ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «ПРОФОРИЕНТИР»
Е. В. Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения
ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово
Современный рынок труда требует высокого уровня образования и профессиональной подготовки работников. Профессиональное самоопределение становится непрерывным процессом на протяжении всей жизни и включает в себя накопление необходимых компетенций, обеспечивающих успешность профессионального выбора. Решение этих задач в сфере профориентации налагает особую ответственность на педагогических работников, поскольку штатные должности специалистов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях не предусмотрены.
В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать развитию мастерства педагогов в сфере профориентации обучающихся. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
- развитие компетенций педагогов, творческого потенциала;
- приобщение к исследовательской деятельности;
- развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к са-
мосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
- внедрение новых профориентационных технологий в сферу образования;
- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и образовательной организации в целом и др.
У педагогов, участвующих в конкурсах, формируются и развиваются компетенции в области разработки и реализации программ профориентационной деятельности; умения выявить из собственного педагогического опыта наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности; знание современных достижений в области методики обучения и умение обоснованно применять их в своей педагогической практике; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту и др. Для участников дистанционных конкурсов актуальными являются развитие компетенций в области умения пользоваться современными информационно-поисковыми технологиями; владение навыками работы с персональным компьютером; знание основных компьютерных программ и умение пользоваться ими.
В 2013/14 учебном году ЦПиПС ГОУ «КРИРПО» проводил ставший традиционным областной конкурс методических разработок профориентационного содержания «ПРОФ-ориентир». Конкурс способствовал актуализации проблем профориентации, поиску пу-
тей и средств их эффективного решения в деятельности педагогических работников образовательных организаций различных типов.
Цель конкурса — развитие системы профессиональной ориентации общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального образования в образовательных организациях Кемеровской области. В ходе конкурса «ПРОФориентир» решались следующие задачи:
- выявление инновационных образовательных ресурсов в образовательных организациях различных типов в области профориентации обучающихся, воспитанников;
- изучение и обобщение педагогического опыта в сфере использования профориентационных технологий;
- популяризация и внедрение в педагогическую практику лучших методических разработок в области профориентации обучающихся и воспитанников;
- развитие профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций различных типов в области разработки и реализации профориентационных мероприятий;
- повышение престижа рабочих профессий.
На конкурс поступило 138 работ из 83 образовательных организаций Кемеровской области, что больше по сравнению с прошлым конкурсом. Также значительно возросло количество участников (табл.), что подтверждает востребованность данной формы работы у педагогов, ответственных за профориентацию.
Таблица
Сравнительные данные по количеству работ и участников конкурса «ПРОФориентир»
Показатель 2012/13 уч. г. 2013/14 уч. г.
Количество работ 101 138
Количество участников 151 192
Количество организаций, в том числе: 74 83
профессиональные образовательные организации 29 27
общеобразовательные организации 16 25
организации дополнительного образования 6 5
детские дома и школы-интернаты 19 22
другие организации 4 4
Распределение работ по номинациям:
Лучшая профориентационная программа 20 34
Лучшее профориентационное мероприятие 40 71
Профориентация детей с ОВЗ 33 17
Профориентация детей-сирот 5 11
Содействие трудоустройству и адаптации выпускника профобразования к условиям рынка труда 3 -
Лучшие методические рекомендации по организации профориентации обучающихся на рабочие профессии Кузбасса - 5
Количество разработок, включенных в различные издания ГОУ «КРИРПО» 28 “40 (планируется)
Жюри оценивало работы по следующим критериям: соответствие содержания разработки заявленной теме, поставленным цели и задачам конкурса; отражение в названии методической разработки ее содержания; практическая значимость; инновацион-
ность разработки; культура оформления работы (соответствие требованиям к оформлению разработок); соблюдение норм русского литературного языка. В каждой из пяти номинаций были определены победитель и два призера.
В номинации «Лучшая профориентационная программа»:
I место: Е. В. Гаар, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Юрги»;
II место: Т. Н. Сивиргина, заместитель директора по УВР ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»;
III место: Е. Н. Медведчикова, педагог-психолог, М. В. Арышева, учитель-логопед, Е. Г. Ары-шева, старший воспитатель, Т. В. Евграфова, директор, Е. В. Маслова, заместитель директора по ВР, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анжеро-Суджен-ского городского округа «Детский дом № 35».
В номинации «Лучшее профориентационное мероприятие»:
I место: Е. А. Ланина, социальный педагог МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 2», Мариинский район;
II место: Е. В. Халина, первый заместитель директора ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»;
III место: М. В. Диц, педагог-психолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Ки-селевск.
В номинации «Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья»:
I место: М. В. Михайлова, мастер производственного обучения по профессии «мастер отделочных строительных работ» ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум», г. Киселевск;
II место: Н. А. Сизикова, учитель МКС (К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Ленинск-Куз-нецкий район;
III место: С. В. Швед, учитель СБО, Л. А. Оливко, социальный педагог, МКС (К)ОУ «Яйская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
В номинации «Профориентация детей-сирот»:
I место: Н. А. Серова, воспитатель, Т. П. Зикк, педагог-организатор, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом», г. Осинники;
II место: М. А. Шевчук, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ле-
чении, «Школа-интернат № 5» имени А. А. Сидоренко, г. Ленинск-Кузнецкий;
III место: Г. Г. Жирнова, воспитатель, Т. Ю. Ши-хова, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк.
В номинации «Лучшие методические рекомендации по организации профориентации обучающихся на рабочие профессии Кузбасса»:
I место: О. Н. Чернышева, учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени В. М. Елсукова», г. Ленинск-Кузнецкий;
II место: О. Н. Садлий, социальный педагог, С. Н. Малых методист, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Радуга», г. Юрга;
III место: Н. В. Масленникова, заведующая учебно-методическим отделением, И. В. Кравченко, преподаватель, Г. В. Герасимова, методист, ГБОУ СПО «Новокузнецкий транспортнотехнологический техникум».
За активную позицию в формировании системы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Кемеровской области жюри приняло решение наградить благодарственными письмами ГОУ «КРИРПО»:
О. В. Аникееву, педагога-организатора, преподавателя спецдисциплин,
Л. В. Дьяченко, методиста, преподавателя спецдисциплин, ГОУ СПО «Зеленогорский многопрофильный техникум»;
С. Н. Ануфриеву, учителя МКС (К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Ленинск-Кузнецкий район;
С. В. Бовкуш, мастера производственного обучения ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк;
Т. Н. Кириллову, воспитателя МКС (К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Яшкинский район;
Е. Н. Кицена, Т. В. Синишину, педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД, г. Прокопьевск;
И. Н. Кулишову, учителя МБОУ «Школа 14», г. Прокопьевск;
А. Н. Солодовникову, директора, М. В. Слав-городскую, заместителя директора по УВР, Е. В. Тикунову, педагога-психолога, Т. Н. Капустину, учителя РСВ и ФП, О. В. Мамонтову, учите-
ля информатики, МКС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида», г. Новокузнецк;
Н. В. Степанижову, учителя технологии МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 12»;
О. П. Степанюк, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 71», г. Прокопьевск;
A. Р. Татаринову, учителя истории, ответственного за профориентационную деятельность, МБОУ Киселевского государственного округа «Основная общеобразовательная школа № 33», г. Киселевск;
B. А. Храмко, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68», г. Прокопьевск;
Т. С. Черникову, заведующую отделом по ВР ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк;
Л. Г. Шарапову, заместителя директора по УВР ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», г. Ленинск-Кузнецкий;
Н. В. Шмойлову, педагога дополнительного образования МБС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 V вида», г. Кемерово;
Г. И. Штернберг, методиста МБОУ ДОД Киселевского городского округа «Центр детского творчества»;
В. И. Щелканову, заместителя директора по ИТ, НИР и качеству, М. А. Пьянкова, преподавателя ЦМК ОПД и ПМ специальностей технического профиля, ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», г. Таштагол.
Участники, не вошедшие в число победителей и призеров, отмечены сертификатами участников конкурса.
К положительным моментам можно отнести активность педагогов, принявших участие в конкурсе. Так, педагогами МКС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида» г. Прокопьевска было представлено 12 работ, по четыре работы поступило из ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. В. М. Елсукова» г. Ле-нинска-Кузнецкого. Из девяти образовательных организаций было представлено по три работы: ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта», ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум», ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», МБОУ Анжеро-Суджен-ского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 12», МКС (К)ОУ «Краснинская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», МКОУ для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 68 VIII вида» г. Новокузнецка, МКС (К) ОУ «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Яшкинский район, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 1» г. Ленинска-Кузнецкого, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Радуга», г. Юрга.
Большое количество представленных профориентационных программ, учебно-методических комплексов говорит о наличии системной работы по профориентации в ряде образовательных организаций Кемеровской области.
Следует отметить разнообразие форм и методов, применяемых педагогами в профориентационной деятельности. Наряду с такими традиционными формами, как экскурсия, классный час, викторина и др., в образовательных организациях активно применяют тренинги, квест-игру, более широко стали использовать возможности ИКТ. В рамках областного семинара «Технологии профориентационной работы» победители и призеры конкурса представят свои работы на мастер-классах. Было отмечено возросшее, по сравнению с прошлым конкурсом, качество работ, поэтому большое количество работ жюри рекомендовало к публикации.
В то же время от участия в конкурсе жюри отклонило три работы. Одна работа прислана повторно, при этом не было произведено каких-либо доработок или изменений, две другие — за несоблюдение авторства (плагиат).
Таким образом, профориентационный конкурс «ПРОФориентир» востребован среди педагогов образовательных организаций Кемеровской области. Конкурсанты имеют возможность представить свой опыт, получить экспертную оценку своей работы. Благодаря публикации лучших работ в научно-методическом журнале «Образование. Карьера. Общество», сборниках методических разработок наиболее интересные практики профориентационной работы становятся доступными широкому кругу педагогических работников. Все это способствует развитию системы профориентации как на уровне отдельных образовательных организаций, так и на муниципальном. Поэтому в 2014/15 учебном году мы вновь планируем проведение областного конкурса методических разработок «ПРОФори-ентир». Приглашаем образовательные организации региона принять в нем активное участие!