УДК 377.8
Саитбаева Э.Р.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА
В публикации раскрываются теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: его сущность, структура, а также педагогическая концепция, содержание, технологии и психолого-педагогические условия образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала в системе дополнительного педагогического образования.
Ключевые слова: самоопределение педагога-профессионала; образовательная поддержки; прецеденты самоопределения; герменевтический подход.
В условиях модернизации российского образования педагог-профессионал должен быть готов к самостоятельному и ответственному определению индивидуальной позиции по основным концептуальным аспектам педагогической деятельности, к профессиональному выбору перспективных педагогических технологий, к осознанию и переживанию смысла своей педагогической деятельности с точки зрения развития и становления личности ученика, к построению свободной, ценностно обоснованной педагогической деятельности, в основе которой лежит профессионально-личностное самоопределение учителя.
Сталкиваясь с непредсказуемыми образовательными ситуациями, учитель вынужден постоянно принимать решения, например, о приоритетности тех или иных педагогических действий, о выборе содержания и способов образования, об использовании тех или иных учебников или учебных пособий.
Перечисленные задачи тем более актуальны, что переживаемая нашими соотечественниками переходная эпоха в России характеризуется ломкой стереотипов взаимодействия человека с социальной средой, обесцениванием прежних регуля-тивов активности, ценностно-смысловым плюрализмом, растущим разнообразием способов самореализации и самоутверждения людей.
В условиях многообразия духовно-нравственных общественных установок и недостаточно определенной образовательной политики оказывается, что смысловые ориентиры профессионально-педагогической деятельности формируются на собственно педагогическом уровне - образовательным учреждением или самим учителем [1],[2]. Сегодня эту ситуацию усугубляет то, что некоторые модернизацион-ные образовательные проекты рекомендуются
к внедрению до их глубокой концептуальной и технологической проработки. В этой ситуации увеличивается ответственность педагога за выбор индивидуальной стратегии профессиональной деятельности. Неприемлемо стихийное, неопределенное профессиональное поведение. В идеале оно должно уступить место сознательной, свободной, ценностно избираемой педагогической деятельности, в основе которой лежит самоопределение учителя в истории, культуре, жизни, профессии.
В перечисленных непростых ситуациях даже зрелая личность нуждается в поддержке самоопределения. Следовательно, образование не должно оставаться безразличным к затруднениям, испытываемым людьми разного возраста в ситуации переосмысления и перестройки их личност-но-профессионального и жизненного опыта.
Одним из социальных институтов, способных оказать образовательную поддержку педагогу в ситуации самоопределения, является система повышения квалификации работников образования [3]. В этой форме дополнительного педагогического образования совмещается множество различных целей, среди которых в качестве приоритетных называются: приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологическая переориентация педагогов на новые цели и способы профессиональной деятельности. Образовательная поддержка самоопределения педагога-профессионала способна обеспечить самостоятельное выявление и утверждение педагогами собственной позиции по овладению новыми для себя способами и средствами профессиональной деятельности. Однако разработка и реализация ее организационных форм в системе дополнительного педагогического образования затруднена в силу недостаточ-
ной обоснованности в педагогической теории как самого процесса самоопределения педагога-профессионала, так и педагогических технологий соответствующей образовательной поддержки.
В связи с этим нами были поставлены задачи:
- выдвинуть, логически обосновать, содержательно и технологически проработать идею образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала, дополняющую и обогащающую традиционные цели и содержание дополнительного педагогического образования;
- обосновать педагогическую концепцию образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала, создающую условия для модернизации стратегии дополнительного педагогического образования, перехода со «зна-ниевой» на гуманитарную парадигму содействия педагогу в осознании ценностных оснований своей профессиональной деятельности, имеющегося опыта и выработке личной концепции педагогического труда;
- разработать педагогические технологии образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала, расширяющие технологические возможности системы дополнительного педагогического образования в отношении повышения уровня профессионально-педагогической культуры педагога (за счет создания специальных условий для осознания и воплощения им личностных смыслов профессиональной деятельности и жизни в целом);
- обосновать и экспериментально проверить теорию самоопределения педагога-профессионала и его образовательной поддержки в системе дополнительного педагогического образования и ее влияние на изменение традиционных представлений о роли и месте дополнительного профессионального образования в обеспечении развития и саморазвития педагога.
В проведенном нами исследовании [4] обоснованы теоретико-методологические положения о:
- содержании самоопределения педагога-профессионала (определение педагогом себя относительно социальных норм и культурных традиций педагогической деятельности и реализация обретенных личностных смыслов в жизни и профессиональном труде);
- механизмах (рефлексии - на этапах профессионального становления - и трансценден-ции, переосмысления ценностей деятельности -в ситуациях профессиональных кризисов);
- этапах (собственно самоопределения - определения себя в относительно постоянных, устойчивых, фиксируемых характеристиках; са-мотрансценденции - выхода за пределы узких рамок «конечных» определений; переопределения - переосмысления собственного опыта, представлений, способа существования).
Нами выявлена сущность самоопределения педагога-профессионала, которую составляет сложный процесс обретения педагогом смыслов жизни и профессионально-педагогического бытия (поиск призвания; определение жизненной и профессиональной перспективы; нахождение ценностных оснований для выбора стратегии педагогической деятельности; выбор собственных концептуальных и технологических подходов) и их реализации в сфере профессионального труда и в жизни в целом (реальное воплощение обретенных личностных смыслов в профессиональных и личностных достижениях учителя, оптимальных педагогических решениях).
Идея единства жизненного и профессионального самоопределения реализована при построении структурно-содержательной модели самоопределения педагога-профессионала, которая включает две подструктуры. Подструктура «Самоопределение педагога-профессионала в мире профессионального труда» характеризует поиск педагогом личностных смыслов и ценностей педагогического труда, детерминированный отношением к ученику. Другая подструктура, «Самоопределение педагога-профессионала в структуре жизненного пути», отражает роль самоопределения в реализации профессиональных и жизненных планов педагога. В ее основу положено отношение учителя к себе как субъекту педагогического труда и к профессии. Каждая из подструктур раскрывается через систему уровней самоопределения, представленных в виде совокупности действий самоопределяющегося человека.
Так, самоопределение педагога-профессионала в мире профессионального труда раскрывается различными по содержанию и функциям уровнями: парадигмального, концептуального, технологического самоопределения. В чем смысл подобной иерархической организации профессионально-педагогического самоопределения?
Совершенно очевидно, что самоопределение педагога не может начинаться с выбора какой-то технологии или методики обучения. Выбор целей, содержания, способов обучения и в целом выбор индивидуальной стратегии профессиональной
деятельности базируется на некоторой системе ценностей, или, другими словами, определяется той или иной педагогической парадигмой.
Как было выявлено И.А.Колесниковой [5], педагогическая реальность полипарадигмаль-на, то есть неоднородна, вариативна, допускает сосуществование самых разных способов работы с человеком. Отсюда - возможность по-разному строить педагогические процессы и педагогическую деятельность. Но в любом случае учитель должен отдавать себе отчет в том, какие предельные основания, или ценности, определяют его профессиональную деятельность. Назначение парадигмального самоопределения, таким образом, заключается в том, чтобы четко обозначить контекст, в котором будет разворачиваться деятельность учителя по обнаружению и воплощению смыслов профессионально-педагогического бытия. В случае неситуативного парадигмального самоопределения (не зависящего от сиюминутных обстоятельств и соображений выгоды, не случайного) каждый компонент педагогической деятельности (цели, содержание, технологическое обеспечение, критерии оценки результата и др.) будет опосредоваться парадигмально.
Парадигмальное самоопределение выступает предпосылкой создания учителем личной концепции профессионального труда. Педагогическая концепция - это особый способ осмысления педагогических явлений, оформленный в систему принципов и представлений, на основе которой интерпретируются педагогические явления и организуется особым образом педагогическая деятельность. Концепция деятельности педагога - в зависимости от уровня его самоопределения - может быть осознана и оформлена с разной степенью полноты и точности, но в любом случае она присутствует. Преподаватели института в состоянии помочь педагогу понять преимущества и недостатки своей позиции, осознать педагогические проблемы, попытаться найти их иное, нестандартное решение ради преодоления неэффективности и тривиальности обучения и воспитания.
И только после определения личной позиции по всем основным концептуальным аспектам деятельности возможно технологическое самоопределение, иными словами, выбор учителем процедур, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся.
В нашем исследовании были определены критерии и уровни самоопределения педагога-
профессионала. Первые три уровня самоопределения педагога-профессионала связаны с его ориентацией на нормы и стандарты социума. Но уровень индивидуального осознания социальных ценностей педагогического труда не одинаков у учителей с разными уровнями самоопределения и растет при продвижении от первого, догматического, ко второму, ситуативно-нормативному, и далее - к третьему, функционально-ролевому уровню самоопределения. Следующие три уровня самоопределения связаны с ориентацией учителя на ценности культуры, отражают его общечеловеческие (гуманистические) устремления (это потенциально-креативный, ситуативно-креативный и креативный уровни самоопределения). И наконец, самоопределение может осуществляться не только в пространстве социальных или культурных ценностей, но и в пространстве так называемых надчеловеческих ценностей. Три последних уровня - нравственно-созерцательный, духовно-практический и философский - различаются мерой присвоения и реализации духовных ценностей. Не каждый учитель достигает высшего уровня самоопределения, связанного с философским осмыслением жизни и профессиональной деятельности. Как показал констатирующий эксперимент, многие педагоги начинают с определения себя по существующим шаблонам и стандартам педагогического труда. В связи с этим особую роль в обеспечении динамики самоопределения педагога-профессионала отводится его образовательной поддержке.
Поддержка - это новая педагогическая стратегия, отличающаяся, прежде всего, от стратегии формирования как целенаправленного и управляемого воздействия на становление психических структур и процессов в соответствии с определенными нормами, эталонами и образцами поведения. Стратегия формирования отвечает научно-технократическому подходу в педагогике, стратегия поддержки - гуманитарному. В широком смысле слова поддержка - это естественный акт содействия кому-либо в самоопределении и самореализации. Поддержка (как стратегия) реализуется через тактики: защиты, помощи, содействия и взаимодействия [6].
Под образовательной поддержкой самоопределяющегося педагога в системе повышения квалификации работников образования мы понимаем содействие, оказание ему помощи в осмыслении и решении проблем жизненного и профессионального самоопределения. Она осу-
ществляется в режиме диалога и сотрудничества педагога с андрагогом или коллегами-профессионалами и заключается в обеспечении условий для самостоятельного принятия им жизненного или профессионального решения на основе активизации механизмов самоопределения (рефлексии и трансценденции). Такими условиями являются: 1) рефлексивный характер образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования; 2) его диалогизация; 3) реализация андрагогом позиции фасилитатора.
Следует отметить, что ответ на вопрос, какими возможностями располагает система повышения квалификации работников образования в качестве фактора самоопределения педагога-профессионала, - был не простым, ведь самоопределение - это не знание, которое можно передать в процессе коммуникации, не навык, приобретаемый в деятельности, не норма деятельности. Если все традиционное образование строится на передаче культурных образцов, или норм, то образовательная поддержка самоопределения к передаче норм сводиться не может, потому что норма - это способ определения человека на основе избранных другим человеком начал, ценностей, исходных оснований [8].
В нашей работе была выявлена предметно-содержательная основа образовательной поддержки самоопределения, в роли которой выступают не культурные нормы, а культурные и индивидуальные прецеденты. В «Словаре иностранных слов» прецедент определяется как случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода [7]. В самом определении содержится указание на необходимость индивидуальной идентификации данного феномена культуры. Прецедент - это то, что значимо для меня, ибо для меня служит примером и оправданием. Для другого человека этот культурный феномен может не быть прецедентом. Прецедент, в отличие от нормы, не содержит информации о должном «в снятом виде», он еще должен быть осмыслен. И при этом может быть поливариантно осмыслен - в зависимости от позиции осмысливающего. В отличие от нормы прецедент не может быть выражен в теоретических терминах, общих понятиях, законах, но может быть только феноменологически описан с помощью собственных имен, конкретных событий, определенных хронологических дат жизни. Проанализировав литературу, мы при-
шли к выводу, что в качестве культурных прецедентов самоопределения могут выступать: целостные образы культуры (например, Прометей, Гамлет, Дон-Кихот и т. д. - по В.С.Биб-леру) [9], а также поступки исторических лиц и литературных персонажей, ставшие достоянием культуры. В качестве индивидуальных прецедентов могут выступать случаи принятия решений, совершения ответственных поступков, которые содержатся в личной истории, индивидуальном прошлом каждого человека. Культурные и индивидуальные прецеденты самоопределения человека составили основу содержания образовательной поддержки самоопределения педагогов-профессионалов.
В основу разработки педагогических технологий образовательной поддержки самоопределения педагогов-профессионалов была положена идея о диалогическом понимании смысла индивидуальных и культурных прецедентов самоопределения. Учение о понимании, истолковании смысла текстов называется герменевтикой, поэтому ведущим подходом, объединяющим все пять разработанных нами технологий, является герменевтический подход, который заключается в создании условий для осознания самоопределяющейся личностью уникальности своего бытия в процессе понимания ею текстов культуры, собственных поступков и поступков других людей. Базовый технологический комплекс образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала включает следующие технологии: герменевтическую, обеспечивающую осмысление педагогами культурных и индивидуальных прецедентов самоопределения; задачную, позволяющую представить элементы содержания поддержки в виде педагогических задач, активизирующих рефлексивный механизм самоопределения педагога; игровую, предполагающую имитацию проблемно-конфликтных педагогических ситуаций, актуализирующих самоопределение педагога-профессионала в процессе его взаимодействия с другими личностными и профессиональными позициями; хронотопическую, содействующую реконструкции индивидуальных прецедентов самоопределения во времени и обстоятельствах жизненного пути и их осмыслению; самопроектирования, предусматривающую развитие представлений педагога о личной перспективе в профессии.
Образовательная поддержка самоопределения педагога-профессионала в мире профессио-
нального труда представлена герменевтической, задачной и игровой технологиями, а в структуре жизненного пути - герменевтической, хроното-пической и технологией самопроектирования.
В результате внедрения полученных результатов в практику повышения квалификации педагогических кадров достигаются следующие качественные изменения в сознании и деятельности педагогов-профессионалов: усиление признаков гуманитаризации сознания и деятельности; изменение личностных смыслов педагогического труда; увеличение меры автономии педагогов в организации событий профессиональной жизни и жизнедеятельности в целом; улучшение осознания и оформления педагогами личной концепции педагогического труда; развитие способности к определению
субъективно-оптимального профессионального пути и выявлению перспектив профессионального развития.
В заключение считаем необходимым выделить проблемы, нуждающиеся в дальнейших исследованиях: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное изучение нравственно-созерцательного, духовно-практического, философского уровней самоопределения педагога-профессионала; изучение различных видов поддержки самоопределения: в системе методической работы учителей в образовательном учреждении, в условиях неформальных объединений педагогов; разработка теоретических и практических основ подготовки андраго-гов к реализации образовательной поддержки.
10.05.2011
Список литературы:
1. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: дис.... д-ра пед. наук / Никитина Н.Н. - Ульяновск, 2003. - 442 с.
2. Пашковская И.Н. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения педагога: дис.... д-ра пед. наук / Пашковская И.Н. - СПб, 2002. - 345 с.
3. СкрипниченкоМ.Ф. Педагогические условия профессионального самоопределения учителя в процессе повышения квалификации: дис.... канд. пед. наук / Скрипниченко М.Ф. - Казань, 2000. - 156 с.
4. Саитбаева Э.Р. Самоопределение педагога-профессионала: сущность и образовательная поддержка / Э.Р. Саитбаева. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 236 с.
5. КолесниковаИА. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. - СПб.: СПб ГУПМ, 1999. - 242 с.
6. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
7. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1990. - 642 с.
8. РыбалкинаН.В. Педагогика самоопределения. Основания проектирования // Индивидуально-ориентированная педагогика: сб. науч. тр. по мат-лам Второй науч. тьюторской конф. - М.; Томск, 1997. - С.29-39.
9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
Сведения об авторе: Саитбаева Эльвира Равильевна, профессор кафедры управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор
тел. (3532)777179, e-mail: [email protected]
UDC 377.8 Saitbaeva E.R.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
PHENOMENON AND EDUCATIONAL SUPPORT OF THE TEACHER-PROFESSIONAL
The publication reveals the theoretical foundations of self-determination of the teacher-professional: its contents, structure, as well as pedagogical concept, technology, and psycho-pedagogical conditions of educational support for self-determination of a professional teacher in the system of additional pedagogical education.
Key words: self-determination of the teacher-professional, educational support, case of self-determination, hermeneutic approach.