Научная статья на тему 'Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства'

Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / HIGHER EDUCATION / TARGET STAFF TRAINING / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакшеева Анна Дмитриевна

В статье представлено исследование существующих трактовок государственно-частного партнерства применительно к различным сферам экономики. Рассмотрено ГЧП в сфере высшего образования. Проанализировано взаимодействие государства и бизнеса при целевой подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакшеева Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the state, business and educational institutions within public and private partnership

The article presents a study of existing interpretations of public and private partnership in respect to the various areas of the economy. The author examined PPP in higher education. The author also analyzed the interaction of the state and business in target staff training.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства»

Бакшеева, А.Д. (2016). Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, 3(1), 63-78. doi: 10.18334/ppp.3.1.35139

Язык публикации: русский

Public-Private Partnership, 2016, Volume 3, Issue 1

Interaction of the state, business and educational institutions within public and private partnership

Anna Baksheeva1

1 Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

ABSTRACT_

The article presents a study of existing interpretations of public and private partnership in respect to the various areas of the economy. The author examined PPP in higher education. The author also analyzed the interaction of the state and business in target staff training.

KEYWORDS_

public and private partnership, higher education, target staff training

CITATION_

Baksheeva, A.D. (2016). Interaction of the state, business and educational institutions within public and private partnership. Public-Private Partnership, 3(1), 63-78. doi: 10.18334/ppp.3.1.35139

JEL: I23, L32, M53 Original Research Language: Russian

Received: 13 Mar 2016, Published: 30 Mar 2016

© Baksheeva A.D. / Publication: Creative Economy Publishers

This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: yami513@mail.ru

HIGHLIGHTS

► almost 40% of respondents are involved in continuing education in one form or another, which indicates that both society and businesses are aware of the importance of the educational process to meet their own needs

► "Design and technological support of machine-building production" and "Engineering" departments of industrial enterprises are in greatest need for personnel

► it would be reasonable to increase the number of PPP projects in higher education as to the content of the educational process by improving the legal framework and standard forms of PPP agreements, establishing the institutional environment of partnership and creating the systems of impetuses and incentives for participators of partnership

► it should be remembered that there are many other forms of cooperation of business community and educational structure, that cannot be defined as "public and private partnerships"

Государственно-частное партнерство, 2016, Том 3, Выпуск 1

Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства

Анна Бакшеева1

1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье представлено исследование существующих трактовок государственно-частного партнерства применительно к различным сферам экономики. Рассмотрено ГЧП в сфере высшего образования. Проанализировано взаимодействие государства и бизнеса при целевой подготовке кадров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

государственно-частное партнерство, высшее образование, целевая подготовка кадров

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Бакшеева, А.Д. (2016). Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, 3(1), 63-78. Сок 10.18334/ррр.3.1.35139

JEL: I23, L32, M53

Язык публикации: русский

© Бакшеева А.Д. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

и

Для связи: yami513@mail.ru

ТЕЗИСЫ

► почти 40% опрошенных участвуют в непрерывном образовании в той или иной форме, что свидетельствует о том, что и общество, и предприятия осознают значимость образовательного процесса для удовлетворения собственных потребностей

► наибольшую потребность в кадрах предприятия промышленности испытывают по направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение»

► имеет смысл увеличение числа ГЧП-проектов в сфере высшего образования в аспекте содержания образовательного процесса путем совершенствования нормативно-правовой базы и стандартных форм ГЧП-соглашений, формирования институциональной среды партнерства и создания системы мотивов и стимулов для участников партнерства

► не следует забывать о наличии большого количества иных форм сотрудничества бизнес-сообщества и образовательной сферы, не подходящих под определение «государственно-частного партнерства»

Об авторах:

Бакшеева Анна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург (yami513@mail.ru)

Проблемы эффективности и управления ГЧП-проектами рассматриваются в трудах зарубежных и российских ученых. По мнению автора, существует потребность в систематизации национального и зарубежного опыта для устранения недостаточно полного раскрытия механизмов финансирования проектов и особенностей привлечения средств институциональных инвесторов в различные сферы экономики.

Часто в литературе встречается условное подразделение ГЧП на корпоративную и договорную формы.

В первом случае предполагается создание совместного предприятия или юридического лица (организационно-правовые формы оговорены в ГК РФ).

Во втором случае имеется ввиду довольно широкий круг соглашений:

— концессионные соглашения;

— аутсорсинг;

— договоры аренды;

— контракты на управление;

— операторские соглашения;

— договоры выполнения работ и оказания общественных услуг;

— контракты технической помощи;

— договоры поставок продукции для государственных нужд и др.

Существуют также различные авторские трактовки определения

ГЧП.

Центр ГЧП Внешэкономбанка, например, определяет ГЧП как привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности,

определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов,

<_> 1 действующих на момент его подписания1.

Использование термина по областям и сферам деятельности приведено в таблице 1.

1 Портал «Государственно-частное партнерство в России».

Таблица 1

Направления исследований ГЧП в различных областях

Автор(ы) Область исследований

Г. Фишер, М. Портер, Д. Стиглиц и др. общетеоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора

Т. Веблен, Дж. Кейнс, Р. Коуз и др. влияние института ГЧП на развитие национальных экономик

Дж. Гэлбрейт,м М. Поланья, Э. Тоффлер, Й. Шумпетер и др. роль экономики знаний в развитии страны

В.Г. Варнавский, М.В. Вилисов, М.А. Дерябина, В.А. Кабашкин, А.В. Клименко, В.А. Королев, A.А. Панкратов, А.А. Алпатов, B.Н. Лившиц, С.В. Лившиц и др. основы концепции ГЧП в российской практике и ее характерные особенности в различных отраслях отечественной экономики

Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, В.А. Похвощев вопросы трансформации роли государства в социально-экономическом развитии сферы услуг

И.Н. Молчанов ГЧП в научной и образовательной сферах

Н.А. Восколович, О.И. Иванов ГЧП в области эндаумент-фондов

Е.В. Егоров ГЧП в области особых экономических зон

А.М. Бабич, И.В. Ишина, М.А. Каткова ГЧП в области финансирования профессионального образования

С.Д. Еникеева, В.Н. Казаков, В.П. Панкратова, И.Д. Тургель и др. особенности применения инструментов ГЧП в различных отраслях экономики

Р.П. Колосова, Ж.К. Леонова, Н.П. Литвинова, Л.Г. Миляева, Т.О. Разумова, С.Ю. Рощин, В.В. Чекмарев и др. вопросы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг

Источник: составлено автором в процессе исследования

Для применения механизма ГЧП в РФ приоритетными сферами являются:

1. Сфера энергетики:

— энергоэффективность;

— энергоснабжение;

— электроэнергетика;

— энергетика возобновляемых источников;

— топливная энергетика.

2. Транспортная сфера:

— автомагистрали;

— железные дороги;

— авиационная инфраструктура;

— водные пути;

— насосные станции и трубопроводы.

3. Социальная сфера:

— здравоохранение; —ЖКХ;

— туризм;

— информационные технологии;

— телекоммуникации;

— образование.

Поскольку высшее образование является «поставщиком» национального высококвалифицированного человеческого капитала, в условиях кризисной экономики следует привлекать частных инвесторов именно в эту сферу, заинтересовывая бизнес-сообщество реальным эффектом от партнерства.

Главными вопросами, исследуемыми в работах российских и зарубежных авторов, посвященных ГЧП в сфере ВО, являются:

— определение места ГЧП в развитии ВО и науки,

— объяснение дифференциации ГЧП по различным характеристикам,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— поиск наилучших форм партнерства.

Механизм ГЧП в сфере образования, составленный Д.Н. Ефремовым, представлен на рисунке.

Говоря о взаимодействии сферы образования и реального сектора экономики, не следует забывать о наличии большого количества иных форм сотрудничества бизнес-сообщества и образовательной сферы, не подходящих под определение «государственно-частного партнерства».

Довольно часто бытует ошибочное мнение, что любой вид совместной деятельности этих двух сфер является государственно-частным партнерством.

Рисунок. Схема ГЧП в сфере ВО Источник: Ефремов, 2012

Согласно изученным источникам, можно выделить три основных вектора взаимодействий сферы образования и бизнес-сообщества.

1. Благотворительность.

Это наиболее типичное направление, сформированное и развивающееся в последние годы. В этом случае работодатель либо иной частный партнер передает образовательной организации ВО определенные ресурсы на безвозмездной основе. Вокруг этой формы не происходит формирования системы юридических соглашений, которые бы предполагали распределение рисков и ответственности (в первую очередь экономической). Также отсутствуют четкие сроки и планирование результатов.

Таким образом, такую деятельность не следует считать государственно-частным партнерством, поскольку отсутствует конкретный проект в системе обмена ресурсами, управления ими или их объединения. Это другая форма взаимодействия, имеющая право на существование и подтверждающая на практике свою значимость, но, с юридической точки зрения, сводящаяся к разновидности меценатства.

2. Социальное партнерство.

Это форма взаимодействия нацелена, как правило, на создание определенного регулятивного механизма, выходящего за пределы интересов конкретного работодателя и определенного предприятия.

В данном случае решение вопросов и задач происходит на уровне крупных территориальных образований, субъектов федерации или страны.

Может происходить формирование инструментов для регуляции деятельности конкретных отраслей. В сфере ВО это формирование профессиональных стандартов, а также создание совета при губернаторе по развитию образования, в который обычно входят представители сферы образования и науки, работодатели и представители отраслевых министерств.

Отношения в виде различных форм социального партнерства важны, но они являются лишь процессными инструментами поддержки систем взаимодействия и согласования интересов.

3. Государственно-частное партнерство.

Один из важнейших признаков ГЧП - это система соглашений, а не реализация одного/двух проектов.

Проект ГЧП должен четко прописывать обязательства сторон и юридически верно оформлять механизм управления совместными проектами для всех партнеров.

В сфере образования бюджетные и автономные образовательные организации - это основная организационно-правовая форма, которая не дает возможности в полной мере управлять проектом ГЧП. Так, закон об автономных учреждениях четко предусматривает достаточно небольшие права наблюдательных советов ОУ. Представитель частного сектора, который входит в наблюдательный совет, не может реально повлиять на развитие проекта и не получает возможность управлять даже собственными инвестициями. Таким образом, организационно-правовая форма ОУ важна при выборе инструментов ГЧП.

Некоторые инструменты ГЧП как элемент консолидации ресурсов бизнес-сообщества, государства и образовательной сферы включены в Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Минобрнауки РФ.

К ним можно отнести концессионные соглашения2. После утверждения типового положения о реализации концессионных соглашений в некоторых субъектах РФ были приняты соответствующие решения, но какой-либо продуктивной работы в сфере ВО по реализации концессионных проектов проведено не было.

По мнению автора, очень большое значение имеет развитие ГЧП-проектов в сфере ВО по управлению содержательным наполнением образовательного процесса.

В таблице 2 представлены данные Федеральной службы государственной статистики за 2015 год по численности населения, участвующего в непрерывном образовании, в Свердловской области.

В рамках наблюдения в Свердловской области было опрошено 4611 респондентов в возрасте от 15 до 72 лет включительно. Обследуемым периодом участия населения в непрерывном образовании являлся год, предшествующий опросу.

Анализ показывает, что почти 40% опрошенных участвуют в непрерывном образовании в той или иной форме, что свидетельствует о том, что и общество, и предприятия осознают значимость образовательного процесса для удовлетворения собственных потребностей.

Также, как показал анализ Положения о порядке участия Министерства промышленности и науки Свердловской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, правительство заинтересовано в создании и развитии проектов ГЧП в области целевой подготовки кадров.

Под отношениями, связанными с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, понимаются отношения по вопросам заключения и реализации договоров о целевом приеме, договоров о целевом обучении граждан в организациях,

2 Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 748 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения» (ред. от 20.01.2015).

осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования3.

В таблице 3 представлена последовательность действий каждой из сторон при заключении договора на целевое обучение, согласно данным сайта Министерства промышленности и науки Свердловской области.

Таблица 2

Численность населения, участвующего в непрерывном образовании, в Свердловской области, тыс. чел.

в том числе по формам участия

Всего освоение основных образовательных программ освоение дополнительных образовательных программ дополнительное обучение на работе посещение мероприятий просветительского характера самообразование

Население,

участвующее в непрерывном образовании возрасте 15-72 лет - всего 1822,0 455,2 379,6 938,5 389,5 1044,0

из них:

в трудоспособном возрасте 1546,2 403,8 336,6 843,0 314,1 884,0

в том числе по полу:

- мужчины 876,9 212,2 157,8 513,2 130,7 453,0

- женщины 945,2 242,9 221,8 425,2 258,7 591,1

в том числе по типу

поселения:

- городское население 1597,9 396,8 339,8 838,4 370,8 934,2

- сельское население 224,1 58,3 39,8 100,0 18,7 109,9

в том числе по

статусу участия в составе рабочей силы:

- занятые в экономике 1391,6 171,2 280,8 934,7 260,8 748,3

- безработные 58,1 33,4 9,1 3,8 21,2 43,5

- не входящие в состав рабочей силы 372,3 250,6 89,6 0,0 107,5 252,2

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики

3 Положение о порядке участия Министерства промышленности и науки Свердловской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, утв. Приказом Министерства промышленности и науки Свердловской области от 13.03.2015 № 89.

Таблица 3

Последовательность действий каждой из заинтересованных сторон при заключении договора на целевое обучение

Действия Министерства Действия образовательных организаций Действия организаций промышленного комплекса Действия грахд ан

дс мэр_э - формирование и размещение нэ официальном caire Минис-ерс_ЕЭ перечня образовательных грограмм, пс которым бдоет ссущес тблятъся иегевсй прием. а также информации с планируемых квотах иегевсгс приема анализ гютребносги в подпет вне специалистов, сгредегение гриоритетов и перспекшЕ развития гредприл'ил

до jE мзр~з - информирование субъектов дел~егьнсс~и в сфере г^смы1_геннсс~и СкрдгсЕской области с приеме зэлкк е подготовке специалистов пс иегевсм/ прием/ образовательными организация*и

до апреля - грием заявск от субъектов деятеллости в сфере грсмы1_геннсс_и СвзрдлсЕской области до 01 эпрегл - формирование и отправка е Мтистерство заявки; ссущес~вгение не конкурсной сснсва отбора граждан

до 10 мал - отправка е образовательные организации предложен ил с заключении дсгсвсрсЕ с иегевсм приеме не основании заявок с^бъектш деятельности в сфере грсмы1_геннсс_и Скрдгсвской области до 15 мая - обеспечение своевременного рассмотрения предложений Минис~ерс~ЕЕ с заключении догсвсрсв с неге в; м приеме, отправка информации Министерству с свсем согласии нэ заключение дсгсвсра с неге в: м приеме и информирование с количестве граждан, кссрые могут Зытъ принлты образовательными организациями е рамках иегев;гс г^иема, или об отказе взакл ючен ии дсгсвсра с иегевсм приеме

В таблице 4 представлен сводный итог по потребности в специальностях промышленных предприятий Свердловской области.

Таблица 4

Сводные итоги потребности в направлениях подготовки

Бакалавриат Магистратура

Химия Химическая технология Экономика Электроэнергетика и электротехника Энергетическое машиностроение Металлургия Машиностроение Технологические машины и оборудование Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Автоматизация технологических процессов и производств

Управление персоналом Теплоэнергетика и теплотехника Материаловедение и технологии материалов Приборостроение Электроника и наноэлектроника Инфокоммуникационные технологии и системы связи Управление в технических системах Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Прикладная информатика Наземные транспортно-технологические комплексы Радиотехника Конструирование и технология электронных средств Управление качеством Стандартизация и метрология Информационные системы и технологии Биотехнология

Источник: по данным Положения о порядке участия Министерства промышленности и науки Свердловской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования

Наибольшую потребность в кадрах, согласно этим таблицам, предприятия промышленности испытывают по направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение».

Поскольку не многие вузы могут обеспечить данную потребность, то заявки на заключение договоров последние два года (2015-2016 гг.) подавали только 5 образовательных организаций ВО.

В 2015 году планируемые направления подготовки были опубликованы Министерством по Уральскому федеральному университету, Уральскому государственному лесотехническому университету4, Уральскому государственному горному университету5, Уральскому государственному экономическому университету6, Российскому государственному профессионально-педагогическому университету7. При этом официально были выложены на сайт согласованные заявки только с УрФУ и УГГУ.

В 2016 году направления подготовки в ВУЗах выложены по Новоуральскому технологическому институту НИЯУ МИФИ8, Российскому государственному профессионально-педагогическому университету9, Уральскому федеральному университету, Уральскому государственному лесотехническому университету10, Уральскому государственному горному университету11. Контрольные цифры приема на конец марта согласованы с первыми двумя вузами.

Таким образом, имеет смысл увеличение числа ГЧП-проектов в сфере ВО в аспекте содержания образовательного процесса путем совершенствования нормативно-правовой базы и стандартных форм

4 Количество бюджетных мест (1150 мест) по каждому направлению в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» на очную и заочную формы обучения на 2015 год (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/lesteh.doc

5 Информация о планируемых показателях целевого приема в 2015 г. в УГГУ (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/uggu.pdf

6 Приложение (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/urgeu.pdf

7 План приема (количества мест для приема) на обучение по каждой совокупности условий поступления на программы бакалавриата очной формы на места бюджетного (в рамках контрольных цифр) приема и на места с оплатой стоимости обучения 2015/16 уч. год (с выделением мест для целевого приема в рамках КЦП) (2015). http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/rgppu.pdf

8 КЦП приема Новоуральского технологического института НИЯУ МИФИ на 2016 год (лица, обучающиеся за счет средств Федерального бюджета) (2016). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/mifi2016.doc

9 План приема (количества мест для приема) на обучение по каждой совокупности условий поступления на программы бакалавриата очной формы на места бюджетного (в рамках контрольных цифр) приема и на места с оплатой стоимости обучения 2015/16 уч. год (с выделением мест для целевого приема в рамках КЦП) (2015). http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/rgppu.pdf

10 Количество бюджетных мест (1150 мест) по каждому направлению в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» на очную и заочную формы обучения на 2015 год (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/lesteh.doc

11 Информация о планируемых показателях целевого приема в 2015 г. в УГГУ (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/uggu.pdf

ГЧП-соглашений, формирования институциональной среды партнерства и создания системы мотивов и стимулов для участников партнерства.

ИСТОЧНИКИ:

Ефремов, Д.Н. (2012). Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования. Экономический журнал, 1(25), 120-128.

Морозова, И.А., Мысин, М.Н. (2015). Влияние стратегического партнерства

государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона. Государственно-частное партнерство, 2(2), 101112. сЫ: 10.18334/ppp.2.2.1861

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.