Научная статья на тему 'Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин'

Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНЫЕ КАРТЫ / СТРУКТУРА КРЕАТИВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ / CREATIVITY OF THE FUTURE TEACHER / DEVELOPMENT OF CREATIVITY / CREATIVE CARDS / STRUCTURE OF CREATIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITIES / MECHANISMS OF CREATIVITY DEVELOPMENT / LEVELS OF CREATIVITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна

Статья посвящена актуализации проблемы формирования креативности будущего учителя, обоснованию креативности как наиболее существенной и значимой характеристики деятельности учителя; уточнению уровневых показателей сформированности креативности, выделению эффективных методов и форм, опыта формирования креативности будущего учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the creativity of the future teacher in the process of study of pedagogical disciplines

The article is devoted to the problem of developinfing creative actualization of the future teacher, study of creativity as the most significant and meaningful characteristic of the teacher; clarification of level indicators of formation of the future teacher creativity; allocation of effective methods and forms; experience of development of the future teacher creativity

Текст научной работы на тему «Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин»

Актуальные проблемы ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Г. Рындак

(Оренбург)

Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин

Статья посвящена актуализации проблемы формирования креативности будущего учителя, обоснованию креативности как наиболее существенной и значимой характеристики деятельности учителя; уточнению уровневых показателей сформированности креативности, выделению эффективных методов и форм, опыта формирования креативности будущего учителя

Учитель, педагогическая деятельность которого отличается высокой социальной значимостью и неповторимостью сформированности индивидуально своеобразной личности ученика, отсутствием стандарта и шаблона во взаимодействии учителя и ученика, решении творческих задач, в содержании, методах и формах обучения, - это современный учитель. Он способен и готов к разному риску, креативен и предприимчив, умеет работать в команде.

Креативность как наиболее существенная и необходимая характеристика его деятельности (В. И. Загвязинский, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин и др.] выступает важным фактором профессионального развития, обусловливающим способность осознавать и преодолевать барьеры профессионального развития, находить конструктивные выходы из профессиональных кризисов, способствуя тем самым переходу на более высокие уровни профессионализма.

Новый тип инноваций экономики требует специалистов, обладающих системно-организованными, рефлексивными, самоорганизую-щими, творческими и моральными началами, позволяющими быть успешными в деятельности. Р. Флорида основным ресурсом экономической и общественной жизни считает креативность. «Знание» или «информация» -это только рабочий материал креативности, а продуктом этого процесса выступает инновация.

В педагогической деятельности креативность определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта - формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть, конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы образовательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися. Искусство учителя проявляется в том, как он строит архитектонику и композицию своего урока; каким способом организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебнопознавательных задач; как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Креативность - это не какая-то отдельная сторона личности будущего педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.

Отсюда можно сделать вывод, что креативность - значимое условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.

Креативность отражает как потенциал, внутренний ресурс будущего учителя, прояв-

ляющийся в способности к конструктивному, нестандартному мышлению, так и осознание, развитие своего опыта. Это позволяет выделить и личностно-поведенческие параметры креативности и рассматривать креативность как ресурс личностного развития, демонстрирующего позитивную динамику в контексте профессиональной деятельности и профессионального развития будущего учителя. Именно креативность обеспечивает конструктивный выход будущего учителя из профессиональных кризисов, стабильный переход к профессионализму, самореализации в адаптивной, репродуктивной, эвристической и креативных формах, по В. А. Сластёнину (2000 г.), проявляется в проектировании личности ученика, принятии самостоятельных решений в неожиданных ситуациях, построении учебного процесса в соответствии с особенностями детей (Н. В. Кузьмина), обеспечивает реализацию собственной индивидуальности как творческого акта, обеспечивающего внесение в мир нового, ранее не существовавшего (Е. Л. Яковлева).

Результаты исследования глубинных механизмов влияния уровня креативности на успешность преодоления внешних и внутренних барьеров профессионального развития педагогов позволяют отметить, что требуется разработка соответствующих специализированных технологий, основанных на применении техник стимуляции творческой активности в контексте профессионального развития [6, с. 94-106], эффективной адаптации к внешним и внутренним изменениям; активной адаптации в решении проблем, находящихся за пределами имеющегося опыта; поисковой активности, позволяющей в условиях неопределенности сохранить стрессо-устойчивость и изменить ситуацию с наименьшим риском (В. Ротенберг); в повседневном творчестве (‘Everyday creativity') в создании оригинальных продуктов, идей, поведения на основе творческой активности как в рабочее, так и в свободное время. Это позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям и выступать гуманистической силой, мотивом «непрерывного роста и личностного развития» (M. Runco, R. Richards) будущего учителя.

Развитие креативности у будущего учителя чрезвычайно важно как для его эффективной учебы, так и будущей профессиональной деятельности. Поэтому в ходе обучения мы

ориентируем студента на глубокое усвоение и рефлексию системы педагогических знаний; отбор оригинальных творческих идей; развитие способности к обнаружению, постановке и решению творческих задач; генерирование идей; поиск оригинальных способов решения; оценивание, синтез, анализ фактов, явлений, теории, опыта педагогической деятельности, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в вузе, регионе; организации самостоятельной работы студентов и поддержка их научных интересов. Каждый студент с первого курса формирует портфолио, в котором отражается результат реализации личностных способностей, проявление талантов и оригинальной концепции педагогического опыта решения проблем, непредвиденных ситуаций. Это обеспечивает большую степень «квазисамостоятельности со значительной рыночной ответственностью» [8, с. 52].

Теоретический анализ, опыт автора данной статьи позволяют отметить, что при изучении темы на лекции, семинарских занятиях по педагогическим дисциплинам, в ходе подготовки и проведения педагогической практики важно систематически формировать внутреннюю мотивацию к изучению педагогических дисциплин; научить работать с информацией (отыскивать, анализировать, структурировать]; научить работать в аудитории (слушать и слышать других, задавать вопросы, аргументированно отвечать на них]; научить критически осмысливать и демонстрировать результаты личностной креативности.

В нашем опыте формирование креативности будущего педагога осуществляется путем знакомства студента с опытом инновационной деятельности; отслеживания положительного и отрицательного эффекта инноваций; ориентации на саморазвитие, самореализацию, формирование «Я»-концепции; апробации отобранных инноваций, выделения трудностей, которые испытывает будущий учитель при их реализации, преобразовании существующего опыта, рефлексии новизны и оригинальности решения наиболее сложных и актуальных педагогических проблем; коррекции критериев оценки инноваций; разработки идеи в прикладном аспекте и ее реализации в практике; определения рисков внедрения инновации.

Проектируя результат профессионального образования, мы учитываем как уровень раз-

вития интеллектуальных способностей будущего учителя (это позволяет ему своевременно осваивать технические, экономические, культурные изменения в обществе], так и степень инициативности, креативности, уверенности в готовности работать в современном образовательном учреждении; уровень развития когнитивной компетентности, включающей когнитивный (познавательный], мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты, обеспечивающей готовность успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Студенты, которым присуща креативность, предпочитают эксперимент, поиск нового, осознанное решение проблем оригинальным способом, предполагая результат, пытаются организовать деятельность соответственно своим возможностям и потребностям. Они готовы к риску, готовы проверить предел своих возможностей. Им присущи интеллектуальная активность, интеллектуальная инициатива мыслительной деятельности, самостоятельное творческое решение педагогических задач. А интеллект и креативность выступают индикаторами профессионального роста, становления и благополучия будущего учителя [3, 9].

Будущего учителя мы учим мыслить креативно на сознательном и бессознательном уровнях, рассматривая творчество как прак-тико-ориентированную деятельность, как генерирование новых идей; учим его принимать инновационные решения в повседневной деятельности. С этой целью используем методы трансформации ряда известных приемов активизации творческого мышления, способности к творчеству, познавательных установок, построенных по принципу противоположности и предназначенных для решения творческих проблем; студентам предлагается найти сходство в разнородных на первый взгляд предметах, описать взаимодействие различных систем, познать познаваемое и т.д. Использование эвристик при решении креативных проблем позволяет будущему учителю более целенаправленно, с разных сторон рассматривать имеющуюся информацию о предмете исследования на основе широкого круга социальной информации и индивидуальных возможностей исследователя.

Согласно результатам исследования А. А. Деркача, Е. А. Сигиды [4, 11] о развитии креативности средовое направление исследо-

ваний креативности в образовательном процессе потребовало учета: потребностно-ин-формационного аспекта, включающего в себя анализ характера и содержания общих образовательных программ, и межличностного взаимодействия, то есть системы эмоциональных взаимоотношений, создающих креативный климат в образовательной среде. Исследование когнитивной креативности в образовательном процессе позволило расширить представление будущего учителя о генезисе творческого самовыражения, развития личности, способной к творческой самореализации, выявить личностные особенности пространства обучения и развития, раскрыть возможности формирования компетентности его как учителя, целенаправленно выявлять и готовить творческих специалистов, способных к внедрению инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности.

К механизмам развития креативности мы относим творческое сознание и креативное взаимодействие. Творческое сознание, являясь сферой нестандартного, характеризуется преобладанием ориентации на инновационную деятельность по сравнению со стандартной; наличием шкалы новативности; устойчивой (но не чрезмерной] мотивацией; творческими потребностями; творческими замыслами.

Креативное взаимодействие, во-первых, обеспечивает эффект «проникновения» в «Я» другого, в ценностно-смысловое поле, в «коммуникативное ядро личности», в мир чувств и разума, по А. А. Бодалеву. Во-вторых, усиливает личный интерес в продуктивном обучении, потребности в самовыражении. В-третьих, предъявляет креативные образцы, то есть такой уровень и характер личностных проявлений субъектов педагогического взаимодействия, при котором актуализируется творческий потенциал будущего учителя и педагогов, обеспечивается творческое самопроявле-ние, выбор вариантов проявления своего «Я» в самосознании другого обучающегося.

Основу креативного взаимодействия преподавателя и будущего учителя составляет система его целей и мотивов, обусловливающая цели и мотивы преподавателя в форме открытого диалога, прямой и обратной связи. Теоретический анализ и анализ собственного опыта в качестве педагогических условий, обеспечивающих креативное взаимодействие, позволяют выделить:

1] активизацию интерактивной функции общения. При этом диалоговое общение содействует решению задач взаимопонимания, взаимодействия, проявлению личностных особенностей и определяет рефлексивно-деятельностный характер взаимодействия;

2] ориентацию будущего учителя на реализацию потребности в самопроявлении и самопознании в ходе сюжетно-ролевых, спонтанно-имитационных игр, микропреподаваниях на занятиях;

3] организацию педагогического проектирования через «движение» его субъектов в смысловых пространствах самоопределения, активизацию самостоятельной работы, сопоставление опыта решения проблемы.

Уточним педагогические предпосылки креативного взаимодействия: профессио-

нальная компетентность, эрудиция, интеллигентность педагога, доверительное отношение будущего учителя к педагогу, гуманные взаимоотношения студентов в группе [9, с. 122-124].

Результатом профессионального становления будущего учителя является способность выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Это позволяет ему целенаправленно конструировать программу своего саморазвития.

С 2000 г. в рамках Научно-педагогического Центра Оренбургского государственного педагогического университета кафедра общей педагогики систематически изучает эффективность процесса формирования креативности будущего учителя, его готовности к профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в разработке современных подходов к системе педагогического образования, выявления оптимальных технологий саморазвития и самореализации, системы оценивания результатов и качества педагогического образования будущего учителя.

Теоретический этап исследования осуществлялся посредством участия преподавателей кафедры в методологическом и методическом семинарах, встреч с ведущими методологами и специалистами в области образования, самостоятельного изучения специфики современного педагогического знания и определения методологии получения нового знания, выбора методов и форм его пред-

ставления, формирования ценностно-смысловой позиции педагога высшей школы и будущего учителя.

На эмпирическом этапе преподаватели кафедры отрабатывали техники ведения занятий: обучение студентов работе в малых группах, направленного на организацию совместной деятельности обучаемых под руководством лидера; методам проектной технологии (индивидуальной или коллективной деятельности обучаемых по отбору, распределению и систематизации материала согласно изучаемой теме]; case-study, позволяющей в ходе анализа реальных проблемных ситуаций, имевших место в ходе педагогической практики, обеспечить поиск и отбор оптимальных вариантов их решений.

Основными диагностическими методами являлись решение ситуаций, креативные методы и техники («кроссенс», «ментальные карты», «оригинальное использование», «коллективная записная книжка», «переворот», «анализ дерева релевантности», «причинно-следственная диаграмма» и др.]. [14, с. 17].

Визуальным методом детализации и конструирования баз знаний по педагогическим дисциплинам, эффективным инструментом познания в нашем опыте является креативная карта, рассматриваемая нами как эффективный метод обучения. Данный метод обеспечивает накопление опыта деятельности, креативных компетенций, умений анализировать и визуально представлять струкгур-но-логические взаимосвязи теорий, категорий, понятий, фактов, закономерностей, принципов.

Креативная карта выступает и особой формой представления педагогической информации как специально сконструированного учебного материала, эффективным методом обучения, отражающим алгоритм действия будущего учителя. Использование креативных карт позволяет ему и преподавателю рационально взаимодействовать, структурируя знания, определяя связи компонентов теоретического материала, кодируя, «свертывая» и «развертывая» знания, воспроизведя их в своем сознании.

Количественные и качественные изменения в умственном развитии студентов модернизированы нами на основе рекомендаций

З. Р. Тушаковой [12, с. 7, 10-11] и определяются сложностью умственных операций при ра-

боте с предметными, предметно-интегральными и интегральными картами на основе уровней их доступности.

Первый уровень доступности (предметные карты) - уровень воспроизведения, охватывает логические взаимосвязи (анализа и синтеза] между изучаемыми педагогическими категориями, понятиями, процессами, методами, формами, средствами, условиями. В качестве объекта на данном уровне выступает конкретная педагогическая ситуация. В основе креативной карты лежит проблемный вопрос или проблемная ситуация, которые предназначены для развития педагогической интуиции, рефлексии, критического мышления. Следуя креативной карте, осуществляется переосмысление накопленных знаний по педагогике, опыта креативной направленности будущего учителя.

Второй уровень доступности (предметноинтегральные карты] направлен на установление причинно-следственных связей, уточнение противоречия, проблемы, путей решения. «Работа с креативной картой учит ориентироваться в полученной информации и воспроизводить ее как целиком, так и по отдельным смысловым частям» [12, с. 10].

Третий уровень доступности (интегральные карты) ориентирует будущего учителя на обобщение, классификацию, систематизацию фактов, явлений, событий, выбор оптимальных научных подходов, принципов, методов, форм, средств решения педагогических задач на основе междисциплинарных знаний. Доступность данного уровня предполагает глубокие и прочные психолого-педа-гогические знания, способности и креативные компетенции, их осмысление, осознание связей между изучаемыми явлениями.

На заседаниях кафедры и в ходе методического семинара преподаватели представляют свои презентации, демонстрируют опыт ведения обучаемых к самостоятельному поиску в ходе выполнения ими творческих заданий, участия в ролевых, деловых и образовательных играх. В результате прослеживается интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, систематизации и

оценки информации, основанных на рефлексии.

Выявлено, что средство эмоционального воздействия (слово, игра, сознательная, рефлексивная регуляция эмоций, эмоциональные навыки лидерства, креативность педагога] является значимым фактором в подготовке будущего учителя, в ходе проектирования программы его эмоционального мира, включающей, согласно В. А. Сухомлинскому, любовь к труду, чувство собственного достоинства, любознательность, заботливость, радость, доброту, чувство красоты, патриотизма [10, с. 134].

Что обеспечивает объективность оценивания результатов педагогического образования в нашем опыте? Во-первых, знание и понимание студентами критериев оценивания, их прозрачность. Во-вторых, наличие креативной среды, поощряющей вопросы обучаемых и поддерживающей их уверенность в возможности улучшить личностные результаты. В-третьих, уровень развития критического и творческого мышления. В ходе изложения учебного материала 88,8% преподавателей отдают предпочтения словесным методам оценивания, в ходе учебной деятельности студентов - наглядным методам оценивания (99,9%], в ходе самопроверки результативности овладения умениями, способностями - практическим (88,8%].

Использование современных цифровых технологий обеспечивает эффективность и оптимизацию преподавания и обучения. Отвечая требованиям современного образовательного рынка, электронные учебные пособия, видео и аудиоинформацию используют 99,9% преподавателей, дистанционное обучение - 55,5%; оп-Нпе-лекцию - 11,1% преподавателей.

Отметим, что креативная личность будущего учителя успешно реализуется и воспроизводится, если: давать достойную оценку ее деятельности; побуждать ее к творчеству; обеспечивать механизмы для мобилизации ресурсов вокруг ее идей; быть равно восприимчивым к незначительным переменам и новым идеям большого масштаба [13, с. 55].

Литература

1. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 92-98 (С. 96].

2. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности

студентов-филологов педагогического вуза : монография. -

Оренбург: ОГПУ, 2010. - 379 с.

3. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. - М., 1994. - 198 с.

4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологиче-ских исследований. - М., 2000. - 256 с.

5. Еремина Л. И. Формирование креативности студентов педагогического вуза в процессе социального воспитания / / Человек и образование. - 20l0. - № 2. - С. 129-132.

6. Зеер Э. Ф., Попова Л. С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Образование и наука. - 2012. - №1. - С. 94-106.

7. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 235 с.

8. Ляхова Т. Ю. Креативность и компетентность как основа саморазвития будущего специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 9. - C. 51-53 (С. 52).

9. Рындак В. Г. Педагогика креативности. - М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. - 282 с.

10. Рындак В. Г. Уроки Сухомлинского: монография. Изд. 2-е, доп. - М: Педагогический вестник, 2003. - 232 с.

11. Сигида Е. А. Когнитивная креативность: традиции и новации (методы психологической активизации творческого мышления). - М., 2000.

12. Тушакова З. Р. Педагогическая поддержка умственного развития учащихся по химии с использованием креативных карт : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2013. - С. 7 ; С. 10-11.

13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее // Классика XXI. - 2011. - С. 55.

14. Шумовская А.Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2013. - С. 17.

15. Runco M, Richards R. (1997). Evolution of creativity, information and ourselves. In: Runco M, Richards R (eds). Eminent Creativity, Everyday. Creativity and Health. London: JAI Press Ltd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.