Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1911
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / ценности / ценностные ориентации / механизмы формирования ценностных ориентаций / high school students / values / value orientations / mechanisms shaping value orientations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Петелин, И.А. Демидова

В данной статье рассматривается проблема механизмов формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников. Прежде всего обосновывается целесообразность и актуальность формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте и определяются основные для настоящей работы понятия: «ценностные ориентации», «формирование ценностных ориентаций» и «механизмы ценностных ориентаций». Далее на основании анализа существующих психолого-педагогических исследований устанавливаются и описываются основные механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников: идентификация, эмпатия, рефлексия, интериоризация, экстериоризация. В качестве способов актуализации установленных механизмов авторы предлагают следующие: насыщение учебно-воспитательного процесса духовными референтами, вопросы на обсуждение-размышление, эффектная подача материала, задания на выявление внутренней позиции, моральные дилеммы, ролевые игры и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS SHAPING VALUE ORIENTATIONS OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS

The article studies an issue of mechanisms that shape value orientations of modern high school students. First, the authors justify an idea of senior school age, recognized as the most appropriate period for shaping value orientations; they also determine the basic concepts for the paper: value orientations, shaping value orientations and mechanisms of value orientations. Further, they summarize the existing psychological and pedagogical research and come up with the main mechanisms shaping value orientations of modern high school students: identification, empathy, reflection, interiorization, exteriorization. The authors propose the following as ways to actualize the established mechanisms: enriching educational process with spiritual referents, questions for discussion and reflection, appealing instruction, tasks to discover viewpoints and attitude, moral dilemmas, role-plays, etc.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 37.01

Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: lemononline@mail.ru

Demidova I.A., senior teacher, Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia), E-mail: i.takushevich@gmail.com

MECHANISMS SHAPING VALUE ORIENTATIONS OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS. The article studies an issue of mechanisms that shape value orientations of modern high school students. First, the authors justify an idea of senior school age, recognized as the most appropriate period for shaping value orientations; they also determine the basic concepts for the paper: value orientations, shaping value orientations and mechanisms of value orientations. Further, they summarize the existing psychological and pedagogical research and come up with the main mechanisms shaping value orientations of modern high school students: identification, empathy, reflection, interiorization, exteriorization. The authors propose the following as ways to actualize the established mechanisms: enriching educational process with spiritual referents, questions for discussion and reflection, appealing instruction, tasks to discover viewpoints and attitude, moral dilemmas, role-plays, etc.

Key words: high school students, values, value orientations, mechanisms shaping value orientations.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж,

Е-mail: lemononline@mail.ru

И.А. Демидова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург,

Е-mail: i.takushevich@gmail.com

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье рассматривается проблема механизмов формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников. Прежде всего обосновывается целесообразность и актуальность формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте и определяются основные для настоящей работы понятия: «ценностные ориентации», «формирование ценностных ориентаций» и «механизмы ценностных ориентаций». Далее на основании анализа существующих психолого-педагогических исследований устанавливаются и описываются основные механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников: идентификация, эмпатия, рефлексия, интериоризация, экстериоризация. В качестве способов актуализации установленных механизмов авторы предлагают следующие: насыщение учебно-воспитательного процесса духовными референтами, вопросы на обсуждение-размышление, эффектная подача материала, задания на выявление внутренней позиции, моральные дилеммы, ролевые игры и др.

Ключевые слова: старшеклассники, ценности, ценностные ориентации, механизмы формирования ценностных ориентаций.

В старшем школьном возрасте расширяется круг общения, вырабатываются устойчивые интересы, изменяется состав значимых других, растет интерес к собственным переживаниям и переживаниям других людей, активизируется рефлексия, постепенно вырабатывается собственное мировоззрение, актуализируются вопросы этики, морали, самоопределения и выбора собственного жизненного пути (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.Е. Щуркова и др.). Однако усиление влияния медиасистем и информационное перенасыщение приводят к «размыванию» и даже постепенному отчуждению старшеклассников от традиционных ценностных моделей [1; 2]. Более того, нестабильность в социокультурной, экономической и политической сферах, стремление приспособиться к постоянно изменяющимся условиям и уравновесить социальные и индивидуальные смыслы, рассогласованность транслируемых различными институтами ценностей, отсутствие целостного представления о мире, превалирование в обществе ориентации на практическое приложение, краткосрочный результат и гедонизм обусловили следующие особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников: неопределенность, подвижность, амбивалентность, мозаичность, прагматичность [3]. Старшеклассник динамичен, восприимчив, «представляет собой противоречивое единство... и от воспитателя зависит, какую грань он предпочтет высветить» [4, с. 187], поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы способствовать формированию стремления старшеклассников к духовному росту и ориентации на общечеловеческие ценности. Целенаправленное формирование ценностных ориентаций немыслимо без учета соответствующих механизмов, что и обусловливает актуальность настоящей статьи.

Цель настоящей статьи состоит в определении основных механизмов формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) определить основные понятия: ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций, механизмы формирования ценностных ориентаций; 2) проанализировать и обобщить психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме поиска механизмов формирования ценностных ориентаций; 3) выявить основные механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников; 4) установить способы актуализации механизмов формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Научная новизна исследования заключается в предложении комплекса трансканальных механизмов формирования ценностных ориентаций старшеклассников, а также способов их актуализации в учебно-воспитательном процессе.

Ценностные ориентации - это отраженные в сознании ценности, определяющие стратегические жизненные цели и форму их реализации, проявляющиеся в поведении, избирательности отношений и всех сферах жизнедеятельности [6; 7]. Ценностные ориентации основываются на свободном выборе и складываются из сознательного предпочтения одних форм деятельности, поведения и т.д. и отказа от других, а в дальнейшем «закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и разграничивают значимое, существенное для данного человека и незначимое, несущественное» [8, с. 41].

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников мы понимаем как субъект-субъектное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на усвоение ценностей. Данный процесс определяется не только воздействием внешних (школа, друзья, семья, социально-экономическое положение, культурно-исторический этап развития общества и др.) и внутренних (темперамент, уровень интеллектуального и эмоционального развития, половозрастные особенности и др.) факторов, но и работой психологических механизмов. Вслед за Е.В. Фалуниной и др. под механизмом мы будем понимать «совокупность взаимосвязанных обстоятельств внутреннего и внешнего мира, способствующих становлению и функционированию психических образований» [9, с. 149].

С точки зрения психофизиологических процессов существует два механизма формирования ценностных ориентаций, один из которых связан с жизненно важными физиологическими потребностями (выживание, приспособление, возможности воспроизводства и др.), а другой - с эмоционально-интеллектуальными (эмоции, мышление, воля). Запуск любого из этих двух механизмов способствует выделению в ЦНС нейрогормонов, которые вызывают отрицательные или положительные ощущения. Именно положительные ощущения, своеобразный «эндрофинный эффект» и получение психического комфорта играют важную роль в формировании и закреплении ценностных ориентаций [10].

В психологических и педагогических исследованиях рассматриваются различные механизмы становления ценностной сферы личности: идентификация, интернализация, экстериоризация, эмпатия, рефлексия, субъектификация, подкрепление, социализация адаптация, подражание, сравнение, переживание и др.

По мнению М.С. Яницкого, развитие системы ценностных ориентаций личности определяется тремя повторяющимися и протекающими одновременно процессами адаптации, социализации, индивидуализации, которые реализуются с помощью парных механизмов: ассимиляция и аккомодация, идентификация и отчуждение, интернализация и экстернализация [11, с. 115].

И.В. Бабурова пришла к выводу о существовании четырех механизмов: идентификация, эмпатия, субъектификация, рефлексия [12, с. 154]; при этом для старшеклассника преобладающими механизмами являются рефлексия и идентификация. Исследователь отмечает роль персонифицированного идеала в формировании ценностных ориентаций и обосновывает использование метода примера как способ запуска обозначенных механизмов [12; 13].

A.В. Кирьякова обосновывает действие следующих механизмов формирования ценностных ориентаций: поиск - оценка - выбор - проекция [8]. В ее работе подчеркивается не только психологическая сущность механизма, но и педагогическая, то есть воздействие на механизмы поиска, оценки, выбора и проекции организовывается в одноименных ситуациях учебно-познавательного процесса. Так, исследование действующих механизмов позволяет организовать необходимые для их работы условия.

B.В. Николина предлагает рассматривать механизм (на примере формирования эмоционально-ценностного отношения к природе) как единство пяти этапов: перцепция (восприятие объектов, процессов и явлений, построение перцептивного образа), означивание (осмысление воспринятых знаний и дей-

ствий, соотнесение с имеющейся внутренней системой ценностей), оценивание (осмысление и сравнение с внешней системой: общепринятыми нормами и объективными критериями), выбор (анализ альтернатив и выбор ценностей на основе личностно-смыслового отношения), присвоение (ценности присваивается личностный смысл на основе идентификации, и она становится ценностной ориентацией) [15].

Н.В. Космачева рассматривает механизмы интериоризации, выбора, оценки и экстериоризации [16].

Структурно-ценностная ориентация состоит из трех компонентов: эмотив-ного, когнитивного и поведенческого. Следовательно, воздействовать на ценностные ориентации необходимо комплексно, на каждый компонент, с помощью трансканальных механизмов, к которым относятся механизмы «интерпретации, идентификации, эмпатии, атрибуции, рефлексии, субъектификации, интернали-зации и некоторые другие» [12, с. 154].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам установить следующие основные механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы: идентификация, эмпатия, рефлексия, интериоризация, экстериоризация. Охарактеризуем эти механизмы и способы в учебно-воспитательном процессе.

Под идентификацией понимается ситуативное уподобление значимому другому (на основе эмоциональной связи), устойчивое отождествление себя со значимым другим (стремление быть похожим), в том числе, например, с персонажем художественного произведения, отождествление себя с какой-либо социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей [17]. При определении понятия «идентификация» мы придерживаемся позиции В.А. Петровского, М.С. Яницкого и др. и рассматриваем ее как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи и включения в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих. Такое отождествление с другим человеком происходит благодаря установлению с ним эмоциональной связи - на основе привязанности, идеализации, романтизации, притягательности определенных черт или образа жизни, далее позволяет осваивать новые личностные смыслы, установки способы поведения и т.д. [18]. Идентификация считается ведущим механизмом при усвоении общественных норм и ценностей окружения: «...идентификация с образом, представляющим молодому человеку его идеальное «Я» (как желаемый и возможный «вариант» его самого), играет немаловажную роль в определении им жизненного призвания и выбора того оптимального пути, на котором личность сможет наиболее полно воплотить себя» [19, с. 48-49].

Эмпатия рассматривается как постижение эмоционального состояния другого (вчувствование) и вхождение во внутренний мир другого [17], где «ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется» [12, с. 159]. Данный механизм также основывается на эмоциональной связи с другим, но уже немного другого характера: эмоциональное заражение, попытка поставить себя на место другого, сочувствие и сопереживание и т.д., при этом отождествления себя с другим не происходит.

В отличие от эмпатии в основе механизма рефлексии лежит рациональная составляющая. В форме внутреннего (мысленного) диалога проводится кропотливый анализ (или интроспекция): собственные действия, поведение, мысли, состояние, речь, опыт и т.д. оцениваются и сравниваются с существующими внутренними установками, примерами из социального окружения, общепринятыми нормами и др., предпринимается попытка осознать мотивы деятельности собственные и других людей - иными словами, внешнее соотносится с внутренним.

Механизм интериоризации подразумевает преобразование внешних индивидуальных форм деятельности в структуры внутреннего плана путем ре-

Библиографический список

организации уже существующих внутренних структур по внешнему образцу [11]. Для данного механизма необходимо присутствие и эмоционального отношения, и рационального компонента [11], проявляющегося в способности из имеющегося многообразия выделить то, что представляет личностную значимость, и структурировать в соответствии с собственными условиями и целями.

Механизм экстериоризации заключается в переводе внутренних субъективных характеристик личности во внешний план, в т.н. «проявлении личности как субъекта деятельности» [20, с. 144]. Это процесс трансляции усвоенных идей, опыта, установок и т.д., который отражает и закрепляет произошедшие изменения внутренних структур и проявляется в поведении и деятельности.

Для запуска вышеуказанных механизмов необходимо насыщать учебно-воспитательный процесс «духовными референтами» [19, с. 48-49], то есть персонифицированными духовно-нравственными идеалами.

Изучение биографий выдающихся личностей, прослушивание их лекций и интервью, просмотр посвященных им фильмов и т.д. - все это наполняет учебно-воспитательный процесс образами, воплощающими в себе общечеловеческие ценности. Старшеклассники выбирают значимые для себя референты, усмотрев в предложенных образах личностную значимость (желаемые личностные качества, способности, возможности и т.д.), а также некоторые совпадения со своей жизнью (например, схожие условия взросления или цели, или социально-экономическое положение и др.), отождествляют себя с ними и активно стремятся к подобию, что актуализирует механизмы идентификации и интериоризации.

Обсуждение такого материала на уроках, специальные вопросы на размышление активизируют механизм рефлексии. Интересным представляется замечание И.С. Кона о том, что рефлексия, «как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми» [4, с. 132], то есть при сегодняшних скоростях и информационном перенасыщении [2] важно в учебно-воспитательном процессе предусмотреть некий «перерыв» для обдумывания и анализа полученной информации, обращения к имеющемуся опыту.

Эффектная подача, визуальное повествование, яркие примеры событий и судеб, вызывающие эмоциональный отклик, - все это способствует эмоциональному заражению и переживанию старшеклассниками предложенного материала. Полученные таким образом чувственные впечатления захватывают старшеклассников и оставляют в их сознании глубокий след, что вносит свой вклад в формирование ценностных ориентаций.

Для актуализации механизма экстериоризации старшеклассникам могут быть предложены задания, выявляющие их позицию по отношению к тем или иным событиям, решениям, поступкам выдающихся личностей, а также ролевые игры с необходимостью прийти к какому-то решению моральной дилеммы. Как пишет А.С. Арсеньев, любая «морально-нравственная конфликтная ситуация, требующая от индивида сознательно-волевого усилия, формирует его как личность» [21, с. 27].

Итак, нам удалось определить понятия «ценностные ориентации», «формирование ценностных ориентаций» и «механизмы формирования ценностных ориентаций», обобщить результаты психолого-педагогических исследований механизмов формирования ценностных ориентаций, что позволило выявить основные механизмы формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников (идентификация, эмпатия, рефлексия, интериоризации и эк-стериоризации) и предложить способы их актуализации (насыщение учебно-воспитательного процесса духовными референтами, вопросы на обсуждение-размышление, эффектная подача материала, задания на выявление внутренней позиции, моральные дилеммы, ролевые игры и др.). Таким образом, можно утверждать, что цель настоящей статьи достигнута.

1. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал. 2019; № 72: 46 - 67.

2. Соммэр Д.С. Мораль XXI века. Москва: Издательство «Кодекс», 2017.

3. Демидова И.А. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. Актуальные вопросы педагогики: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021: 22 - 24.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение,1982.

5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2000.

6. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (на материале сельских школ). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Липецк, 1999.

7. Столбова Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полусубъектной среды дополнительного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

8. Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Педагогическая аксиология. Москва, 2018.

9. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ульянова А.А., Понятие «механизм» в психологии и возможность его применения в описании психических процессов. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015; № 2 (20): 147 - 151.

10. Андрущакевич А.А. Психофизиологические механизмы ценностной сферы человека. Вестник психофизиологии. 2017; № 4: 10 - 16.

11. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2000.

12. Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Смоленск, 2009.

13. Бабурова И.В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; № 52: 91 - 103.

14. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Издательство Оренбургского государственного педагогического института, 1996.

15. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.

16. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2009.

17. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

18. Леонтьев В.Г Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.

19. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? Высшее образование в России. 2003; № 3: 44 - 60.

20. Асмолов А.Г Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007.

21. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Развитие личности. 2014; № 3: 23 - 52.

References

1. Yanickij M.S., Seryj A.V., Braun O.A. i dr. Sistema cennostnyh orientacij "pokoleniya z": social'nye, kul'turnye i demograficheskie determinanty. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal. 2019; № 72: 46 - 67.

2. Somm'er D.S. Moral'XXI veka. Moskva: Izdatel'stvo «Kodeks», 2017.

3. Demidova I.A. Osobennosti cennostnyh orientacij sovremennyh starsheklassnikov. Aktual'nye voprosy pedagogiki: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i Prosveschenie (IP Gulyaev G.Yu.), 2021: 22 - 24.

4. Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika. Moskva: Prosveschenie,1982.

5. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbasvuzizdat, 2000.

6. Anisimova T.S. Formirovanie cennostnyh orientacij starsheklassnikov (na materiale sel'skih shkol). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Lipeck, 1999.

7. Stolbova E.A. Formirovanie osnov cennostnyh orientacij starshih podrostkov v usloviyah polusub'ektnoj sredy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

8. Kir'yakova A.V., Melekesov G.A., Mosienko L.V., Ol'hovaya T.A. Pedagogicheskaya aksiologiya. Moskva, 2018.

9. Falunina E.V., Falunin V.F., Ul'yanova A.A., Ponyatie «mehanizm» v psihologii i vozmozhnost' ego primeneniya v opisanii psihicheskih processov. Problemy social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2015; № 2 (20): 147 - 151.

10. Andruschakevich A.A. Psihofiziologicheskie mehanizmy cennostnoj sfery cheloveka. Vestnikpsihofiziologii. 2017; № 4: 10 - 16.

11. Yanickij M.S. Psihologicheskie faktory i mehanizmy razvitiya sistemy cennostnyh orientacij lichnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.

12. Baburova I.V. Vospitanie cennostnyh otnoshenij shkol'nikov v obrazovatel'nomprocesse. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2009.

13. Baburova I.V. Kategoriya primera v vospitanii cennostnyh otnoshenij shkol'nikov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; № 52: 91 - 103.

14. Kir'yakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej. Orenburg: Izdatel'stvo Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 1996.

15. Nikolina V.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya uchaschihsya k prirode v processe obucheniya geografii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.

16. Kosmacheva N.V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientaciju doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2009.

17. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2004.

18. Leont'ev V.G. Psihologicheskie mehanizmy motivacii. Novosibirsk, 1992.

19. Zapesockij A.S. Kakogo cheloveka dolzhna sformirovat' segodnya sistema obrazovaniya? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003; № 3: 44 - 60.

20. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

21. Arsen'ev A.S. Problema celi v vospitanii i obrazovanii. Razvitie lichnosti. 2014; № 3: 23 - 52.

Статья поступила в редакцию 23.11.21

УДК 372.881.111.1

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Ilyushchenko N.S., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Foreign Languages, Moscow Art Theatre School (Moscow, Russia),

E-mail: ilnatali77@mail.ru

CASE METHOD MODEL IN TEACHING ENGLISH IN PROFESSIONAL SPHERE. In the article a problem of using information and communication technologies in teaching the discipline "English in Professional Sphere" in distance learning is presented. The developed model of the case method and Web-quest is implemented in the educational process of teaching professional English in a non-linguistic university. The article formulates criteria for the success of the educational process based on the case method, presents actual practical solutions to the problem and a motivational component of Internet quests for students of economic specialties. A series of interactive lessons on "English in Professional Sphere" was held in 2 groups (control and experimental). The aim of the study was to determine the effectiveness of using the Web Quest "SWOT-analysis"technology in the process of teaching professional English terminology. The results of the verification work and the calculation of the t-Student criterion show that the experimental group did the work better than the control one. The presented material makes it possible to conclude that the process of teaching students on the basis of interactive case-study tasks in the form of Internet quests allows to strengthen the effectiveness of memorizing educational material and increase the motivation for mastering a foreign language when solving professional problems in an educational environment.

Key words: teaching professional English, case-study, Internet quest, interactive learning environment.

Д.В. Агальцова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Н.С. Ильющенко, канд. филол. наук, доц., проф., Школа-студия МХАТ имени А.П. Чехова, г. Москва, E-mail: ilnatali77@mail.ru

МОДЕЛЬ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема использования информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Английский язык в профессиональной деятельности» в дистанционной форме обучения. Разработанные модели кейс-метода и веб-квеста реализованы в учебном процессе преподавания профессионального английского языка в неязыковом вузе. Сформулированы критерии успеха учебного процесса на базе кейс-метода, представлены актуальные практические решения проблемы и мотивационной составляющей веб-квестов у студентов экономических специальностей. Была проведена серия интерактивных занятий в рамках дисциплины «Английский язык в профессиональной деятельности» в 2 группах (контрольной и экспериментальной). Целью исследования было определить эффективность использования технологии веб-квеста «SWOT-анализ» в процессе обучения профессиональной английской терминологии. Результаты проверочной работы и расчет критерия t-Стьюдента показали, что экспериментальная группа справилась с работой лучше контрольной. Представленный материал делает возможным сделать вывод о том, что обучение студентов на базе интерактивных заданий case-study в форме веб-квестов позволяет укрепить эффективность запоминания учебного материала и повысить мотивацию к освоению иностранного языка при решении профессиональных задач в образовательной среде.

Ключевые слова: преподавание профессионального английского языка, case-study, веб-квест, интерактивная среда обучения.

Современный этап образования в высшей школе предъявляет новые требования к подготовке преподавателя в области информационных и коммуникационных технологий. Данные требования связаны с переходом на дистанционное обучение во время пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020 году, а также на гибридную форму обучения во многих вузах в 2021 г

Широкие возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) отражены в работах Dodge B. [1], Hendrix Jerry A. [2], Авдеевой Т.И., Вы-

сокос М.И., Зыковой С.И. [3], Вальковой Ю.Е. [4], Миляевой Л.В. [5] и т.д. Проблеме применения средств электронного обучения при изучении иностранных языков посвящены многие исследования Авдеевой Т.И. [3], Вальковой Ю.Е. [4], Jadmenova D.A., Tsay Е.№ [6], Евстигнеева М.Н. [7], Сысоева П.В. [8] и других ученых. Такие широкие возможности электронных средств включают возможность ведения интерактивного диалога, активное использование аудио- и видеофайлов при обучении иностранным языкам, возможности визуального представле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.