Научная статья на тему 'Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в условиях вуза'

Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БЛОК-МОДУЛИ ВУЗА / DESIGN PRINCIPLES OF HIGH SCHOOL STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY CONTENT / DESIGN / DESIGN PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Л. Г.

Рассматривается целесообразность конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента вуза в современных условиях. Раскрываются исходные принципы и общая структура конструирования содержания образовательной деятельности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-FOCUSED CONTENT OF STUDENTS EDUCATIONAL ACTIVITY: DESIGN PECULIARITIES

The article reveals the design expediency of the subject-focused content of the high school students' educational activity. The initial principles of educational activity designing of the high school maintenance are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в условиях вуза»

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

©2009 Л.Г.Пак

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 27.07.2009

Рассматривается целесообразность конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента вуза в современных условиях. Раскрываются исходные принципы и общая структура конструирования содержания образовательной деятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: конструирование, принципы конструирования содержания образовательной деятельности студента вуза, образовательные блок-модули вуза.

В условиях преобразования экономических, социально-политических и общественных отношений необходима существенная перестройка содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки будущих специалистов. Неотъемлемое условие модернизации высшего образования - освоение студентами спектра новых социальных навыков и ролей, систематизированных преставлений о способах преобразующей деятельности в области экономики и социальных отношений, развитие индивидуальной культуры, профессиональной компетентности с учетом адекватных тенденций общественного развития.

В связи с этим перед высшей школой России стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой специалистов, способных к самореализации и функционированию в новых изменяющихся условиях социума, сочетающих в себе целостное знание о профессии, системное представление об окружающей действительности с развитием индивидуальности, субъектности, уникальности, творческой активности.

Современному обществу необходим профессионально компетентный специалист, обладающий чувством собственного достоинства и проникновенностью к достоинствам других людей, способный к диалогу, мобильности, критичности, творчеству, устремленный применить свои знания, опыт в области избранной профессии. Смещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону человеческой индивидуальности ориентирует высшее профессиональное образование на утверждение приоритета субъекта-творца, субъекта диалога культур, вершителя своего жизненного пути с субъектно-преобразовательным отношением к миру. В решении этих вопросов важную роль играет конструирование субъект-ориентированного содержания обра-

зовательной деятельности студента в вузе, обеспечивающее возможность эффективного освоения и преобразования окружающего мира, накопления опыта личностно-средового взаимодействия и актуализации творческого саморазвития индивидуальных способностей будущих специалистов.

Конструирование по смысловому значению ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, однако имеет локализованную область применения в педагогике: этот термин используется, чтобы подчеркнуть взаимное расположение частей какого-либо построения, системы, структуры. Т.А.Панкова считает, что в педагогической деятельности конструирование происходит как мысленное комбинирование и подбор факторов будущей ситуации образовательного процесса на основе анализа педагогической действительности и выбора оптимального варианта реорганизации прошлого или создания нового. Существенными характеристиками конструирования являются: осмысливание, преобразование, законосообразность, принятие решений, удовлетворение потребностей1.

В контексте нашего исследования конструирование субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента - это интеллектуально-смысловая и практическая деятельность по построению и организации образовательного процесса, представленного совокупностью взаимосвязанных комплексных блок-модулей, с учетом целостности содержания общепрофессиональных и предметных дисциплин и целевой направленности на становление субъектной позиции студента, обеспечивающей выпускнику успешную самореализацию в профессиональной деятельности.

При конструировании субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента необходимо учитывать «оптимальное сочетание индивидуализации и социализации, в резуль-

Пак Любовь Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики. Е-mail: lyubov-pak@mail. pu

1 Панкова Т.А. Социально-педагогические основы конструирования воспитательных систем: монография. - Оренбург: 2003.

тате которой у выпускника развивается готовность не только к воспроизведению на высоком уровне профессиональных знаний, умений и навыков (хороший исполнитель - объектность), но и желание и потребность действовать конструктивно, самостоятельно и этически самодеятельно (субъектность). Если в большинстве случаев социализация в вузе сопряжена, прежде всего, с приспособлением к социуму (адаптацией) любой ценой, то индивидуализация связана с осознанной потребностью в необходимости внесения конструктивного вклада в существующий порядок вещей, вплоть до реформирова-2

ния» .

Логика реализации достижения целей конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в вузе осуществляется при опоре на следующие закономерности: а) цели конструирования выводятся с учетом согласованности целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, региональных и др., адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям Российской Федерации; б) содержание определяется социально-личностной ориентацией образовательного процесса, и обусловлено мерой собственной активности студента в выборе вариативного содержания, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии; в) результат находится в сфере социальных знаний, мотивов, установок ценностей, жизненных и профессиональных планов, системообразующих субъектных компонентов профессионально значимых личностных качеств студента в области многосторонних отношений личности и общества.

Стратегической целью конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента является создание условий для многогранного включения студента в социальную практику общества, усвоения знаний, ценностей, установок социума, обеспечивающих функционирование индивида в качестве активного субъекта общественных отношений. Формируемыми сущностными признаками личности студента в контексте конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности являются: 1) готовность успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; 2) способность к активному познанию и овладению совокупностью ценностей, социальных норм, знаний, умений, навыков, качеств в соответствии с приобретенным и приобретаемыми статусами; 3) реализация субъектности, творческой активности, стремления к самоопределению с позиции успешного овладения избранной специальностью; 4) способность ориентироваться в системе социально-духовных ценностей изменяющегося мира; 5) готовность к самоуправлению как внутреннему способу

2 Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киров: 2002.

самоорганизации собственной деятельности и планированию своего поведения; 6) определенная степень самостоятельности и инициативности в коллективной деятельности; 7) способность качественного перехода к критически-рефлексивному, инновационному стилю мышления в сферах деятельности и самосознания.

В качестве исходных принципов конструировании содержания образовательной деятельности студента вуза выступали следующие: 1) принцип связи образовательной деятельности с практикой перемен в обществе, ориентирующий на овладение будущими специалистами знаниями, навыками и способностями их воспроизводить и совершенствовать в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества; 2) принцип единства содержательной и процессуально-деятель-ностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностного компонента - це-леполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т.п. (А.В.Хуторской); 3) принцип личностной ориентации содержания образовательной деятельности, направленный на содействие естественному процессу личностного саморазвития студента на основе знания его закономерностей, возрастных, индивидуальных особенностей; 4) принцип полисубъектности, обеспечивающий построение жизни обучающихся с учетом продуктивного взаимодействия, ориентации субъектов образования на необходимость считаться друг с другом, осознания индивидуальной и групповой ответственности, позитивной взаимозависимости субъектов посредством включения в разнообразные субъект-субъектные социальные связи; 5) принцип саморазвития субъектности, который ориентирует на формирование способности студента к осмыслению и прогнозированию долгосрочных профессиональных перспектив, полноту самовыражения и интенсивности взаимодействия с социумом, определение субъектной включенности в социум с продуктивным использованием внутренних потенций и мерой возможных преобразований в самом себе; 6) принцип тьюторского сопровождения, предполагающий использование системы целенаправленного содействия студенту, разноплановости усилий со стороны педагогического коллектива, социальных партнеров образования в проектировании и реализации индивидуальной траектории профессиональной деятельности будущего специалиста.

Конструирование комплексных образовательных блок-модулей соотносится с положениями общеевропейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING) о необходимости включения компетентностного подхода в систему образования, который определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадиг-

мы. Компетентностный подход ориентирован на достижение определенных результатов, приобретение профессионально и социально-зна-чимых компетенций будущих специалистов. Понятие компетенций и навыков включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми .

Теоретические результаты исследования были подвергнуты анализу и выводы легли в основу целевого конструирования субъектно-ориентированного содержания образовательной деятельности посредством использования комплексных блок-модулей, основной задачей которых было усиление аспектов, которые существенно влияют на социальное и профессиональное становление будущих специалистов. Общая структура конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента включает: информационно-ориентировочный, профессионально-регу-

лирующий и деятельностно-практический модули, которые соотносятся с основными компонентами развития личности: когнитивным, мотивационным, деятельностным. Каждый блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности ориентирован на социализацию личности студента в целом, при этом информационно-ориентировочный модуль ценен для накопления социальных знаний, профессионально-

регулирующий - для самопознания, деятельностно-практический - для самореализации личности.

Такое понимание конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента позволяет более четко структурировать общетеоретическую, профессионально-специализированную направленность каждого образовательного модуля, организовать профессиональную подготовку специалиста с учетом реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей накопление социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и обогащение социального опыта личности будущих специалистов.

В соответствии с вышеизложенным информационно-ориентировочный блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной дея-

3 Богословский В.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И., Сазонов Б.А., Салецкий А.М., Тихомиров В.В. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. - М.: 2005.

тельности студента предполагает формирование: 1) системы общенаучных (фундаментальных) знаний, включающие базовые знания по математическим и естественнонаучным дисциплинам, гуманитарным и социально-экономическим наукам; основные информационные и филологические знания и др.; 2) методологических знаний: общенаучные термины, философские категории (законы - закономерности - принципы познания), знание о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, взаимообусловленности явлений и процессов окружающей действительности в контексте метасистем - культуры, цивилизации, общества, освоение таких видов мыслительной деятельности, как философское размышление, критический анализ, диалектическое мышление и др.

Многоуровневая, информационно-насыщен-ная система знаний, охватывающих философские, социальные, социологические, психолого-педагогические аспекты, осуществляется на основании перехода от выявления и констатирования фактов к установлению, пониманию и раскрытию их сущности, закономерностей возникновения.

В плане обеспечения успешного конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента необходимо глубокое осмысление сущности изменений во взаимодействии субъектов образовательного процесса, «смещение акцента с накопления знаний, умений, навыков на поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающихся в жизни» (В.А.Сластенин). В связи с этим при реализации данного блок-модуля в образовательном процессе осуществлялось применение активных методов, инновационных форм обучения студентов: риторического диалога, эвристических бесед, дискуссий, спор-игр, игровых аукционов, игровых импровизаций, выполнение исследовательских заданий про-блемно-иссле-довательского характера, игрового проектирования и др. Ведущая роль в образовательном пространстве вуза принадлежит студенту как субъекту познания, и направленность педагогического действия становится связанной с «незаметным выращиванием субъектности» (В.В.Се-риков). Мы считаем, что система знаний, основанная на взаимосвязи научного знания и самостоятельной, активной деятельности студента является «ценностным знанием», обеспечивающим формирование «организованного личностно-смыслового мышления», необходимого для конструирования у будущих специалистов концептуальной картины профессиональной деятельности с позиции формирующихся ценностных представлений, потребностей и интересов. Успешное обучение студента происходит не только при усвоении знаний и операциональных умений, необходимых для будущей деятельности, но прежде всего при наличии познавательной активности и субъектной позиции студента (И.А.Зимняя, И.Б.Котова, А.К.Ос-ницкий, Е.Н.Шиянов и др.).

При реализации информационно-ориентировочного блока в содержании образовательного процесса используются интегрированные курсы, в которые объединены предметные дисциплины из разных образовательных областей, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект студентов и способствует актуализации и углублению теоретических знаний будущих специалистов. Особое значение в процессе усвоения учебного материала придается информационным технологиям, насыщенным разнообразными профессионально-образовательными ресурсами, способствующим целостному восприятию студентом мирового образовательного пространства, развитию нового уровня умения ориентироваться во все возрастающем информационном потоке общества.

Профессионально-регулирующий блок субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности необходим, так как студенты, овладевая совокупностью научных знаний, слабо представляют их использование в дальнейшей профессиональной области, в связи с чем процесс овладения специализированными знаниями и умениями порой связан не с ценностным отношениям к знаниям, а потребительской позицией в получении знаний, внешней необходимостью и регламентацией образовательного процесса. Учитывая это, при конструировании субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности, необходимо обеспечить устойчивую мотивацию студента на познание и развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, сформированность мотивационной основы в избранной профессии.

Профессионально-регулирующий блок-мо-дуль знаний предполагает формирование: 1) профессиональных знаний: базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности, связанные с обретением студентом общих субъектных смысловых ориентиров в будущей профессиональной деятельности, которые возникают как результат самопознания своих потребностей, склонностей, мотивов, способностей; 2) социально-личностных и коммуникативных компетенций, включающих способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям.

Основными формами организации занятий в данном блоке являются лекция-пробле-матизация, лекция-визуализация, лекция с ошибками, бинарная лекция, профессиональный брейн-ринг, деловые игры, инсценировка и обсуждение профессиональных (квазипрофессиональных) ситуаций, защита проектов и т.д. Интерес представляют многообразие вариативных спецкурсов, курсов по выбору, таких как: «Самоменеджмент», «Культура профессионального общения», «Психология личностного роста» «Профессиональный портрет будущего специалиста», «Развитие культуры мышления» и др., обеспечивающих реальную возможность профессионально-творческого саморазвития, направленность

на рефлексивное осмысление своего профессионального и личностного развития, необходимых для раскрытия индивидуальности, самоконтороля и самоанализа, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению.

Разнообразие форм, техник и технологий, активизирующих профессиональное развитие будущих специалистов, обеспечивает закрепление новых профессионально-поведенческих паттернов, осознание профессиональных требований и своих возможностей, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, путей совершенствования себя в этой деятельности. С целью обучения студентов способам самоорганизации, самонаблюдению, самоотчету, самоанализу использовались приемы организации жизнедеятельности исторических личностей Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Д.Эйзенхауэра, умеющих ценить время: пословицы, поговорки, тесты и др. В данном блоке используется локбук -одна из стратегий развития рефлексии, отстаиваемая зарубежными исследователями (Зейчнер, Фр. Корт-хеген). Локбук - записная книжка в виде спирали, в которую студент записывает свои идеи, размышления над отдельными занятиями, затруднения или проблемы в процессе обучения. Ведение «локбука», направленного на развитие рефлексивных умений, позволяет будущему специалисту осуществлять самоанализ, самооценку, самоконтроль за принимаемыми решениями и совершаемыми поступками.

Основной акцент в профессионально-регулирующем блоке делается на специальные ситуации, решаемые в совместных коллективно-распределительных формах общения и взаимодействия участников образовательного процесса. Они задают предметно-профессиональный и социокультурный контексты будущей деятельности специалиста, действия, в которых студенты усваивают (присваивают) не только нормы компетентных действий специалистов, но и нормы социальных отношений. Единицей активности студента выступают поступки, посредством которых личностные смыслы превращаются в социальные ценности, в систему отношений к миру, труду, другому человеку и самому себе. На профессионально значимом материале и в формах, приближенных к формам реального общения и взаимодействия специалистов, осуществляется предметное и социальное развитие личности, ее включение в профессию как часть профессиональной культуры .

Направленность реализации данного блок-модуля заключается в закреплении профессионального выбора, воспитании профессионального патриотизма будущего специалиста, стимулировании у студентов положительных мотивов на позитивное взаимодействие с социумом, ориентировании и согласовании действий в социально значимой деятельности, установление взаимного сотрудничества.

4 Социальная работа. Теоретические основы подготовки социальных работников. - М.: 1992. - Вып. 5.

Деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента предполагает формирование: 1) профессионально профилированных (специализированных) знаний в соответствии с конкретной специализацией выпускника, которые обеспечивают востребованность будущих специалистов профессиональной средой и обществом (успешность трудоустройства и перспектива «найти себя» в реальной действительности в современном социуме); 2) организационно-управленческих компетенций, включающих способность организовать и спланировать работу; способность применять полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности.

Профессиональная направленность студента обеспечивается специализированными содержательными блоками учебных предметов, практиками (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной). Комплексный характер практики носит постоянно усложняющийся характер, максимально приближенный к профессиональной деятельности: от пассивного наблюдения, изучения и анализа разных сторон профессиональной деятельности, инструктивных обязанностей специалистов подразделений предприятия, законодательных актов, обеспечивающих нормативное регулирование деятельности учреждения, до активного внедрения самого студента в процесс непосредственного решения профессиональных и организационных задач в области избранной специализации. Продуманная непрерывная и последовательная система реализации практики в вузе обеспечивает развитие функционально-ролевой готовности студента к профессиональной деятельности, совершенствование практических умений, навыков необходимых в избранной специальности, стремление к самоанализу, самокоррекции в контексте личностного и профессионального роста. По окончании практики проводится итоговая конференция в форме творческих отчетов, презентаций и т.д.; лучшим практикантам предоставляется возможность публикации статьи в студенческом сборнике научных работ.

В качестве важной компоненты профессиональной подготовки специалиста в деятельностно-практическом блок-модуле определяется овладение современными методами и технологиями исследовательского поиска. Научно-исследовательская деятельность студентов как вид учебной деятельности имеет ярко выраженный творческий характер, расширяет кругозор, способствует накоплению знаний по избранной специальности, включает самообразовательную работу студентов. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, учебных заданий проблемно-исследовательского характера при изучении отдельных учебных курсов, спецкурсов требует глубокого осмысления существующих

подходов к решению проблем из разных научных областей и деятельное воспроизводство усвоенных знаний и умений при решения широкого круга практических задач.

По итогам выполнения исследовательских работ будущие специалисты принимают участие в научных конкурсах студенческих работ факультета и университета, в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях. Для формирования интереса к научному поиску и профессиональному саморазвитию студентов, проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию научной деятельности будущих специалистов в подразделениях университета, лучшую учебную группу по участию в научной деятельности, лучший курсовой проект, лучшее исследование в контексте дипломного проектирования и т.п. Для усиления внимания к роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания студентов проводятся семинары, обсуждения, встречи с выпускниками, конкурсы, выставки, круглые столы по актуальным проблемам профессионального образования в современных условиях. Формы научно-исследовательской деятельности, сопровождаемые саморефлексией и самостоятельным научным поиском существенно повышают уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Таким образом, общая структура конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента характеризуется как совокупность, взаимосвязь и единство информационно-ориентировочного, профессионально-регулирующего и деятельностно-практического образовательных блок-модулей. Конструирование субъект-ориен-тированного содержания образовательной деятельности студента обеспечивает не только присвоение студентом новой информации, расширение диапазона знаний об окружающей действительности, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-твор-ческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента, с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистически-ориентированного, полисубъектного диалога; в-четвертых, реализацию субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающего возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира, и построение траектории

жизни будущих специалистов с учетом продуктив- ного взаимодействия в социуме.

SUBJECT-FOCUSED CONTENT OF STUDENTS EDUCATIONAL ACTIVITY:

DESIGN PECULIARITIES

© 2009 L.G.Pak°

Orenburg state pedagogical university

The article reveals the design expediency of the subject-focused content of the high school students' educational activity. The initial principles of educational activity designing of the high school maintenance are revealed in this article.

Keywords: design, design principles, design principles of high school students' educational activity content.

PakLjubov Gennadevna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor of the Social Pedagogy department. E-mail: lyubov-pak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.