Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизмы обучения / механизмы мотивирования / дистанционное обучение / глобализация / школьники / иностранный язык / потребности к учению / ценностные ориентаций / коммуникативные возможности / условия / learning mechanisms / motivation mechanisms / distance learning / globalization / schoolchildren / foreign language / learning needs / value orientations / communication capabilities / conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казбек Довлетмизович Чермит, Сафьят Аминовна Берсирова, Ирина Владимировна Тихонова, Батырбий Махмудович Берсиров

Современное развитие общества и его коммуникационных возможностей открывает новые горизонты мирового развития путем внедрения цифровых и компьютерных технологий, возможностей интернета. Первопричиной происходящих изменений является глобализация, представляющая собой закономерность развития общества, которую невозможно запретить. Общество должно понимать сущность процессов и целесообразным образом использовать для достижения целей. Одним из направлений использования инструментов глобализации является внедрение в образовательную систему дистанционных технологий как форм обучения и формирования личности. Однако использование дистанционной формы обучения представляет собой не только совокупность педагогических возможностей, но и большое количество педагогических рисков. Поэтому использование дистанционной формы обучения и образования одновременно связано с максимальным использованием возможностей и минимизацией соответствующих рисков. Однако поспешное внедрение дистанционной формы в условиях пандемии не позволило отечественному образованию обеспечить создание продуманных систем. В статье раскрываются некоторые возможности и условия применения дистанционной формы при обучении иностранному языку школьников. Через призму потребностей и анализа процесса обучения и формирования личности занимающегося раскрываются механизмы мотивирования подростков к реализации задач образования, к преодолению трудностей, связанных с образовательным процессом, понимание и принятие целевых установок процессов обучения и воспитания. Теоретически обоснованы основные механизмы формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения, определены критерии оценки влияния механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения. Позитивные приращения сформированности знаний по учебному предмету, интереса и позитивного эмоционального отношения к предмету, повышение мотивации учения в ходе педагогического эксперимента позволяют утверждать целесообразность применения механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в процессе дистанционного обучения конкретному предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казбек Довлетмизович Чермит, Сафьят Аминовна Берсирова, Ирина Владимировна Тихонова, Батырбий Махмудович Берсиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN GRADES 5-6 IN A DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT (BASED ON FOREIGN LANGUAGES)

The advancement of society and communication capabilities have created new opportunities for global development through the integration of digital technologies and the Internet. This shift is primarily driven by globalization, a social development pattern that cannot be prohibited. In order to achieve desired goals, society must comprehend the essence of these processes and utilize them appropriately. One area where globalization tools are utilized is in the integration of distance technologies in education and personal development. However, the use of distance learning not only presents pedagogical opportunities, but also brings about various pedagogical risks. Therefore, the implementation of distance learning and education should aim to maximize opportunities while minimizing associated risks. Unfortunately, the abrupt introduction of distance learning during the pandemic has hindered the creation of well-thought-out systems in domestic education. This article examines the potential and conditions for incorporating distance learning when teaching foreign languages to schoolchildren. By analyzing the learning process and personality development of students, we uncover mechanisms that motivate adolescents to achieve educational goals, overcome challenges related to the learning process, and understand and incorporate the objectives of the learning and upbringing processes. We theoretically substantiate the main mechanisms that shape students’ learning needs and value orientations in the context of distance learning, and establish criteria for evaluating the impact of these mechanisms. The pedagogical experiment reveals positive increases in academic knowledge, interest, and a positive emotional attitude towards the subject, as well as enhanced motivation for learning. This affirms the viability of utilizing mechanisms that develop students’ learning needs and value orientations in the context of distance learning for specific subjects.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

THEORY AND METHODS OF TEACHING AND EDUCATION

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК [373.017:811]:004.9 ББК 74.200.5:32.973 М 55

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-60-68

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

(Рецензирована)

Казбек Довлетмизович ЧЕРМИТ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия chkazbek@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-2329-5564

Сафьят Аминовна БЕРСИРОВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия safiat. bersirova@mail. ru

Ирина Владимировна ТИХОНОВА

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

Tikhonova_1.74@mail.ru, https://orcid. org/ORCID 0000-0002-8332-4582

Батырбий Махмудович БЕРСИРОВ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия safiat. bersirova@mail. ru

Аннотация. Современное развитие общества и его коммуникационных возможностей открывает новые горизонты мирового развития путем внедрения цифровых и компьютерных технологий, возможностей интернета. Первопричиной происходящих изменений является глобализация, представляющая собой закономерность развития общества, которую невозможно запретить. Общество должно понимать сущность процессов и целесообразным образом использовать для достижения целей.

Одним из направлений использования инструментов глобализации является внедрение в образовательную систему дистанционных технологий как форм обучения и формирования личности. Однако использование дистанционной формы обучения представляет собой не только совокупность педагогических возможностей, но и большое количество педагогических рисков. Поэтому использование дистанционной формы обучения и образования одновременно связано с максимальным использованием возможностей и минимизацией соответствующих рисков. Однако поспешное внедрение дистанционной формы в условиях пандемии не позволило отечественному образованию обеспечить создание продуманных систем.

В статье раскрываются некоторые возможности и условия применения дистанционной формы при обучении иностранному языку школьников. Через призму потребностей и анализа процесса обучения и формирования личности занимающегося раскрываются механизмы мотивирования подростков к реализации задач образования, к преодолению трудностей, связанных с образовательным процессом, понимание и принятие целевых установок процессов обучения и воспитания.

Теоретически обоснованы основные механизмы формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения, определены критерии оценки влияния механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения.

Позитивные приращения сформированности знаний по учебному предмету, интереса и позитивного эмоционального отношения к предмету, повышение мотивации учения в ходе педагогического эксперимента позволяют утверждать целесообразность применения механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в процессе дистанционного обучения конкретному предмету.

Ключевые слова: механизмы обучения, механизмы мотивирования, дистанционное обучение, глобализация, школьники, иностранный язык, потребности к учению, ценностные ориентаций, коммуникативные возможности, условия.

Для цитирования: Механизмы формирования ценностных ориентаций школьников 5-6 классов в условиях дистанционного обучения (на примере иностранных языков) / К.Д. Чермит, С.А. Берсирова, И.В. Тихонова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(238). С. 60-68. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-60-68.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN GRADES 5-6 IN A DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT (BASED ON FOREIGN LANGUAGES)

Kazbek D. CHERMIT

Adyghe State University, Maykop, Russia chkazbek@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-2329-5564

Safyat A. BERSIROVA

Adyghe State University, Maykop, Russia safiat. bersirova@mail. ru

Irina V. TIKHONOVA

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar, Russia tikhonova_1.74@mail.ru, https://orcid. org/ORCID 0000-0002-8332-4582

Batyrbiy M. BERSIROV

Adyghe State University, Maykop, Russia safiat. bersirova@mail. ru

Abstract. The advancement of society and communication capabilities have created new opportunities for global development through the integration of digital technologies and the Internet. This shift is primarily driven by globalization, a social development pattern that cannot be prohibited. In order to achieve desired goals, society must comprehend the essence of these processes and utilize them appropriately.

One area where globalization tools are utilized is in the integration of distance technologies in education and personal development. However, the use of distance learning not only presents pedagogical opportunities, but also brings about various pedagogical risks. Therefore, the implementation of distance learning and education should aim to maximize opportunities while minimizing associated risks. Unfortunately, the abrupt introduction of distance learning during the pandemic has hindered the creation of well-thought-out systems in domestic education.

This article examines the potential and conditions for incorporating distance learning when teaching foreign languages to schoolchildren. By analyzing the learning process and personality development

of students, we uncover mechanisms that motivate adolescents to achieve educational goals, overcome challenges related to the learning process, and understand and incorporate the objectives of the learning and upbringing processes.

We theoretically substantiate the main mechanisms that shape students' learning needs and value orientations in the context of distance learning, and establish criteria for evaluating the impact of these mechanisms. The pedagogical experiment reveals positive increases in academic knowledge, interest, and a positive emotional attitude towards the subject, as well as enhanced motivation for learning. This affirms the viability of utilizing mechanisms that develop students' learning needs and value orientations in the context of distance learning for specific subjects.

Keywords: learning mechanisms, motivation mechanisms, distance learning, globalization, schoolchildren, foreign language, learning needs, value orientations, communication capabilities, conditions.

For citation: Chermit K.D., Bersirova S.A., Tikhonova I.V. [and others]. Mechanisms for the development of value orientations in elementary school students in grades 5-6 in a distance learning environment (on the example of foreign languages) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 60-68. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-60-68.

Введение. Известно, что личность представляется как человек, у которого совокупность индивидуальных качеств определяется доминирующими общественно-историческими отношениями [1,2].

Это обстоятельство позволяет определить интегральную индивидуальность личности как совокупность свойств организма, формирующихся в условиях взаимообусловленности и взаимодействия с природной, социальной и культурной сущностями [3], а сама интегральная индивидуальность личности формируется на основе системы ценностных ориентаций, характер и проявление которых составляет особенности мировоззрения, миропонимания, отношения к себе и другим, отношение к различным видам деятельности. Следует особо подчеркнуть, что реализация системы ценностных ориентаций человека происходит через деятельность, которая реализует значительные для него потребности.

Поэтому важнейшим условием обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса является формирование у обучающихся исходных потребностей к учению и самообразованию. Недостаточное внимание к этому аспекту педагогической деятельности не только сдерживает процессы применения дистанционных технологий как эффективных форм обучения, но и приводит к подмене ценностей образования, по сути, демонтируя основополагающие преимущества данной формы.

Современное общество переживает кризисные явления, причины и следствие которых детально не определены. Это явление касается социальной и культурной сущностей общества. Вслед за тем значительные изменения происходят в системе образования и воспитания, касаясь, в первую очередь, ценностных ориентаций, представляющих собой отражение в сознании человека мировоззренческих ориентиров, признаваемых им самим в качестве стратегических жизненных целей.

В первую очередь эти изменения вызваны явлением глобализации, которая влияет на проявление всех общественных явлений. Глобализация, меняющая существующие подходы к процессу образования и воспитания, оказывает как позитивные, так и негативные влияния на все компоненты педагогической системы. Под её влияние попадают все участники образовательно-воспитательного процесса и сам целостный педагогический процесс. Основным инструментом глобализации является Интернет, который обеспечивает быстрый обмен информацией, обеспечивает решение вопросов коммуникации и многих других проблем. Вместе с тем данный инструмент используется молодым поколением для обеспечения интересного досуга и практически слабо используется людьми для развития профессиональных потребностей, повышения уровня образования [4].

Следует подчеркнуть, что глобализация представляет собой закономерность развития общества, а закономерности отменить либо запретить невозможно. Общество должно понимать их и целесообразным образом использовать для достижения целей.

Поэтому ряд правительственных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия научно-технического развития Российской Федерации в пункте 33 (б) и др.) нацеливает систему образования на обновление способов транслирования знаний, на ориентацию методик и технологий освоения образовательных программ через инструменты дистанционного образования, на создание и развитие электронной информационно-образовательной среды, определение порядка формирования и функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательных учреждений.

Эффективно применявшиеся в прошлом способы распространения знаний, базировавшиеся на технико-механистическом подходе, модернизируются в соответствии с инновационными преобразованиями, высокоинтеллектуальными технологиями, информатизацией образования. Потребность же общества состоит в том, чтобы была решена задача перехода от знаниевой парадигмы к культурологической, чтобы в соответствии с этим обеспечить участие людей в развитии и интеграции в мировую культуру.

Реализация коммуникативных функции, участие в развитии культуры мира и народов, понимание культуры собственного народа и народов, проживающих рядом, зависят от знания каждым иностранных языков при разрешении совокупности сложных педагогических задач. Реализация данной проблемы существенным образом может быть разрешена путем применения формы дистанционного образования: однако реализация ее возможностей при обучении иностранным языкам сдерживается проблемами недостаточного учета особенностей ее преподавания и содержания при построении педагогического процесса, отсутствием разработанных механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций.

Следует отметить, что само понятие «механизмы» в педагогике комментируется неоднозначно. В некоторых случаях авторы расширяют или сужают суть явлений, в нее вкладываемых. В нашем понимании «механизм» должен быть связан с анализом внутренних механизмов обучения и формирования личности занимающегося, должен обеспечить направленное мотивирование человека к реализации задач образования, мотивирование на преодоление трудностей, связанных с образовательным процессом, на понимание целевых установок процессов обучения и воспитания.

Методы и организация исследования. Формирующий педагогический эксперимент с целью выявления влияния механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения учащихся 5-6 классов иностранному (немецкому) языку проведен по типу сравнительного в течение 2021-2022 годов в средней школе а. Адамий (экспериментальная группа - 23 человека) и Адыгейской республиканской гимназии №1 г. Майкопа, МОУ СОШ №8 а. Нешукай Теучежского района (контрольная группа 32 человека). Исходный уровень подготовленности обеих групп был нулевым (язык до эксперимента не изучался).

В процессе обучения устной речи использованы различные известные способы придания процессу реально-информативной направленности. Для формирования позитивного отношения к языку и стране, язык которого изучался, в содержание

обучения вводились страноведческо-познавательные элементы и культурно-бытовые темы реально-информативного общения.

В основу генеральной гипотезы исследования было положено предположение о том, что применение механизмов формирования у школьников 5-6 классов потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения иностранному языку (на примере немецкого языка) обеспечит решение совокупности учебных задач.

Системное взаимодействие механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций обеспечивает реализацию педагогического воздействия, конкретизируя при этом достигаемую педагогическую цель, то есть демонстрирует причинно-следственные связи применения механизмов и педагогического результата. Приращение в результате применения механизмов может происходить в сознании, осознании и принятии личностью обучающихся содержания образования, что в полной мере определяется такими критериальными показателями, как уровень сформированности знаний по предмету, уровень интереса к изучаемому предмету, отношения к предмету и степень мотивированности изучения иностранного языка.

Показатели определялись экспертной комиссией в составе 5 человек, которые проходили предварительное обучение и тестирование на взаимосоответствие подходов к оценке. Экспертная группа оценивала состояние и процесс учения обучающихся фронтальным способом, без деления на группы. Перед началом эксперимента и по ее завершении проводился цикл тестирования для определения уровня развития составных элементов интеллектуального развития и мышления.

В процессе сопоставления результатов предварительной и заключительной оценки каждого участника эксперимента обрабатывались заполненные экспертами оценки, и для каждого из них выявлялось общее среднеарифметическое число баллов и средне-квадратичный показатель. При общей оценке выше 50 баллов участник эксперимента относился к группе с высоким уровнем изучаемого признака, при оценке 49-35 определялся средний и менее 35- низкий уровень.

Результаты исследования. Совокупность реализуемых механизмов определяется наличествующими социальными и государственными заказами, трансформацией состава средств и форм обучения (в том числе связанных с автоматизацией и компьютеризацией обучения), с практическими и теоретическими результатами педагогов и ученых.

Реализация механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в процессе изучения иностранных языков происходит путем информирования, формирования умений, навыков и обеспечения присвоения ценностей культуры. При этом основанием для решения основных целевых установок образования является развитие у обучающихся ценностных ориентаций, влияние на формирование интересов, мотивов, оценки и нормы поведения на развитие компонентов практической деятельности, реализации языковых навыков.

Предполагалось, что сущность предлагаемых механизмов обеспечивает педагогическому процессу такой уровень управляемости, когда обучаемыми достигается требуемое качество познания через совокупность выполненных работ, примененных средств, методов и действий обучения иностранному языку.

Активная система образования включала в педагогический процесс взаимодействие и выполнение собственных функций всеми обучающимися, а также реализующая через эти взаимодействия динамические задачи познания в динамичной среде, что требовало от участников собственной, функциональной активности. Поэтому обеспечение этой активности представляет собой отдельную и важную

педагогическую задачу, лежащую в основе применяющихся механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций.

В условиях постоянного взаимодействия социальной среды и личности как основного фактора обучения следует обеспечить наличие поликультурной образовательной среды для определенной группы классов в общеобразовательной школе со сходными задачами и внутри нее осуществить выбор индивидуальных траекторий развития личности путем применения разнообразных культурных и языковых средств, методов, стиля общения.

В таком случае ценности и ценностные ориентации личности образуют основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие путем активной деятельности и посредством разнообразных культурных средств, методов, общения.

В этом аспекте в качестве основного механизма формирования личности выступает сдвиг мотива на цель, на идентификацию себя с точки зрения значимости своей социальной роли как носителя определенных знаний и определенных культурно-нравственных ценностей.

Процесс занятий иностранными языками, который длительно и систематически насыщает жизнь человека положительными эмоциями, приводит к тому, что сама цель успеха в этом приобретает статус мотива, условия и средства достижения успеха в конкурентной борьбе в профессиональной деятельности. Именно таким образом должен действовать на занимающегося процесс познания языка и культуры определенного народа. Таким образом, важным механизмом формирования ценностных ориентаций школьников в условиях дистанционного обучения иностранным языкам является личная идентификация знаний, навыков, умений и компетенций, что требует особой организации учебно-воспитательного процесса и процесса коррекции результатов обучения.

Одним из известных механизмов социализации человека, описанного 3. Фрейдом [5] и другими авторами [6,7 и др.], является имитация, имеющая значение с точки зрения познания и отражения языка, изучаемой культуры и представляющая собой осознанную попытку человека отражать модель поведения, модель действия или модель стратегии поведения. Имитация в нашем случае предполагает наличие у имитирующего человека возможности наблюдать и воспроизводить знания, навыки, умения, компетенции и поведение человека другой языковой культуры.

Специфика формирования базовых ценностей школьников как основы формирования ценностных ориентаций может быть при свободном развитии позитивно значимых ценностных ориентаций путем осмысления ценностных ориентаций и их соотнесения со всей системой ценностей; перенос значимых ценностных ориентаций на различные жизненные ситуации, исходя из чего становится необходимым освоение культуры собственного народа, возможностей сопоставления различных культур, формирование культуры межнационального общения, вследствие чего целесообразно применение «механизма диалога; механизма единства традиций и новаций; механизма созидательной межкультурной коммуникации» [8].

Таким образом, выделены механизмы формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения, к которым могут быть отнесены: сдвиг мотива на цель, на идентификацию себя с точки зрения значимости своей социальной роли как носителя определенных знаний и определенных культурно-нравственных ценностей; личная идентификация знаний, навыков, умений и компетенций; имитация и воспроизведение знания, навыков, умений, компетенции и поведение человека другой языковой культуры; де-ятельностное освоение социальных ролей и поведения в процессе познания языка

и культуры; механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся («механизм диалога; механизм единства традиций и новаций; механизм созидательной межкультурной коммуникации» 3.3. Мамышева).

В результате обработки и сопоставления данных экспертной оценки, полученных в ходе предварительного исследования и на завершающем этапе, выявлено достоверное улучшение сформированности знаний по учебному предмету в экспериментальной группе по таким составляющим, как полнота знаний (исх. 3,36±0,78; на завершающем этапе -4,22±0,6; Р<0,05), полнота познания (исх. 3,34±0,89; на завершающем этапе -4,3±0,6; Р<0,05), понимание (исх. 3,33±0,81; на завершающем этапе -4,2±0,7; Р<0,05), доказательность (исх. 2,77 ±0,65; на завершающем этапе -3,55±0,5; Р<0,05), и гибкость применения знаний (исх. 3,22 ± 0,71; на завершающем этапе -3,72 ±0,63; Р<0,05). Это обстоятельство приводит к достоверному качественному повышению практического применения знаний с уровня 3,62±0,74 до 3,88±0,77 (Р<0,05), а также к достоверному возрастанию средней интегральной оценки со значения 3,22±0,61 до 3,95±0,68 (Р<0,05).

В контрольной группе положительные и достоверные изменения происходят только по показателю «полнота знаний» (Р<0,05), однако на завершающем этапе результаты по данному показателю оказались в экспериментальной группе достоверно (Р<0,05) более высокими. Кроме того, в экспериментальной группе исчезла подгруппа, выделенная в связи с наличием у них показателя интегральной оценки ниже среднего (31.9%). При этом до 43,12 возросла наполняемость подгруппы, имеющей уровень подготовленности выше среднего.

В процессе эксперимента в экспериментальной группе изменились показатели, характеризующие отношение к предмету. Возрос интерес к предмету (исходный -2,86±0,83; на завершающем этапе -3,87±0,71; Р<0,05); улучшилось эмоциональное отношение (исходный -3,84±0,61; на завершающем этапе -4,52±0,41; Р<0,05), мотивация учения (исходный -2,73±0,73; на завершающем этапе -3,63±0,72; Р<0,05). В результате совокупных изменений суммарный показатель, характеризующий отношения к предмету на завершающем этапе, достиг уровня 3,94±0,52 и достоверно (Р<0,05) стал больше исходного (2,86±0,74).

При анализе результатов диагностирования отношение участников эксперимента к изучаемому предмету после формирующего эксперимента выявило новый уровень сформированности изучаемых параметров в экспериментальной группе.

Изменения, произошедшие в контрольной группе, достоверно ниже практически по всем показателям, что показывает эффективность предлагаемого подхода.

Заключение. Полученные в ходе экспертной оценки данные позволяют сформулировать следующие частные обобщения:

1. Глобализация представляет собой закономерность развития общества, которое требует целесообразным образом использовать ее достижения и инструменты, в том числе новые образовательные парадигмы, модели, образовательные формы.

2. Общественные и образовательные потребности нацеливают систему образования на обновление способов транслирования знаний, на ориентацию методик и технологий освоения образовательных программ через инструменты дистанционного образования, на создание и развитие электронной информационно-образовательной среды образовательных учреждений, на формирование возможностей участия в межкультурном общении народов мира, и на знание иностранных языков.

3. Важнейшим условием обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при дистанционном образовании является формирование у обучающихся исходных потребностей к учению и самообразованию, что влияет на выбор

совокупности механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций.

4. Совокупность реализуемых механизмов формирования у обучающихся качеств и свойств определяется наличествующими социальными и государственными заказами, трансформацией состава средств и форм обучения (в том числе связанных с автоматизацией и компьютеризацией обучения), с практическими и теоретическими результатами педагогов и ученых. Реализация механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в процессе изучения иностранных языков происходит путем информирования, формирования умений, навыков и обеспечения присвоения ценностей культуры.

5. Механизмами формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в условиях дистанционного обучения являются: сдвиг мотива на цель, на идентификацию себя с точки зрения значимости своей социальной роли как носителя определенных знаний и определенных культурно-нравственных ценностей; личная идентификация знаний, навыков, умений и компетенций; имитация и воспроизведение знания, навыки, умения, компетенции и поведение человека другой языковой культуры; деятельностное освоение социальных ролей и поведения в процессе познания языка и культуры; механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся («механизм диалога; механизм единства традиций и новаций; механизм созидательной межкультурной коммуникации» 3.3. Мамышева).

6. Системное взаимодействие механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций обеспечивает реализацию педагогического воздействия, конкретизируя при этом достигаемую педагогическую цель.

7. Позитивные приращения интереса к изучаемому предмету, позитивного эмоционального отношения к предмету и повышение мотивации учения в ходе педагогического эксперимента позволяют утверждать целесообразность применения механизмов формирования у обучающихся потребностей к учению и ценностных ориентаций в процессе дистанционного обучения конкретному предмету.

Примечания:

1. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 1999. 635 с.

2. Щербаков С.Д., Леонова М.А. Влияние общества на становление человека как личность//Гуманитарные научные исследования. 2017. №11.URL: https://human.snauka. ги/2017/11/24608(дата обращения: 07.11.2023).

3. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

4. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски// Juvenis scientia. 2019. №1. С. 43-48.

5. Фрейд 3. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 425-439.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2001. 454 с.

7. Лучинкина А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве: монография. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. 407 с.

8. Мамышева 3.3. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2011. 33 с.

References:

1. Mukhina l/.S. Phenomenology of development and existence of personality: Selected psychological works. Acad, of Ped. and Social Sciences, Moscow Psychol.-Social Inst.: Publishing house of MPSI; Voronezh: MODEK, 1999. 635 pp.

2. Shcherbakov S.D., Leonova М.А. The influence of society on the development of a person as a personality // Humanitarian Research. 2017. No. 11 [Electronic resource], RL: https://human. snauka.ru/2017/ll/24608 (access date: 07.11.2023).

3. Merlin l/.S. Essay on the integral study of individuality. M.: Pedagogika, 1986. 254 pp.

4. Rudenkin D.I/., Rudenkina A.I. Internet in the social reality of modern Russian youth: trends and risks//Juvenis scientia. 2019 No. 1. P. 43-48.

5. Freud S. Psychology of the unconscious: coll. of works. M., Prosveshchenie, 1989. P. 425439.

6. Ilyin E.P. Differential psychophysiology / E.P. Ilyin. 2nd ed., enlarged. SPb.: Piter, 2001. 454 pp.

7. Luchinkina A.I. Psychological patterns of personality socialization in the virtual space: monograph. Simferopol: IP Khoteeva L.V., 2018. 407 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mamysheva Z.Z. Pedagogical conditions and mechanisms for the formation of value orientations of junior schoolchildren in a multicultural educational environment: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maykop, 2011. 33 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Чермит К.Д., Берсирова С.А., Тихонова И.В., Берсиров Б.М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.