Научная статья на тему 'Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами'

Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / СТУДЕНТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПАРАНОИДАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / SAFETY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NEED FOR SAFETY / STUDENT / ANXIETY / PARANOID TRAITS / LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольчик Елена Юрьевна, Ушакова Владислава Романовна

Статья посвящена изучению феномена социально-психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Авторами проанализированы основные подходы к пониманию проблемы безопасности в психологии с точки зрения информационного и социального воздействия на личность. Рассмотрены специфические особенности образовательной среды и выделены факторы, опосредующие воздействие образовательного пространства на состояние социально-психологической безопасности обучающегося. Определены и проанализированы характерные черты студенческой молодежи как конкретной категории обучающихся. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления данных факторов у обучающихся с различной выраженностью потребности в безопасности. В исследовании принимали участие студенты 4 года обучения Крымского инженерно-педагогического университета специальности «Психология». В результате исследования в качестве факторов, влияющих на уровень социально-психологической безопасности личности, были выявлены личностные особенности студентов со средней и высокой выраженностью потребности в безопасности: высокий уровень личностной тревожности, выраженный интернальный локус контроля, а также выраженные параноидальные черты личности (обидчивость, раздражительность, подозрительность и недоверие). Было выявлено, что студенты с выраженной потребностью в безопасности демонстрируют параноидные черты ярче: для них характерны частые обиды, повышенная раздражительность и патологическая ревность. Проявление враждебности и аффективную насыщенность переживаний может усиливать ощущение угрозы социально-психологической безопасности личности. Выявлены личностные особенности, положительно влияющие на уровень социально-психологической безопасности: это умеренный уровень ситуативной тревожности, избирательная интернальность в области семейных и межличностных отношений, а также отсутствие или слабая выраженность параноидных черт. Определены и дифференцированы основные условия в образовательном пространстве, необходимые обучающимся для ощущения безопасности: высокий уровень сплоченности, понимания и доверия у студентов с высокой потребностью в безопасности, а также поддержка и уважение у студентов с низкой потребностью в безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кольчик Елена Юрьевна, Ушакова Владислава Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological safety in persons with paranoid traits

The article is devoted to the study of the phenomenon of social and psychological safety of the individual in the educational space. The authors analyzed the main approaches to understanding the problem of safety in psychology in terms of information and social impact on the person. Specific features of the educational environment are considered and factors that mediate the effect of the educational space on the state of social and psychological safety of the student are identified. The characteristics of student youth as a specific category of students have been identified and analyzed. An empirical study has been carried out to identify the features of the manifestation of these factors in students with different expressions of safety needs. Students of 4 years of study of Crimean Engineering and Pedagogical University of Psychology took part in the study. As a result of the study, the personal characteristics of students with medium and high security needs were identified as factors affecting the level of social and psychological security of the person: high level of personal anxiety, pronounced internal locus of control, as well as pronounced paranoid personality traits (resentment, irritability, suspicion and mistrust). It was found that students with a pronounced need for safety show paranoid features brighter: they are characterized by frequent resentment, increased irritability and pathological jealousy. The manifestation of hostility and affective saturation of experiences can increase the sense of threat to the social and psychological security of the individual. Personal features that positively affect the level of social and psychological security have been identified: this is a moderate level of situational anxiety, selective internality in the field of family and interpersonal relations, as well as the absence or weak expression of paranoid features. The basic conditions in the educational space necessary for students to feel safe have been defined and differentiated: high levels of cohesion, understanding and trust among students with high security needs, and support and respect among students with low security needs.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/76PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кольчик Е.Ю., Ушакова В.Р. Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kolchik E.Yu., Ushakova V.R. (2019). Social and psychological safety in persons with paranoid traits. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.91 ГРНТИ 15.81.61

Кольчик Елена Юрьевна

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия

Старший преподаватель кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: egyptshore@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6116-6053

Ушакова Владислава Романовна

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: Vladislava.psyhologist@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8317-2518 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=915779

Социально-психологическая безопасность у лиц с параноидальными чертами

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена социально-психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Авторами проанализированы основные подходы к пониманию проблемы безопасности в психологии с точки зрения информационного и социального воздействия на личность. Рассмотрены специфические особенности образовательной среды и выделены факторы, опосредующие воздействие образовательного пространства на состояние социально-психологической безопасности обучающегося. Определены и проанализированы характерные черты студенческой молодежи как конкретной категории обучающихся. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления данных факторов у обучающихся с различной выраженностью потребности в безопасности. В исследовании принимали участие студенты 4 года обучения Крымского инженерно-педагогического университета специальности «Психология». В результате исследования в качестве факторов, влияющих на уровень социально-психологической безопасности личности, были выявлены личностные особенности студентов со средней и высокой выраженностью потребности в безопасности: высокий уровень личностной тревожности, выраженный интернальный локус контроля, а также выраженные параноидальные черты личности (обидчивость, раздражительность, подозрительность и недоверие). Было выявлено, что студенты с выраженной потребностью в безопасности демонстрируют параноидные черты ярче: для них характерны частые обиды,

https:// mir-nauki. com

повышенная раздражительность и патологическая ревность. Проявление враждебности и аффективную насыщенность переживаний может усиливать ощущение угрозы социально-психологической безопасности личности. Выявлены личностные особенности, положительно влияющие на уровень социально-психологической безопасности: это умеренный уровень ситуативной тревожности, избирательная интернальность в области семейных и межличностных отношений, а также отсутствие или слабая выраженность параноидных черт. Определены и дифференцированы основные условия в образовательном пространстве, необходимые обучающимся для ощущения безопасности: высокий уровень сплоченности, понимания и доверия у студентов с высокой потребностью в безопасности, а также поддержка и уважение у студентов с низкой потребностью в безопасности.

Ключевые слова: безопасность; социально-психологическая безопасность; образовательная среда; потребность в безопасности; студент; тревожность; параноидальные черты; локус контроля

В условиях современного общества все чаще приходится задумываться о таком понятии, как «безопасность личности». Понятие безопасности является многогранным, и может означать безопасность физическую, социальную, либо психологическую, но во всех случаях безопасность связана с информацией. Неотъемлемым атрибутом современного общества является его тотальная информатизация. Человек оказывается погруженным в информационное пространство, независимо от того, является целенаправленным ее восприятие или нет. Это приводит к тому, что зачастую личность оказывается беззащитной перед определенными информационными воздействиями, что может приводить к самым разнообразным последствиям. Феномен информационно-психологической безопасности изучался М.В. Абакумовой, Г.В. Грачевым, Т.С. Кабаченко, А.И. Лучинкиной,

A.А. Стрельцовым и другими исследователями, которые понимали данный феномен как состояние защищенности субъекта от воздействия разнообразных информационных факторов, вызывающих некоторые социальные и психофизиологические дисфункции [1-5]. Социально-психологическая безопасность не является врожденным качеством ввиду своей социальности и формируется в течение жизни человека, его социализации. Именно поэтому особое значение имеет социально-психологическая безопасность личности в образовательном пространстве. Разработкой данной темы занимались И.А. Баева и Е.Н. Волкова, понимая безопасность в образовательном пространстве как состояние психологической защищенности и способность человека и окружающей среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [6]. И.А. Баева также предлагает структуру социально-психологической безопасности в образовательном пространстве, которая представлена тремя компонентами: психологической защищенностью, удовлетворением потребности в личностно-доверительном общении и значимостью среды [7]. Соответственно, как отмечает А.Н. Сухов, рассчитывать на воспитание психологически здоровой личности можно только в случае отказа от психологического насилия, соблюдения принципов диалога и сотрудничества в образовательной среде [8]. Для целенаправленного формирования социально-психологической безопасности личности в образовательном пространстве, необходимо понимать специфику обучающихся, которая имеет ряд особенностей. По мнению Н.А. Коры и Т.В. Эксакусто для студентов по сравнению с другими группами молодежи этого возраста, присущи следующие черты: высокий образовательный уровень, большое стремление к знаниям, высокая социальная активность, достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [9; 10].

B.Р. Ушакова отмечает, что для студенческого возраста характерна кризисная насыщенность, признаками которой могут быть: сильная фрустрация из-за неудовлетворенных потребностей;

Введение (актуальность)

обострение ролевых конфликтов «студент - преподаватель», «студент - студент»; ценностно-смысловая неопределенность, неструктурированность личности; инфантильность. Кризисы, которые переживает студент, могут приводить к снижению психологической безопасности личности, и стать причиной деструктивных и психотравмирующих последствий [11].

Как отмечает П.А. Кисляков, современная высшая школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку призвана выпускать сложнейший продукт - психологически здоровую личность, которая обладает профессиональной компетентностью и требует для своего создания индивидуальных технологий [12]. Требования к психологической безопасности следует определять с позиций тех участников, в интересах которых она поддерживается, в частности: студент, родители, педагог. По мнению О.Ю. Зотовой и Н.Л. Шлыковой, в случаи, если ситуация или обстановка в учреждении опасны хотя бы по одной из позиций, то она неизбежно будет представлять угрозу и для других, хотя такие побочные действия могут быть отсрочены [13; 14].

Несмотря на некоторую освещенность проблемы социально-психологической безопасности личности в образовательном среде, существует еще много нюансов, оставшихся неизученными: в частности, это факторы, оказывающие влияние на процесс формирования социально-психологической безопасности студента. В связи с этим, данное исследование, направленное на выявление личностных факторов, а именно параноидальных черт, влияющих на уровень социально-психологической безопасности студента, имеет особую актуальность.

Отметим, что исследование отношения личности к собственной безопасности в студенческой группе, представление о комфортных и доверительных отношениях в контексте доминирования определенных потребностей и ценностей является малоизученным и актуальным в современном обществе. Необходимо всестороннее изучение данного вопроса с целью последующей корректировки системы отношений и ценностей, формирования правильных представлений молодежи о психологической безопасности.

Цель исследования

Выявить особенности социально-психологической безопасности студентов с различной степенью выраженности параноидальных черт.

Методы (подробное описание исследования)

В данном исследовании принимали участие 60 студентов, обучающихся в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогическом университете» на 4 курсе факультета психологии и педагогического образования специальности «Психология». Возраст студентов составил от 20 до 23 лет; 38 девушек и 22 юноши. Студенты также различались по этнической принадлежности: 36 студентов - крымские татары, 20 - русские и 4 студента - другие национальности. При помощи методики диагностики потребностей «Пирамида потребностей» А. Маслоу мы разделили все испытуемых на две группы в зависимости от выраженности потребности в безопасности. Таким образом, в группу 1 вошли 32 студента с высокой и средней степенью потребности в безопасности, средний возраст которых 20,6±0,7, из них 24 крымских татар и 8 русских и других национальностей. В группу 2 вошли 28 обучающихся с низким уровнем выраженности потребности в безопасности, средний возраст которых 21,3±1,6, из них 20 крымских татар и 8 русских и других национальностей.

В основе нашего исследования лежало предположение о том, что значимыми личностными факторами, оказывающими влияние на уровень социально-психологической безопасности студентов, являются уровень тревожности, уровень субъективного локуса

контроля и параноидальные черты личности. Наши предположения были основаны на том, что высокий уровень личностной тревожности, а также интернальный локус контроля способствуют искаженному восприятию информации, поступающей извне, провоцируя панику и придавая особое значение информации, не являющейся значимой объективно. Параноидальные черты личности, чаще всего проявляющиеся в подозрительности и недоверчивости, так же существенно снижают уровень социально-психологической безопасности личности. В исследовании были использованы методика оценки тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и Ю.Л. Ханиным и направленная на диагностику уровня личностной и ситуативной тревожности; модификация методики «Незаконченные предложения», разработанная М. Саксом и включающая в себя 4 предложения, связанные с безопасностью, которые необходимо закончить; опросник «Уровень субъективного контроля», разработанный Е.Ф. Бажиным, позволяющий определить особенности оценки индивидом влияния его личности или окружения на происходящие события и ситуации; шкала параноидности из Миннесотского многоаспектного личностного опросника С. Хатуэя и Дж. Маккинли, позволяющая определить степень выраженности параноидальных черт у респондентов. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи и-критерия Манна-Уитни.

Результаты исследования

Результаты по методике диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности, разработанной Ч.Д. Спилбергером и Ю.Л. Ханиным, представлены в табл. 1. Уровень личностной тревожности выше у студентов с более выраженной потребностью в безопасности, тогда как уровень ситуативной тревожности у студентов обеих групп практически не различается. Были выявлены статистически значимые различия по показателю личностной тревожности между студентами с разной степенью выраженности потребности в безопасности (Шмп = 187,5).

Это дает нам основания предполагать о наличии тенденции у студентов 1 группы к восприятию мира с широким спектром различных ситуаций как угрожающих и предрасположенности отвечать на них определенной реакцией. Умеренный уровень ситуативной тревожности указывает н предрасположенность личности к сохранению спокойствия и адекватной реакции в ответ на сложившиеся обстоятельства.

Таблица 1

Показатели личностной и ситуативной тревожности у студентов групп 1 и 2

Шкалы Группа 1, n = 22 Группа 1, n = 18 U-критерий Манна-Уитни

М±с М±с

Личностная тревожность 52,2±10,7 46,9±10,3 187,5**

Ситуативная тревожность 41,6±7,8 40,9±5,7 178

Примечания: ** при р > 0,05

Потребность личности ощущать безопасность в студенческой среде обуславливает определенные установки, гибкость и критичность мышления для оценки социальной среды по критерию «опасно-безопасно». Для выявления особенностей когнитивных установок и убеждений личности относительно безопасности студенческой среды была использована модификация методики «Незаконченные предложения», разработанной М. Саксом. Результаты исследования по различным параметрам представлены в таблице 2.

Для первой группы респондентов оценка безопасности характеризуется такими показателями, как:

1. Сплоченность 41 %. Страница 4 из 10

2. Доверие 31,8 %.

3. Понимание 31,8 %.

4. Комфорт 31,8 %.

Это может говорить о том, что, испытывая потребность в безопасности, личность предполагает удовлетворить данную потребность повышением степени сплоченности группы, что в дальнейшем способно повысить уровень межличностного комфорта и доверия.

Для второй группы респондентов характерны такие показатели:

1. Поддержка 27,7 %.

2. Уважение 11,1 %.

Количество условных требований в данной группе меньше, что указывает на их более высокую степень комфорта среди одногруппников. Кроме этого, поддержка и уважение как показатели социального статуса в группе указывают также на то, что участники данной группы стоят на более высоких ступенях пирамиды потребностей А. Маслоу и стремятся удовлетворять иные потребности, являющиеся исключительно социальными.

Таблица 2

Особенности установок на оценку безопасности и угрозы студенческой среды у студентов групп 1 и 2

Параметры Группа 1, п = 22 Группа 2, п = 18

Сплоченность 41 % Поддержка 27,7 %

Безопасность - это... Доверие 31,8 %

Понимание 31,8 % Уважение 11,1 %

Комфорт 31,8 %

Сплоченность 32 %

Взаимопонимание 30 %

Условия ощущения безопасности Доверие 31,8 %

Поддержка 25,5 %

Комфорт 27 %

Угроза - это. Непринятие 39 % Безразличие 30 %

Нет доверия 40,3 %

Условия ощущения угрозы Непринятие 30 % Плохие взаимоотношения 20 %

Нет доверия 60 %

Респонденты обеих групп приблизительно одинаково понимают угрозы для своей безопасности:

1. не принятие 39 %;

2. не доверие 50 %;

3. безразличие 30 %.

Важно отметить, что для испытуемых с высокой и средней потребностью в безопасности угроза воспринимается как непринятие и не доверие со стороны сверстников, в отличие от респондентов с низкой потребностью в безопасности, которые угрозу оценивают, как безразличное отношение к ним со стороны одногруппников и друзей.

Ощущение угрозы безопасности также переживаются похоже респондентами обеих групп, однако участники группы 1 переживают их более дифференцированно:

1. Непринятие 30 %.

2. Нет доверия 60 %.

В случаи ощущения непринятия испытуемых со стороны одногруппников и отсутствия доверия в межличностном взаимодействии, воспринимается студентами с высокой и средней степенью потребности в безопасности как угроза их безопасности.

В свою очередь, для второй группы испытуемых, имеющих низкую потребность в безопасности, характерным оказалось такое условие:

1. Плохие взаимоотношения 20 %.

Можно предположить, что плохие взаимоотношения также могут включать в себя неприятие и недоверие, либо же быть их следствием. Вместе с тем, респонденты группы 2 не подвергают данную категорию такому подробному анализу, как это делают респонденты группы 1, менее фиксированы на данной проблеме.

С помощью опросника «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина были исследованы особенности оценки индивидом влияния своей личности или окружения на происходящие события и ситуации. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, в какой степени личность принимает ответственность на себя за происходящее и, соответственно, строит свою модель поведения в студенческой группе. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели субъективного контроля у студентов группы 1 и 2

Шкалы Группа 1 Группа 2 U-критерий Манна-Уитни

Шкала общей интернальности 7,3±2,6 8,8±1,7 177**

Шкала интернальности в области неудач (Ин) 7,0±1,6 6,2±1,9 135

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) 5,3±1,5 6,2±1,4 137,5

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) 7.0±1,7 7,1±2,6 194

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) 7,6±2,6 8,3±1,7 173,5

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) 6,9±1,9 6,1±2,1 155,5

Примечания: ** при р > 0,05

Существенную разницу между показателями группы 1 и 2 можно увидеть по шкале интернальности в семейных отношениях: респонденты с более высокой потребностью в безопасности имеют более низкий уровень интернальности. Предположительно, это может указывать на деструктивные процессы в системе отношений по причине непонимания и недоверия, отсутствия чувства безопасности и уверенности как в себе, так и в партнере. Следовательно, студенты недостаточно ощущают себя в безопасности в семье, что может проявляться в недостаточной сплочённости членов семьи, доверии и взаимопонимании. Можно предположить, что данную модель отношений в семье испытуемые проецируют на взаимоотношения со сверстниками в группе. Таким образом, не получая в социальной среде поддержки, внимания и принятия, студенты оценивают это как угрозу их безопасности. В то же время респонденты с более низкой потребностью в безопасности демонстрируют высокие показатели интернальности в межличностных отношениях. Это говорит о том, что они чувствуют себя ответственными за налаживание межличностных отношений и зачастую берут инициативу на себя. Кроме этого, участники группы 2 характеризуются высокими показателями интернальности в области достижений, а это означает, что у этих респондентов высокий уровень субъективного контроля над потенциальными событиями и ситуациями, а также может указывать на преобладание мотивации достижения успеха. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

Достоверные статистические различия по показателям субъективного контроля поведения между студентами с разной степенью выраженности потребности в безопасности с помощью и-критерия Манна-Уитни выявлены по параметру общей интернальности (и = 177, при р > 0,05).

Результаты диагностики параноидальных черт личности при помощи шкалы параноидности Миннесотского многоаспектного личностного опросника С. Хатуэя и Дж. Маккинли представлены на таблице 4.

Таблица 4

Особенности параноидальных черт личности у студентов группы 1 и 2

Шкала Группа 1,n = 22 Группа 1, n = 18 U-критерий Манна-Уитни

М±с М±с

Параноидальные проявления 16,8±4,6 13,3±3,3 146,5**

** прир > 0,05

Согласно полученным результатам, респонденты обеих групп характеризуются умеренной выраженностью параноидальных черт, однако студенты с выраженной потребностью в безопасности демонстрируют эти черты более ярко, на что указывают статистически значимые различия (U = 146,5, при р > 0,05).

Личностная дисгармония и дезадаптивное состояние характеризуются выраженной аффективной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации. Мание величия и бредовые идеи так же характерны для этих личностей, так же частые обиды, повышенная раздражительность, патологическая ревность. Напряженность в сфере межличностных взаимоотношений чаще всего основывается на недоверии в отношениях и общей недоброжелательности. В ситуациях, которые субъективно расцениваются как особо угрожающие состоянию социально-психологической безопасности, могут провоцировать проявления враждебности, аффективной насыщенности переживаний и склонность к истинно параноидальным реакциям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение результатов исследования

Образовательная среда является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека и представляет собой определенную систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития. Социально-психологическая безопасность обучающегося в образовательной среде является устойчивым понятием, означающим состояние защищенности личности от различного рода негативных воздействий среды в субъективном понимании, а также состояние самой образовательной среды, которое свободно от насилия в любых его формах и которое способствует установлению доверительного общения между ее участниками в объективном понимании.

Одними из факторов, оказывающих влияние на уровень и состояние социально-психологической безопасности обучающихся, являются такие личностные особенности, как тревожность, локус контроля, а также параноидные черты. Обучающиеся, обладающие высокой и средней потребностью в безопасности, характеризуются высоким уровнем личностной тревожности, выраженными параноидальными чертами характера, а также интернальным локусом контроля, особенно выраженным при оценке своих неудач и относительно соматического состояния организма «Здоровье-болезнь». Такие личностные особенности на поведенческом уровне проявляются в форме частых обид, повышенной раздражительности, подозрительности и недоверию к окружающим, что мешает установлению гармоничного состояния социально-психологической безопасности и полноценному удовлетворению соответствующей потребности. Студенты, характеризующиеся низкими

https:// mir-nauki. com

показателями потребности в безопасности, обладают умеренным уровнем ситуативной тревожности и низкой личностной тревожностью; для них свойственна интернальность в семейных и межличностных отношениях, где они берут ответственность на себя за свои поступки, а также для них не характерны параноидальные черты во всех их проявлениях.

Проведенное эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей социально-психологической безопасности студентов с различной степенью выраженности параноидальных черт, дало возможность рассмотреть проблему безопасности личности в студенческой группе с позиции индивидуально-личностных особенностей участников образовательного процесса, а также расширить и углубить имеющиеся в современном научном знании представления о безопасности и социально-психологических факторов безопасности. Таким образом, у лиц с выраженными параноидальными чертами проявляются высокая и средняя степень потребности в безопасности, высокий уровень личностной тревожности, низкий уровень интернальности в семейных отношениях. В свою очередь, безопасность в отношениях ощущается при наличии доверия и сплоченности с одногруппниками. Студенты с более низкой выраженностью параноидальных черт характеризуются низкой степенью потребности в безопасности, низким показателем личностной тревожности и высокими показателями интернальности в межличностных отношениях, а также условиями ощущения безопасности является взаимопонимание и поддержка в студенческой среде.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога - консультации, психопросвещение и психотерапия, при психолого-педагогическом сопровождении студентов в образовательном пространстве.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В., Суприянов В.В. Средовой подход к проблеме психологической безопасности личности. Ростов-на-Дону, 2007. 73 с.

2. Грачев Г.В. Личность и общество. Информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Пер Сэ, 2003. 301 с.

3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000. 539 с.

4. Лучинкина А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве: монография. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. 407 с.

5. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / под ред. В.А. Садовничего, В.П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002. С. 52-57.

6. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.

7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

8. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 256 с.

9. Кора Н.А. Модель личностной безопасности студенческой молодежи в условиях угрозы наркотизации социальной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 155-160.

10. Эксакусто Т.В. Обеспечение социально-психологической безопасности личности (на примере психологической службы ВУЗА) // Известия Южного федерального университета. 2008. № 6 (83). С. 70-73.

11. Ушакова В.Р. Социально-психологическая безопасность личности в студенческой группе // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. 2019. №1 (5). С. 70-78.

12. Кисляков П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. Электрон. версия печат. публ. Доступ из науч. электрон. б-ки «КИБЕРЛЕНИНКА».

13. Зотова О.Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен: монография. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2011. 593 с.

14. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. психол. наук. (19.00.03) / Шлыкова Надира Летфулловна; всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. М., 2004. 47 с.

https:// mir-nauki. com

Kolchik Elena Yur'evna

Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia

E-mail: egyptshore@yandex.ru

Ushakova Vladislava Romanovna

Crimean engineering and pedagogical university by Fevzi Yakubova, Simferopol, Russia

E-mail: Vladislava.psyhologist@gmail.com

Social and psychological safety in persons with paranoid traits

Abstract. The article is devoted to the study of the phenomenon of social and psychological safety of the individual in the educational space. The authors analyzed the main approaches to understanding the problem of safety in psychology in terms of information and social impact on the person. Specific features of the educational environment are considered and factors that mediate the effect of the educational space on the state of social and psychological safety of the student are identified. The characteristics of student youth as a specific category of students have been identified and analyzed. An empirical study has been carried out to identify the features of the manifestation of these factors in students with different expressions of safety needs. Students of 4 years of study of Crimean Engineering and Pedagogical University of Psychology took part in the study. As a result of the study, the personal characteristics of students with medium and high security needs were identified as factors affecting the level of social and psychological security of the person: high level of personal anxiety, pronounced internal locus of control, as well as pronounced paranoid personality traits (resentment, irritability, suspicion and mistrust). It was found that students with a pronounced need for safety show paranoid features brighter: they are characterized by frequent resentment, increased irritability and pathological jealousy. The manifestation of hostility and affective saturation of experiences can increase the sense of threat to the social and psychological security of the individual. Personal features that positively affect the level of social and psychological security have been identified: this is a moderate level of situational anxiety, selective internality in the field of family and interpersonal relations, as well as the absence or weak expression of paranoid features. The basic conditions in the educational space necessary for students to feel safe have been defined and differentiated: high levels of cohesion, understanding and trust among students with high security needs, and support and respect among students with low security needs.

Keywords: safety; social and psychological safety; educational environment; need for safety; student; anxiety; paranoid traits; locus of control

76PSMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.