Научная статья на тему 'Формы реализации государственно-частного партнерства в системе образования на примере Свердловской области'

Формы реализации государственно-частного партнерства в системе образования на примере Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгих Марина Николаевна

Тема государственно-частного партнерства на данном периоде развития социально-экономических отношений бизнес сообщества и органов государственной и муниципальной власти несомненно является актуальной. Не так давно принятый Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вызывает у общественности массу вопросов. В настоящее время идет активное сотрудничество между частным сектором, образовательными организациями и органами государственной и муниципальной власти в разных направлениях и формах. Перед нами стоит задача выявить реальные формы государственно-частного партнерства в системе образования и дать определенные характеристики каждой форме сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы реализации государственно-частного партнерства в системе образования на примере Свердловской области»

УДК 332

Долгих Марина Николаевна

магистрант.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» dolgih.marina93 @mail .ru Marina N. Dolgikh

Ural Federal University n.a. B.N. Yeltsin dolgih.marina93 @mail .ru

Формы реализации государственно-частного партнерства в системе образования, на примере Свердловской области

Forms of implementation of public-private partnerships in the education system, on the example of Sverdlovsk region

Аннотация. Тема государственно-частного партнерства на данном периоде развития социально-экономических отношений бизнес сообщества и органов государственной и муниципальной власти несомненно является актуальной. Не так давно принятый Федеральный закон № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном

партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вызывает у общественности массу вопросов. В настоящее время идет активное сотрудничество между частным сектором, образовательными организациями и органами государственной и муниципальной власти в разных направлениях и формах. Перед нами стоит задача выявить реальные формы государственно-частного партнерства в системе образования и дать определенные характеристики каждой форме сотрудничества.

Ключевые слова: партнерство, государственно-частное партнерство, образование.

Summary. The topic of public-private partnership at this stage of development of socio-economic relations of the business community and government and municipal authorities is certainly important. Not so long ago adopted the Federal Law № 224-FZ "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" makes the public a lot of questions. Currently, there is an active partnership between the private sector, educational institutions and government and municipal authorities in different directions and forms. Our challenge is to identify the real forms of public-private partnership in the education system and give certain characteristics of each form of cooperation.

Key words: рartnership, a public-private partnership, and education.

На сегодняшний день одной из популярных и набирающих обороты сфер применения Государственно-частного партнерства (далее ГЧП) является сфера образования. Проекты ГЧП в образовании в своем большинстве носят долгосрочный характер на основе объединения всех необходимых для сотрудничества ресурсов и распределения доходов, рисков, неимущественных выгод. Проекты ГЧП уже стали объектом научного исследования.

Нам необходимо выявить и по возможности разработать новые реальные формы взаимодействия ГЧП в сфере образования, на примере ЧГП в сфере образования Свердловской области.

Форма ГЧП, в первую очередь, зависит от объекта партнерства, на который направлены действия сторон договора. В существующем законодательстве о ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровне не прописаны конкретные формы ГЧП в системе образования. Так же небыли внесены изменения в Федеральный закон № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с момента принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [2]".

Для того, что бы включить формы ГЧП в образовании в ту или иную группу (в рамках создаваемой типологии) назовем объекты партнерства. Ими могут быть земельные участки, оборудование, сооружения, здания, другое имущество потребительского, социального, культурного назначения. Интеллектуальная собственность и продукты творческого труда так же могут быть объектом ГЧП. При подписании контракта на интеллектуальную собственность, произведенную в ходе работы, прописываются права производителя, в том числе и в контракте ГЧП. Интеллектуальной собственностью, как объектом договора, имеет право пользоваться на определенных условиях лицо, оговоренное и прописанное в контракте. В типологию объектов ГЧП не включены объекты интеллектуального и творческого труда, но их необходимо учитывать, например, при реализации государственно-частных проектов в сфере науки. Формы ГЧП реализуются через различные механизмы государственно-частного партнерства:

1. Институциональная форма: эндаумент-фонды, институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские и иные советы), технопарки, центры трансферта технологий, ресурсные центры, центры коллективного пользования, совместные образовательные структуры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, дуальное образование.

2. Программно-проектная (контрактная) форма: стипендиальные программы, гранты, концессии, долгосрочная аренда, инвестиционные контракты, образовательные ваучеры, образовательные кредиты, стажировка студентов на предприятиях с последующим трудоустройством.

«В реализации ГЧП в образовании важным является вопрос отношения собственности (владение, пользование, распоряжение). Это обусловлено

невозможностью, передать бизнес в постоянное распоряжение государственной собственности по законодательным ограничениям. Например, в соответствии с Законом «Об образовании» объекты инфраструктуры государственного образовательного учреждения (далее ОУ) приватизации (разгосударствлению) не подлежат» [1].

По итогам материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием были выделены основные формы взаимодействия системы образования Свердловской области с внешними структурами [3]:

1. Благотворительность - Б-О отношения: «Благодеятель» в лице физического или юридического лица, наделенный «субъектным» статусом, вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований, а государство как участник отношений стимулирует деятельность частных «благодеятелей» как дополняющую возможность, например: деятельность «эндаумент-фондов», при которой капитал «благотворителей», созданный за счет пожертвований, инвестируется на фондовом рынке, а полученные доходы от управления фондом целевым образом идут на нужды получателя пожертвований. В этой связи интересен опыт Фонда Э. Щека и УрКТиП.

2. Шефство - «переходная» стадия, в которой присутствуют признаки благотворительности, и признаки партнерства - квази Б-О отношения: статус «шефства» закрепляется за предприятиями, общественными организациями, образовательные организации в роли «подшефных». Бескорыстность (передача объектов, интеллектуальной собственности, проявляется через такую форму как наставничество, когда представитель организации - шефа передает свой «опыт» обучающемуся, но есть рациональный (отчасти корыстный) интерес к перспективе решения своих кадровых вопросов, поскольку в образовательных организациях обучаются потенциальные будущие работники.

3. Социальное партнерство - участники отношений предприятия общественные организации как равноправные партнеры. Основные признаки: добровольность, наличие интересов у сторон партнерства, долгосрочность сотрудничества.

4. Государственно-частное партнерство - органы исполнительной власти, предприятия, общественные организации, образовательные организации как равноправные партнеры. Отношения основаны добровольно с наличием интересов у сторон партнерства (совместное использование сторонами имущества как государственной образовательной организации, так и предприятия, совместное финансировании указанными сторонами реализации комплексных инвестиционных проектов). Например, соглашения между Правительством Свердловской области, профессиональными образовательными организациями и предприятиями горно-

металлургического и оборонно-промышленного комплексов: ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (группа ЧТПЗ); ООО «УГМК-Холдинг»; ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и другие. Механизм ГЧП в сфере образования с учетом выявленных критериев можно представить схематически (см. рисунок 1).

Государство

Образовательные учреждения СПО и ВО

Органы власти:

- федеральные;

- региональные;

- местного самоуправления

Государственные организации

Физические лица:т

- коммерческие организации;

- некоммерческие организации

Рисунок 1 - Механизм ГЧП в сфере образования

При анализе Федеральным институтом развития образования возможности реализации государственно-частного партнерства в области профессионального образования на современном этапе было обращено внимание на то, что в этой сфере бюджетные и автономные учреждения являются основной организационно-правовой формой, а она не дает, в полной мере, возможности реально управлять проектом государственно-частного партнерства. Например, в законе об автономных учреждениях четко предусмотрены права наблюдательных советов образовательных учреждений, причем эти права достаточно невелики. Частный партнер, входящий в состав наблюдательного совета, не сможет реально влиять на развитие совместного проекта, не получит возможности управлять собственными инвестициями в учреждение профессионального образования. Поэтому организационно-правовая форма объекта сферы образования (вуза, колледжа, ресурсного центра и т. п.) очень важна для выбора инструментов государственно-частного партнерства[4].

На сегодняшний день как учреждения образования, так и крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве. Это связано не только со слиянием денежных средств, но и качеством подготовки и повышения квалификации специалистов. Многие работодатели заинтересованы в быстрой и качественной переподготовке и подготовке рабочих кадров, для этого они закладывают в свой бюджет статьи расходов на повышение качества образования рабочего состава. Поэтому Федеральный институт

развития образования планирует формировать, совместно с ведущими экспертами, представителями крупных компаний, заинтересованными органами государственной власти субъектов федерации рабочие группы для реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства, обладающих наибольшим потенциалом.

Литература:

1. Ефремова Д. Н. «Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования». Москва., 2015. С.6.

2. Информационно-правовой портал «Гарант» (электронный ресурс): - 2016. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 20.05.2016).

3. Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.) [Электронный ресурс] / М-во образования и науки РФ, Урал. фед. унт им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, Ин-т гос. управления и предпринимательства; Урал. отд-е Рос. общ-ва социологов ; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 1210 с.

4. Сайт «Партнерство» (электронный ресурс)/ Деловая пресса: сетевой журнал. - 2015. - Режим доступа: http://la2service.com/partner/ (дата обращения: 24.05.2015).

References:

1. Efremova D. N. The manuscript / D. N. Efremova "A typology of forms of public-private partnership in education"//Moscow - 2015. - Page 6.

2. Information and legal Guarantor portal (electronic resource): - 2016. -Access mode: http://base.garant.ru/ (date of the address: 5/20/2016).

3. Actual problems of sociology of culture, education, youth and management : materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation (Yekaterinburg, February 24-25, 2016) [Electronic resource] / education and science of the Russian Federation, the Urals. fed. Univ they. the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of governance and entrepreneurship, Ural. otd-e ROS. General society of sociologists ; under the General editorship of Y. R. Vishnevsky. - Ekaterinburg : Publishing house Ural. University press, 2016. - S. 1210

4. Website "Partnership" (electronic resource) / Business press: network magazine. - 2015. - Access mode: http://la2service.com/partner/ (date of the address: 5/24/2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.