Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(4), 2012
УДК 37
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© 2012 В.Н.Лисачкина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 25.05.2012
В работе проводится анализ зарубежного и отечественного опыта внедрения новых организационно-экономических механизмов управления учреждениями профессионального образования в рамках государственных партнерств. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние в России на развитие государственно-частного партнерства в образовании.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, организационно-экономические механизмы управления, целевой капитал учреждения, мировой рынок институтов-посредников, эксперты по внедрению моделей государственно-частного партнерства.
Внедрение в регионах новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования учреждений среднего профессионального образования диктует необходимость изучения: 1) мирового и отечественного опыта развития государственно-частного партнера (ГЧП); 2) технологии создания и институциона-лизации различных форм ГЧП в системе среднего профессионального образования (СПО).
Анализ зарубежного опыта внедрения новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования учреждений профессионального образования в рамках ГЧП показывает, что возможна такая модель ГЧП, как целевой капитал учреждения СПО (так называемый «эндаумент-фонд»). Целевой капитал представляет собой сформированную за счет пожертвований часть имущества специализированной некоммерческой организации, переданную ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений СПО, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Такая практика широко распространена в зарубежных системах образования как один из наиболее эффективных механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Так, в США эн-даументы есть у многих религиозных и образовательных объединений. Доходы от них используются для реализации приоритетных направлений деятельности таких учреждений, в
Лисачкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии. E-mail: vlisachkina@mail. ru
том числе для снижения стоимости обучения и привлечения одаренных студентов. Таким образом, целевой капитал - это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные общественно значимые цели. Он состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования в соответствии с определенными и согласованными сторонами целями.
На мировом рынке институтов-посредников, которые можно использовать для организации эффективного взаимодействия сферы СПО и сферы труда, особое место занимают ГЧП, консолидирующие работодателей из различных секторов и провайдеров образовательных услуг. Наиболее подходящим для целей трансплантации следует признать опыт Нидерландов, где в соответствии с законом «Об образовании и профессиональном образовании (ПО) и обучении» (1996) созданы национальные организации по ПО и обучению (National Bodies), представляющие интересы государства, работников и работодателей и осуществляющие взаимодействие между рынком труда и ПО.
Юридически эти организации имеют статус частных структур и действуют в рамках частного права (как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства задачи, определенные упомянутым выше законом. Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы ПО. Рассматриваемые национальные организации осуществляют разработку профессиональных стандартов, в их функции также входит мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда по 22 секторам, в ходе ко-
торого выявляются изменения в производственных технологиях и оборудовании и разрабатываются рекомендации по модернизации содержания образовательных программ1.
Рассматриваемые структуры обеспечивают постоянное взаимодействие и консультирование образовательных организаций, специалистов из сферы промышленности и торговли и инновационных центров по отраслям. Эта форма ГЧП вводит механизмы такого взаимодействия системы профессионального образования и частного бизнеса, которые позволяют оперативно адаптировать региональные образовательные ресурсы к меняющейся конъюнктуре рынка труда. По существу речь идет о профессиональном посреднике, занимающем место между региональной экономикой и государственной системой ее кадрового обеспечения2.
В случае, когда создается специальное юридическое лицо (компания, фирма), модель также имеет смешанный характер в силу того, что в ней участвуют как государственные, так и частные капиталы и имущество. Наибольший опыт таких партнеров накоплен во Франции, где функционирует большое количество подобных смешанных обществ, причем господствующая тенденция - аккумулирование все более значительной части активов в руках государственного сектора3.
Как считают эксперты, в России необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих негативное влияние на активное развитие ГЧП в образовании, а именно: 1) несовершенство законодательной базы. Это ведет к отсутствию доверия между партнерами: бизнес боится применения административных рычагов со стороны государства, государство боится лишиться собственности; 2) институциональная неготовность собеседника (государства и муниципальных образований) к формированию на основе баланса экономических интересов новой инфраструктуры образовательных учреждений; 3) слабое знание образовательными учреждениями профессиональных особенностей бизнеса, недостаточное стремление поддерживать прямые контакты с работодателями, привлекать работодателей к управлению учеными заведениями, знать их потребности в кадрах и методах обучения, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпу-
1 Хардина Ю.В. Государственно-частное партнерство в трансформирующимся российском обществе (политический аспект): Автореф.... канд.полит.наук. - М.: 2007. - С.14.
2 Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике. Сб. науч. тр. - М.: 2003. - С.35.
3 Хардина Ю.В. Государственно-частное партнерство в
трансформирующимся российском обществе.. - С.52.
скников с учетом интересов конкретных компаний; 4) неготовность бизнеса идти навстречу образовательным учреждениям; 5) высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты образования при отсутствии гарантий государства, налоговых льгот (образовательная деятельность компаний облагается налогами наравне с коммерческой деятельностью). В результате для бизнеса экономически выгодным представляется развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание базовых кафедр в отдельных вузах, корпоративных университетов; 6) отсутствие системы профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования ПО и создания образовательных стандартов с учетом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда; 7) отсутствие современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении; 8) отсутствие частных компаний в числе учредителей профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования, ресурсных образовательных центров, что не позволяет работодателям понять реальную ценность конкретных учебных заведений, сделать эффективным участие бизнеса в управлении образованием, привлечь дополнительные средства и расширить свое участие непосредственно в образовательном процессе и экзаменационных комиссиях учебных заведений; 9) отсутствие публичной, объективной системой общественно-профессиональной оценки деятельности образовательных учреждений при активном участии бизнеса совместно с профессиональным экспертным сообществом4.
Для выбора той или иной модели ГЧП в России необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на внедрение в регионах новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования учреждений СПО, которые связаны: 1) с уровнем социально-экономического развития субъекта РФ и структур ной сложившегося хозяйственно-производственного комплекса; 2) региональным опытом проектирования и создания подобных структур; 3) социокультурными традициями предпочтения территорий; 4) сложившейся инфраструктурой системы СПО и ее территориальными размещением.
Наиболее перспективной для Российской Федерации формой ГЧП эксперты признают в
4 Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю. Культура организации - ресурс для развития бизнеса. - СПб.: 2007. - С.6.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(4), 2012
настоящее время такую, при которой: 1) отношения государства и частного бизнеса носят взаимовыгодный долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности; 2) частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений в части инвестированных средств; 3) у государства в рамках договора и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на частный бизнес в случае нарушения им условий договора о ГЧП в образовании, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов; 4) государство передает образовательному учреждению и частному бизнесу только права владения и пользования объектами собственности в образовании, оставляя за собой право распоряжениями ими.
В Российской Федерации совместно с представителями бизнеса началось проведение экспериментов по внедрению моделей ГЧП. Рассмотрим их особенности.
1. Эксперимент по вхождению предприятий бизнеса в состав стратегических партнеров ГУ ПО, при условии, что финансовый донор получает возможность контролировать расходование вкладываемых в подготовку кадров ресурсов. В частности, эксперимент по участию компании «Базовый элемент» в деятельности Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова и созданию совместной новой инфраструктуры -Академии.
2. Эксперимент по развитию трехсторонних договоров целевой подготовки специалистов в вузах, техникумах, колледжах, профессиональных училищах, в том числе с использованием банковского кредита, направленного на поддержку бытового обустройства молодых специалистов, прибывших на место работы, определенное договором с работодателями, оплатившим его обучение (ОАО «РЖД», корпорация «Трансстрой», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Уральский государственный горный университет).
3. Эксперимент по разработке и апробации новых моделей формирования в современных экономических условиях системы базовых предприятий для учреждений начального и среднего профессионального образованию с последующим распространением успешного опыта (проект «Рабочий нового поколения», ОАО «ГАЗ» и профессиональными училищами Нижегородской области)5.
5 Зотов В.В., Пресняков В.Ф., Розенталь В.О. Некоторые институциональные аспекты эволюционных проблем российского рынка // Экономическая наука современной России. - М.: - 2000. - №2. - С.30 - 31.
Внесены в действующее законодательство и нормативные акты (с учетом национального и зарубежного опыта) поправки с целью создания правовой базы для ПО аудита российскими агентствами по гарантии качества, результаты которого в обязательном порядке учитывались бы в процессе проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. Продолжается поддержка развития системы общественно-профессиональной оценки деятельности учебных заведений, вступающих в ГЧП, на базе российских агентств по гарантии качества образования. Проводится эксперимент по реализации пилотных проектов по внедрению передовых механизмов и апробации новых форм ГЧП с участием ОАО «РЖД», ООО «Базовый элемент» и ОАО «Аэрофлот» и высших, средних, начальных профессиональных учебных заведений.
Организована работа по совершенствованию существующих форм и механизмов ГЧП в образовательной сфере в рамках программы ГЧП, направленной на более эффективное кадровое и научное сопровождение «Транспортной стратегии России», где в число исполнителей программы включена «Ассоциация высших учебных заведений транспорта». В рамках программы издается специальный номер журнала «Мир транспорта», посвященный вопросам ГЧП в образовании.
Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, объединениями и союзами предпринимателей разрабатываются и осуществляются меры по расширению участия работодателей в ГЧП в сфере образования. Проводятся международные научно-практические конференции, семинары, посвященные ГЧП в образовании как фактору повышения конкурентоспособности образования и бизнеса. В качестве примера приведем экспертное совещание-семинар, проводимый на базе Городского ресурсного центра Национального фонда подготовки кадров на тему «Государственно-частное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Российского союза промышленников и предпринимателей, федеральные и региональные эксперты (руководители групп) Национального фонда подготовки кадров. Были рассмотрены вопросы по организации и введению ГЧП в сфере начального и среднего ПО, возможные риски, а также существующее нормативное обеспечение ГЧП. Изучен опыт успешного сотрудничества учреждений НПО и СПО с предприятиями, когда бизнес получает право участвовать в разработке
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательных программ. На примере Самарского техникума космического машиностроения, который целенаправленно готовит кадры для Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», рассмотрена реализация
моделей ГЧП в системе начального и среднего профессионального образования страны.
Таким образом, предпринимаются определенные шаги для развития различных форм ГЧП с учетом уже существующих наработок и особенностей российского опыта в этой сфере6.
6 Хардина Ю.В. Государственно-частное партнерство в трансформирующимся российском обществе.....- С. 17.
PROGRESS OF VARIOUS WAYS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING (PEDAGOGICAL ASPECT)
© 2012 V.N.Lisachkina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article gives the assay of foreign and national experience of introducing new organizational and economical mechanisms of managing the institutions of vocational education in the frames of state and private partnership. The article considers the factors influencing the development of private and state partnership in Russia. Key words: private and state partnership, organizational and economical mechanisms of managing, specialpurpose capital of an enterprise, world market of intermediaries, experts on introducing the models of state and private partnership.
Valentine Nikolaevna Lisachkina, Doctor of Education, Professor of chair of Psychology. E-mail: vlisachkina&mail. ru