Научная статья на тему 'Гуманизация в пространстве непрерывного образования'

Гуманизация в пространстве непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ГУМАНИЗАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепеленко Ксения Олеговна

Статья посвящена одному из актуальных аспектов современной педагогической науки. Цель работы проанализировать ключевое понятие современной гуманистической педагогики, охарактеризовать основные принципы гуманизации отечественного образования в контексте теории и практики непрерывного образования. Гуманизация образования рассматривается как социально-педагогический феномен, объект гуманистических преобразований. Процесс гуманизации, в основе которого лежат идеи гуманизма, обеспечивается развивающейся методологией гуманистической педагогики. С формированием целостной концепции гуманизации связано развитие в педагогике личностно ориентированного и культурологического подходов. Актуализация принципов концепции гуманизации способствует интеграции общекультурного, социально-нравственного и профессионального начал в структуре личности эпохи нового гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация в пространстве непрерывного образования»

К. О. Чепеленко. Гуманизация в пространстве непрерывного образования

УДК 37.015.3

ГУМАНИЗАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чепеленко Ксения Олеговна - кандидат социологических наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского. E-mail: kseniya_ch@list.ru

Статья посвящена одному из актуальных аспектов современной педагогической науки. Цель работы - проанализировать ключевое понятие современной гуманистической педагогики, охарактеризовать основные принципы гуманизации отечественного образования в контексте теории и практики непрерывного образования. Гуманизация образования рассматривается как социально-педагогический феномен, объект гуманистических преобразований. Процесс гуманизации, в основе которого лежат идеи гуманизма, обеспечивается развивающейся методологией гуманистической педагогики. С формированием целостной концепции гуманизации связано развитие в педагогике личностно ориентированного и культурологического подходов. Актуализация принципов концепции гуманизации способствует интеграции общекультурного, социально-нравственного и профессионального начал в структуре личности эпохи нового гуманизма. Ключевые слова: процесс гуманизации, непрерывность образования, гуманистическая педагогика, гуманитарное образование, гуманизм.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2017-17-1 -117-120

Статья посвящена осмыслению такой научной области современной педагогики, как гуманизация непрерывного образования. Актуальность работы отражена в разнообразных созданных и создаваемых диссертационных исследованиях [1, 2], публикациях, научных конференциях, развивающих эту проблематику, статьях [3], специальное издание - электронный журнал «Непрерывное образование: ХХ1 век» [4] постоянно публикует материалы по гуманитарной педагогике. Ряд научно-исследовательских организаций, в числе которых Институт непрерывного образования Петрозаводского государственного университета, Международная академия гуманизации образования (IAHE), продолжительное время успешно работают в данном направлении.

Основными тематическими константами в данной статье являются философско-педагоги-ческие конструкты гуманизация образования и непрерывность образования. Образовательный ресурс востребован сегодня как никогда: XXI в. по инициативе ЮНЕСКО назван веком образования, обществом образования; гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность - его приоритеты. Во «Всемирной декларации о высшем образовании ХХ1 века: подходы и практи-

ческие меры» (Париж, Всемирная конференция по высшему образованию, 5-9 октября 1998 г.) подчеркнуто значение высшей школы « в обслуживании стратегических направлений и расширении перспектив гуманизма» [5, с. 41].

Гуманизация - доминантный принцип развития отечественного образования, что отражается в постановлениях Министерства образования и науки и современных образовательных стандартах. Гуманистическая направленность образования отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании», где говорится о гуманистическом характере образования, приоритетном значении общечеловеческих ценностей, как константах социокультурной реальности. Гуманизация системы образования продекларирована в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года».

Гуманизация может рассматриваться как социально-педагогический феномен, отражающий тенденцию реформирования образования на принципах гуманизма. С процессом гуманизации образования непосредственно связана проблема самодетерминации человеческого поведения. Содержание концепта гуманизация образования определено комплексом представлений о развитии целостной личности, возможностях ее самовоспитания и самообучения, максимальной самореализации и самоосуществления. В гармоничном развитии духовной личности заключается высшая цель гуманистической педагогики: «Духовная воспитанность молодой личности в настоящее время является приоритетной целью образовательной системы» [6, с. 11].

Процесс гуманизации обеспечивается быстро развивающейся методологией гуманистической педагогики. Ученые работают над формированием целостной концепции гуманизации, связывая с ней развитие в педагогике личностного подхода, актуализированного в психологии и философии. Его суть, по определению А. Маслоу, «состоит в том, что цель образования и предмет обучения - сам человек и цели гуманистические, то есть которые отвечают интересам человека...» [7, с. 180].

© Чепелеако К. 0, 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1

Сегодня стал аксиомой постулат, согласно которому без гуманистически ориентированной педагогики невозможно качественное, отвечающее требованиям времени, профессиональное образование. «Любое знание, в том числе и негуманитарное, является знанием человеческим, а значит, каждый ученый или преподаватель, в какой бы области он ни работал, несет критическую, нравственную и политическую ответственность за его продуцирование, распространение, трансформацию и применение» [8, с. 27-33].

В гуманизации образования заключены возможности актуализации потенциала анали-тико-критического конструктивного мышления, основы стимулирования таких универсальных ценностей, как нравственность, ответственность, уважение к труду, коллективизм, солидарность, патриотизм, формирующие образ индивидуума, соответствующего «идее Ьитапка8 - идее, отличающей человека от всего живущего на земле» [9, с. 130].

Непрерывное образование отвечает ритму быстро меняющейся социальной и культурной жизни и ее активным преобразованиям, помогает человеку адаптироваться к этой среде. Идея непрерывного образования в современном обществе последовательно и динамично развивается, перерастая в философско-педагогическую концепцию, всё более активно реализуется на практике. Концепция непрерывного образования представляет собой систему образовательных процессов и образовательных программ, обеспеченную соответствующими организационно-образовательными структурами. Термин «непрерывное образование» появился в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, определивших суть этого основополагающего принципа образовательных реформ, в 2001 г. он актуализировался в ходе Болонского процесса. Сегодня основным документом, в котором определены базовое понятие непрерывного образования и его структурные компоненты, является концепция Федеральной целевой программы развития непрерывного образования на 2016-2020 гг.

Непрерывное образование обеспечивает рост образовательного - общего и профессионального - потенциала личности и общества, который детерминирован современным состоянием науки и техники, широким применением инновационных технологий. Непрерывное образование как альтернатива современному образовательному дискурсу основывается на представлении об учебной деятельности, охватывающей всю жизнь человека. Модель непрерывного образования строится как взаимодействие внутренних, личностно детерминированных, и внешних, зависящих от соци-

ально-экономических и педагогических условий, факторов. Содержание модели обусловлено законами информационного общества с акцентом на потенциальных знаниях, столь необходимых в условиях динамично протекающих информационных процессов. В этих условиях гуманитарное образование становится важнейшим фактором повышения общей культуры, который отвечает потребности человека в новых знаниях, соответствующих его духовным и интеллектуальным запросам.

Гуманитарный аспект современной системы образования приобретает особое значение. Гуманитарные науки (от homo - человек) представляют собой комплекс дисциплин, предметом которых является человек в аспектах его духовной, умственной, нравственной, культурной и социальной деятельности. Значима каждая из составляющих этого спектра: исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические, философские знания важны как самостоятельные области гуманитарного знания и как элементы междисциплинарного синтеза. На стыке гуманитарных наук появляются новые научные отрасли: лингвокультурология, психосоциальная философия, лингвопедагогика и многие другие.

Главным педагогическим условием гуманизации в контексте непрерывного образования является актуализация личностно ориентированной модели образования (ЛОСО). С отказом от распространенной до недавнего времени социократической модели связана возможность реализовать образовательные потребности на базе ценностно-смыслового компонента, без которого самореализация, саморазвитие, самоопределение человека в современном мире невозможны.

Не менее значимы и весьма перспективны личностно-деятельный и культурологический подходы. Принято считать, что за качество образования отвечает компетентностный подход, позволяющий достичь «универсальных (общекультурных, общенаучных, социально-личностных компетенций) и профессиональных (общепрофессиональных, профильных и специальных) компетенций, имеющих ценностно-смысловой аспект и социально-личностные характеристики» [10].

Одним из основных структурных звеньев непрерывного является последипломное образование: особый вес оно имеет в системе «человек-человек» в таких профессиях, как педагог, врач, юрист и т.д. Последипломное образование высокоэффективно как в профессиональном, так и в общекультурном смыслах: в первом случае расширяет сферу профессиональных компетент-ностей, во втором - способствует инкультурации

К. О. Чепеленко. Г/манизация в пространстве непрерывного образования

и социализации личности, преодолению дезинтеграции сознания.

Гуманизация непрерывного образования не только как актуальное, персонально-личностное, но распространяется на общество в целом, осуществляя «гуманистическую функцию культуры, обеспечивает целостность и непрерывность форм передачи социокультурного опыта, выступает интегральной составляющей процессов трансформации российского общества» [11]. «Интегратив-ное» непрерывное образование служит средством гармонизации личности и внешних отношений личности с социумом. Его формула складывается из взаимодополнения профессионального и общекультурного образования.

В заключение можно сказать, что непрерывное образование, развертывающееся во взаимосвязи отдельных звеньев, обнаруживает качество целостности образования, личностно ориентированная модель которого конструируется на смысловой основе гуманизма.

Список литературы

1. Касаева А.Б. Гуманитаризация образования как фактор формирования социальных отношений в современном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/gumani-tarizatsiya-obrazovaniya-kak-faktor-formirovaniya-sot-sialnykh-otnoshenii-v-sovremennom (дата обращения: 11.05.2016).

2. КиямоваВ. Х. Гуманизация системы профессионального образования : на материалах профессиональных училищ и лицеев Республики Башкортостан : автореф. дис. ... канд. филос. наук. URL: http://www.dissercat. com/content/gumanizatsiya-sistemy-professionalnogo-

obrazovaniya-na-materialakh-professionalnykh-uchilish (дата обращения: 11.05.2016).

3. Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 382-384.

4. Непрерывное образование: XXI век. URL: http:// lll21.petrsu.ru/journal/nlist.php (дата обращения: 17.02.2016).

5. СубеттоА. И. Приоритеты и философия целеполага-ния фундаментальной науки в XXI веке // Трансформация парадигмы университетского образования. URL: http://wwwtrinitas.ru/rus/doc/0016/0016/00161256.htm (дата обращения: 29.03.2016).

6. Бех I. Д. Законопростар сучасного виховного про-цесу // Вища освгга Украши. 2004. № 1. С. 10-13.

7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 430 с.

8. ТлостановаМ. В. Векторы переосмысления гуманитарных наук в XXI веке и университетское образование // Высшее образование для XXI века : докл. и материалы V междунар. конф. М., 2008. C. 27-33.

9. Мяготин А. О моральном измерении реформ // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 128-131.

10. ВиленскийМ. Я., Масалова О. Ю. Культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в высшей школе. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-osnovaniya-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya-po-fizicheskoy-kulture-v-vysshey-shkole (дата обращения: 05.03.2016).

11. Максимова Н. Ю. Гуманизация образования как социокультурный процесс : автореф. дис. ... канд. филос. наук. URL: http://cheloveknauka.com/gumanizatsiya-obrazovaniya-kak-sotsiokulturnyy-protsess (дата обращения: 29.03.2016).

Образец для цитирования:

Чепеленко К. О. Гуманизация в пространстве непрерывного образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 113-116. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-113-116.

Humanization Space Continuing Education K. O. Chepelenko

Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky 112, Bolshaya Kazachya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: kseniya_ch@list.ru

The article deals with the process of humanization in the space of continuous education. The main thematic pillars of this work are the humanization of education and continuing education. The linked issues are constantly in the field of scientific and pedagogical community. Relevance of the work emphasizes the impressive body created and produced dissertation research, publications, scientific conferences, developing these problems. The process of humanization, which is based on the ideas of humanism, is provided by developing the methodology of humanistic education. Scientists are working on a holistic

concept of humanization, linking it to the development of pedagogy, personal approach. Under these conditions, a liberal arts education is becoming a major factor in improving the overall culture of responsible human needs for new knowledge appropriate to the spiritual and intellectual needs.

Key words: process of humanization, continuity of education, humanistic teaching, liberal arts education, humanism.

References

1. Kasaeva A. B. Gumanitarizatsiya obrazovaniya kak faktor formirovaniya socialnykh otnosheniy v sovre-mennom obshhestve: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. (Humanization of education as a factor of social relations in contemporary society: autoref. diss. of the PhD {Philosophy}). Available at: http://www.dissercat.com/

Педагогика

119

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1

content/gumanitarizatsiya-obrazovaniya-kak-faktor-formirovaniya-sotsialnykh-otnoshenii-v-sovremennom (accessed 11 May 2016).

2. Kiyamo va V. H. Gumanizatsiya sistemy professionalnogo obrazovaniya: na materialakh professionalnyh uchil-ishc i litseev Respubliki Bashkortostan: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk (Humanization of vocational education system: on materials of vocational schools and lyceums of the Republic of Bashkortostan: autoref. diss. of the PhD {Philosophy}). Available at: http://www.dissercat. com/content/gumanizatsiya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-na-materialakh-professionalnykh-uchilish (accessed 11 May 2016).

3. Kozlova N. S., Nekrasova A. V., Gorbunova I. L. Gu-manizacija sistemy obrazovanija v kontekste sovremen-nogo obshchestvennogo razvitiya (Humanization of the education system in the context of contemporary social development). Molodoj uchenyj (Young scientist), 2014, no. 10, pp. 382-384.

4. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek (Continuing education: the XXI century). Available at: http://lll21.petrsu. ru/journal/nlist.php (accessed 17 February 2016).

5. Subetto A. I. Prioritety i filosofiya tselepolaganiya fundamentalnoy nauki v XXI veke (Priorities and goal setting philosophy of fundamental science in the XXI century). Transformaciya paradigmy universitetskogo obrazovaniya (The transformation of university education paradigms). Available at: http://wwwtrinitas.ru/rus/ doc/0016/0016/00161256.htm (accessed 29 March 2016).

6. Beh I. D. Zakonoprostir suchasnogo vihovnogo protsesu

(Space law of modern educational process). Vishha osvita Ukraini, 2004, no. 1, pp 10-13.

7. Maslou A. G. Dalnie predely chelovecheskoy psihiki (The farthest limits of the human psyche). St. Petersburg, 1997. 430 p.

8. Tlostanova M. V. Vektory pereosmysleniya gumanitar-nykh nauk v XXI veke i universitetskoe obrazovanie (Vectors rethinking of the humanities in the XXI century and university education). Vysshee obrazovanie dlyaXXI veka: doklady i materialy V mezhdunar. konf. (Higher Education for XXI centure: reports and materials of V International conference). Moscow, 2008, pp. 27-33.

9. Myagotin A. O moralnoy izmerenii reform (On the moral dimension of reforms). Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia), 2008, no. 9, pp. 128-131.

10. Vilenskiy M. Ja., Masalova O. Ju. Kulturologicheskie osnovaniya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya po fizicheskoy kulture v vysshey shkole (Cultural foundation student-centered education on physical training in high school). Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/kulturologicheskie-osnovaniya-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya-po-fizicheskoy-kulture-v-vysshey-shkole (accessed 5 March 2016).

11. Maksimova N. Ju. Gumanizatsiya obrazovaniya kak sociokulturnyy protsess: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk (Humanization of education as a social and cultural process: autoref. diss. of the PhD {Philosophy}). Available at: http://cheloveknauka.com/gumanizatsiya-obrazovaniya-kak-sotsiokulturnyy-protsess (accessed 29 March 2016).

Cite this article as:

Chepelenko K. O. Humanization Space Continuing Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 117-120. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-117-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.