по договору от 3 марта 2016 г. № И16-03-01 при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Ин-вестСтрой».
Ответчик недобросовестно воспрепятствовал наступлению обстоятельств, с которыми договор связывает оплату работ истца.
Требование удовлетворено, поскольку, исследуя в совокупности условия заключенного между сторонами договора и принимая во внимание исполнение Обществом своих обязательств по договору, мотивированный отказ от приемки которых не был заявлен ответчиком, поведение которого, напротив, нельзя признать добросовестным и надлежащим, суд правильно установил, что неисполнение именно этим лицом обязанности по своевременной передаче результата работ гензаказчику повлекло отказ от договора и оплаты последним.
Исходя из анализа споров, возникающих между добросовестными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), с одной стороны, и заказчиками, применяющими в своей практике подобные методы воздействия, с другой стороны, встает актуальный вопрос о правовых способах защиты нарушенных прав хозяйствующих субъектов от действий недобросовестных заказчиков, а также о законном воздействии на недобросовестных заказчиков.
Безоговорочным и результативным правом поставщика, гарантированным законом, является право на взыскание задолженности в судебном порядке в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. То обстоятельство, что в контрактах заказчики устанавливают минимальную ставку ЦБ РФ за просрочку исполнения оплаты, не гарантирует того факта, что указанная норма будет применяться.
Достоинством этого способа защиты своих прав для поставщика является, прежде всего, возможность обращения добросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) в суд за принудительным взысканием понесенных расходов, а также компенсацией убытков в виде неустойки (пени и штрафа) за ненадлежащее исполнение обязательств.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
В то же время законодательство допускает обжалование действий недобросовестного заказчика, не исполняющего свои обязательства, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу, а также в контрольно-надзорные органы и органы прокуратуры.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре) надзирающий прокурор вправе по обращению заинтересованных лиц провести проверку в отношении указанного заказчика вплоть до вынесения предостережения о недопустимости нарушения закона с последующим привлечением виновных лиц к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 (ред. от 27.07.2019 г.) «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» и постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 (ред. от 17.08.2020 г.) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций» (вместе с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями...) в отношении недобросовестного заказчика могут быть применены меры дисциплинарной и финансовой ответственности.
Однако, как представляется, при подобных обстоятельствах наиболее эффективным способом защиты интересов добросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) являются:
1. В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, а также в соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора в случае существенного нарушения условий исполнения другой стороной.
2. Право обратиться в арбитражных суд соответствующего субъекта РФ с иском о расторжении договора в судебном порядке по инициативе поставщика с взысканием понесенных убытков, а также иных издержек, возникших при исполнении контрактных обязательств.
3. Право обратиться с жалобой на действия (бездействие) заказчика в соответствующий антимонопольный орган, наделенный правом проведения контрольных проверок согласно положениям законодательства о защите конкуренции и соответствующего регламента, утвержденного приказом ФАС России от 11 февраля 2014 г. № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи со вступлением в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
Данные способы защиты могут использоваться вместе с судебным способом защиты права.
Поставщик может пожаловаться на заказчика по следующим причинам: необоснованное отклонение заявки на участие в закупке, некорректное содержание плана, не соответствующие стандартам ФЗ № 44 требования к участникам закупки, неисполнение антимонопольного законодательства, неисполнение процедуры выбора победителя закупки, противоправные действия заказчика при подписании контракта и проч.
Ограниченный перечень оснований для передачи жалобы в ФАС на действия заказчика обусловлен тем, что полномочия антимонопольного органа также ограничены. По результатам рассмотрения жалобы инстанция может остановить осуществление закупки до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или признать проведенную закупку недействительной (если закупка завершена). По результатам поступления жалобы на заказчика антимонопольный орган также обязан провести внеплановую проверку.
Если будет выявлен факт нарушений, то заказчику будет выдано предписание об устранении нарушений. Например, ФАС может признать отклонение заявки на участие недействительным и обязать заказчика допустить поставщика до следующего этапа. Он также может обя-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
зать заказчика внести поправки в документацию по закупке в форме конкурса или аукциона.
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена правом не только контроля за действиями заказчика в сфере публичных торгов, но и за поведением заказчика при исполнении контрактных обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Следует отметить, что кроме ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добросовестно исполнивших свои обязательства по контрактам, бездействие заказчиков по исполнению своих финансовых обязательств может повлечь за собой дополнительные расходы бюджетов. В частности, при решении таких вопросов в судебном порядке помимо основной суммы долга заказчикам зачастую приходится выплачивать также проценты за пользование чужими денежными средствами, нести расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителей.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре надзирающим прокурором может быть предъявлен самостоятельный иск в защиту срока оплаты товара, работы, услуги по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства.
Однако в складывающейся практике имели место отдельные контракты, в которых заказчиками в целях уклонения от ответственности за просроченную оплату поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в контракты включались отлагательные условия, привязывающие срок исполнения их финансовых обязательств перед предпринимателями к дате фактического выделения из бюджета денежных средств.
Понимание и активная реализация субъектами предпринимательской деятельности прав на своевременную оплату по государственным и муниципальным контрактам является залогом стабильности их работы и дальнейшего развития бизнеса.
Некоторые недобросовестные заказчики в практике осуществления закупок могут добавлять избыточные требования, которые фактичес-
ки ограничивают конкуренцию на рынке. Например, в аукционной документации на закупку юридических услуг (представительство и подготовка документации) заказчик установил требование об обязательном присутствии исполнителя в рабочие дни по месту нахождения заказчика. При этом документы не содержали расчета норм времени присутствия исполнителя в офисе заказчика. Фактически услуги могли оказываться удаленно, объективной необходимости присутствовать при этом по месту нахождения заказчика не было.
Участник закупки посчитал, что содержащиеся в документации требования избыточны и направлены на ограничение конкуренции на рынке юридических услуг. Ведь участники из других регионов при таких условиях лишались возможности принять участие в аукционе, поскольку не смогли бы впоследствии исполнить требования заказчика. Участник закупки обратился с жалобой в УФАС России, однако жалобу признали необоснованной. Впоследствии участник закупки пытался защитить права в судебном порядке, однако во всех инстанциях ему отказали. Суды пришли к выводу, что оспариваемые требования аукционной документации сформированы исходя из потребностей заказчика, необходимы для обеспечения его эффективной работы и не ограничивают круг участников аукциона и конкуренцию на рынке (определение Верховного Суда РФ от 10 августа 2020 г. № 307-ЭС20-10180 по делу № А56-50090/2019).
В качестве рекомендации в отношении действий недобросовестного заказчика участнику закупки следует более внимательно отслеживать закупочную деятельность данного заказчика. Так как обжалование действий заказчика по итогам конкретной процедуры жестко ограничено во времени, нужно заблаговременно выстроить план закупок (какие закупки и в какое время будут размещаться), изучить положение о закупках на предмет действующих процедур. При наличии спорных пунктов необходимо в установленные законом сроки подать запрос о разъяснении положений документации, который впоследствии можно использовать при обжаловании положений документации или исполнении заключенного контракта, а также во время проверок контролирующими органами исполнения контракта.
В связи с этим представляется наиболее юридически грамотным такое поведение добросовестного поставщика, которое позволит ему сво-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
евременно поставить вопрос об одностороннем отказе от исполнения контракта, что даст возможность избежать финансовой ответственности за просрочку исполнения обязательств и исключить факт включения о нем сведений в соответствии со ст. 104 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, исполнителю контракта важно пользоваться всеми способами защиты нарушенных прав, включая квалифицированную юридическую помощь, что повышает шансы на успешное завершение дела.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.).
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 30.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Атишкина О.В., Зубков Э.И, Иванов О.Б. и др. Институт общественных закупок в современной российской экономике: Монография. М.: Ин-т экономики РАН, 2016 // URL: https:// inecon.org/docs/Smotritskaya_Chernykh_ book_2016.pdf
4. Богацкая С.Г. Критерии и причины неэффективных закупок // URL: http://www.fcau-dit.ru/blog/kriterii-i-prichiny-neeffektivnykh-zakupok/
5. Свининых Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридическая категория // Совр. право. 2016. № 7.
6. Управление закупками и поставками: Учебник / Пер. с англ. М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Под ред. Ю.А. Щер-банина. 13-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.
7. Определение от 03.07.2020 г. по делу № А40-203647/2015 https://sudact.ru/vsrf/doc/ HPnEPbkmabYp/
8. Решение от 27.12.2017 г. по делу № А49-14233/2017 https://sudact.ru/arbitral/doc/ rnoo0LSNColJ/
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К. К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.
ISBN: 978-5-238-03246-7
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021