UDK 378
CORPORATE ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL: ANALYSIS OF TERM
V.V. Levchenko1, A. V. Levchenko2, E.A. Sokolova3
1 Samara State University
1, Ac. Pavlova Str., Samara, 443011
E-mail: [email protected] 2Povolzshskaya Social-humanitarian Academy 65/67, M. Gorkiy Str., Samara, 443099 E-mail: [email protected] 3Samara State University 1, Ac. Pavlova Str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]
Corporate environment of higher school defines its innovative potential, possibilities of achievement of its main aims in the process of permanent development. It is necessary to understand the essence _of the term "corporate environment" for forming of corporate environment of higher school. The meaning of the term "corporate environment" is explained, the terms "corporation" and "environment" in different areas of scientific knowledge are studied in this article. The reference of universities to corporate structures is proved and the methodological approaches to studying of the term are analyzed.
Key words: corporate environment, corporation, management, environment, methodological approach.
Original article submitted 29.10.2014; revision submitted 29.10.2014
Viktoria V. Levchenko (PhD), Professor, Head of Foreign Languages Department.
Alexandr V. Levchenko (PhD), Associate Professor of the Department of sport disciplines of
physical culture faculty.
Elena A. Sokolova (PhD), Associate Professor of Foreign Languages Department.
УДК 378
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В.Н. Лисачкина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. Горького, 65/67 E-mail: [email protected]
Анализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения новых организационно-экономических механизмов управления учреждениями профессионального образования в рамках государственных партнерств. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние в России на развитие государственно-частного партнерства в образовании. Представлены результаты аналитического обзора теории и практики зарубежных вузов и колледжей по совместной подготовке с корпорациями частного бизнеса. Рассмотрены нормативно-правовые аспекты регулирования взаимоотношений государственно-частного партнерства. Показаны различные формы и модели
Валентина Николаевна Лисачкина, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии.
государственно-частного партнерства в подготовке специалистов и эффективность их функционирования. Даны рекомендации по использованию мирового инновационного опыта применительно к российским реалиям, иллюстрированные рядом примеров.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, организационно-экономические механизмы управления, целевой капитал учреждения, мировой рынок институтов-посредников, эксперты по внедрению моделей государственно-частного партнерства.
Внедрение в регионах новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования учреждений среднего профессионального образования диктует необходимость изучения: 1) мирового и отечественного опыта развития государственно-частного партнера (ГЧП); 2) технологии создания и институционализации различных форм ГЧП в системе среднего профессионального образования (СПО).
Анализ зарубежного опыта внедрения новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования учреждений профессионального образования в рамках ГЧП показывает, что возможна такая модель ГЧП, как целевой капитал учреждения СПО (так называемый «эндаумент-фонд»). Целевой капитал представляет собой сформированную за счет пожертвований часть имущества специализированной некоммерческой организации, переданную ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений СПО в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Такая практика широко распространена в зарубежных системах образования как один из наиболее эффективных механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Так, в США эндаументы есть у многих религиозных и образовательных объединений. Доходы от них используются для реализации приоритетных направлений деятельности таких учреждений, в том числе для снижения стоимости обучения и привлечения одаренных студентов. Таким образом, целевой капитал - это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные общественно значимые цели. Он состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования в соответствии с определенными и согласованными сторонами целями.
На мировом рынке институтов-посредников, которые можно использовать для организации эффективного взаимодействия сферы СПО и сферы труда, особое место занимают ГЧП, консолидирующие работодателей из различных секторов и провайдеров образовательных услуг. Наиболее подходящим для целей трансплантации следует признать опыт Нидерландов, где в соответствии с законом «Об образовании и профессиональном образовании (ПО) и обучении» (1996) созданы национальные организации по ПО и обучению (National Bodies), представляющие интересы государства, работников и работодателей и осуществляющие взаимодействие между рынком труда и ПО.
Юридически эти организации имеют статус частных структур и действуют в рамках частного права (как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства задачи, определенные упомянутым выше законом. Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы ПО. Рассматриваемые национальные организа-
ции осуществляют разработку профессиональных стандартов, в их функции также входит мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда по 22 секторам, в ходе которого выявляются изменения в производственных технологиях и оборудовании и разрабатываются рекомендации по модернизации содержания образовательных программ.
Рассматриваемые структуры обеспечивают постоянное взаимодействие и консультирование образовательных организаций, специалистов из сферы промышленности и торговли и инновационных центров по отраслям. Эта форма ГЧП вводит механизмы такого взаимодействия системы профессионального образования и частного бизнеса, которые позволяют оперативно адаптировать региональные образовательные ресурсы к меняющейся конъюнктуре рынка труда. По существу речь идет о профессиональном посреднике, занимающем место между региональной экономикой и государственной системой ее кадрового обеспечения.
В случае, когда создается специальное юридическое лицо (компания, фирма), модель также имеет смешанный характер в силу того, что в ней участвуют как государственные, так и частные капиталы и имущество. Наибольший опыт таких партнеров накоплен во Франции, где функционирует большое количество подобных смешанных обществ, причем господствующая тенденция - аккумулирование все более значительной части активов в руках государственного сектора.
Как считают эксперты, в России необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих негативное влияние на развитие ГЧП в образовании, а именно:
1) несовершенство законодательной базы. Это ведет к отсутствию доверия между партнерами: бизнес боится применения административных рычагов со стороны государства, государство боится лишиться собственности;
2) институциональная неготовность собеседников (государства и муниципальных образований) к формированию на основе баланса экономических интересов новой инфраструктуры образовательных учреждений;
3) слабое знание образовательными учреждениями профессиональных особенностей бизнеса, недостаточное стремление поддерживать прямые контакты с работодателями, привлекать работодателей к управлению учебными заведениями, знать их потребности в кадрах и методах обучения, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учетом интересов конкретных компаний;
4) неготовность бизнеса идти навстречу образовательным учреждениям;
5) высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты образования при отсутствии гарантий государства, налоговых льгот (образовательная деятельность компаний облагается налогами наравне с коммерческой деятельностью). В результате для бизнеса экономически выгодным представляется развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание базовых кафедр в отдельных вузах, корпоративных университетов;
6) отсутствие системы профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования ПО и создания образовательных стандартов с учетом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда;
7) отсутствие современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении;
8) отсутствие частных компаний в числе учредителей профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования, ресурсных
образовательных центров, что не позволяет работодателям понять реальную ценность конкретных учебных заведений, сделать эффективным участие бизнеса в управлении образованием, привлечь дополнительные средства и расширить свое участие непосредственно в образовательном процессе и экзаменационных комиссиях учебных заведений;
9) отсутствие публичной, объективной системы общественно-профессиональной оценки деятельности образовательных учреждений при активном участии бизнеса совместно с профессиональным экспертным сообществом.
Для выбора той или иной модели ГЧП в России необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на внедрение в регионах новых организационно -экономических механизмов управления и финансирования учреждений СПО, которые связаны:
1) с уровнем социально-экономического развития субъекта РФ и структурой сложившегося хозяйственно-производственного комплекса;
2) с региональным опытом проектирования и создания подобных структур;
3) с социокультурными традициями предпочтения территорий;
4) со сложившейся инфраструктурой системы СПО и ее территориальным размещением.
Наиболее перспективной для Российской Федерации формой ГЧП эксперты признают в настоящее время такую, при которой:
1) отношения государства и частного бизнеса носят взаимовыгодный долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности;
2) частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений в части инвестированных средств;
3) у государства в рамках договора и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на частный бизнес в случае нарушения им условий договора о ГЧП в образовании, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов;
4) государство передает образовательному учреждению и частному бизнесу только права владения и пользования объектами собственности в образовании, оставляя за собой право распоряжениями ими.
В Российской Федерации началось проведение экспериментов по внедрению моделей ГЧП.
1. Эксперимент по вхождению предприятий бизнеса в состав стратегических партнеров ГУ ПО при условии, что финансовый донор получает возможность контролировать расходование вкладываемых в подготовку кадров ресурсов. Это, в частности, эксперимент по участию компании «Базовый элемент» в деятельности Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и созданию совместной новой инфраструктуры - академии.
2. Эксперимент по развитию трехсторонних договоров целевой подготовки специалистов в вузах, техникумах, колледжах, профессиональных училищах, в том числе с использованием банковского кредита, направленного на поддержку бытового обустройства молодых специалистов, которые прибыли на место работы, определенное договором с работодателями, оплатившими обучение (ОАО «РЖД», корпорация «Трансстрой», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Уральский государственный горный университет).
3. Эксперимент по разработке и апробации новых моделей формирования в современных экономических условиях системы базовых предприятий для учреждений начального и среднего профессионального образования с последующим распространением успешного опыта (проект «Рабочий нового поколения», ОАО «ГАЗ» и профессиональные училища Нижегородской области).
Внесены в действующее законодательство и нормативные акты (с учетом национального и зарубежного опыта), поправки с целью создания правовой базы для ПО аудита российскими агентствами по гарантии качества, результаты которого в обязательном порядке учитывались бы в процессе проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. Продолжается поддержка развития системы общественно-профессиональной оценки деятельности учебных заведений, вступающих в ГЧП, на базе российских агентств по гарантии качества образования. Проводится эксперимент по реализации пилотных проектов по внедрению передовых механизмов и апробации новых форм ГЧП с участием ОАО «РЖД», ООО «Базовый элемент» и ОАО «Аэрофлот» и высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях.
Организована работа по совершенствованию существующих форм и механизмов ГЧП в образовательной сфере в рамках программы ГЧП, направленной на более эффективное кадровое и научное сопровождение «Транспортной стратегии России», где в число исполнителей программы включена «Ассоциация высших учебных заведений транспорта». В рамках программы издается специальный номер журнала «Мир транспорта», посвященный вопросам ГЧП в образовании.
Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, объединениями и союзами предпринимателей разрабатываются и осуществляются меры по расширению участия работодателей в ГЧП в сфере образования. Проводятся международные научно-практические конференции, семинары, посвященные ГЧП в образовании как фактору повышения конкурентоспособности образования и бизнеса. В качестве примера приведем экспертное совещание-семинар, проводимое на базе Городского ресурсного центра Национального фонда подготовки кадров на тему «Государственно-частное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Российского союза промышленников и предпринимателей, федеральные и региональные эксперты (руководители групп) Национального фонда подготовки кадров. Были рассмотрены вопросы организации и введения ГЧП в сфере начального и среднего ПО, возможные риски, а также существующее нормативное обеспечение ГЧП. Изучен опыт успешного сотрудничества учреждений НПО и СПО с предприятиями, когда бизнес получает право участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам. На примере Самарского техникума космического машиностроения, который целенаправленно готовит кадры для Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», рассмотрена реализация моделей ГЧП в системе начального и среднего профессионального образования страны.
Таким образом, предпринимаются определенные шаги для развития различных форм ГЧП с учетом уже существующих наработок и особенностей российского опыта в этой сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хардина Ю.В. Государственно-частное партнерство в трансформирующемся российском обществе (политический аспект): Автореф. ... канд. полит. наук. - М., 2007.
2. Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике // Сб. науч. тр. - М., 2003. - С. 35.
4. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю. Культура организации - ресурс для развития бизнеса. - СПб., 2007. - С. 6.
5. Зотов В.В., Пресняков В.Ф., Розенталь В.О. Некоторые институциональные аспекты эволюционных проблем российского рынка // Экономическая наука современной России. - М., 2000. - № 2. - С. 30-31.
7. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994. - С. 752.
Поступила в редакцию 13.10.2014; в окончательном варианте 14.10.2014
UDK378
DEVELOPMENT OF VARIOUS MEANS OF PRIVATE AND STATE PARTNERSHIP IN INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL ASPECT)
V Lisachkina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 65/67, Gorkogo str., Samara, 443099 E-mail: [email protected]
The article gives the analysis of foreign and national experience of introducing new organizational and economical mechanisms of managing the institutions of vocational education in the frames of state and private partnerships. The article considers the factors influencing the development of private and state partnership in Russia. The article gives the results of an analytical overview of theory and practice of cooperative training with private business corporations in foreign colleges and institutes. The article considers the legal aspects of regulating of relationships of private and state partnership. There are various forms and models of private and state partnership in specialists' training and their efficiency is shown in the article. The article gives guidance of using world innovating experience in the case of Russian reality, illustrated with some examples.
Key words: private and state partnerships, organizational and economical mechanisms of managing, specific capital of an enterprise, world market of intermediaries, experiments on introducing the models of state and private partnership.
Original article submitted 13.10.2014; revision submitted 14.10.2014
Valentina N. Lisachkina, Ph.D in Pedagogy, Professor of psychology department.