Научная статья на тему 'PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER AND COGNITIVE ABILITIES OF TEENAGERS-PUPILS OF ORPHANAGES'

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER AND COGNITIVE ABILITIES OF TEENAGERS-PUPILS OF ORPHANAGES Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DEPRIVATION / ORPHANS / ADOLESCENCE / COGNITIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жихарева Л.В., Рачек О.С.

Составление социально-психологического портрета воспитанников детского дома является необходимым для осознания механизмов формирования у них самостоятельности как базового качества личности. Представлены условия организации жизнедеятельности детей-сирот. Сделан вывод о том, что согласно данным психолого-педагогических и социологических исследований, наблюдается общая и психологическая дезадаптация детей, лишенных родительской опеки, что, прежде всего, проявляется в отсутствии их самостоятельности, склонности к негативному реагированию на окружающих, асоциальному поведению, отсутствию навыков современной повседневной жизни. Сиротство не только оказывает разрушительное влияние на связи ребенка с миром взрослых и сверстников, и вызывает нарушение физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, влияют на познавательные способности детей-сирот, которые воспитываются в учреждениях закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER AND COGNITIVE ABILITIES OF TEENAGERS-PUPILS OF ORPHANAGES»

УДК 159.9

Жихарева Л. В.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

РФ, г. Симферополь Рачек О. С. студентка 5 курса психолого - педагогического факультета ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

РФ, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Zhikhareva L. V.

GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" RF, Simferopol Rachek O. S. student 5th year of psychological and pedagogical faculty

GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

RF, Simferopol PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER AND COGNITIVE ABILITIES OF TEENAGERS-PUPILS OF ORPHANAGES Аннотация. Составление социально-психологического портрета воспитанников детского дома является необходимым для осознания механизмов формирования у них самостоятельности как базового качества личности. Представлены условия организации жизнедеятельности детей-сирот. Сделан вывод о том, что согласно данным психолого-педагогических и социологических исследований, наблюдается общая и психологическая дезадаптация детей, лишенных родительской опеки, что, прежде всего, проявляется в отсутствии их самостоятельности, склонности к негативному реагированию на окружающих, асоциальному поведению, отсутствию навыков современной повседневной жизни.

Сиротство не только оказывает разрушительное влияние на связи ребенка с миром взрослых и сверстников, и вызывает нарушение физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, влияют на познавательные способности детей-сирот, которые воспитываются в учреждениях закрытого типа.

Annotation. Drawing up a socio-psychological portrait of children at the orphanage is necessary to understand the mechanisms of formation of their independence as a basic quality of personality. The conditions of the organization of life of orphans are presented. It is concluded that according to the data of psychological, pedagogical and sociological research, there is a General and

psychological maladjustment of children deprived of parental care, which is primarily manifested in the absence of their independence, a tendency to react negatively to others, antisocial behavior, lack of skills of modern daily life.

Orphanhood not only has a destructive effect on the child's connections with the world of adults and peers, and causes a violation of physical, mental and social nature, which, in turn, affect the cognitive abilities of orphans who are brought up in closed institutions.

Ключевые слова: депривация, дети-сироты, подростковый возраст, познавательные способности.

Keywords: deprivation, orphans, adolescence, cognitive abilities.

Государственная политика в отношении детей и молодежи, которые являются сиротами или лишенными родительской опеки, должна быть направлена на создание условий для развития и социальной защиты, способствовать формированию их как полноценных граждан общества.

Условия государственного учреждения опеки являются депривационными. Депривация отгораживает ребенка, который воспитывается в закрытом государственном учреждении от социокультурных связей с окружающей средой, замедляет и усложняет процесс формирования его личности, процесс интеграции в социум.

Подростковый возраст воспитанников детских домов - последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в учреждениях детского дома. Когда они вступают в самостоятельную жизнь происходят изменения в их жизни. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому, поэтому оказываются особенно уязвимыми.

Подростки-воспитанники учреждений детских домов - это дети с особым внутренним миром, они получили материнскую депривацию, недостаток любви и заботы со стороны взрослых; соответственно - это отразилось на их ценностных ориентациях, мотивации и потребностях.

То есть тип личности, формирующийся у ребенка без матери, возможно охарактеризовать следующим образом: низкая эмоциональность, неуверенность в собственных силах, неумение наладить отношения как с взрослыми, так и со сверстниками, и, как следствие, отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Перечислим негативные факторы, которые задерживают психическое развитие и социальное становление подростка интернатного учреждения, на следующие группы: эмоциональные (или психотравмирующие) проблемы, социальные проблемы, экономико-территориальные проблемы.

К эмоциональным относится отсутствие общения с биологической матерью, деформация семейных связей, дефицит любви, ласки и внимания; замкнутость круга общения, регламентация проведения времени, жестокое отношение со стороны персонала и детей в коллективе, сформировано «Я», повышенное чувство тревожности, ощущение враждебности социума, закомплексованность, отсутствие дифференциального подхода к детям со

стороны воспитателей, отсутствие свободы выбора.

У ребенка, который воспитывается в государственном опекунском заведении, развитие всех аспектов «Я» (представление о себе, самооценка, отношение к себе и др.) Существенно отличаются от развития их в ребенке, который воспитывается в семье.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяют утверждать, что в депривационных условиях интернатного учреждения развитие образа «Я» замедляется и деформируется. Это касается и такого важного аспекта, как формирование полоролевых особенностей и психосексуальной идентичности, поскольку именно семья выступает как модель, где дети получают образцы мужского и женского поведения, образцы семейных отношений.

Воспитанников интернатных учреждений характеризует, с одной стороны, ориентация на создание семьи как важнейшей жизненной ценности, с другой - несформированность системы представлений о путях становления брачно-семейных отношений, неготовность к постановке реальных жизненных целей, образовательных и профессиональных планов и недостаточное осознание собственных возможностей и личностных ресурсов для выполнения семейных ролей.

Самооценка воспитанников школ-интернатов тоже отличается от самооценки учеников массовых школ. Исследования показывают, что самооценка воспитанников школ-интернатов является пониженной. У воспитанников детских домов и школ-интернатов также отсутствует возрастная динамика формирования адекватной самооценки [5].

Специфические условия воспитания в интернатном заведении влияют также и на развитие потребностей в эмоциональных контактах. По рассказам воспитателей и наблюдений за воспитанниками можно сделать вывод об эмоциональной неразвитости детей и подростков. Оторванность от радости и горя, сопровождает жизнь каждой семьи, способствует возникновению безразличного отношения к окружающему миру.

Интересы и увлечения у воспитанников детских учреждений государственной опеки более сужены и однообразны, что связано с ограниченностью их жизнедеятельности.

Данные подростки не считают важным развитие эмоционально -волевой сферы личности, что связано с постоянной регламентированностью и контролем в заведении данного типа. Они не стоят перед выбором в организации своего свободного времени и своей жизни вообще. Чрезмерная регламентация тормозит индивидуальное развитие воспитанников, препятствует их самореализации.

Воспитание в условиях депривации приводит также к значительным сдвигам в восприятии времени. У таких детей в основном отсутствуют представления и намерения относительно прошлого и будущего. Возможно, что именно отсутствие представлений о своем прошлом препятствует становлению перспектив будущего.

Образ жизни и система воспитания способствуют формированию специфических особенностей общения воспитанников-подростков интернатных учреждений с взрослыми и сверстниками.

Подросток, который воспитывается в условиях учреждения государственной опеки, как правило, не усваивает навыки продуктивного общения, что приводит к формированию у него негативной позиции по отношению к другим.

Наличие в большинстве воспитанников личного негативного социального опыта и специфических условий проживания и воспитания в интернатном заведении приводят к формированию у них негативных наклонностей и привычек. Длительное пребывание в состоянии сироты накладывает свой отпечаток на детскую психику, появляются недоверие к окружающим и замкнутость, что затрудняет процесс социализации и интеграции в общество [7].

Среди черт, присущих подростку-сироте, является запуганность, готовность или равнодушие к побоям, жестокость к тем, кто слабее , которая часто проявляется в отношении к животным.

У детей-сирот месть и агрессия - очень часто едва ли не единственное средство выживания в условиях интернатного учреждения. Мотив мести у детей-сирот обусловлен недоверием к миру, который и вызывает желание отомстить хоть кому-то. Негативный опыт отношений с родителями, отказ кровных родителей от детей, и, как следствие, приводит к неудовлетворенности потребности в безопасности. В результате - не сформированы социальные потребности, которые закладываются в определенные возрастные периоды, а это в дальнейшем усложняет процесс взаимодействия ребенка с социальным миром.

Детские хитрости и кражи - это явления, которые характерны для детской среды интернатного учреждения. Лживость, умение имитировать свою непричастность к каким-то нарушениям, их спланированность - это порождение условий, в которых дети воспитываются, проявление приспособительного поведения.

Склонность к воровству у подростков-сирот часто является проявлением инстинкта самосохранения, в основе которого лежит желание запастись на всякий случай вещами, продуктами, игрушками, чтобы чувствовать себя более комфортно и удобно. Если эти наклонности не корректируются, то они переходят в привычки и патологические потребности.

Тунеядство и потребительские наклонности являются следствием системы содержания подростков-сирот в государственных учреждениях опеки. Постоянное ожидание материальной помощи и оторванность от реальных социально-экономических отношений, специфика спонсорской помощи и благотворительности, которая у нас направленная на получение подарков, приводит к формированию личности, привыкшей к управляемому поведению и существованию за чей-то счет [6].

Психолого-педагогические особенности развития личности воспитанников детских учреждений государственной опеки влияют на процессы социализации и социальной адаптации. В этих процессах подросток-сирота выступает одновременно как объект и субъект социальных отношений.

Подростков-воспитанников детских домов от детей из семей отличают:

- снижение памяти;

- нарушение общения;

- неуравновешенность поведения;

- снижение социальной активности;

-самостоятельность;

-агрессивность;

- искаженные представления о роли мужчины и женщины в семейном воспитании, вызванные отсутствием положительного стереотипа семьи;

- слабая правовая защищенность, что связано с неумением отстаивать свои права и др.

На познавательные способности, а также формирование структуры характера детей-сирот оказывает определенное влияние не столько фактор пребывания подростков в закрытых учреждениях интернатского типа, сколько дефицит родительского попечения, а именно: отсутствие заботы родителей о ребенке в связи с их асоциальным образом жизни или вынужденная изоляция родителей от ребенка в связи с необходимостью его пребывания в закрытом учреждении; эмоциональное отчуждение родителей от ребенка, особенно на ранних этапах его развития.

К тому же длительное вынужденное пребывание в учреждении закрытого типа (детском доме, школе-интернате) приводит к дисгармонии характера подростка и снижению некоторых показателей познавательных способностей. Индивидуально-типологический подход к психолого-педагогической коррекции подростков позволяет повысить эффективность их обучения, нормализовать межличностные взаимодействия, предотвратить развитие отклоняющихся форм поведения.

Развитие познавательных способностей играет ведущую роль в преодолении социальной депривации у подростков-воспитанников детских домов.

Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. [2], проводя исследования, выявили следующие особенности познавательных способностей подростков-воспитанников детских домов:

1. Чрезвычайно слабо выражена познавательная потребность, даже в таких ее примитивных формах, как интерес к новым фактам, к ярким жизненным примерам, к необыкновенным явлениям и т.п. Это явление получило название «интеллектуальная пассивность». Данный термин был введен известным отечественным психологом Л.С.Славиной для обозначения отношений к учебе. Подростки-воспитанники интернатов не

хотят и не любят думать, анализировать, сопоставлять факты, отсеивать лишнее и делать выводы [3, с.127].

2. При наличии необходимых умственных возможностей и знаний «Неиспользование» интеллекта. Л.И. Божович называет это «формализмом первого рода», то есть основной характерной чертой является заучивание. Здесь обычно присутствует довольно точное знание правил, знание словесных формулировок, приведенных в учебнике примеров, но все это лишено для подростка воспитанника детского дома действительного содержания. У данных школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мысли. Ученики отличаются полным равнодушием к сути того, что изучают. Часто они относятся к знаниям как к чему-то чуждому жизни, навязанному извне, а не как к результату, обобщения явлений и фактов действительности [1, с.157]. К сожалению, такой формализм в усвоении знаний проявляется у детей, растущих вне семьи, чрезвычайно рано, уже на стадии овладения речью.

3. Подростки-воспитанники из детского дома не проявляют никакого интереса к выявлению сообразительности, пассивно выбирая задачу за задачей начиная с первой, совершенно не интересуясь, правильно ли их решали [2, с. 153-159].

Итак, можно сделать вывод, что интеллект подростка-воспитанника детского дома при нормальном в целом уровне полностью не используется ни в жизни, ни в учебе. Связано это с тем, что интеллект в определенной степени оторван от мотивации и в целом от личности подростков-воспитанников детских домов.

Использованные источники:

1. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979. С. 157.

2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства ; 3-е изд. СПб., 2007. С 153-160.

3. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998. С. 127.

4. Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот. СПб: Издательство СПУ. 2005. 628с.

5. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 206-211.

6. Ляхова М. А. Ценностные ориентации личности, воспитывавшейся вне родительской семьи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3. С. 146-154.

7. Романова Н.И. К вопросу о развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.