ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
РОМАНЕНКО Н.М.,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», 400062, Волгоград, пр-т Университетский, 100
Уточнено определение государственно-частного партнерства в образовании с финансовых позиций. Приведена классификация форм государственно-частного партнерства на организационно-правовые и проектно-программные. В качестве организационноправовой формы рассмотрен целевой капитал образовательного учреждения с выделением проблем налогового стимулирования благотворительной деятельности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП); форма ГЧП; образование; целевой капитал; налоговое стимулирование.
Definitions of public-private partnership in education with the financial positions.
A classification of forms of public-private partnership on organizational, legal and engineering software. As the legal form of capital is considered the target of the educational institution with the allocation problems of the tax incentive charity.
Keywords: Public-Private Partnership (PPP); a form of PPP; education; the target capital; tax incentives.
Коды классификатора JEL: I22, I28.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в образовании с финансовых позиций его определения — это система долгосрочных отношений между государством, образовательными учреждениями, субъектами частного бизнеса экономики, некоммерческими организациями и индивидуальными инвесторами по финансированию и реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов, нефинансовых выгод, расходов и рисков.
В экономической литературе по проблемам ГЧП в образовании не сложилось единого подхода к классификации его форм. Наиболее распространенными являются следующие градации. В ряде работ формы ГЧП разделяют на контрактные и институциональные [5, с. 71]. При контрактных формах отношения между сторонами не требуют образования юридического лица и оформляются путем заключения соглашений о сотрудничестве или иных договоров в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При институциональных формах отношения между сторонами требуют образования нового юридического лица или институциональной конструкции. Такой подход можно назвать «юридическим», поскольку формы ГЧП различаются в этой классификации правовым статусом партнерства. В приведенной классификации заложено, по нашему мнению, противоречие институциональной теории, в соответствии с которой контракт также определяется как институциональная форма, поэтому эти формы ГЧП должны иметь более точное определение: организационноправовая и контрактная.
В других работах [1] формы ГЧП в образовании классифицируются на институциональные и проектные (программные). Подход к определению здесь уже другой — организационно-экономический.
В этой трактовке форма ГЧП в значительной степени определяется тем, что является объектом управления, на который направлены инициативы (усилия, действия) партнерства. Поэтому в качестве основных форм ГЧП в образовании выделены институциональная форма, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектная форма, при которой объектом управления является программа или проект.
В приведенной классификации контракты попадают и в институциональную и в программнопроектную форму ГЧП как правовые механизмы. Но при рассмотрении организационно-административных механизмов институциональных форм ГЧП авторы не выдерживают заявленный ими критерий класси-
© Н.М. Романенко, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
216
Н.М. РОМАНЕНКО
фикации, включая в институциональные формы особые экономические зоны, Ассоциации выпускников, рейтинги и др. [1, с. б].
При рассмотрении финансовых механизмов ГЧП в образовании мы исходим из следующей классификации его форм.
❖ Организационно-правовая форма ГЧП;
❖ Программно-проектная форма.
Выбор форм и механизмов ГЧП определяет конкретное образовательное учреждение исходя из своих правовых возможностей и экономической структуры региона, где оно находится [3]. ГЧП в профессиональном образовании располагает широким арсеналом финансовых и управленческих механизмов: аренда, концессия, кооперационные механизмы управления имуществом, фандрайзинг в финансовом управлении образовательным учреждением (ОУ), международные и федеральные гранты, региональные и муниципальные гранты, целевой капитал ОУ (аналог англо-саксонского эндаумента) и др. [1].
Принятый 30 декабря 2006 г. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями» [4] дает возможность формирования в РФ такой перспективной формы ГЧП, как фонд целевого капитала. Особенно важным следствием принятия закона является возможность создания фондов целевого капитала и использования доходов от него самими образовательными учреждениями. Статья 3 закона напрямую называет образование одним из приоритетных направлений для использования дохода от целевого капитала. На основе эндаументов во всем мире создаются и успешно работают частные благотворительные фонды, а также организации, которые в России традиционно считаются бюджетными учреждениями, в том числе ОУ.
В соответствии с законом целевой капитал — это «сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» [4]. Собственники целевого капитала (как правило, в форме НКО) не вправе использовать для формирования целевого капитала или его пополнения свои средства. На это могут быть направлены лишь средства жертвователя. Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет (п. 11 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). При этом минимальный размер целевого капитала составляет 3 млн рублей. Неприкосновенность целевого капитала достигается за счет разрешения расходовать в год не более 10% составляющего балансовую стоимость его имущества.
Переданный в управление управляющей компании целевой капитал размещается по усмотрению ее специалистов на рынке ценных бумаг и дает НКО ежегодный доход на осуществление ее уставной деятельности.
Федеральный закон о целевом капитале предусматривает два способа его формирования некоммерческими организациями.
Первый способ формирования целевого капитала состоит в том, что некоммерческая организация — собственник целевого капитала является единственно возможным получателем дохода от его доверительного управления.
Второй способ предполагает, что собственником целевого капитала является некоммерческая организация — собственник целевого капитала, которая создается и функционирует исключительно для целей формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования целевого капитала между иными некоммерческими организациями.
Для данной формы закон вводит новое понятие: специализированная организация управления целевым капиталом. Специализированная организация управления целевым капиталом — это некоммерческая организация, собственник целевого капитала, созданная исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном законом.
Первый способ формирования целевого капитала характерен для вузов, а второй — для общеобразовательной сферы.
Наиболее значительными по размеру в сфере образования считаются эндаументы университетов. Наличие эндаумента в университете обеспечивает для него стабильность исследовательских программ, а также возможность привлечения как лучших преподавателей, так и лучших студентов. Общий объем университетских эндаументов в США превышает 200 млрд долларов (для сравнения: в Англии эта величина — около 5 млрд долларов: фонды Оксфорда и Кембриджа составляют в сумме 4 млрд долларов, остальных британских университетов — еще 1 млрд долларов). Гораздо меньший опыт в мире, хотя он и имеется, у эндаументов, из которых финансируется школьное образование. В отличие от США и ряда стран Западной Европы, где законы об эндаументах существуют не одну сотню лет, в Российской Федерации только начинает формироваться традиция цивилизованной спонсорской поддержки организаций сферы культуры и образования. В РФ первый опыт организации эндаументов реализовали ведущие вузы страны: МГУ, МГИМО, ВШЭ-ГУ, факультет менеджмента СПбГУ, Уральский университет, Южный университет. [1, с. 60].
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ.
217
Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета (ФЦК ВолГУ) зарегистрирован 01.04.2010, по решению собрания учредителей от 10.03.2010 г.
Первым благотворительный взнос в сумме 30 тыс. рублей сразу после открытия отдельного банковского счета Фонда внес ректор ВолГУ, член Общественной палаты РФ, заслуженный деятель науки Иншаков Олег Васильевич.
Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета является некоммерческой специализированной организацией управления целевым капиталом, учрежденной исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу и в интересах получателя дохода (бенефициара) — Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» на основе добровольных взносов.
Учредителями фонда целевого капитала стали 7 физических лиц и Первичная профсоюзная организация студентов и сотрудников Волгоградского государственного университета [6].
Жертвователями ФЦК ВолГУ стали коммерческие организации (ОО «Лукойл-Нижневолжскнеф-тепродукт», ООО «ВОЛМА», «Группа компаний «Столия»), преподаватели и выпускники Волгоградского государственного университета [6].
Несмотря на то что принятие закона о целевом капитале существенно расширило возможности формирования ГЧП в сфере развития общего и профессионального образования на базе благотворительности, здесь остается множество нерешенных проблем: правовых, организационных, управленческих, экономических, финансовых и др.
Остановимся на проблемах налоговых преференций и налогового стимулирования благотворительной деятельности.
До принятия закона о целевом капитале получение благотворительными организациями средств на формирование капитала, служащего источником их финансирования рассматривалось как внереализационный доход и при отсутствии значительных внереализационных расходов увеличивало налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. После принятия закона и соответствующих изменений в налоговом законодательстве эндаумент-фонды были освобождены от уплаты налога на прибыль как при получении средств, так и при извлечении доходов от инвестирования. Кроме того, передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование ими целевого капитала не облагается налогом на добавленную стоимость.
Для стимулирования благотворительной деятельности, в том числе в образовании, необходимо шире использовать с поправкой на российскую специфику опыт налогового стимулирования, применяемый в Англии, Канаде, ФРГ [1, с. 62].
В этих целях первостепенное внимание нужно уделить решению следующих задач:
♦ законодательное оформление приоритетов государства в благотворительной области (включая область образовательной деятельности);
♦ законодательное распределение полномочий и обязанностей государственных структур (федеральных, региональных, муниципальных) по реализации «благотворительного» законодательства;
♦ разработка адресного законодательства по видам благотворительной деятельности с определением льгот по налогообложению (включая образование);
♦ разработка системы льготного налогообложения благотворителей (жертвователей);
♦ разработка системы льготного налогообложения благотворительных организаций;
♦ законодательное оформление отказа от практики налогообложения благополучателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник / Науч. ред. О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. М.: КДУ, 2009.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Консультант Плюс // http://www.consultant.ru.
3. Романенко Н.М. Государственно-частное партнерство в финансовом обеспечении профессионального образования // Приоритетные направления финансовой политики в XXI веке: материалы международной конференции. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.
4. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) // Консультант Плюс // http://www.consultant.ru.
5. Федорчук Ю.М. Внедрение института государственно-частного партнерства в сферу профессионального высшего образования // Инновационная деятельность. 2009. № 3. С. 67-72.
6. ФЦК ВолГУ // http://new.volsu.ru/fck/.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3