Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВЛИЯНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ADOLESCENTS / SOCIAL DEPRIVATION / SOCIALIZATION / FAMILY INFLUENCE / VALUE ORIENTATIONS / INSTRUMENTAL VALUES / TERMINAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салядинова Э.Э.

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ ценностных ориентаций подростков в условиях семейной депривации. Использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной и учебно-методической информации, связанной с проблемами социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE VALUABLE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION

Annotation. The article presents a theoretical and empirical analysis of the value orientations of adolescents in conditions of family deprivation. The following theoretical methods are used: analysis, comparison, generalization of scientific and educational-methodological information related to the problems of socialization of adolescents.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ»

5. Ерохина, Е.В. Европейское семейное право / Е.В. Ерохина - Оренбург : ООО ИПК «Университет» - 2016. - 105 с.

6. Суоминен против Финляндии (Suominen v. Finland): Постановление Европейского Суда по правам человека от 1 июля 2003 года (жалоба N 37801/97)

УДК 159.9 316.6

Салядинова Э.Э. студент

Психолого-педагогический факультет научный руководитель: Капидинова С.Б., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕПРИВАЦИИ

Аннотация. В статье представлен теоретический и эмпирический анализ ценностных ориентаций подростков в условиях семейной депривации. Использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной и учебно-методической информации, связанной с проблемами социализации подростков.

Ключевые слова: подростки, социальная депривация, социализация, семейное влияние, ценностные ориентации, инструментальные ценности, терминальные ценности

Selyadinova E.E., student of the specialty "Psychology"

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol Scientific adviser: Kapidinova SB, k.psihol.n. lecturer of the Department of Psychology

GBOUVO RK CIPU PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE VALUABLE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF

SOCIAL DEPRIVATION

Annotation. Annotation. The article presents a theoretical and empirical analysis of the value orientations of adolescents in conditions of family deprivation. The following theoretical methods are used: analysis, comparison, generalization of scientific and educational-methodological information related to the problems of socialization of adolescents.

Key words: adolescents, social deprivation, socialization, family influence, value orientations, instrumental values, terminal values

Постановка проблемы. Воспитание и социальная среда неразрывно взаимосвязаны в процессе социализации личности - подготовки ее к жизни в постоянно меняющемся мире. Семейная депривация как перманентный негативный спутник сиротства тормозит ход личностного становления ребенка-сироты, окрашивая его дискомфортными и девиантным сегментами. Особенно проблемным в личностном развитии сирот является подростковый возраст. Внутрисемейные отношения, ценностные ориентации, нравственные принципы и нормы семьи закладывают основы активного отношения подростка к себе как к субъекту воспитательного воздействия, способствуют утверждению его положительных черт: ответственности, инициативности, уверенности в собственных силах, стремление к самосовершенствованию, адекватной самооценки, готовности самостоятельно принимать решения и отвечать за их выполнение. У подростков, лишенных этого влияния, развитие названных качеств деформируется.

Целью статьи заключается в углублении существующих представлений о формировании ценностных ориентаций молодежи в условиях семейной деприваци.

Анализ последних публикаций по теме исследования. Социализация имеет деятельностный характер и главным критерием ее успешности является свободное функционирование индивида в обществе при условии, что он в процессе социализации является активным, считают Ф.Гиддинс и Г.Тард [4]. Социальная теория, объясняющая процесс интеграции индивида в социальную систему средствами интернализации общепринятых норм, рассматривается Т. Парсонсом [5]. «Когнитивная» модель социализации (Д. Келли, Ж. Пиаже, Л. Кольберг) построена на идее, что поведение личности детерминировано ее знаниями, совокупность которых образует в ее сознании картину окружающего мира, и управляет поведением людей. Главным аспектом социализации при этом является процесс обучения мышлению, развитию познавательных, нравственных и эмоциональных структур личности. Отношение к действительности в процессе познания определяется мыслительной позицией ребенка -эгоцентризмом. Ж. Пиаже [2] считал, что когнитивная социализация имеет несколько стадий, которые дети проходят в определенной последовательности. Но скорость и результативность социализации у разных детей разная.

Основное изложение материала. Социализация - сложный, диалектический процесс взаимосвязанной динамики социальной адаптации и интериоризации, развития и саморазвития, следствием которого является утверждение «самости» личности. Основу процесса социализации образует усвоения и активное воспроизведение человеком знаний, умений, навыков, норм, ценностей, социально-культурного опыта, социальных качеств, социальных ролей, способов взаимодействия личности с окружающим миром, которые обеспечат будущий успех в новых социальных ситуациях

развития. Новые подходы к решению проблем социализации рассматривают ее как формирование идентичности личности.

Социализация, образование и воспитание неразрывно связаны между собой. Воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей - обеспечение процесса социализации личности и поддержку процесса индивидуализации, формирования духовной, разносторонне развитой личности.

Ценностные ориентации являются системообразующим фактором социальной позиции ребенка. В подростковом возрасте активизируется усвоение норм и ценностей. Для формирования личностных ценностей как высшего уровня смысловой организации человека определяющим фактором выступает жизненная ситуация развития личности, жизненный контекст. Условия семейной депривации, отражаясь в сознании подростков, влияют на формирование их ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций. Семейная депривация, жизненный контекст, в котором находится ребенок, определяет специфику (скорее как негативный фон) формирование социальных смысловых ориентаций, личных ценностей, а следовательно, влияет на процесс социализации личности подростка в целом, поскольку ценностные ориентации является качественным показателем социализации.

В ходе эмпирического исследования нами было осуществлено изучение содержательно-динамических характеристик социализации подростков, лишенных родительской опеки и подростков из семей.

Экспериментально-психологическое исследование обеспечивали: наблюдение за поведением подростков; беседы, интервью, рассказы подростков о себе; изучение особенностей личностной сферы с помощью психологических методик; изучение жизненного опыта подростков, психотравмирующих ситуаций

В рамках нашего исследования мы выделили следующие группы подростков: дети, которые воспитываются в детских домах и подростки, которые воспитываются в семьях. В исследовании приняли участие 15 подростков-воспитанников детских домов Республики Крым возрасте 13-15 лет, и 15 учеников общеобразовательной школы города Симферополя (подростки, которые воспитываются в полных семьях). Отбор подростков из семей проводился на основе изучения документации, личных дел, бесед с учителями, родителями. Следует отметить, что в исследовании приняли участие подростки воспитанники детских домов, опыт пребыванием которых без семейного окружения более 2-х лет.

Для определения особенностей ценностных ориентаций как показателя определенного уровня развития личности необходимо учитывать два основных показателя: а) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций; б) содержание ценностных ориентаций (их направленность), характеризующихся конкретными ценностями -составляющими структуры.

Согласно принятому пониманию природы и особенностей

функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, с точки зрения целей и задач делятся на две основные группы.

Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую -ценности-средства (инструментальные).

Терминальные ценности (Т-ценности) - это основные цели человека, они отражают долгосрочную жизненную преспективу, то, к чему он стремится сейчас и будет стремиться в будущем. Терминальные ценности будто определяют смысл жизни человека, указывают, что для нее особенно важно, значимо, стоящее. Как известно, умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, - очень важный показатель личностной зрелости.

Инструментальные ценности (1-ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают, инструментом, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

Для сравнения степени социализированности подростков-воспитанников детского дома и подростков из семей мы сравнили ранги их ценностейОдним из самых распространенных в практике эмпирического исследования ценностных ориентаций личности является метод, предложенный М.Рокича [38].

Респонденту подается два списка ценностей (по 18 в каждом), в которых подросток каждой ценности придает ранговый номер. Подростки из семей быстрее, чем подростки детских домов, справлялись с заданием, работали без перерыва, целенаправленно. Подросткам воспитанникам детских домов трудно было выполнить задание, они постоянно переспрашивали, выясняя содержание ценностей, отвлекались, в их бланках много исправлений, зачеркиваний, некоторые из них, даже просили чистые бланки для повторного выполнения задания, снова делали ошибки, пропускали номера ценностей , нумеровали одинаковыми цифрами несколько ценностей. Эти факты свидетельствуют о более низкой организованности в работе подростков детских домов по сравнению с подростками из семей, низкий уровень сформированности у них иерархической структуры ценностей.

Нами было выделено особенности среднестатистических иерархий ценностей подростков двух групп. После расчета ^ критерия Стьюдента, было зафиксировано значимые различия в иерархии ценностей подростков детских домов и подростков из семей. Мы получили следующие данные: таблица 1 терминальные ценности, таблица 2 - инструментальные ценности.

Таблица 1

Распределение среднестатистических иерархий терминальных

ценностей

Ценности Подростки дет.дома Подростки из семей 1

активная деятельная жизнь 7,17 8,93 -1,5783

жизненная мудрость 8,68 8,72 -0,0260

здоровье 2,55 1,52 2,0736*

интересная работа 7,65 8,39 -0,7453

красота природы 9,37 12 -2,5514**

любовь 3,62 6,05 -2,6309**

матер.обеспечение жизни 7,51 8,33 -0,7625

Друзья 7,79 6,79 1,2239

общественное признание 9,2 9,16 0,0477

познание 11,97 10,46 1,6976

продуктивная жизнь 12,03 10,07 2,1455*

развитие 12,41 9,43 3,5898**

развлечения 13,93 14,59 -0,7039

Свобода 12,34 12,09 0,2802

счастливая семейная жизнь 6,96 8,24 -1,1853

счастье других 12 10,13 1,7499

творчество 13,93 15,31 -1,9001

уверенность в себе 11,55 10,55 0,9651

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05

Наиболее значимые различия в иерархии терминальных ценностей подростков детских домов и подростков из семей зафиксировано в ценностях «развития, совершенствования себя», «красота природы и искусства», «любви», «продуктивной жизни, максимального использования своих возможностей».

Таблица 2

Распределение среднестатистических иерархий инструментальных

ценностей

Ценности Подростки дет.дома Подростки из семей 1

аккуратность 3,96 8,05 -3,5934**

воспитанность 4,38 5,52 -1,2249

высокие потребности 7,66 11,26 -3,0800**

жизнерадостность 7,51 9,5 -1,7130

тщательность 7,41 8,05 -0,6043

независимость 8,1 8,97 -0,8214

непримиримость 12,58 12,95 -0,3710

образование 7,69 6,64 1,0812

ответственность 7,62 8,14 -0,4994

рационализм 10,55 10,8 -0,2314

самоконтроль 11,38 9,42 1,9254

смелость 11,83 9,85 1,83141

твердая воля 12,89 9,75 2,9888**

терпеливость 10,56 11,62 -0,9686

широта взглядов 14,51 10,84 3,4152**

честность 10 8,36 1,5177

эффективность в делах 12,55 9,6 2,6794**

отзывчивость 9,45 11,26 -1,5944

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05

Полученные результаты дают основания утверждать о значимых различиях в иерархии таких инструментальных ценностей, как «аккуратность», «высокие потребности, притязания», «твердая воля, умение настоять на своем», «широта взглядов, умение понять чужую точку зрения», «эффективность по делам, трудолюбие». Значимые различия в ценностях «аккуратность» - результат требований, критических замечаний со стороны работников детского дома. Наблюдая за поведением подростков-воспитанников детского дома, нельзя утверждать, что они более аккуратны, чем подростки из семей, скорее - наоборот.

Сравнение объектов, ценность которых самая высокая для данных групп, дает такую картину. Иерархия субъективной значимости ценностей подростков из детского дома характеризуются доминированием таких ценностей, как «здоровье», «воспитанность», «любовь», «отзывчивость, заботливость», в то время как в смысловой сфере подростков, воспитывающихся в семье, доминируют такие ценности как «уважение окружающих», «образованность, высокая общая культура», «уверенность в себе», «продуктивная жизнь», «смелость в отстаивании своего мнения», «самоконтроль», «широта взглядов, умение понять чужую точку зрения», «честность, правдивость».

Такие различия свидетельствуют о трансформации ценностно-смысловых показателей актуализации самоопределения у подростков, лишенных положительного влияния семьи, и указывают на их большую зависимость от ситуативных воздействий, ориентацию на внешний контроль. Интересным, по нашему мнению, является тот факт, что для подростков-воспитанников детских домов субъективно значимыми, чем для подростков из семей, является ориентации, заложенные в понятии «счастливая семейная жизнь».

Таким образом, выделенные типы личности подростков можно представить как две группы:

1) личности, направленные на творчество и познание, на развитие сферы взаимоотношений, которая обеспечивает их позитивное развитие;

2) личности, направленные на себя, на удовлетворение личных потребностей, на материальную сферу жизнедеятельности.

Степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций подростков из семей выше, чем у подростков-воспитанников

детских домов, что указывает на более высокий уровень личностной зрелости подростков, воспитывающихся в семье. Подросткам воспитанникам детских домов не хватает развития четких жизненных ориентиров, способности планировать свое будущее, они социально инфатильны, им присущ конформизм, перенос ответственности за свою жизнь на общество, патерналистская позиция у них доминирует над собственной активностью в отношении самореализации.

Использованные источники:

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер - СПб.: Академическийпроект, 2000. - 256 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. :Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. - 136 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита /Е. Л. Доценко. - СПб. : Речь, 2003. - 304 с.

4. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопр. Психол. - 2002. - №5. - С.239-245.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: „ТЦ Сфера", 2001. - 448 с.

УДК 159.9:316

Салядинова Э.Э. студент

Психолого-педагогический факультет научный руководитель: Капидинова С.Б., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Аннотация. В статье представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме социализации подростков. Определены и проанализированы содержательно-динамические характеристики социализации подростков, лишенных семейного влияния. Использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной и учебно-методической информации, связанной с проблемами социализации подростков. Методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование; статистические методы обработки полученных данных, осуществлялись с помощью компьютерной программы STATISTICA. Использовался корреляционный анализ, параметрическое сравнение выборочных средних величин @ - критерий Стьюдента).

Ключевые слова: молодежь, социальная депривация, социализация, семейное влияние, механизмы социализации, идентификация, рефлексия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.