Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ'

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВЛИЯНИЕ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ADOLESCENTS / SOCIAL DEPRIVATION / SOCIALIZATION / FAMILY INFLUENCE / MECHANISMS OF SOCIALIZATION / IDENTIFICATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салядинова Э.Э., Капидинова С.Б.

В статье представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме социализации подростков. Определены и проанализированы содержательно-динамические характеристики социализации подростков, лишенных семейного влияния. Использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной и учебно-методической информации, связанной с проблемами социализации подростков. Методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование; статистические методы обработки полученных данных, осуществлялись с помощью компьютерной программы STATISTICA. Использовался корреляционный анализ, параметрическое сравнение выборочных средних величин (t - критерий Стьюдента).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION

The article presents a theoretical analysis of scientific research on the problem of socialization of adolescents. The content-dynamic characteristics of the socialization of adolescents deprived of family influence have been determined and analyzed. The following theoretical methods are used: analysis, comparison, generalization of scientific and educational-methodological information related to the problems of socialization of adolescents. Methods of empirical research: observation, testing, interviews, questioning; statistical methods for processing the data obtained, were carried out using the computer program STATISTICA. We used correlation analysis, parametric comparison of sample mean values (t - Student's test).

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ»

детских домов, что указывает на более высокий уровень личностной зрелости подростков, воспитывающихся в семье. Подросткам воспитанникам детских домов не хватает развития четких жизненных ориентиров, способности планировать свое будущее, они социально инфатильны, им присущ конформизм, перенос ответственности за свою жизнь на общество, патерналистская позиция у них доминирует над собственной активностью в отношении самореализации.

Использованные источники:

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер - СПб.: Академическийпроект, 2000. - 256 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. :Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. - 136 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита /Е. Л. Доценко. - СПб. : Речь, 2003. - 304 с.

4. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопр. Психол. - 2002. - №5. - С.239-245.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: „ТЦ Сфера", 2001. - 448 с.

УДК 159.9:316

Салядинова Э.Э. студент

Психолого-педагогический факультет научный руководитель: Капидинова С.Б., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Аннотация. В статье представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме социализации подростков. Определены и проанализированы содержательно-динамические характеристики социализации подростков, лишенных семейного влияния. Использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной и учебно-методической информации, связанной с проблемами социализации подростков. Методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование; статистические методы обработки полученных данных, осуществлялись с помощью компьютерной программы STATISTICA. Использовался корреляционный анализ, параметрическое сравнение выборочных средних величин @ - критерий Стьюдента).

Ключевые слова: молодежь, социальная депривация, социализация, семейное влияние, механизмы социализации, идентификация, рефлексия

Selyadinova E.E., student of the specialty ""Psychology"

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol Scientific adviser: Kapidinova SB, k.psihol.n. lecturer of the Department of Psychology

GBOUVO RK CIPU

MECHANISMS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION

Annotation. The article presents a theoretical analysis of scientific research on the problem of socialization of adolescents. The content-dynamic characteristics of the socialization of adolescents deprived of family influence have been determined and analyzed. The following theoretical methods are used: analysis, comparison, generalization of scientific and educational-methodological information related to the problems of socialization of adolescents. Methods of empirical research: observation, testing, interviews, questioning; statistical methods for processing the data obtained, were carried out using the computer program STATISTICA. We used correlation analysis, parametric comparison of sample mean values (t - Student's test).

Key words: adolescents, social deprivation, socialization, family influence, mechanisms of socialization, identification, reflection

Постановка проблемы. Воспитание и социальная среда неразрывно взаимосвязаны в процессе социализации личности - подготовки ее к жизни в постоянно меняющемся мире. Семейная депривация как перманентный негативный спутник сиротства тормозит ход личностного становления ребенка-сироты, окрашивая его дискомфортными и девиантным сегментами. Отечественные и зарубежные исследования, направленные на изучение особенностей психического развития детей вне семьи указывают на то, что семейная депривация является негативным фактором личностного становления детей-воспитанников интернатных учреждений. Однако большинство этих работ посвящено дошкольному и младшему школьному периодам. В то же время, проблемы личностного развития подростков в условиях семейной депривации освещены недостаточно и требуют дальнейшего изучения. Поэтому исследования психологических особенностей социализации подростков-воспитанников детских домов позволит углубить знания о влиянии социализирующего потенциала семейных отношений на становление личности, а, следовательно, способствовать поиску психологических факторов улучшения условий развития детей, лишенных родительской опеки.

Цель статьи заключается в определении механизмов процесса социализации подростков в условиях семейной депривации.

Анализ последних публикаций по теме исследования. Социализация имеет деятельностный характер и главным критерием ее успешности является свободное функционирование индивида в обществе

при условии, что он в процессе социализации является активным, считают Ф.Гиддинс и Г.Тард [4]. Социальная теория, объясняющая процесс интеграции индивида в социальную систему средствами интернализации общепринятых норм, рассматривается Т. Парсонсом [5]. «Когнитивная» модель социализации (Д. Келли, Ж. Пиаже, Л. Кольберг) построена на идее, что поведение личности детерминировано ее знаниями, совокупность которых образует в ее сознании картину окружающего мира, и управляет поведением людей. Главным аспектом социализации при этом является процесс обучения мышлению, развитию познавательных, нравственных и эмоциональных структур личности. Отношение к действительности в процессе познания определяется мыслительной позицией ребенка -эгоцентризмом. Ж. Пиаже [2] считал, что когнитивная социализация имеет несколько стадий, которые дети проходят в определенной последовательности. Но скорость и результативность социализации у разных детей разная.

Представители деятельностного подхода в психологической науке (Б. Ананьев, Л. Выготский, П. Гальперин, А. Запорожец, А. Леонтьев, А. Лурия, В.Мясищев, Д. Эльконин, С. Рубинштейн и др.) в качестве системообразующей базой, которая обеспечивает включение человека в мир культуры, ее саморазвитие, называют целенаправленную деятельность. Деятельностный подход позволил отстоять положение, что поведение человека в мире, его познание действительности носят активный характер.

Основное изложение материала. Термин «депривация» (англ. Deprivation - потеря, неудовлетворение важной потребности) используют исключительно для определения недостаточного удовлетворения основных психологических потребностей. Психологическая депривация различается по формам проявления относительно того, удовлетворение каких жизненно необходимых потребностей лишен ребенок. Дети, лишенные родительской опеки, могут одновременно испытывать нескольких видов деривационных воздействий, чем и обусловлено их дальнейшее развитие как в психофизиологическом, так и в личностном направлениях.

Развиваясь, ребенок в результате взаимодействия усваивает определенные роли (сначала - в пределах семьи, позже вне семьи), приобретает опыт некоторых компонентов культуры. Срабатывает механизм идентификации, ребенок начинает примерять к себе роли (ролевая игра). Но это становится возможным только в результате взаимодействия взрослого и ребенка, который начинает осознавать собственную роль в обществе. Нарушение социального взаимодействия, то есть, если в социальной структуре отсутствует существенный элемент (отец, мать), ведет к неподготовленности индивида выполнять целый ряд ролей, которые будут от него ожидаться. Часто происходит нарушение механизмов социализации, которая становится неполной и недостаточной. Депривационный опыт перегружает жизнь ребенка, чрезмерная травмированность ребенка может нарушить ход его развития, вызывать различные негативные эмоциональные

и поведенческие реакции, отклонения в формировании его личности, надфункционирование механизмов защиты. Пережитые детьми психотравмы опосредствуют их сегодняшние стремление, желание, интересы, поведение и тому подобное.

Воспитание подростков в интернатных условиях накладывает специфический отпечаток на развитие их личности и обусловливает определенные трудности в осуществлении целостной социализации. Результаты исследований свидетельствуют о ряде отклонений в личностном развитии подростков, воспитывающихся в интернатных условиях: низкая самооценка, самоотрицание, пренебрежение собой и другими. Ослабленность внутренней позиции, эмоциональная бедность, неразвитость привязанности, узость видения перспектив, проблемность полоролевого самоопределения, доминирование импульсивности и зависимости в поведении, ситуативность мышления - это далеко не полный перечень характеристик детей, воспитывающихся вне семьи. У них формируется система взглядов, согласно которой социальные сироты есть секуляризованными - отчужденными, изолированными от сверстников в обычной социальной среде. Система такой опеки остается в контексте подходов, согласно которым главным фактором воздействия на личность воспитанника коллективный характер жизни и общежития. Это приводит сложности в адаптации «интернатных» детей к обычной жизни в социуме.

В процессе социализации индивид, строя собственную стратегию взаимодействия с другими, должен учитывать не только потребности, мотивы, установки, другого, но и то, как эти другие понимают его потребности, мотивы, установки. Осознание себя через другого предусматривает два механизма: идентификацию и рефлексию. М. Корнев и А. Коваленко рассматривают рефлексию как механизм социализации индивида [5;6], «но которая способствует постоянно действующим механизмам развития человека». При этом подчеркивается, что индивидуальная рефлексия является вторичной формой -персонифицированным и интериоризированные процессом, который в своей начальной стадии был межиндивидуальным.

В теории социального научения (А. Бандура) идентификация рассматривается как непрерывный процесс, и среди многообразия детерминант идентификации существенную роль играют социальные факторы.

В отечественной психологии идентификация рассматривалась как важный механизм, который опосредует развитие личности в онтогенезе. Так, согласно концепции В. Мухиной [4], идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания. Она рассматривает идентификацию рядом с обособлением двух равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элементов пары единого механизма социализации и индивидуализации, который развивает личность и делает ее психологически свободной. Развитие личности через механизм

идентификации - обособления сложный, противоречивый процесс, -подчеркивает В. Мухина.

Таким образом, термин «идентификация» (лат. Иепйсш- тождественен и facio- делаю) означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт: самым простым способом понимания другого человека является уподобление себя с ним. Эталоном для сравнения может быть, по мнению М. Бахтина, не какой-то отдельный человек, а только кто-то «вообще», некий идеал, норма, «нормативный другой» становится средством, используя который ребенок регулирует свое поведение, деятельность, производит собственные способы их регуляции. Дети по мере того, как они растут, усваивают все больше разнообразных норм, отношений и форм поведения, свойственных их родителям, сверстникам, окружающим людям. Ребенок идентифицирует себя с ними, принимает их взгляды и жизненный опыт.

В условиях семейной депривации процесс идентификации деформируется из-за отсутствия взаимодействия ребенка с родителями. Т. Юферева [1], на основе анализа и интерпретации результатов депривированных подростков и подростков из семей отмечает, что у воспитанников закрытых учреждений упрочиваются ложные семантические и поведенческие паттерны социально-ролевой идентификации. В исследовании Я. Гошовского утверждается, что условия семейной депривации, пребывание подростка в ситуации дискомфорта и избегания загромождает картину мира, негативно влияет на развитие идентификации и самосознания. Все это приводит к снижению эффективности усвоения ребенком социальных ролей [2].

Повышенное состояние тревожности депривированных подростков препятствует полной и успешной идентификации и приобретает потенциально деструктивного заряда для личностного развития депривованого личности в будущем. Требуют дальнейшего изучения механизмы социализации депривированных подростков: подражание, внушение, убеждение, фасилитация, имитация, ингибирование, конформное поведение. Так, механизм подражания является врожденным и достаточно важным механизмом социализации, особенно в детстве. Для взрослого это механизм в развитии личности играет второстепенную роль по сравнению с другими механизмами социализации.

Конформное поведение в процессе социализации играет двойную - как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны способствует исправлению ошибочного мнения о поведении индивида, а с другой -мешает утверждению личности, независимого поведения и мысли. В подростковом возрасте содержанием социализации является развитие самосознания, имеет глубоко социальный характер.

На основе анализа особенностей интерпретации проведенного представителями психоанализа, теории социального научения, когнитивной психологии, отечественной психологии механизмов социализации, можно

сделать вывод, что в условиях семейной депривации часто происходит нарушение механизмов социализации, вызывая их специфику, которая будет определяться особенностями социально-психологических воздействий социальной ситуации развития, в которой находится подросток.

Таким образом, подростковый этап социализации отличается наиболее выраженной индивидуализацией, самодетерминацией, самоуправление, он не просто становится субъектом, но и осознает себя как субъект. Содержанием социализации в подростковом возрасте является дальнейшее развитие самосознания. Семья остается важным и стабильным фактором формирования личности подростка, всестороннего развития самосознания (самопознания, отношение к себе, саморегуляции), оказывает значительное влияние на формирование характера и социального поведения подростка. Семейная депривация характеризуется отсутствием или осложнением идентификации ребенка со взрослым как носителем определенных социальных ролей, эмоциональным отвержением, фрустрацией базисных потребностей ребенка в присоединении, аффилиации, безопасности, принятии, любви, доверии к миру, оторванностью от социализирующего потенциала семейного воспитания. В условиях семейной депривации происходит нарушение механизмов социализации личности, вызывая их специфику развития. Депривация семейного влияния деструктивно влияет на развитие идентификации и самосознания, процесс эффективного усвоения ребенком социальных ролей, норм и ценностей, что влияет на протекание психологического кризиса в подростковом возрасте.

Основой социализации в подростковом возрасте является развитие самосознания. Главным направлением развития самосознания подростка является переход к механизмам саморазвития, является необходимым условием перехода на новый возрастной этап.По мере взросления, у подростков происходит становление более объективной самооценки, определяет направление дальнейшего развития личности, обусловливает концентрацию ее усилий на формировании определенных моральных качеств.Развитие потребностей самоутверждения и самореализации как центрального возрастного компонента внутреннего мира подростка тесно связано с развитием самоэффективности, позитивного мышления.

Самосознание является ядром психологической структуры личности и ее социального бытия. Условия семейной депривации детерминируют развитие самосознания подростков. У воспитанников интернатных учреждений оценочный компонент самосознания остается неразвитым, так индивидуальные особенности ребенка не являются значимыми в системе воспитания. Самооценка воспитанников в основном неадекватна, что проявляется, прежде всего на поведенческом уровне. У воспитанников интернатов наблюдается своеобразное «искривление»

самосознания.Высокий уровень тревожности депривированных подростков предопределяет эмоционально-волевую неуравновешенность, что свидетельствует о недостаточной приспособленности организма к

изменениям в социальной среде, блокирует полноценное развитие и становление эмоциональных и регулятивных компонентов их психоструктуры.

Выводы. Семейная депривация - длительное частичное или полное лишение ребенка социализирующую потенциала семейного воспитания, неудовлетворение потребности в семейно-эмоциональной связи. Основным содержанием семейной депривации является отсутствие удовлетворения основных витальных потребностей. Особенно важная потребность признания и положительного образа «Я», удовлетворение которой решающим образом влияет на социализацию личности, ее адаптации к социальному окружению. В условиях семейной депривации происходит нарушение механизмов социализации личности, вызывая их специфику развития. Депривация семейного влияния деструктивно влияет на развитие идентификации и самосознание, процесс эффективного усвоения ребенком социальных ролей, норм и ценностей, накладываясь на психологический кризис подросткового возраста.

Использованные источники:

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер - СПб.: Академическийпроект, 2000. - 256 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. :Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. - 136 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита /Е. Л. Доценко. - СПб. : Речь, 2003. - 304 с.

4. Капидинова С.Б. Особенности формирования ценностных ориентаций подростков в условиях семейной депривации / С.Б. Капидинова, Э.Э. Салядинова //Наука и образование: новое время https://articulus-mfo.ru/stati-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-nauka-i-obrazovanie-novoe-vremya-2-2018-

Ш

5. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопр. Психол. - 2002. - №5. - С.239-245.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: „ТЦ Сфера", 2001. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.