Научная статья на тему 'Механизмы реализации гуманистической сущности образования'

Механизмы реализации гуманистической сущности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / EDUCATION / IDENTITY / SPIRITUALITY / COMPETENCE / HUMANISTIC CULTURE / HUMANISTIC EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фихтнер Е. Н.

Показывается, что осуществление принципа гуманистической экспертизы как фактора разрешения противоречий между практикой и теорией гуманизма возможно при условии формирования широкой гуманистической культуры. Основным механизмом формирования такой культуры может стать гуманизация образования. Гуманизация образования как основание готовности к гуманистической экспертизе предполагает его гуманитаризацию, формирование проективной и диалоговой культуры, субъекта образования как философствующего субъекта, осуществление принципа дисциплинарного синтеза путем выделения гуманистических ориентаций в естественных и других науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION HUMANISTIC ESSENCE

The paper shows that the humanization of modem education is addressed to the creation of such a system is the organization of the educational process, which allows to make training an integral part of identity formation. The implementation of the principle of humane education involves the formation of the broad humanistic culture. The main mechanism of the formation of such culture can be the realization of the essential properties of the formation: the formation of a harmonious, highly moral and spiritual personality.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации гуманистической сущности образования»

УДК 008:001.8

Е. Н. Фихтнер

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Показывается, что осуществление принципа гуманистической экспертизы как фактора разрешения противоречий между практикой и теорией гуманизма возможно при условии формирования широкой гуманистической культуры. Основным механизмом формирования такой культуры может стать гуманизация образования. Гуманизация образования как основание готовности к гуманистической экспертизе предполагает его гуманитаризацию, формирование проективной и диалоговой культуры, субъекта образования как философствующего субъекта, осуществление принципа дисциплинарного синтеза путем выделения гуманистических ориентаций в естественных и других науках.

Ключевые слова: образование, индивидуальность, компетентность, гуманистическая культура, гуманистическая экспертиза.

ХХ в. выявил значительные противоречия между теорией и практикой гуманизма, что актуализирует утверждение гуманистической экспертизы любых социальных проектов в системах «человек -человек», «человек - общество», «человек - природа». Последнее предполагает формирование системы образования, в рамках которого возможно конституирование готовности к проведению гуманистической экспертизы. Осуществление принципа гуманистической экспертизы предполагает формирование широкой гуманистической культуры. Основным механизмом формирования такой культуры может стать гуманизация образования, реализация сущностного свойства образования - возрастание к гуманности.

Пониманию образования как возрастанию к гуманности соответствует позиция ЮНИСЕФ, предполагающая, что образование по своей сути является гуманистической ценностью. «Образование -одно из основных прав человека и универсальная ценность, к которой должны стремиться индивиды и общество; его следует совершенствовать и сделать доступным для каждого человека в течение всей его жизни. Образование должно служить обществу инструментом созидания и распространения знания и науки. Обновление и любая реорганизация образования должны быть результатом глубокого анализа новых достижений и понимания специфики каждой конкретной ситуации. В образовательной политике должны доминировать три цели - справедливость, релевантность и высокое качество. Образовательный процесс должен быть более привлекательным, более гибким, более отвечающим современной реальности, потребностям и приоритетам молодежи» [1, с. 232]. В гуманистически ориентированном социуме данная цель становится релевантной запросам социальной практики.

Основные тенденции современного европейского и российского образования были конституированы еще в античный, а развиты в ренессансный периоды. По представлению Д. Саласа [2], в совре-

менном образовании существуют факторы, мешающие развивать в полной мере наш внутренний потенциал. В первую очередь это недостаточный уровень «пробужденности», ведущий к тому, что человек живет в «полусне», в сумеречном состоянии, которое не позволяет правильно толковать реальность. Причиной тому, по мнению Саласа, является «неправильная система образования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным, потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри». Постоянное сублиминаль-ное восприятие, которое редко идет в состоянии высшей пробужденности, например восприятие рекламы. Внедренный в наш мозг информационный имплантат, т. е. та информация, которая воспринята без рассуждения и анализа. Автономная информация мозга, подчиненная не нам, а источнику, из которого она была направлена» [2, с. 232].

Процесс образования можно представить как единство всех видов деятельности, нацеленных на развитие индивидуальности субъекта образования, его духовности как основы понимания и принятия нравственных ценностей, на их основе - обретения собственной экзистенции и подлинности как основы формирования культурной самоидентичности и понимания равноценности и равновеликости всех культур с целью готовности к диалоговой коммуникации. Тем самым целью образования является формирование гуманистически ориентированной личности.

Академик Д. С. Лихачев верно отмечает в своих «Записках и наблюдениях», что самой большой целью в жизни является увеличение добра в окружающем нас мире посредством счастья для всех людей. Истинный гуманизм же возможен лишь тогда, когда он вложен в человека в самом детстве. «Многое, - пишет Лихачев, - начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город,

всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека» [3, с. 7].

Д. С. Лихачев видит в формировании гуманистических ценностей у каждого социального субъекта базис для гуманистического развития человечества. Среди этих ценностей патриотизм и искоренение национализма, ибо в первом есть любовь к своей стране, а во втором - ненависть к другим народам, забота, которая объединяет людей. «Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого» [3, с. 8]. Гуманизм -это и высокая степень нравственности и сострадания как сознания своего единства с человеком и миром.

По мнению ряда исследователей, современная школа не может в полной степени ответить на «вызов времени», а зачастую - мотивировать ученика на личностный рост и развитие, хотя гуманизм в образовательной среде, по мнению Г. В. Гивишви-ли, это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека [4]. И. Иллич утверждает, что «истинное образование по большей части не является результатом обучения, оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности» [5, с. 232].

Формирование готовности к гуманистической экспертизе предполагает не столько овладение знаниями, навыками, но овладение соответствующими видами компетенций в области проективной и гуманистической культуры. Гуманизация современного образования обращена к созданию такой системы организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности. В гуманистически ориентированном социуме данная цель становится релевантной запросам социальной практики.

Требование децентрации, развития индивидуальности в синтезе с интересами всех человекоразмерных систем воплощается в нацеленности образовательных программ на конституирование таких свойств личности, которые позволяют вступать индивиду в процесс диалогового взаимодействия. В этой связи следует отметить моменты актуализации данного принципа, связанные с процессом глобализации мирового пространства. Переход к Болонской образовательной системе реализует возможность межкультурной коммуникации, формирования субъекта культуры, обладающего качествами признания равновеликости и равноценности культур, культурных субъектов.

Таким образом, гуманизация образования становится механизмом формирования широкой гуманистической культуры, готовности к гуманистиче-

ской экспертизе. Она эксплицируется в формировании конкретных образовательных методик, оформлении четких задач созидания гуманистически ориентированной личности, осуществлении гуманистической экспертизы образовательных проектов, психологической экспертизы детских игр, предметов для них, в формировании новых социальных институтов в системе образования, таких как школы «национального согласия», в которых прививается уважение к представителям разных национальностей, происходит процесс интегрирования в другие этнокультуры.

Гуманизация образования предполагает экспликацию методологии и выработку механизмов развития личностного потенциала, необходимого для развития гражданско-правового общества. Нравственно здоровое общество возможно только при наличии связи между двумя важнейшими институтами: семьей и школой. На базе этих институтов формируются принципы гуманистически ориентированного будущего. Гуманизация образования имеет глубинные антропологические основания, которые лежат в коммуникативной, интеллектуальной, социокультурной сущности человека как субъекта мыслящего и деятельного.

Следуя пониманию образования как возрастания в гуманности, гуманизация образования становится фактором готовности к осуществлению гуманистической экспертизы. Особая роль здесь принадлежит гуманизации высшего профессионального образования, в рамках которого устанавливается социально-культурная среда, обеспечивающая возможности для личностного самосовершенствования и самовозрастания, формирования гуманистического мышления, которое предполагает постоянную соотносимость различных феноменов с благом человека и человечества.

Гуманизация образования как фактор готовности к гуманистической экспертизе также предполагает перенос акцентов на конституирование гуманитарно-нравственных ценностей, становящихся призмой, сквозь которую преломляются технические, экономические и другие проекты. Тем самым формируется ответственное отношению к принятию любых решений, готовность к проведению гуманистической экспертизы. Последнее влечет последовательную гуманитаризацию образования, увеличение ряда преподаваемых гуманитарных дисциплин

Следует считать это актуальным, поскольку гуманитарные дисциплины позволяют прикоснуться к своим культурным корням, усилить культурную самоидентификацию, усмотреть ценностные аспекты любых знаний, что является условием формирования духовности как основы самовозраста-ния и самоосуществления личности. Гуманитари-

зация образования также формирует диалоговую культуру, гуманистичную по своей сущности, поскольку методология гуманитарных наук - это герменевтика, реконструкция. Герменевтика в процессе ее освоения превращается из онтологии познания в бытие личности, формирование понимающего сознания как условия гуманистической культуры личности.

Формирование диалоговой культуры личности становится методологическим основанием для осуществления диалога культур. Диалого-вость как качество процессов межкультурного взаимодействия предполагает достаточную степень взаимопонимания и сотрудничества. Следует согласиться с тем, что готовность к диалогу способствует формированию представления о равновели-кости и равноценности культур [6]. Данные принципы, в свою очередь, способствуют расширению поля диалоговой коммуникации во всех сферах культуры.

В целом существенным для гуманизации образования является становление субъекта образования как философствующего субъекта. Философствование как рефлексивное, осмысливающее ценностные основания бытия мышление становится условием возможности самовозрастания в гуманности, формирования критического, независимого мышления, обретения представлений о благе че-

этих и других принципов гуманистических парадигм.

Еще одной формой гуманизации образования может быть формирование принципа системности через осуществление принципа дисциплинарного синтеза, выделения гуманистических ориентаций в естественных и других науках, синтеза гуманитарных и негуманитарных наук [7-9]. Данная интеграция формирует гуманистический потенциал проективной культуры, играющей особую роль в созидании и реализации разного рода проектов и тем самым становящейся методологическим основанием для осуществления гуманистической экспертизы. Действительно, в данном аспекте гуманитарные знания приобретают прагматический, инструментальный или практико-ориентирован-ный характер. При этом формируется гуманистически ориентированная методологическая культура, необходимая для принятия принципа гуманистической экспертизы, поскольку является связующим звеном между теорией и практикой. Особую роль методологическая культура играет в рамках социального проектирования. Социальное проектирование можно рассматривать как разновидность гуманистической экспертизы, поскольку оно представляет собой проектирование новых систем, отношений при условии постоянного методологического контроля проектировочных решений.

ловека и человечества и личностного усвоения

Список литературы

1. Подростки: образование и участие // Официальный сайт ЮНИСЕФ. URL: http://www.unicef.org/ceecis/ru/education_219

2. Салас Д. Экология внутреннего мира URL: http://eco.lociya.ru/DSSommer-Ecology.html

3. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения. М.: Советский писатель, 1989. 608 с.

4. Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество // Здравый смысл. М.: РГО, 2003. С. 23-29.

5. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3241_illih-osvobojdenie_ot_hkol.p

6. Кокаревич М. Н. К проблеме построения мультикультурного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9. С. 207-210.

7. Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 1. С. 89-94.

8. Мелик-Гайказян И. В. Диагностика memory turn, или Биоэтическое измерение проблем профессионального образования // Вестн. Том ского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 4. С. 244-247.

9. Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика: способ измерения эгоизма власти // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 11 С. 260-267.

Фихтнер Е. Н., соискатель.

Томский государственный архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003.

E-mail: ewelina72@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.11.2013.

E. N. Fihtner

MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION HUMANISTIC ESSENCE

The paper shows that the humanization of modem education is addressed to the creation of such a system is the organization of the educational process, which allows to make training an integral part of identity formation. The implementation of the principle of humane education involves the formation of the broad humanistic culture. The main mechanism of the formation of such culture can be the realization of the essential properties of the formation: the formation of a harmonious, highly moral and spiritual personality.

Key words : education, identity, spirituality, competence, humanistic culture , humanistic expertise.

References

1. Cit. by: Teens: education and participation. URL: http://www.unicef.org/ceecis/ru/education_219 (in Russian).

2. Salas D. Ecology of inner peace. URL: http://eco.lociya.ru/DSSommer-Ecology.html (in Russian).

3. Likhachev D. S Notes and observations. Moscow, Sovetskiy pisatel Publ., 1989. 608 p. (in Russian).

4. Givishvili G. V. Humanism and the civil society. Common Sense, Moscow, RGO Publ., 2003. pp. 23-29 (in Russian).

5. Illich I. Exemption from school. Proportionality and modern-reform world. URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3241_illih-osvobojdenie_ot_ hkol.p (in Russian).

6. Kokarevich M. N. To the problem of multicultural society building. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 9 (137), pp. 207-210 (in Russian).

7. Apresyan R. G. Value paradigms of education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2008, no. 1 (75), pp. 89-94 (in Russian).

8. Melik-Gaykazyan I. V. Diagnostics of memory-turn or bioethics measurment problems of vocational education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 244-247 (in Russian).

9. Melik-Gaykazyan I. V. Semiotic diagnostics: method of measuring the selfishness of power. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 11, pp. 260-267 (in Russian).

Tomsk State University of Architecture and Building.

Pl. Solyanaya, 2, Tomsk, Russia, 634003.

E-mail: ewelina72@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.