УДК 372
МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ
Добродомов Роман Николаевич.
Россия, г. Новосибирск, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии, [email protected].
Аннотация. В статье раскрываются механизмы воспитания духовно-нравственных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Среди основных механизмов определены механизмы ориентации и идентификации, а также педагогические условия, позволяющие реализовать выявленные механизмы.
Ключевые слова: механизм, воспитание, ориентация, идентификация, педагогические условия.
EDUCATION MECHANISMS OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN MILITARY CADETS INSTITUTE
Dobrodomov Roman Nikolaevich.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev National Guard, [email protected].
Abstract. The article reveals the education mechanisms of spiritual and moral values of a military institute cadets. The mechanisms of orientation and identification are identified among the main mechanisms. And also pedagogical conditions allowing realizing the revealed mechanisms are defined.
Key words: mechanism, education, orientation, identification, pedagogical conditions.
В последнее десятилетие в постиндустриальном, информационном российском обществе стали отчетливо проявляться черты нового мышления с доминированием материальной культуры над духовной, которое сформировалось под воздействием особенностей западной псевдокультуры. Необходимо отметить, что попытка Запада втянуть Россию в техногенную цивилизацию технократического мышления предполагает разрушение русской духовности, характеризующееся собственной шкалой ценностей, национальными и культурными традициями государства.
Особенно актуальна проблема нейтрализации регрессивных тенденций и сохранения системы духовно-нравственных ценностей в Вооруженных силах и войсках национальной гвардии РФ.
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена в первую очередь тем, что Вооруженные силы и войска национальной гвардии Российской Федерации являются гарантом безопасности государства и общества, как за пределами Российской Федерации, так и внутри ее.
Подчеркнем, что от того насколько будут сформированы у военнослужащих духовно-нравственные ценности зависит эффективность выполнения служебно-боевых задач.
В настоящее время востребован новый облик офицера с ярко выраженным чувством государственно-патриотического сознания, верности России и конституционному долгу, высоким интеллектуальным уровнем, гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии Российской Федерации.
Укажем, что воспитание офицеров осуществляется в военных образовательных организациях, для которых вопросы духовно-нравственного воспитания являются основой военного образования и базовой составляющей морального облика военнослужащего современной России.
Несмотря на потребность государства и общества в офицерах с формированными духовно-нравственными ценностями, в военных образовательных организациях слабо проработан механизм формирования духовно-нравственных ценностей с учетом имеющихся в настоящее время технологических и информационных ресурсов.
Поэтому резонно возникает вопрос: какой механизм формирования духовно-нравственных ценностей необходимо задействовать для того, что бы сформировать у курсантов военных институтов ценности, характерные для профессиональной деятельности?
Акцентируем внимание на том, что для ответа на вопрос был проведен анализ литературы, в которых авторы раскрывают понятие механизм воспитания духовно-нравственных ценностей [1,4,7]. Далее с учетом проведенного анализа и особенностей профессиональной деятельности было определено, что механизм воспитания предполагает совокупность процессов и условий, позволяющих достичь результата в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов военных институтов.
В последующем, с учетом определения представленного выше были определены процессы, составляющие механизм воспитания духовно-нравственных ценностей.
Среди процессов воспитания духовно-нравственных ценностей с учетом особенностей профессиональной деятельности необходимо выделить процессы ориентации и идентификации [2, 3].
Отметим, что процесс ориентации предполагает несколько этапов воспитания, сопоставляемых с периодами обучения. Если на первом этапе, как правило, на первом курсе, у курсантов усвоение ценностей военной службы предполагает эмпирический характер: курсант не в состоянии рационально объяснить содержание принятых им ценностей и некритично и легко усваивает те из них, в которых фиксируются соответствующие его материальным потребностям возможности их реализации. То на втором этапе, второй-третий курс, усвоения ценностей обретает отчетливо выраженные черты
целенаправленного, регулятивного процесса. Становление ценностей военной службы происходит не только через образование целостных функциональных единиц эмпирических ценностных представлений, но и путем косвенного опыта через средства массовой информации, через систему «книжных» знаний, а также через каналы прямого идейно-воспитательного воздействия. Укажем, что на старших курсах у курсантов большое влияние на формирование ценностей на третьем этапе оказывают каналы прямого воспитательного воздействия. Прямое воспитательное воздействие на курсантов осуществляется посредством разнообразных воспитательных средств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на курсанта и его ценности.
Подчеркнем, что в основе формирования ценностей военной службы у курсантов в процессе ориентации лежит объективный процесс усвоения ими социально значимых ценностей и превращения этих ценностей в содержательные элементы их ценностных представлений.
В свою очередь механизм идентификации - это характеристика, отражение процесса формирования ценностного отношения за счет «...постепенного отождествления личности с конкретной профессиональной группой; активизация социально-психологических процессов осознания и осмысления принадлежности к выбранной профессиональной сфере» [6].
Используя механизм идентификации в воспитании духовно-нравственных ценностей курсантов, было определено три варианта реализации. Первый вариант заключается в формировании духовно-нравственных ценностей за счет отождествления курсантом себя с офицерским корпусом как социально-профессиональной группой. Здесь механизм осуществляется за счет установленного ценностного единства в тех воинских коллективах, в которые включен курсант. Естественно, при использовании механизма идентификации следует вести речь об управлении развитием курсантских коллективов на духовно-нравственном воспитании офицера как о необходимом условии.
Второй вариант механизма идентификации в воспитании духовно-нравственных ценностей курсантов раскрывает формирование ценностного отношения через отождествление себя с другой личностью, с офицером -носителем ценностей военно-профессиональной деятельности, стремление наследовать их через установление эмоциональной связи со значимым человеком, принятие в свой внутренний мир его ценностей и убеждений. Обращаясь к данному варианту действия механизма идентификации, можно сказать, что формирование ценностного отношения курсантов к духовно-нравственным ценностям будет обусловлено личной примерностью офицеров вуза, а в равной степени и их авторитетом у курсантов. Активность механизма идентификации во многом связана с теми событиями (событийное окружение, военная история, военная прогностика) и личностями (исторические личности, профессионалы, кино- и литературные герои, предки и пр.), которые попадают в поле оценки курсантов, от способа организации рефлексии и эмоционального насыщения акта отношения[5, 8].
В третьем варианте, идентификация как механизм основана на постановке курсантом себя на место офицера - носителя ценностей, погружение в его
смысловое поле, сопереживание и присвоение его смыслов, восприятие ценностных оснований поступка в сложных ситуациях военной службы.
Процессы идентификации будущих офицеров, как пишет В.А. Братчиков [2], определяются характером и накалом профессиональной подготовки, правовым статусом военного вуза и самой спецификой военно-профессиональной деятельности. Параметры формирования ценностного отношения курсантов к идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности с использованием механизма идентификации, как следует из вышесказанного, определяются самой организацией образовательного процесса военного вуза, задаются педагогическими условиями.
Подчеркнем, что механизмы ориентации и идентификации, взаимно дополняя друг друга, обеспечивают процесс воспитания духовно-нравственных ценностей и могут быть положены в основу профессионального воспитания, но только в том случае, если понятны условия их активизации и педагогические пути реализации условий в воспитании курсантов.
Отметим, реализация выделенных процессов возможна при создании следующих условий: наполнение военно-профессиональной среды военного вуза и военно-профессиональной деятельности курсантов ценностным содержанием; организация рефлексивной деятельности; многократное переживание актов отношения к духовно-нравственным ценностям офицера; эмоциональное насыщение; взаимоотношения, характерные для офицерского корпуса в курсантских коллективах; личный пример офицеров.
Таким образом, для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ в процессе воспитания целесообразно в качестве основных механизмов использовать процессы ориентации и идентификации. В свою очередь, реализация определенных механизмов будет малоэффективна без ценностного наполнения военно-профессиональной среды и деятельности курсантов, а также без наличия взаимоотношений, характерных для офицерского корпуса в курсантских коллективах и личного примера офицеров.
Библиографический список:
1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 8-13.
2. Братчиков В.А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.04. - Саратов, 2003. - 145 с.
3. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. -№ 4. - С. 37-50.
4. Об образовании в Российской Федерации : [федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ : 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Гарант.ру, Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70291362/.
5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 25 марта 2015 г. - М.: КНОРУС, 2016. - 560 с.
6. Полухина М.В. Профессиональная идентификация студенчества: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06. - Екатеринбург, 2006. - 179 с.
7. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований // Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. Яз.
8. Шулаков А.В. Структура личностного роста преподавателя военно-образовательного учреждения ВВ МВД России, особенности и условия его развития / Шулаков А.В., Оспенников С.В. // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 257-263.