Научная статья на тему 'Механизмы удовлетворения потребности производства в линейном персонале, владеющим несколькими смежными профессиями'

Механизмы удовлетворения потребности производства в линейном персонале, владеющим несколькими смежными профессиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы удовлетворения потребности производства в линейном персонале, владеющим несколькими смежными профессиями»

Хоть и молод город — 82, Но немало сделано людьми за все года. Киселевск имеет особеннсть одну: Шахтерскими династьями гремит на всю страну. И честь свою рабочую хранят они всегда. В делах не раз проверена династия труда. Киселевск любимый — город небольшой, С малых лет люблю тебя я всей душой.

В номинации «Я в будущем» конкурсанты представили макеты статической и динамической техники, связанные с профессий будущего. Жюри единогласно отдало первое место Егору Куимову, Павлу Шевченко, Игорю Фах-рину из Кемеровского профессионально-технического техникума (руководитель — В. А. Мес-нянкин) за работу «Макет станции технического обслуживания и бесконтактной мойки автомобилей» и Владиславу Лангольфу, Егору Куприянову из Дворца творчества детей и учащейся молодежи г. Ленинска-Кузнецкого (руководитель — А. И. Торгонский) за макет железнодорожного вокзала будущего.

По мнению жюри, наибольшее количество работ было посвящено профессиям, наиболее востребованным в Кемеровской области: шах-

тер, строитель, автомеханик, токарь, врач, учитель, воспитатель. Жюри отметило высокий уровень конкурсных работ по основным критериям номинаций: соответствие содержания заявленной теме, авторский и творческий подход, оригинальность исполнения. В связи с этим появились сложности в определении победителей, ведь в каждой номинации оказалось несколько десятков достойных работ. В результате победители и призеры были определены в соответствии с категориями образовательных организаций и уровнями образования.

Награждение участников состоялось на Фестивале рабочих профессий в марте 2018 г. Победители, призеры конкурса, их кураторы получили грамоты и благодарственные письма департамента образования и науки Кемеровской области. Остальные участники отмечены сертификатами. В 2018/19 учебном году конкурс профориентационных материалов для обучающихся образовательных организаций разных типов «Профессия, которую я выбираю» будет проводиться в шестой раз. В положении предложены традиционные и новые номинации, а также современные форматы выполнения работ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

МЕХАНИЗМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ЛИНЕЙНОМ ПЕРСОНАЛЕ, ВЛАДЕЮЩИМ НЕСКОЛЬКИМИ СМЕЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

Н. Т. рылова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Экономическая нестабильность в стране коснулась практически всех слоев населения. Сокращение рабочих мест отразилось на потребности российского рынка труда в рабочих кадрах и в высококвалифицированных специалистах. Оставаться востребованными, не потерять работу удается, прежде всего, тем специалистам, которые освоили не одну профессию, а две или три родственные. Они имеют больше шансов на получение работы и больше возможностей быть конкурентоспособными на рынке труда. Оптимальным является обучение смежным профессиям, ведь сотрудник, умеющий выполнять два-три вида операций, проще найдет работу. Вместе с тем чем большим набором таких смежных профессий обладает сотрудник, тем более гибким становится

подразделение, в котором он работает. Работодателю такие работники выгодны, особенно в кризисный период. Поэтому все актуальнее становится вопрос получения смежной профессии линейным персоналом предприятия.

Линейный персонал — это основная рабочая сила предприятия, находящаяся на самых начальных ее позициях, самая многочисленная часть всего работающего персонала [1]. На предприятиях угледобычи это горно-

рабочие очистных забоев, проходчики, машинисты горновыемочных машин и др.

Современный работодатель заинтересован в интенсификации производства, повышении его эффективности и качества работы. Законодательство РФ о труде предоставляет ему возможность в решении этих задач через совмещение профессий (ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации). Сущность совмещения профессий состоит в том, что рабочий, выполняя в течение дня работы по основной профессии, дополнительно за счет более рационального использования времени выполняет работы, отнесенные к другой профессии [2]. Совмещение профессий наиболее эффективно, когда совмещаются профессии, взаимосвязанные ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, выполнением основного и вспомогательного процессов.

Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля возможно путем овладения смежными профессиями. Смежная профессия — это дополнительная профессия, которой овладевает сотрудник, это такой вид совмещения, при котором трудовые функции по второй профессии не имеют общих признаков с функциями по основной профессии. Например, горнорабочий очистного забоя — горномонтажник, слесарь — электросварщик, электромонтер — стропальщик. Смежная профессия — это всегда овладение умениями, которые позволяют сотруднику заниматься качественно новой деятельностью. Она всегда имеет технологическую и организационную общность с основной профессией. Работы по основной и смежной профессиям выполняются на одном рабочем месте.

Смежная профессия поможет сотруднику оставаться на плаву в кризисных случаях — при увольнении, сокращении, изменении жизненных планов; даст возможность получить дополнительный заработок. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения ими новой профессии [2].

Каковы пути освоения смежной профессии? Их несколько.

Инициатива работодателя. Большое число крупных российских корпораций открывают на своей базе учебные центры. В таких центрах проходят обучение лица, не имеющие профессионального образования, проводятся курсы повышения квалификации для различных категорий рабочих, для желающих организуются курсы по освоению других (смежных) профес-

сий. Последняя форма обучения выгодна как самой компании (она может строить обучение в нужном для себя русле, подготовить работника к выполнению необходимых на этапе своего развития задач), так и работнику (обучение проводится за счет работодателя) [1].

Собственная инициатива работника. Если сам работник, а не компания-работодатель, нацелен на освоение новой, дополнительной профессии, то одним из наиболее доступных способов получения смежной профессии является прохождение курсов на базе профессиональной образовательной организации или центра переподготовки специалистов. Для получения смежной профессии сотрудник должен пройти обучение в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Чаще всего такая форма обучения проводится за собственные деньги работника в свободное от работы время или за счет отпуска. Следует иметь в виду, что при прохождении курсов повышения квалификации сотрудник лишь повышает уровень своего профессионализма по основному виду занятости. Он становится более опытным специалистом, но не получает знаний в другой профессиональной области. Таким образом, повышение квалификации нельзя рассматривать как способ получения смежной профессии.

Вместе с тем обязанность работника проходить обучение по смежной профессии действующим законодательством не предусмотрена. Работник имеет полное право отказаться от обучения, и никаких мер взыскания за такой отказ применить к работнику нельзя [3].

Товарищеская помощь (наставничество). Это обучение смежной профессии непосредственно на рабочем месте, оно не требует значительных временных и финансовых затрат. Такая практика часто используется на производстве, когда опытный специалист передает свои знания молодому работнику. Хотя достаточно сложно без дополнительного стимулирования заставить мастера своего дела поделиться своими знаниями и навыками, секретами профессии с молодым работником. Поэтому для производственного обучения рабочих должны привлекаться наставники, обладающие соответствующим уровнем знаний и квалификацией для обучения по профессиям. Кандидат на роль наставника должен обладать следующими компетенциями:

• экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками (профессиональные — то есть наличие высокой квалификации, необходимой сертификации и опыта);

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018

23

• отличные коммуникативные навыки — умение находить общий язык с людьми, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи;

• хорошие административные навыки — умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку [4]. Поведение наставника по отношению к обучаемому сотруднику должно быть основано на тактичности, терпении и дипломатичности.

Желание человека получать больше денег для удовлетворения своих материальных потребностей — явление вполне естественное. Для этого работникам многих профессий приходится осваивать смежные профессии. Но иногда необходимость в дополнительном трудовом обременении может быть вызвана не только желанием заработать, но и помочь предприя-

тию, на котором осуществляется профессиональная деятельность, при острой нехватке специалистов в той или иной сфере.

1. Смежные профессии: освоение смежных специальностей. — Режим доступа : http://ideiforbiz.ru/ smezhnye-professii-osvoenie-smezhnyx-specialnostej. html, свободный.

2. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР от 15.06.1988 № 369/92-14-147/20/18-22.

3. Как обучить смежной профессии? — Режим доступа : https://www.kdelo.ru/qa/136369-qqkss8-kak-obuchit-smejnoy-professii, свободный.

4. Профессиональное наставничество. — Режим доступа : http://hr-portal.ru/article/professionalnoe-nastavnichestvo, свободный. — Загл. с экрана.

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Н. А. Серова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Выбор профессии — важное решение в жизни любого человека. Для ребенка-сироты правильный выбор профессии является главной жизненной ценностью. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкиваются с трудностями при обучении в профессиональных образовательных организациях, а после их окончания, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что неправильно выбрали специальность либо эта работа слишком сложна для них.

Эта проблема, оставаясь актуальной, постоянно направляет научный и практический поиск на совершенствование подготовки данной категории молодежи к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению.

Происходящие в стране изменения социального, экономического и нравственно-этического характера вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени содействует про-

фессиональной ориентации, которая является основным условием свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям общества, но и ее возможностям, интересам и способностям.

Современный детский дом официально декларируется как образовательная организация, призванная подготовить воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе, самореализации в выбранной профессии.

Одним из ведущих факторов этой успешности является профессиональное самоопределение. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.

Практика показывает, что успех профориен-тационной работы в данном направлении напря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.