Научная статья на тему 'Профессия, которую я выбираю'

Профессия, которую я выбираю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессия, которую я выбираю»

зациях назначены специалисты, ответственные за профориентацию воспитанников и обучающихся, которые используют в своей деятельности современные профориентационные технологии, осуществляют взаимодействие с работодателями, специалистами других образовательных организаций. В перспективе планируется проведение Единого дня профориентации с вовлечением большего количества участников (до 100 % воспитанников и обучающихся образовательных организаций разных типов), с преиму-

щественным применением практико-ориентиро-ванных форм профориентации, более активным привлечением к мероприятию родителей. Все это будет способствовать решению основной задачи профориентации — осознанному профессиональному выбору воспитанников и обучающихся, основанному на знании собственных интересов, возможностей, особенностей рынков труда и образовательных услуг, умении планировать образовательно-профессиональную траекторию.

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБИРАЮ

Е. А. Доренбуш, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

С 9 января по 9 февраля 2018 года Кузбасский региональный институт развития профессионального образования проводил конкурс профориента-ционных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных типов Кемеровской области. Цель конкурса — содействие формированию осознанного отношения воспитанников и обучающихся к профессиональному выбору и построению профессиональной карьеры.

Конкурс способствовал активизации проф-ориентационной работы в образовательных организациях разного типа, обеспечению лич-ностно ориентированного подхода к формированию профессионального самоопределения подростков и молодежи, проводился в рамках празднования 75-летия Кемеровской области.

В ходе подготовительной работы был создан оргкомитет, подготовлены информационные материалы для сайта института и проф-ориентационного портала Кузбасса «Профори-ентир», определено компетентное жюри, разработано положение. Конкурс проходил в два этапа: первый этап — подготовка и предоставление работ; второй этап — проверка конкурсных работ на соответствие требованиям конкурса, работа жюри по выбору победителей. На протяжении многих лет соорганизаторами, спонсорами и членами жюри этого конкурса высту-

пают сотрудники центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс» (директор — А. П. Каргополова).

В соответствии с положением работу каждого участника курировали педагоги или родители, что позволило обучающимся более качественно подготовить конкурсные материалы. На уроках русского языка и литературы изучались особенности жанра эссе и декламации стихотворения, на уроках информатики проводилась работа с графическими редакторами, на уроках технологии изучалось содержание трудовой деятельности представителей разных профессий.

На конкурс поступило 1054 работы: в номинации «Карьерный трек» (эссе) было представлено 214 работ, в номинации «Мотиватор на профессию» (фотография) — 281, в номинации «Край, в котором я живу» (видеоролик) — 546, в номинации «Я в будущем» (макет, модель) — 13. Наибольшее количество из них поступило из Меж-дуреченска, Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Осинников.

Самыми активными участниками конкурса стали следующие образовательные организации (от 15 до 23 работ):

• Кемеровский педагогический колледж;

• Кемеровский профессионально-технический техникум;

• средняя общеобразовательная школа № 1, Калтан;

• средняя общеобразовательная школа № 52, Кемерово;

• средняя общеобразовательная школа № 1», Ленинск-Кузнецкий;

• Дворец творчества детей и учащихся молодежи, Ленинск-Кузнецкий;

• средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов, Междуреченск;

• Междуреченский горностроительный техникум;

• Новокузнецкий горнотранспортный колледж. Впервые на конкурс в номинации «Карьерный трек» было представлено стихотворение собственного сочинения о профессии актера — Егора Дайнеко, обучающегося 6-го класса кемеровской средней общеобразовательной школы № 11 (руководитель — Е. В. Бобырь). Представляем работу, за которую Е. Данеко награжден грамотой департамента образования и науки за второе место.

Мастерство актера

Профессий вереница разных... И многие из них — прекрасны. Но я определил свой выбор. Артистом вы меня считать смогли бы? На роли в обществе культурном Артиста роль бывает трудной -Игривой, яркой, шумной, бурной. Сравнений много есть. Но все же Мечта... Что может быть дороже?! Возможно, быть артистом круто. ...Вопросов много почему-то: Как все постичь и все понять? Как нужно образы менять? Смеяться как, коль на душе печаль?! Как плакать и страдать, Когда переполняет радость И чувство торжества струится вдаль?! Любовь и ненависть. Где шаг, который преодолеть Возможно, лишь когда пройдете «горы» Падений и ошибок,

А также вереницы кропотливых лет, Чтоб ощутить фанфарный глас Побед. Все важно: слава, премии, доходы -На пару минусов, пять плюсов. Поклонниц очень много юных, Почет и слава...

И снова вереница буден трудных!

Ах, как же здорово преображаться

Из одного героя вдруг в другого:

Из Бога воплощаться в человека,

А из злодея — в добряка.

Все это так великолепно,

Что может передаться лишь в стихах!

«Примерить» роль в комедии иль в драме,

В документальном или сатирическом кино,

В мультфильмах, мюзиклах,

Трагедиях и в мелодраме!

Поверьте, это ведь не каждому дано! Профессия артиста гениальна, И очень многогранна, и проста. Один закон усвойте для начала: Трудиться кропотливо, ежечасно, Влюбленным быть в профессию С младенчества и лет до ста!!!

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности. Задача номинации «Мотиватор на профессию» состояла именно в демонстрации индивидуальной графической презентации профессии, востребованной в регионе или муниципалитете, профессии будущего или уже получаемой в образовательной организации, которая вызвала бы интерес или желание ее получить или изучить. При подготовке конкурсных работ участники и кураторы использовали графические редакторы Power Point, Corel Draw, Photoshop.

Номинация «Край, в котором я живу» была посвящена 75-летию Кемеровской области. Участники декламировали стихотворения Н. Чимбаровой, Г. Юрова, И. Елизарьева, В. Иванова и других авторов о родном крае, городе, людях, труде и профессиях Кемеровской области. Впервые в конкурсе приняли участие воспитанники дошкольных образовательных организаций, именно в номинации видеороликов они представили наибольшее количество конкурсных работ (всего 108). Поступило 21 стихотворение.

Люблю тебя, мой Киселевск

автор: Дарья Дубяга

Сели как-то вечером с мамой у окна, Глобус рассмотрели, огромная страна. И моря, и горы, реки и леса, Очень ты большая, родная сторона. И нашли мы точку на глобусе на том, Место дорогое, где мы все живем. Зовется Киселевском городочек мой, С малых лет желанный и такой родной. Долго говорили с мамой мы вдвоем О любимом городе, сердцу дорогом. Как возник мой город, как он жил и рос, Отвечала мама на любой вопрос. Киселевск — родитель славных сыновей, грудью защищавших детей и матерей. Пали смертью храбрых многие из них: Ужаков, Костюнин и Иван Черных.

Хоть и молод город — 82, Но немало сделано людьми за все года. Киселевск имеет особеннсть одну: Шахтерскими династьями гремит на всю страну. И честь свою рабочую хранят они всегда. В делах не раз проверена династия труда. Киселевск любимый — город небольшой, С малых лет люблю тебя я всей душой.

В номинации «Я в будущем» конкурсанты представили макеты статической и динамической техники, связанные с профессий будущего. Жюри единогласно отдало первое место Егору Куимову, Павлу Шевченко, Игорю Фах-рину из Кемеровского профессионально-технического техникума (руководитель — В. А. Мес-нянкин) за работу «Макет станции технического обслуживания и бесконтактной мойки автомобилей» и Владиславу Лангольфу, Егору Куприянову из Дворца творчества детей и учащейся молодежи г. Ленинска-Кузнецкого (руководитель — А. И. Торгонский) за макет железнодорожного вокзала будущего.

По мнению жюри, наибольшее количество работ было посвящено профессиям, наиболее востребованным в Кемеровской области: шах-

тер, строитель, автомеханик, токарь, врач, учитель, воспитатель. Жюри отметило высокий уровень конкурсных работ по основным критериям номинаций: соответствие содержания заявленной теме, авторский и творческий подход, оригинальность исполнения. В связи с этим появились сложности в определении победителей, ведь в каждой номинации оказалось несколько десятков достойных работ. В результате победители и призеры были определены в соответствии с категориями образовательных организаций и уровнями образования.

Награждение участников состоялось на Фестивале рабочих профессий в марте 2018 г. Победители, призеры конкурса, их кураторы получили грамоты и благодарственные письма департамента образования и науки Кемеровской области. Остальные участники отмечены сертификатами. В 2018/19 учебном году конкурс профориентационных материалов для обучающихся образовательных организаций разных типов «Профессия, которую я выбираю» будет проводиться в шестой раз. В положении предложены традиционные и новые номинации, а также современные форматы выполнения работ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

МЕХАНИЗМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ЛИНЕЙНОМ ПЕРСОНАЛЕ, ВЛАДЕЮЩИМ НЕСКОЛЬКИМИ СМЕЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

Н. Т. рылова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Экономическая нестабильность в стране коснулась практически всех слоев населения. Сокращение рабочих мест отразилось на потребности российского рынка труда в рабочих кадрах и в высококвалифицированных специалистах. Оставаться востребованными, не потерять работу удается, прежде всего, тем специалистам, которые освоили не одну профессию, а две или три родственные. Они имеют больше шансов на получение работы и больше возможностей быть конкурентоспособными на рынке труда. Оптимальным является обучение смежным профессиям, ведь сотрудник, умеющий выполнять два-три вида операций, проще найдет работу. Вместе с тем чем большим набором таких смежных профессий обладает сотрудник, тем более гибким становится

подразделение, в котором он работает. Работодателю такие работники выгодны, особенно в кризисный период. Поэтому все актуальнее становится вопрос получения смежной профессии линейным персоналом предприятия.

Линейный персонал — это основная рабочая сила предприятия, находящаяся на самых начальных ее позициях, самая многочисленная часть всего работающего персонала [1]. На предприятиях угледобычи это горно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.