Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатима Пшимафовна, Берсирова Ася Казбековна, Хакунов Нурбий Хасанбиевич, Казиева Зарема Магаметовна

Обобщены результаты исследования, целью которого являлось изучение влияния перехода на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе на психологический комфорт обучающихся в Адыгейском государственном университете по направлению «Психолого-педагогическое образование». В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические, эмпирические, статистические, а также частные методики, направленные на оценку уровня тревожности, коммуникабельности, мотивации учения, и авторская анкета, направленная на выявление уровня психологической комфортности обучающихся в условиях дистанционного обучения. Мы предположили, что переход на дистанционное обучение может оказать влияние на психоэмоциональное состояние и психологический комфорт студентов: повысится личностная и ситуативная тревожность, снизится уровень мотивации учения и уровень коммуникативной активности студентов. Анализ и интерпретация данных показали, что в процессе дистанционного обучения у большинства испытуемых респондентов преобладают средние и высокие значения ситуативной и личностной тревожности (43,9% и 47,9% соответственно); 59% респондентов испытывали психологический дискомфорт из-за того, что необходимо было резко адаптироваться к новому формату обучения; сложно было самоорганизоваться к процессу обучения вне стен университета - 21,7%, а также трудности, связанные с материально-технической базой, создавали некомфортное психоэмоциональное состояние у субъектов образовательного процесса - 3,5%. Следовательно, при внедрении дистанционного обучения необходимо учитывать ряд возможных рисков, влияющих как на качество процесса обучения, так и на психоэмоциональное состояние обучающихся, а также необходимым условием, на наш взгляд, является учет индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе интеграции ИКТ в образовательную систему в целях укрепления здоровья и создания условий для психологического комфорта обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакунова Фатима Пшимафовна, Берсирова Ася Казбековна, Хакунов Нурбий Хасанбиевич, Казиева Зарема Магаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY ON STUDENTS' PSYCHOLOGICAL COMFORT AND MOTIVATION FOR LEARNING

This paper summarizes the results of a research aimed at studying the impact of the transition to distance learning using information and communication technologies (ICT) in the educational process on the psychological comfort of students at the Adyghe State University of the direction "Psychological and Pedagogical Education". In the course of the study, we used a set of complementary research methods: theoretical, empirical, statistical, as well as private methods to assess the level of anxiety, sociability, motivation for learning and an author's questionnaire to identify the level of psychological comfort of students in distance learning. We suggest that the transition to distance learning may have an impact on the psycho-emotional state and psychological comfort of students: personal and situational anxiety will increase, and the level of motivation for learning and the level of communicative activity of students will decrease. The analysis and interpretation of the data show that in the process of distance learning, the majority of respondents have medium and high values of situational and personal anxiety (43.9% and 47.9%, respectively). Respondents who experienced psychological discomfort because it was necessary to adapt themselves sharply to the new format of education, amounted 59%; respondents for whom it was difficult to organize themselves for the learning process outside the university - 21.7%, as well as respondents who experienced difficulties associated with the material and technical base - 3.5%. Therefore, when introducing distance learning, it is necessary to take into account a number of possible risks affecting both the quality of the learning process and the psycho-emotional state of students. A necessary condition also, in our opinion, is to take into account the individual and personal characteristics of students in the process of integrating ICT into the educational system in order to strengthen health and create conditions for psychological comfort of student

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Научная статья

УДК [159.947.5:378]:[004.9:316.77] ББК 88.332.3:32.973 В 57

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-100-109

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И МОТИВАЦИЮ

УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (Рецензирована)

Фатима Пшимафовна Хакунова1, Ася Казбековна Берсирова2н, Нурбий Хасанбиевич Хакунов3, Зарема Магаметовна Казиева4

1,2,3,4Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9563-0256 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1677-9608 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3838-3962 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8827-2075

Аннотация. Обобщены результаты исследования, целью которого являлось изучение влияния перехода на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе на психологический комфорт обучающихся в Адыгейском государственном университете по направлению «Психолого-педагогическое образование». В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические, эмпирические, статистические, а также частные методики, направленные на оценку уровня тревожности, коммуникабельности, мотивации учения, и авторская анкета, направленная на выявление уровня психологической комфортности обучающихся в условиях дистанционного обучения. Мы предположили, что переход на дистанционное обучение может оказать влияние на психоэмоциональное состояние и психологический комфорт студентов: повысится личностная и ситуативная тревожность, снизится уровень мотивации учения и уровень коммуникативной активности студентов. Анализ и интерпретация данных показали, что в процессе дистанционного обучения у большинства испытуемых респондентов преобладают средние и высокие значения ситуативной и личностной тревожности (43,9% и 47,9% соответственно); 59% респондентов испытывали психологический дискомфорт из-за того, что необходимо было резко адаптироваться к новому формату обучения; сложно было самоорганизоваться к процессу обучения вне стен университета - 21,7%, а также трудности, связанные с материально-технической базой, создавали некомфортное психоэмоциональное состояние у субъектов образовательного процесса - 3,5%.

Следовательно, при внедрении дистанционного обучения необходимо учитывать ряд возможных рисков, влияющих как на качество процесса обучения, так и на психоэмоциональное состояние обучающихся, а также необходимым условием, на наш взгляд, является учет индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе интеграции ИКТ в образовательную систему в

целях укрепления здоровья и создания условий для психологического комфорта обучающихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), цифровизация, дистанционное образование, студенты, образовательный процесс, тревожность, психологический комфорт, мотивация, коммуникабельность.

Для цитирования: Хакунова Ф.П., Берсирова А.К., Хакунов Н.Х., Казиева З.М. Влияние информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза на психологический комфорт и мотивацию учения студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. Вып. 3(303). С. 100-109. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-100-109

Original Research Paper

THE INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY ON STUDENTS' PSYCHOLOGICAL COMFORT AND MOTIVATION FOR LEARNING

Fatima P. Khakunova1, Asya K. Bersirova2 Nurby Kh. Khakunov3, Zarema M. Kazieva4

1,2,3,4Adyghe State University, Maykop, Russia

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9563-0256

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1677-9608

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3838-3962

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8827-2075

Abstract. This paper summarizes the results of a research aimed at studying the impact of the transition to distance learning using information and communication technologies (ICT) in the educational process on the psychological comfort of students at the Adyghe State University of the direction "Psychological and Pedagogical Education". In the course of the study, we used a set of complementary research methods: theoretical, empirical, statistical, as well as private methods to assess the level of anxiety, sociability, motivation for learning and an author's questionnaire to identify the level of psychological comfort of students in distance learning. We suggest that the transition to distance learning may have an impact on the psycho-emotional state and psychological comfort of students: personal and situational anxiety will increase, and the level of motivation for learning and the level of communicative activity of students will decrease. The analysis and interpretation of the data show that in the process of distance learning, the majority of respondents have medium and high values of situational and personal anxiety (43.9% and 47.9%, respectively). Respondents who experienced psychological discomfort because it was necessary to adapt themselves sharply to the new format of education, amounted 59%; respondents for whom it was difficult to organize themselves for the learning process outside the university - 21.7%, as well as respondents who experienced difficulties associated with the material and technical base - 3.5%.

Therefore, when introducing distance learning, it is necessary to take into account a number of possible risks affecting both the quality of the learning process and the psycho-emotional state of students. A necessary condition also, in our opinion, is

to take into account the individual and personal characteristics of students in the process of integrating ICT into the educational system in order to strengthen health and create conditions for psychological comfort of students.

Keywords: information and communication technologies (ICT), digitalization, distance education, students, educational process, anxiety, psychological comfort, motivation, sociability.

For citation: Khakunova F.P., Bersirova A.K., Khakunov N.Kh., Kazieva Z.M. The influence of information and communication technologies in the educational process of the university on students' psychological comfort and motivation for learning // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 3(303). P. 100-109. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-100-109

Актуальность исследования.

Эпоха глобальной цифровиза-ции (Informational Communication Technologies) затронула практически все аспекты нашего мира и повлияла на образ жизни взрослых и детей.

Система высшего образования также активно и широко внедряет ИКТ (ICT), пытаясь соответствовать запросу современного общества в подготовке конкурентоспособных специалистов к будущей профессиональной деятельности в условиях вызовов, возможностей и преимущества новых технологий [1]. Ситуация пандемии ускорила процесс внедрения ИКТ в образовательную практику, что повлекло ряд сложностей, связанных с неготовностью и возможностями материально-технического оснащения как самого ВУЗа, так и всех участников образовательного процесса. Это могло повлиять на психологический комфорт, вызывая страх и тревогу в процессе обучения студентов, сказаться на уровне их мотивации и изменить коммуникативную активность.

Стремительный прогресс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменил наш образ жизни, оказав влияние на все аспекты нашей жизнедеятельности. В сфере образования ИКТ способствуют оказанию помощи как студентам, так и педагогам. Информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществлять сбор, производство, хранение и обра-

ботку, передачу, запись и представление информации в виде изображений, голосовых и текстовых сообщений [2].

Цифровые технологии предполагают не только адаптацию к новым формам взаимодействия, но и смену парадигмы обучения. В этом смысле нет ни одного университета в мире, который уже не имеет цифровой платформы. Более того, внедрение электронного обучения позволяет сделать процесс увлекательным и захватывающим, что повышает уровень мотивации. Образовательные ИКТ не уступают традиционному обучению, но при этом дают преимущества для преподавания и гибкости обучения.

Ряд авторов предпочитают прямо утверждать, что необходимо подключаться к обучению посредством взаимодействия на просторах социальных сетей. Исследования роли социальных сетей как одной из возможностей повышения мотивации к поиску новых знаний и продуктивному общению, желанию постигать новое открывает новое понимание ценности общения, в том числе при онлайн-взаимодей-ствии. Существующие многочисленные веб-сайты позволяют активно взаимодействовать в целях выполнения совместных заданий и проектов. Так, к примеру, WIKI платформа продуктивно используется при условии, что учащиеся одновременно присутствуют и работают непосредственно через активное

взаимодействие со своими товарищами по команде, одноклассниками, преподавателями или руководителями, чтобы улучшить опыт обучения и достичь результата. Использование социальных сетей в высшем образовании расширяется в последние годы, пытаясь установить связь и новые способы общения среди студентов или преподавателей [3]. Кроме того, Болонский процесс предусматривает оценку компетенций как новизну в процессе оценки в высшем образовании и включает в себя ИКТ-компетенции как важный фактор развития студента. ИКТ-компетенции, также известные как ИКТ-грамотность, которые включают знания, умения и навыки использования компьютера, обработки текстов, электронных таблиц, базы данных, управления файлами, документацией, представления и передачи информации.

Технология может сделать нашу жизнь проще и упростить наши повседневные задачи. Таким образом, использование социальных сетей в высшем образовании становится новой формой общения со студентами, и преподаватели могут использовать эти новые инструменты для различных целей [4]. Также немаловажным фактором является мотивация студентов к использованию онлайн-среды - это возможностью демонстрировать собственные способности и креативность.

Исследования Nicoleta Duta, Oscar Martinez-Rivera, (2015) обращают внимание на возросшую роль педагога в новых культурных и образовательных средах, которые создаются и будут создаваться с помощью информационных технологий и коммуникаций [5].

Исследования особенностей организации образовательного пространства показали, что студенты предпочитают учебное пространство дома для индивидуальных занятий, а для совместной учебной деятельности со сверстниками они пред-

почитают учебное пространство в университете [6]. Также было выделено, что общественные места не популярны для учебных занятий среди студенческой молодежи. Данные исследования свидетельствуют о потребности студентов в активной оф-лайн-коммуникации со сверстниками в процессе обучения.

Онлайн-образование довольно часто применяется в университетских системах. Растет спрос на внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-методический процесс. Однако успех проектов, направленных на достижение этой цели, зависит от того, насколько положительно преподаватели и студенты будут относиться к таким формам обучения.

Отсутствие тревоги, страха, негативных чувств и мыслей, умиротворение и уверенность в себе - все это формирует такое представление и ощущение, как психологический комфорт. Это состояние позволяет студенту ощущать себя здоровой и счастливой личностью, мотивированной на успешное освоение образовательной программы и получение знаний, умений и навыков. Одной из стратегических задач образовательной среды вуза является именно поддержание психологического комфорта студентов и педагогов.

Исследования, направленные на изучение эмоциональной сферы студентов в условиях цифровизации университетской среды, подчеркивают, что беспокойство о здоровье характерно для большого количества людей. Студенты высших учебных заведений пытаются адаптироваться к новой университетской среде. В частности, они претерпевают некоторые трудности, связанные с финансовыми проблемами, адаптацией к университетской жизни и условиям, а также налаживанием новых социальных связей. Все это неизбежно влияет на физическое и психическое здоровье. Таким образом, снижение уровня тревожности

у студентов может улучшить процесс обучения и его успех. Наиболее очевидным примером снижения тревожных ситуаций является использование геймификации в качестве обучающих элементов. В них игроки могут приобретать навыки и знания в обстановке, характеризующейся комфортом и благополучием. Со своей стороны, геймификация известна как процесс, связанный с мышлением игроков и игровыми техниками для привлечения пользователей и решения проблем.

Таким образом, любая игра, подразумеваемая в концепции гейми-фикации, должна не только влиять на психологическое и социальное поведение игрока, но и помогать находить ответы на определенные проблемы. Таким образом, чем больше они играют, тем больше времени уделяется повышению степени комфорта.

Важно понимать разницу между игрой, основанной на обучении, и геймификацией с использованием образовательных игр в классе.

Первый представляет собой среду получения удовольствия в контексте добровольного обучения с использованием таких стимулов, как баллы, ранжирование и т. д., а также, по мнению некоторых авторов, использование мобильных приложений может быть прекрасной возможностью для обучения благодаря возможности подключения и мобильности, которая облегчает доступ к ресурсам. Практически каждый современный студент имеет под рукой мобильный телефон, подключенный к интернету, что дает ему беспрепятственный доступ в систему дистанционной образовательной платформы вуза в независимости от времени и места. Это создает больший комфорт при переходе на дистанционное обучение как в материальном, так и психологическом плане. Появляется возможность самостоятельно определять траекторию образовательно-

го процесса, развивая волевые качества и самоорганизацию.

Таким образом, определенное влияние на формирование личности оказывают особенности использования ИКТ в образовательном процессе, поэтому важным условием эффективности индивидуального подхода в учебно-образовательной среде вуза является пристальное внимание к созданию условий для поддержания психологического благополучия, эмоциональной стабильности и развития способности к самообразованию и саморазвитию студентов. Направить активность каждого субъекта в нужном направлении, на познание других людей, на саморазвитие и самовоспитание, на коммуникативную активность и высокую мотивированность в приобретении знаний - главная задача образовательного процесса. Решение этой задачи возможно только в том случае, если достаточно полно будут изучены детерминанты достижения психологического комфорта и устойчивой мотивации в процессе обучения с применением ИКТ, что обусловливает актуальность исследуемой темы.

В ходе работы над исследованием мы выделили основные противоречия:

- между необходимостью современной действительности в активном использовании ИКТ в процессе обучения и недостаточным изучением вопроса влияния цифрового образования на здоровье студентов;

- между необходимостью разработки критериев оценки целесообразности и эффективности дистанционного обучения и отсутствием фундаментальных исследований по проблеме психологических и педагогических рисков цифровизации образования.

Выделенные нами противоречия позволили сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности влияния цифровизации

образования на психологический комфорт студентов?»

Целью исследования является изучение влияния перехода на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на психологический комфорт обучающихся студентов в Адыгейском государственном университе-

те по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Задачи исследования:

- определить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории;

- выявить «уровень личностной и ситуативной тревожности во время дистанционного обучения;

- определить уровень психологического комфорта студентов;

- определить уровень мотивации учения обучающихся;

- изучить особенности коммуникативной активности.

Объект исследования: бакалавры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Предмет исследования: влияние дистанционного обучения на психологический комфорт, коммуникативную активность и мотивацию учения студентов.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду оказывает влияние на психологический комфорт студентов: повышается личностная и ситуативная тревожность, снижается уровень мотивации учения и коммуникативной активности.

Материалы и методы. Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, мы определили следующие задачи:

1. Выявить теоретические аспекты и охарактеризовать особенности влияния ИКТ на психологический комфорт студентов.

2. Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик по

исследованию учебной мотивации, уровня тревожности и коммуникативной активности студенческой молодежи.

3. Определить детерминанты и факторы риска.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - анализ, синтез, обобщение результатов исследований в психологической и методической литературе по проблеме исследования;

- эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, психологический эксперимент;

- статистические - аналитическая обработка и интерпретация экспериментальных данных.

Были использованы следующие частные методики.

1. Методика оценки уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.

2. Методика изучения мотивации обучения студентов Т.И. Ильиной.

3. Тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского для определения уровня коммуникабельности.

4. Авторская анкета-опросник, направленная на выявление уровня психологической комфортности обучающегося в образовательной среде ВУЗа в условиях дистанционного обучения.

В исследовании приняли участие 198 студентов (бакалавров) факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». Исследование проводилось в 2020 году в период перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией.

Результаты. Данные анкетирования по выявлению психологической комфортности в процессе перехода на дистанционное обучение показали, что 117 студентов (59%) испытывают сложности в адаптации к новым условиям применения информационно-коммуникационных

технологий в обучении. Основные причины, которые были выделены, -это снижение интереса к изучаемой дисциплине (31,8% недостаточность навыков работы на дистанционных платформах (24,2%), сложности в самоорганизации (21,7%), неустойчивое Интернет-соединение (6,6%), отсутствие соответствующего материально-технического оборудования и программного обеспечения (3,5%). На вопрос «комфортно ли обучаться в дистанционном режиме» 83 респондента ответили положительно, но указали на предпочтение в пользу аудиторных занятий, что составило 41,9% от общего числа респондентов. При анализе ответов, направленных на изучение вынужденного перехода на полное дистанционное обучение в связи с андеми-ей, было выявлено, что присутствие педагога в веб-комнате не вызывало большой удовлетворенности со стороны студентов и желание активно выполнять задания.

Таким образом, студенты ориентированы на очные аудиторные занятия с частичным применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Для большинства респондентов офлайн-присутствие педагога позволяло чувствовать больше положительных эмоций, нежели выполнение самостоятельной работы по гибкому графику.

Исследования личностной и ситуативной тревожности студентов в период дистанционного обучения показали, что у 79 (39,9%) респондентов имеется средний уровень ситуативной тревожности. Молодые люди придают особую значимость определенным элементам ситуации или находят ресурсы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такие студенты стараются объективно оценивать возникающие ситуации, однако они испытывают неуверенность в своих силах на первоначальных этапах. Таким образом,

происходит кратковременное и не очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности. Высокий уровень ситуативной тревожности представлен у 87 (43,9%) студентов, который свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Он чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Происходит полная концентрация на происходящем, которое кажется опасным и непреодолимым. Как следствие, недовольство собой, окружающими людьми, уход от социального общения.

Низкий уровень выявлен всего у 32 обучающихся (16,2%). Данный уровень тревожности отражает недостаточно высокую значимость той или иной ситуации, в которой оказывается на момент обследования респондент. При данном уровне тревожности человек уверен в себе, внутренне расслаблен, доволен собой, своим состоянием, положением дел, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого.

Показатели личностной тревожности выявили, что высокий уровень выявлен у 95 (47,9%) респондентов. Он означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается студент, воспринимаются как угрожающие ему, его престижу или самооценке. У 81 студента (40,9%) средний уровень: человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие и работоспособность. Ситуации представляются преимущественно знакомыми, индивид успешно к ним адаптируется, осознавая свою ответственность и последствия. При осложнении ситуации может появиться беспокойство и тревога. Низкий уровень продемонстрировали всего 22 студента (12,2%). Как правило, такие люди воспринимают появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности.

В ходе исследования мотивации учения студентов в период дистанционного обучения было выявлено, что внешние мотивы учения («получение диплома» и «овладение профессией») преобладают над внутренним («получение знаний»). Прежде всего, это говорит о формальном отношении к самому учебному процессу, снижению интереса к получению знаний. Вероятно, это связано с отсутствием эмоционального живого общения с преподавателем, а также трудностями в самостоятельном освоении нового учебного материла, сложностями несовершенных систем оценивания в условиях дистанционной работы.

По показателю уровня коммуникабельности исследуемой группы можно сделать вывод, что снижение реального общения в период дистанционного обучения повлияло и на коммуникативную активность в целом. Несмотря на то, что большинство респондентов имеют нормальные показатели общительности - 45,9%, достаточно высокими оказались и значения низкого уровня общительности - 36,9% от общего числа опрошенных.

Таким образом, из результатов исследования видно существенное преобладание средних и высоких уровней тревожности, снижение уровня мотивации учения и коммуникативной активности у студентов Адыгейского государственного университета в период перехода на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Обсуждение. Одним из признаков высокого уровня организации образовательного процесса 21 века выступает наличие и активность применения в вузах информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако необходимо дифференцировано подходить к неизбежной трансформации современной системы образования с учетом перехода на дистанционное обучение.

Ряд исследований показывает, что освоение образовательной программы намного эффективнее при применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. В ходе нашего исследования мы выявили, что полный переход на дистанционную форму обучения вызывает изменения в психоэмоциональном состоянии студентов. Самая многочисленная категория значения как личностной, так и ситуативной тревожности приходится именно на высокий уровень показателей (47,9% и 43,9% соответственно). Проведенное исследование обозначило ряд проблем, связанных с психоэмоциональным состоянием субъектов образовательного процесса в формате дистанционного обучения:

- цифровизация образования повышает уровень тревожности субъектов образовательного процесса;

- при переходе на дистанционное обучение снижается заинтересованность и мотивация, самоорганизация и желание самообразовываться;

- снижается коммуникативная активность обучающихся;

- нарушается психологический комфорт и эмоциональная стабильность субъектов образовательного процесса.

Таким образом, задача профессорско-преподавательского состава ВУЗа заключается в поиске путей преодоления данного эффекта в целях поддержания психологического комфорта и сохранения психического здоровья путем реализации и внедрения эффективных форм проведения дистанционных занятий. На наш взгляд, организация образовательного процесса в вузе должна сочетать оптимальный баланс между применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и традиционных технологий обучения с созданием условий для развития способности к самообразованию и самовоспитанию студентов с учетом реализации компетентностного

подхода и требований профессионального стандарта. Такие задачи могут лечь в основу будущих исследований в этом направлении.

Выводы.

1. Анализ теоретических исследований показал, что отсутствуют фундаментальные исследования, которые бы выявили существующие риски и детерминанты для физического и психического здоровья человека в условиях внедрения цифрови-зации в образование.

2. Выявленные данные свидетельствуют о том, что в процессе

дистанционного обучения у студентов наблюдается повышенная личностная и ситуативная тревожность, снижение интереса к образовательному процессу, сложности в самоорганизации и мотивации учения.

3. Организация образовательного процесса с применением ин-формационно-коммуникацион-ных технологий (ИКТ) требует создания необходимых условий для поддержания психологического комфорта и сохранения здоровья обучающихся.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Глухова Т.В., Бажанова С.В. Икт-компетентность в современном образовании // ИТС. 2013. № 2 (71).

2. Лазуткина В.О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 263-265.

3. Акай О.М., Царевская И.В., Журавлева Н.С. Способы повышения мотивации к изучению иностранных языков посредством социальных сетей интернета // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5.

4. Черемисин А.Г., Багдасарова Д.Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2.

5. Du^à N., Martinez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning, Procedia // Social and Behavioral Sciences/ 2015. Vol.180. P. 1466-1473. URL: https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2015.02.294.

6. Шенцова О.М. Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде // Педагогика и психология образования. 2019. № 3.

References:

1. Glukhova T.V., Bazhanova S.V. ICT-competence in modern education // ITS. 2013. No. 2 (71).

2. Lazutkina V.O. The history of introduction of information and communication technologies in education and their use in our days // Young Scientist. 2021. No. 17 (359). P. 263-265.

3. Akai O.M., Tsarevskaya I.V., Zhuravleva N.S. Means to improve foreign languages learning motivation through social Internet networks // Modern problems of science and education. 2018. No. 5.

4. Cheremisin A.G., Bagdasarova D.G. Education and social networks: positive and negative aspects of their use // Bulletin of Donetsk Pedagogical Institute. 2017. No. 2.

5. Du^à N., Martinez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning, Procedia // Social and Behavioral Sciences / 2015. Vol.180. P. 1466-1473. URL: https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2015.02.294.

6. Shentsova O.M. Identification of subject-spatial preferences of university students in the educational environment // Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 15.09.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 25.08.2022; approved after reviewing 08.09.202; accepted for publication 15.09.2022.

© Хакунова Ф.П., Берсирова А.К., Хакунов Н.Х., Казиева З.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.