РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 371.012
Юлия Николаевна Егорова
Доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, [email protected], Оренбург
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Yuliya Nicolaevna Egorova
The senior lecturer ofchair ofsocial pedagogics of the Orenburg State Pedagogical University, the candidate pedagogical sciences, [email protected], Orenburg
MECHANISMS OF CORRELATION, OF SPECIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SOCIAL TEACHER
Самостоятельность и активность личности по формированию своего жизненного и профессионального пути является основой конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.
Социально-экономическая и социально-образовательная ситуация предъявляет к специалистам повышенные требования к проявлению социальной активности и мобильности, вовлеченности в социальные структуры и процессы. Социальный педагог должен быть готов к деятельности в разных сферах жизни и обнаруживать умения работать с разными категориями населения, разрешать проблемы различной типологии. В связи с этим, возникает необходимость и потребность для будущего специалиста своевременного самоопределения в профессии социального педагога.
Методологические позиции нашего исследования определяют философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающего мира.
Взаимосвязь рассматривается нами как педагогическое явление, функционирующее на личностном уровне, что позволяет рассматривать формирование профессионального самоопределения в процессе специализации социального педагога. Специализация социального педагога выступает контекстом профессионального самоопределения будущего специалиста, обуславливая активизацию личностной позиции студента в процессе профессионального выбора.
Самоопределение студентов в деятельности социального педагога рассматривается нами как процесс и результат выбора специализации деятельности социального педагога на основе совокупности общих и специальных знаний, умений и опыта личности, проявляющихся в субъектно-значимом освоении профессии в соответствии с требованиями динамично изменяющегося рынка труда.
Индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных этапа: самообразование, самопознание, самореализацию, отражая внешнее продвижение личности как субъекта процесса.
Рассматривая взаимосвязь как педагогическое явление, функционирующее на личностном уровне, для нашего исследования важно рассмотрение вопроса о механизмах взаимосвязи процессов специализации и профессионального самоопределения социального педагога.
Механизмы самоопределения профессионала раскрываются в исследованиях Л. М. Карнозовой, Е. Ю. Литвиновой, Ю. А. Репецкого, И. Н. Семенова и др. Данные психологические исследования раскрывают механизм рефлексии как ведущий, выполняющий работу перерешения всей предшествующей жизни.
Э. Р. Саитбаева выделяет рефлексию и трансценденцию как две фундаментальные онтологические характеристики человеческого существования, позволяющие человеку быть самодетерминирующимся существом. Закономерная взаимосвязь и взаимообусловленность данных механизмов самоопределения проявляется в ситуации личностного выбора педагога - профессионала в системе дополнительного педагогического образования [6].
Значимым для нашего исследования было обращение к рассмотрению механизмов взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя, обоснованные В. Г Рындак. Рассматривая взаимодействие как связь-процесс, исследователь анализирует механизмы самопознания, самооценки, оценки; творческой деятельности; логического и интуитивного решения творческих задач; реализации, которые обеспечивают внутреннюю динамику анализируемых процессов [5].
Существенное значение в контексте нашего исследования имеет механизм интуиции, которая помогает использовать накопленную в подсознании информацию, и когда нет уверенности в чем-либо, она подскажет верное решение.
Как отмечают ряд исследователей, педагогическая интуиция представляет одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа.
Мы разделяем точку зрения ученых, полагающих, что интуиция - это чутье, проницательность, непосредственное видение истины с помощью чувств без логического доказательства.
Для нас также представляет интерес развитие педагогической интуиции, когда знания о различных специализациях социального педагога на основе
имеющегося опыта практической пробы сил сочетаются с их сознательным применением и успешным самоопределением в профессии социального педагога.
Зафиксируем следующую, важную в контексте нашего исследования мысль: личность, накапливая в подсознании информацию, самоопределяется, устанавливая свое место в профессии, жизни, неотвратимо обусловливает изменение жизненных миров других людей. При этом речь идет об изменении смысловых образований индивида, осуществившего отражение, то есть о таких изменениях, которые существенны для носителя отражения, значимы для его собственного самоопределения, для постановки и решения его собственных проблем и задач. Так самоопределение одного человека прямо или косвенно порождает возможности самоопределения других людей.
Одномоментное принятие решения о выборе специализации социального педагога с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа реализует механизм интуиции.
Вторым механизмом выступает - рефлексия.
Развитие представлений о рефлексивных механизмах сознания в отечественной психологии было подготовлено работами И. М. Сеченова, Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других.
Анализ трудов отечественных психологов, посвященных проблемам рефлексии, показал, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном, что обусловливает многозначность самого термина «рефлексия».
Если кооперативный и коммуникативный аспекты рефлексии выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессов общения, то следующие два аспекта - личностный и интеллектуальный изучаются в индивидуальных формах проявления сознания и мышления.
Исследования интеллектуального аспекта рефлексии преобладают в общем объеме публикаций, посвященных разработке проблематики рефлексии (Н. Г. Алексеев, Л. Ф. Берцфаи, Л. Л. Гурова, В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. М. Матюшкин и др.). Ориентированные в направлении изучения теоретического мышления работы определяют феномен рефлексии как направленность мышления на самое себя, на собственные процессы и результаты.
И, наконец, в экспериментальных исследованиях личностного аспекта рефлексии (В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов и др.) последняя понимается как процесс «переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, своего общения, то есть своего поведения как целостного отношения к окружающему миру» [7].
Приведенные выше дефиниции отражают многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов рефлексии.
В целом проанализированные работы, связанные с актуализацией и культивированием самоопределения профессионала в проблемно-конфликтных ситуациях, показывают необходимость целенаправленной организации в системе непрерывного образования развивающих ситуаций, интенсифицирующих самоопределенческие процессы и тем самым способствующих освобождению мышления от стереотипов, радикальному переосмыслению и пересмотру профессионального опыта.
Как отмечают ряд исследователей, овладение рефлексивными качествами педагогу необходимо для того, чтобы оценить самобытность и индивидуальность каждого ученика, помочь ему познавать себя, реализовать свои потенциальные возможности (А. В. Мудрик, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Г. А. Цукерман и др.)
По мнению Т. А. Колышевой, педагогическая рефлексия является системообразующим качеством учителя, атрибутом его профессионального мышления, фактором профессионального самоопределения и совершенствования. В более конкретном выражении ее сущность можно определить как сознательный психологический процесс, организованный и осуществляемый при участии всей сферы личности учителя [4].
Ю. Н. Кулюткин считает, что рефлексивные процессы являются неотъемлемым характером всякого межличностного взаимодействия. Что же касается профессионально-педагогической деятельности, то в ней процессы рефлексивного управления становятся главными и ценными.
Развитие педагогической рефлексии способствует осознанию будущим социальным педагогом смысла своей профессии; выработке критериев оценки себя и своей деятельности; стремлению к самонаблюдению, самооценке, самоанализу, самоконтролю, саморазвитию, в целом - профессиональному самоопределению на вузовском этапе обучения.
Чем сильнее развита рефлексия, тем быстрее студенты становятся субъектами своей жизни и деятельности, своего профессионального самоопределения.
Для того, чтобы реально профессионально самоопределиться, будущий социальный педагог должен реально познать и оценить себя, свои возможности, развивать у себя педагогическую рефлексию, как механизм и процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний по поводу выбора привлекаемой специализации деятельности.
В соответствии с задачами профессионального самоопределения, в качестве той или иной предметной реальности, которая отражается, рефлексиру-ется и преобразуется будущим социальным педагогом, могут выступать:
1) знания о многообразии специализаций деятельности социального педагога;
2) представления о профессиональном самоопределении, способах самореализации личности;
3) знания о механизмах реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога;
4) свои поступки и образы собственного «Я».
Особенность нашего исследования заключается в понимании рефлексии как специфического механизма реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога, который обеспечивает успешность профессионального самоопределения в желаемой специализации.
Самопознание, познание выступает следующим механизмом реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога.
Известно, что основой научного познания является истина. А сам процесс познания направлен на воссоздание объективной картины мира, отражение его в виде совокупности объективных истин.
Содержание новых знаний, как отражение объективных свойств, не зависит от человека и является объективной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Однако любое знание является и результатом познавательной деятельности, включает субъект, определяемый стилем мышления и т. д.
Личность переходит от общего представления об объективном явлении к отвлеченному знанию о его отдельных частях, сторонах, качествах. А от абстрактных ограниченных и разрозненных понятий к проникновению в сущность явления как целого, к углублению в истину. В этом взаимодействии мыслительных процессов заключается основной закон познания в процессе развития.
Общее между познанием, как общественно-историческим процессом, и процессом развития личности заключается в признании познаваемости реального, объективного мира; единства логики, диалектики, познания и практики; в возможности познания общего, существующее через частное, отдельное, а отдельного, особенного через общее. Развитие личности есть «борьба противоположностей».
Новые подходы, технологии проникают в учебный процесс, влияя на способность студентов излагать и оценивать собственные суждения, понимать ограниченность и относительность собственных познаний об окружающем мире, мире профессий, сопоставить научные данные, критически относиться к получаемой информации.
В контексте исследуемой проблемы взаимосвязи, познания стимулирует к поиску предпочитаемой специализации социального педагога, способов и путей получения специальных знаний и умений социального педагога, необходимых для овладения желаемой специализацией, происходит перемещение акцента на более перспективные направления социально-педагогической деятельности, востребованные на рынке труда, в данном регионе.
Самопознание начинается с самоанализа, который предполагает постоянный анализ своей деятельности, ситуации выбора профессионального будущего с целью выявления тех элементов, которые требуют совершенс-28
твования, он может стать мощным мотивирующим фактором самообразования будущего социального педагога в специализации деятельности. Это происходит в том случае, когда обнаруживается большое отставание результатов своего труда от социальных ожиданий выбора профессионального будущего. В этот момент, с помощью самоанализа, возникает установка на самообразование, формулируется цель и задачи самообразования в специализации деятельности социального педагога.
Развитие у будущего социального педагога потребности и способности к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности связано с процессом осмысления собственных возможностей, с познанием собственного «Я», с осознанием творческих качеств, их значения для освоения желаемой специализации социального педагога.
Проявление механизма познания, мы видим в последовательно осуществляемой деятельности, направленной на приучение себя к самоанализу, к осмыслению собственного статуса, позиции профессионального самоопределения в специализации социального педагога.
На формирование творческого подхода социального педагога к освоению желаемой специализации деятельности направлено обучающее познание. Оно представляет единство, комбинацию усвоения, запоминания и творчества. Творческий путь гарантирует сознательное и прочное усвоение изучаемого. Следовательно, процесс познания использует творчество, как механизм мобилизации потенциальных возможностей личности, то есть и ее творческого потенциала. Подтверждением этого является исследование А. П. Тряпицыной, рассматривающей творческую деятельность как механизм развития личности. Это требует создания в процессе реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения таких ситуаций, в которых явно проявляется взаимосвязь объекта и субъекта познания (т. е. влияние самого субъекта на процесс познания и полученный результат).
Педагогический смысл изучения сущности и функции оценки состоит в том, чтобы, опираясь на них, обеспечить ее действие в качестве механизма взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога.
«Оценка - неотъемлемый компонент сознания, сформировавшийся под влиянием практики, которая в своем развитии не только отражает функциональное бытие вещей, их значимость, ценность, но и формирует субъективную способность, с помощью которой определяется ценность природных свойств и социальных факторов» [1].
Выступая средством определения уровня сформированности профессионального самоопределения в специализации деятельности социального педагога, оценка становится одним из механизмов реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения.
Оценка формируется на основе уже сложившихся у личности способностей; обращения сознания во внутрь к самому действующему субъекту, то есть в его способность к самопознанию, самонаблюдению и самоконтролю в процессе деятельности (М. С. Каган).
Специфическая функция оценки в процессе жизнедеятельности определяется тем, что в ней отражаются и не просто свойства познаваемого объекта, а фиксируются значимые для деятельности человека объективные качества; объективный мир отражается под определенным углом зрения - значимости для человека.
Исследователи выделяют в оценке две ступени.
На первой ступени - это сравнение, сопоставление изучаемого объекта с эталоном и формирование значимости (Н. Г. Казакина и Т. Е. Конникова) [2].
На второй ступени - это собственно «рождение», формирование значимости объекта для субъекта.
От глубины самопознания зависит самооценка, которая формируется при активном участии самой личности и отражает «внутренний» климат личности. Осмысление самого себя является не единовременным событием, а протекает в течении всей жизни. Психологи отмечают, что грань между процессами самопознания и самооценки трудноуловима, но уточняют, что самопознание происходит в процессе личного жизненного опыта, а при самооценке для личности имеет значение мнение других студентов, преподавателей.
Осознание своей профессиональной ценности, лежащее в основе педагогической интуиции, придаст будущему социальному педагогу уверенность в своих силах и поможет ему успешно самоопределиться в желаемой специализации социального педагога.
Таким образом, значимость оценки для реализации взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога состоит в том, что оценочное освоение действительности не ограничивается только количественным накоплением знаний о специализациях, путях и способах профессионального самоопределения, а осуществляет их качественное преобразование в ходе развития.
Механизм самореализации обеспечивает осуществление взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения будущего социального педагога, поскольку каждое явление устремляется к своему завершению: вырабатывается устойчивая позиция в отношении профессионального выбора специализации социального педагога и приобретается опыт реализации практической пробы сил в выбранном направлении.
Мы разделаем точку зрения А. В. Кирьяковой, полагающей, что каждая новая стадия развития личности активизирует внутреннюю деятельность самосознания по углублению содержательных сторон мотивации, и тем самым возобновляет противоречие между настоящим и будущим, актуальным и потенциальным резервом личности. Разрешение этого противоречия приводит к росту организации личности, в свою очередь начинающей новый виток развития [3].
В русле нашего исследования будущий социальный педагог проходит следующие стадии индивидуальной стратегии профессионального самоопределения в специализации: самопознание самооценку, самореализацию. 30
Каждая стадия характеризуется разрешением противоречий между наличным уровнем знаний, умений, потенциальных возможностей и актуальным уровнем, необходимым для успешного освоения специализации социального педагога. Разрешение данных противоречий позволяет будущему специалисту поэтапно продвигаться в русле профессионального выбора и достигать желаемой цели - сформированность профессионального самоопределения в специализации деятельности социального педагога.
Механизм самореализации направлен на овладение: способами саморегуляции профессионального выбора, на реализацию общих и специальных знаний и умений социального педагога, на нахождение путей и способов реализации личностью своих профессиональных намерений.
Принятие на себя роли социального педагога не жестко фиксировано, а зависит от характера индивида. Человек осмысливает ролевые ожидания, интерпретирует их и действует. Но общество, являясь целостным организмом, находящимся в процессе развития, определяет общесоциальные механизмы развития.
В рамках учебно-воспитательного процесса вуза важно организовать не только овладение общими и специальными знаниями и умениями социального педагога, но и осуществить педагогическую поддержку самореализации студентов в привлекающей специализации.
Социально-педагогическая практика выступает интегрирующей и стержневой компонентой личностно-профессионального становления специалиста, является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в специальных социально-педагогических и образовательных учреждениях, дает возможность студентам приобрести первоначальный опыт социально-педагогической деятельности.
Таким образом, реализация вышеназванных механизмов взаимосвязи обеспечивает успешность профессионального самоопределения социального педагога в специализации деятельности.
Успешность профессионального самоопределения определяется как фиксация определенной зрелости личности, проявляющейся в актуализированных личностных образованиях и механизмах, обеспечивающих человеку динамику профессионального самоопределения в настоящем и будущем.
Библиографический список
1. Каган, М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат,1984. - 328 с.
2. Казакина, Н. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектив и личности [Текст] / автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. / Н. Г. Казакина. - Л., 1983. - 37 с.
3. Кирьякова, А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика [Текст] / А. В. Кирьякова. - Л., 1991. - 84 с.
4. Колышева, Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии а системе высшего педагогического образования [Текст] / автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Т. А. Колышева. - М., 1997. - 15 с.
5. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя [Текст] / В. Г. Рындак. - М: Педагогический вестник, 1997. - 242 с.
6. Саитбаева, Э. Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профес-сионала в системе дополнительного педагогического образования [Текст]: монография. / Э. Р. Саитбаева. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. - 501 с.
7. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.
8. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -
2007. - № 1. - С. 42-49.
9. Штейберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.
10. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 176-180.
11. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. -
2008. - № 1. - С. 82-101.
12. Егорова, Ю. Н. Специализация как контекст профессионального выбора будущего социального педагога [Текст] / Ю. Н. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 123-132.
УДК: 378.4
Любовь Геннадьевна Пак
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ljubov Gennadevna Pak
The senior lecturer ofchair ofsocial pedagogics of the Orenburg State Pedagogical University, the candidate pedagogical sciences, [email protected], Orenburg
CATEGORY OF SUBJECTIVITY IN THE CONTEXT OF SOCIALIZATION OF A PERSON
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, определяют масштабы инновационных процессов перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности, ориентируя на переосмысление роли