гсс/дгргвЕнна-
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
государственно-частное партнерство
Том 3 • Номер 4 • октябрь-декабрь 2016 ISSN 2410-8367
>
Креативная экономика
издательство
Public-Private Partnership
динамика развития государственно-частного партнерства в регионах на примере свердловской области
Савченко Я.В.1
1 Уральский государственный экономический университет
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрена динамика развития сферы государственно-частного партнерства за период с 2013 по 2016 годы в целом в России, а также на региональном и муниципальном уровне на примере Свердловской области. Анализируется тенденции в развитии сферы ГЧП, обусловившие всплеск интереса к государственно-частному партнерству со стороны бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, развитие, тенденции, проекты, инфраструктура, регион, Свердловская область.
The dynamics of public-private partnership development in regions by the example of the sverdlovsk region
Savchenko Ya.V.1
1 The Ural State University of Economics (USUE)
сматриваться как реальный инструмент решения ряда проблем социально-экономического развития регионов и городов, позволяющий снизить финансовую нагрузку на государство, субъекты РФ и муниципалитеты при реализации капиталоемких инфраструктурных и социально-значимых проектов. В условиях стагнации в экономике возможности привлечения к реализации инфраструктурных проектов бюджетных источников финансирования ограничены, а потребности велики. Государственно-частное партнерство позволяет привлечь к реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры инвестиции бизнеса и снизить финансовую нагрузку на бюджеты.
Бведение
овсем недавно государственно-частное партнерство стало рас-
Основная часть
Центр развития ГЧП зафиксировал значительный рост количества проектов государственно-частного партнёрства, прошедших стадию коммерческого закрытия в период с 2013 по 2015 гг. [1]. Число данных проектов достигло значения 873, таким образом, их количество за обозначенный период увеличилось более чем в 10 раз. На начало ноября 2016 года в России было зарегистрировано 1340 проектов, находящиеся на разной стадии реализации, из них 15 проектов федерального уровня, 197 проектов регионального уровня и более 1100 проектов муниципального уровня [2].
Возникает вопрос: что обусловило столь бурную динамику развития государственно-частного партнерства в России?
В первую очередь стоит отметить развитие законодательства. С 1 января 2016 года вступил в силу долгожданный закон о государственно-частном партнёрстве в РФ1, который привел к систематизации понятийного аппарата в сфере государственно-частного партнерства, ввел понятие муниципально-частного партнёрства (МЧП), определил элементы и объекты соглашения о ГЧП (МЧП), процедуры принятия решений о реализации проектов, условия соглашений о ГЧП (МЧП), права и обязанности сторон соглашения, а также обеспечил гарантии прав и интересов сторон соглашения о ГЧП (МЧП), установил полномочия органов государственной и муниципальной власти в сфере ГЧП (МЧП).
1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ABSTRACT:_
The article considers the dynamics of public-private partnership development during the period 20132016 in Russia as a whole and on the regional and local levels by the example of the Sverdlovsk region. We analyse trends of public-private partnership development that cause a surge of interest of business community in public-private partnership.
KEYWORDS: public-private partnership, development, trends, projects, infrastructure, region, the Sverdlovsk region.
Received: 02.12.2016 / Published: 30.12.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Savchenko Ya.V. ([email protected])
CITATION:_
Savchenko Ya.V. (2016) Dinamika razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regionakh na primere Sverdlovskoy oblasti [The dynamics of public-private partnership development in regions by the example of the Sverdlovsk region]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 3. (4). — P. 265-272. doi: 10.18334/ppp.3.4.37166
В 2015 году произошли кардинальные изменения в части законодательства о концессионных соглашениях, изменившие процедуры подготовки и заключения соглашения о концессии и давшие дополнительные гарантии для инвесторов, был введен институт частной концессионной инициативы. Минстроем РФ была предложена
Современная тенденция развития ГЧП — выделение приоритетных сфер ГЧП в зависимости от социально-экономических потребностей общества.
Current development trend of the public-private partnership — the allocation of priority areas for public-private partnership depending on the socio-economic needs of society
в форме концессионного соглашения реализуется наибольшая часть проектов ГЧП (МЧП) — 88% из 873, прошедших стадию коммерческого закрытия [1].
Еще одна тенденция развития ГЧП — выделение приоритетных сфер ГЧП в зависимости от социально-экономических потребностей общества. Лидерами в этой сфере выступают коммунальная, социальная, энергетическая и транспортная сферы [3].
Как же повлияли общие тенденции развития ГЧП на регионы? Рассмотрим динамику регионального развития в сфере ГЧП на примере Свердловской области.
Уже три года Свердловская область входит в десятку лидеров рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Так в 2014 году она занимала 4 место в этом рейтинге, в 2015 году — 8 место, в 2016 году — 6 место. Стоит отметить, что в 2015-2016 году рейтинг формировался с учетом трех факторов: институциональная среда (максимум 10 баллов), нормативно-правовая база (максимум 5 баллов) и опыт реализации проектов (максимум 13,25 балла). Свердловская область набрала по этим факторам 7; 3,5 и 4,54 балла соответственно.
ОБ АВТОРЕ:_
Савченко Яна Валерьевна, доцент кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом, кандидат экономических наук, доцент (75karpenko0mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Савченко Я.В. Динамика развития государственно-частного партнерства в регионах на примере Свердловской области // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Том 3. — № 4. — С. 265-272. doi: 10.18334/ppp.3.4.37166
примерная конкурсная документация и примерные концессионные соглашения в отраслях тепло- и водоснабжения, что облегчило взаимодействие бизнеса и власти в сфере ЖКХ при заключении концессионных соглашений. Развитие законодательных и процессуальных инструментов ГЧП привело к значительному росту проектов ГЧП и МЧП, основанных на такой форме партнерства как концессионное соглашение. Стоит отметить, что
Отметим, что Свердловская область быстро отреагировала на появление ФЗ № 224 и привела областной закон об участии ГЧП от 2011 года в соответствие с федеральным. Закон Свердловской области «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» № 157-ОЗ 21 декабря 2015 года вступил в силу с 1 января 2016 года.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти (ИОГВ) Свердловской области в сфере ГЧП выступает Министерство инвестиций и развития Свердловской области (отдел государственно-частного партнерства департамента координации инвестиций и государственно-частного партнерства), полномочия которого регламентируются вышеупомянутым ОЗ-157.
Исследование показало, что информационная поддержка в сфере ГЧП со стороны ИОГВ Свердловской области осуществляется не в полном объеме, информация на портале обновляется нерегулярно, представлен неполный перечень объектов ГЧП по Свердловской области. Так, согласно данным портала Министерства инвестиций и развития, в Свердловской области на данный момент реализуется 15 проектов ГЧП [4]. Согласно же данным Единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ в Свердловской области зарегистрировано 24 проекта ГЧП. Два проекта, представленных на портале Министерства в единой информационной системе не зарегистрированы.
На несвоевременность обновления информации указывает также расхождение данных о стадии реализации проектов, указываемых в этих двух источниках. Так, согласно данным портала Министерства [4], концессия на строительство и реконструкцию источников теплоснабжения в с. Конево, п. Вересковый, с. Аятское Невьян-
ского городского округа проходит
Лидерами в применении ГЧП конкурсные ^цедуры а шга^о
выступают коммунальная, социальная, данным Единой инф°рмаци°н-
ной системы ГЧП [2] этот проект
энергетическая и транспортная сферы ^
находится на стадии строительства
(реконструкции).
В соответствии с новыми требованиями 115-ФЗ «О концессионных
Leaders in the application of public-private partnership are public, social, energy and
transport sector соглашениях» ИОГВ, ответствен-
ный за ГЧП в Свердловской области в 2015 году разместил на своем портале перечень объектов, в отношении которых планируется строительство и реконструкция в 2015 году. В перечень были включены 55 источников теплоснабжения, находящихся на территории 17 муниципальных образований Свердловской области. Общая сумма требующихся инвестиций по заявленным объектам составила 2 557 053,80 тыс. рублей [4]. В сентябре 2015 года была сформирована база данных по объектам концессионного соглашений в Свердловской области, в которую на сегодняшний день вошло 23 муниципальных образования,
готовых заключить концессионные соглашения в сфере тепло- и водоснабжения. Количество объектов возросло в разы, однако не поддается точной оценке из за некорректно представленной по некоторым муниципальным образованиям информации.
Также на портале Министерства инвестиций в мае 2016 года размещен план мероприятий по участию Свердловской области в государственно-частном партнерстве, включивший 5 совместных совеща-
Свердловская область входит в десятку лидеров рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства
ний с привлечением муниципальных образований.
Остановимся на динамике количества соглашений в сфере ГЧП по Свердловской области. Как видно из рисунка 1, положительная динамика наблюдается с 2013 года. Всплеск заключения соглашений в рамках ГЧП приходится на 2015 год — 7 проектов. Еще 7 проектов либо не
прошли конкурсные процедуры в 2015 году, либо представлены в 2016 году и находятся на стадии структуризации, инициации, конкурса. Суммарная стоимость проектов, реализуемых через инструменты ГЧП, составляет 39 794,96 млн рублей. Однако в трех проектах информация по объему финансирования в базах данных отсутствует.
Что касается форм государственно-частного партнерства (рисунок 2), то в Свердловской области наиболее распространенной формой ГЧП является концессионное соглашение (23 проекта). Один проект реализуется в рамках контракта жизнен-
Sverdlovsk region is in top ten rankings of regions in terms of public-private partnership development
8 -| 7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 ■ Количество проектов
Рисунок 1. Динамика количества ГЧП проектов в Свердловской области.
Составлено автором по [2, 5]
4%
Рисунок 2. Формы ГЧП в Свердловской области Составлено автором по [2, 5]
Концессионные соглашения
Соглашение о ГЧП Контракт
жизненного цикл а
8%
8%
77%
ЖКХ
Здравоохранение
Транспортная инфраструктура
Социальная сфера
Рисунок 3. Проекты ГЧП Свердловской области по сферам реализации. Составлено автором по [2, 5]
ного цикла. Это контракт по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в г. Нижний Тагил (проект «Светлый город»), стоимость которого составила 9373,245 млн рублей, а сроки реализации с 2014 по 2042 гг. Стоит отметить, что Свердловская область стала первым регионом РФ в области заключения контракта жизненного цикла. Еще два проекта реализованы в рамках соглашения о ГЧП:
• создание госпиталя восстановительных инновационных технологий в г. Нижний Тагил,
• реконструкция и расширение Головных сооружений водопровода г. Екатеринбурга (предоставление государственных гарантий Свердловской области).
Анализ проектов ГЧП в Свердловской области по сфере реализации показал, что в социальной сфере зарегистрировано 3 проекта, 1 — в здравоохранении, 2 — в транспортной инфраструктуре и 20 — в ЖКХ (рисунок 3).
По уровню реализации проекты ГЧП Свердловской области в основное массе являются муниципальными — 24 проекта и лишь 2 проекта регионального уровня.
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что динамика развития ГЧП в Свердловской области лишь подтверждает основные тенденции, происходящие в сфере государственно-частного партнерства в России во всех аспектах: осуществляется развитие концессионной формы ГЧП, активизировался сектор муниципально-частного партнерства, произошел прорыв развития ГЧП в сфере ЖКХ, потенциальное количество объектов ГЧП и МЧП постоянно растет.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 20152016 гг. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП». Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016 B5 Block 04-04-2016.pdf.
2. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru.
3. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. — 2016. — № 1. — C. 53-62.
4. Перечень источников теплоснабжения, находящихся на территории муниципальных образований в Свердловской области, строительство и реконструкция которых планируется в 2015 году за счёт внебюджетных источников. [Электронный ресурс]. URL: http://mir.midural.ru/sites/default/files/files/per 2015 str rek kot.pdf.
5. Сайт Министерства инвестиций и развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://mir.midural.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.
REFERENCES:
Kryukova E.L., Lemeva I.V. (2016). Tendentsii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [PPP development trends]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (1). 53-62. (in Russian).