ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
145
Хмель О. А.
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Аннотация. Развитие экономических отношений в сфере высшего образования требует внедрения новых механизмов управления отраслью. В современных условиях развития рынка образовательных услуг высшей школы видится необходимым внедрение организационно-экономического механизма взаимодействия вузов и работодателей и определение его в качестве базиса для создания Объединённых региональных комплексов по подготовке кадров, что будет способствовать эффективному взаимодействию учреждений высшего образования, предприятий и организаций в Республике Беларусь, и, как следствие, обеспечит качественный рост национального человеческого капитала.
Ключевые слова. Объединённые региональные комплексы по подготовке кадров, организационноэкономический механизм взаимодействия вузов и работодателей.
Khmel O.A.
INTERACTION MECHANISMS TO ENSURE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND EMPLOYERS'
Abstract. Economic relation development in the sphere of higher education demands new mechanism implementation for branch management. Under modern conditions of higher education market development it is considered to be necessary to implement organizational and economic mechanism of higher education institution and employer interaction and to view it as the basis of Interconnected regional training complexes creation. It will ^foster efficient interaction between higher education institutions, enterprises and organizations in the Republic of Belarus and as a result ensure quality growth of national human capital.
Keywords. Interconnected regional training complexes, organizational and economic mechanism of higher education institution and employer interaction.
Д Д Д
Определяющим фактором повышения конкурентоспособности современной экономики является человеческий капитал, поэтому формирование человеческого капитала рассматривается в качестве важной составляющей политики государства. Для эффективного развития национального человеческого капитала необходимо обеспечить тесное взаимодействие всех субъектов рынка образовательных услуг высшей школы, так как инвестиции в человеческий капитал будут иметь долгосрочный экономический и социальный эффект.
На сегодняшний день в Республике Беларусь складывается ситуация, когда работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов, а учреждения высшего образования не могут удовлетворить запросы работодателей, так как сами работодатели отстраняются от участия в фор-
ГРНТИ 06.71.45 © Хмель О.А., 2015
Ольга Анатольевна Хмель - аспирантка кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 225710, Республика Беларусь, г. Пинск, Пушкина ул., 4 (Belarussia, Pinsk, Pushkina str., 4). Тел.: +375 296921306.
Публикуется по рекомендации д-ра эконом. наук, доцента О. С. Коротеевой.
Статья поступила в редакцию 26.11.2015 г.
Для ссылок: Хмель О.А. Механизмы обеспечения взаимодействия учреждений высшего образования и работодателей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 145-148.
146
Хмель О.А.
мировании человеческого капитала в процессе вузовской подготовки. Учреждение высшего образования ориентируется на спрос на образовательные услуги, а не на изменения структуры рынка труда, и выбор будущей специальности самим абитуриентом зачастую не соответствует потребностям рынка труда. Приобретённые же во время обучения в вузе компетенции, с точки зрения работодателей, не являются достаточными для реализации профессиональных функций без адаптационного периода.
Так, по данным опроса НИИ труда Минтруда и защиты Республики Беларусь, проведённого в 2013 году, 86,6% организаций оценили качество подготовки выпускников учреждений высшего образования как отличное - 2,2%; хорошее - 36,6%; удовлетворительное - 51,6%; неудовлетворительное - 2,4%. Складывается тревожная ситуация, которая подтверждает тезис о необходимости привлечения работодателя к процессу подготовки кадров для устранения сложившихся диспропорций, что будет, в целом, способствовать повышению результативности развития рынка образовательных услуг высшей школы.
Таким образом, в сфере высшего образования требуется на сегодняшний день разработка и внедрение новых экономических механизмов, которые будут способствовать организации эффективного взаимодействия между учреждениями высшего образования, предприятиями и организациями в Республике Беларусь. Цель внедрения организационно-экономического механизма взаимодействия учреждений высшего образования и работодателей, предлагаемого автором, заключается в объединении финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов вуза, предприятий и организаций для предоставления качественных образовательных услуг, повышения эффективности функционирования учреждения высшего образования, устранения противоречий между вузовской подготовкой и требованиями рынка труда в интересах и в соответствии с потребностями личности, общества, государства.
Организация эффективного взаимодействия между учреждениями высшего образования, предприятиями и организациями в Республике Беларусь должна способствовать выполнению следующих задач: разделение финансовой ответственности; реализация на практике концепции обязательного участия работодателей в разработке, реализации и оценке результатов образовательных программ учреждений высшего образования; обеспечение качественного роста национального человеческого капитала; обеспечение устойчивого развития экономики.
Организационно-экономический механизм взаимодействия вузов и работодателей, предлагаемый автором, подразумевает наличие входных ресурсов, которые со стороны учреждения высшего образования представлены квалифицированным профессорско-преподавательским составом и дополнительными финансовыми ресурсами со стороны предприятия. Механизм разделения финансовой ответственности предполагает активное привлечение работодателей к финансированию высшего образования как конечного потребителя образованного индивида. Разделение финансовой ответственности возможно осуществлять в рамках многоканального финансирования. Финансирование может осуществляться как в форме прямого, так и косвенного инвестирования. Для оптимизации внебюджетного финансирования в национальную систему высшего образования предлагается адаптировать американский опыт создания эндаумент-фондов как инструмента дополнительного финансирования системы высшего образования, который можно формировать из взносов и финансовых средств предприятий / организаций и направлять на выделение стипендий преподавателям для выполнения научноисследовательских работ и зарубежных командировок, для приглашения зарубежных профессоров, для выделения стипендий студентам на покрытие оплаты за обучение, за хорошую учёбу, на зарубежные стажировки [2].
Задача работодателя должна заключаться в формировании требований к будущему специалисту. Для чего следует определить необходимый перечень компетенций; соотнести данные компетенции с видом профессиональной деятельности; определить удельный вес компетенций; определить необходимые условия для формирования заявленных компетенций.
Совместная организация учебного процесса и научно-исследовательской работы, внедрение прикладных образовательных программ, организация практики на базе организации-работодателя будут нести в себе синергетический эффект, который должен реализоваться в приращении человеческого капитала. Для реализации принципа участия работодателя в процессе подготовки кадров и управлении вузом предлагается использование механизма корпоративного управления, широко применяемого в вузовском управлении в Германии, США и других западных странах. Механизм корпоративного управления должен предусматривать усиление ответственности руководителей структурных подраз-
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
147
делений учреждений высшего образования перед коллегиальными органами управления. Для этого каждому учреждению высшего образования необходимо включать в Совет университета внешних членов, а именно представителей предприятий / организаций - партнёров учреждения высшего образования на основе предложений руководителей данных структур. В Положении о Совете университета белорусских вузов необходимо предусмотреть данную возможность; активизировать создание Попечительских советов при факультетах для координации усилий по подготовке профессиональных кадров, что предусмотрено Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Юридически оформленное взаимодействие между учреждением высшего образования и работодателем должно гарантировать трудоустройство молодому специалисту, и, в дальнейшем, продвижение по карьерной лестнице при условии реализации в полной мере приобретённого человеческого капитала. При этом юридическое оформление ответственности учреждения высшего образования за качественную подготовку кадров возможно на условиях выставления гарантии. Учреждение высшего образования гарантирует качество дипломов выпускников. Гарантия осуществляется посредством обеспеченного письма, выдаваемого вместе с дипломом. Сумма гарантии коррелирует со значением рейтинга студента [1].
Повышение качества образовательных услуг требует формирования новых механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг. Внедрение в Республике Беларусь механизма профессионально-общественной аккредитации образовательных программ позволит оценить качество реализации образовательного процесса и соответствие образовательных программ вуза требованиям работодателей. Так, в компетенцию структур, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, исходя из анализа зарубежного опыта, может входить оценка образовательных программ по таким критериям, как учёт требований работодателей при составлении содержания программы, соответствие программы требованиям профессиональных стандартов, привлечение работодателей к чтению курсов, объём и содержание практического обучения, использование результатов эффективных практик функционирования предприятий и организаций. Результаты профессиональнообщественной аккредитации могут и должны быть использованы при проведении государственной аккредитации. Для реализации данного механизма необходимо создание специальных отраслевых комиссий. Само же внедрение моделей профессионально-общественной аккредитации позволит существенно дополнить существующую систему государственной аккредитации образовательной деятельности, повысить прозрачность оценки качества образовательных программ и обеспечить тесную взаимосвязь с работодателями.
Однако для эффективной реализации организационно-экономического механизма взаимодействия учреждений высшего образования и работодателей, помимо перспективы привлечения квалифицированных кадров в национальную экономику, государству необходимо предусмотреть мотивационные стимулы для предприятий в виде предоставления налоговых льгот, отсрочки налоговых платежей. Учреждения высшего образования могут использоваться для повышения квалификации работников предприятий и организаций. Также непосредственное участие в подготовке профессиональных кадров позволит получить предприятию / организации статус социально-ответственной компании, что, в свою очередь, может способствовать получению государственных заказов.
Управление развитием рынка образовательных услуг высшей школы предполагает необходимость учитывать различные связи с экономикой конкретного региона. Необходимость регионализации высшего образования была заложена в Государственной программе развития высшего образования Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (см.: http://srrb.niks.by/info/post893.pdf). Региональный вуз можно рассматривать как точку роста для экономики региона. Предложенный организационноэкономический механизма взаимодействия вузов и работодателей можно использовать в качестве ядра для создания Объединённых региональных комплексов по подготовке кадров для развития экономики регионов. Создание Объединённых региональных комплексов по подготовке кадров для экономической структуры региона подразумевает партнёрские отношения учреждений высшего образования региона с эффективно развивающимися предприятиями региона. Кроме того, структурная модель комплекса должна предусматривать тесное взаимодействие со всеми участниками рынка образовательных услуг высшей школы: органами государственного управления, органами местного управления, а также общественными организациями.
148
Хмель О.А.
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания Объединённых региональных комплексов по подготовке кадров для нужд экономики региона на основе предложенного автором организационно-экономического механизма взаимодействия вузов и работодателей на макроуровне будет включать: появление дополнительных источников финансирования; повышение эффективности использования финансовых, материально-технических ресурсов; оптимизацию бюджетных расходов; возможность создания юридических лиц и использование их потенциала в образовательном процессе; повышение эффективности использования интеллектуального капитала ввиду его концентрации; обеспечение экономики региона профессиональными кадрами в соответствии со структурой экономики региона и заявленными требования работодателей к квалификации специалистов; гарантирование трудоустройства после окончания учреждения высшего образования; снижения уровня безработицы лиц с высшим образованием.
Как результат внедрения предложенных организационно-управленческих мер будет устранён дисбаланс между рынком высшего образования и рынком труда, будет меняться качественная структура человеческого капитала на рынке труда, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому экономическому развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Золотарева О.А., Хмель О.А. Формирование эффективного механизма финансирования рынка образовательных услуг // Современные финансовые рынки: стратегии развития: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2013 года. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. С. 104-106.
2. Хмель О.А. Основные подходы к финансированию системы высшего образования в Республике Беларусь // The development of financial system of countries of Central and Eastern Europe / Lviv Institute of Banking of University of Banking of the National bank of Ukraine (Ukraine), Cracow University of Economics (Poland); edited by
O. Druhov, P. Bula. Vol. 4. Lviv, 2014.