Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ФАКТОР / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / УСЛОВИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкова Л.Л.

В статье описываются выделенные социально-психологические факторы социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения. Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов социализации студентов факультета психологии КФУ имени В. И. Вернадского. Статистически доказывается обусловленность процесса социализации студентов-психологов такими социально-психологическими факторами, как «эмоциональный комфорт» и «социальная компетентность». К социально-психологическим составляющим социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения относятся: социальная компетентность, коммуникация, стремление к познанию нового, эмоциональный комфорт, любовь, здоровье, ситуативная тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пучкова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SOCIALIZATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The article describes the selected socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. With many positive aspects of distance learning, there is still a problem of socialization of the individual. The material of the article is addressed to the issue of socialization of the future specialist-psychologist due to the fact that the significance of this topic, taking into account the realities of the world epidemiological situation, is obvious. Traditionally, socialization is presented as a twofold process of appropriation of social experience and individual development, aimed at the adaptation of the individual in society, which lasts throughout life, the process of mastering cultural and moral values and rules of behavior established in society. However, in the conditions of forced long-term distance learning, the implementation of this kind of model is difficult, there are prerequisites for violations of the process of socialization among students. The advantages of full-time education and "live" interaction with teachers and classmates are noted. At the present stage, it is necessary to address the problem of socialization, taking into account its specifics in the context of a pandemic, in order to objectify this phenomenon in a new way, to reflect new trends in socialization and professionalization. The purpose of the study was to study the socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. The object of research is the process of socialization of psychology students in the context of distance learning. Subject - socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. In 2020, at the Faculty of Psychology of the Tauride Academy of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University conducted an empirical study, which was attended by 100 psychology students: 84 girls and 16 boys. The sample was formed by randomization from 3rd and 4th year students of the Faculty of Psychology. To study the socio-psychological features of socialization of psychology students, the following methods were used: "The Scale of socio-psychological fitness" by K. Rogers, R. Diamond, "The Scale of social competence" by A. M. Parishioners, the method of assessing anxiety by C. D. Spielberger and Yu. L. Khanin, the method of S. S. Bubnov "Diagnostics of the real structure of value orientations of the individual". It is statistically proved that the process of socialization of students is conditioned by such socio-psychological factors as" emotional comfort "and"social competence". Getting into the factor of social competence reflects the understanding of students-psychologists of the importance for the profession of a psychologist of the formation of skills of cooperation, finding constructive solutions, interiorization of social experience, adequate to a particular society. The lack of opportunities for conversations, discussions, live communication with classmates and teachers, the need to have high self-control in mastering new material against the background of minimal control, dependence on the quality of the Internet, difficulties with independent mastering of practical psychological knowledge and skills in practice give rise to students ' concern. In this regard, it is important not only to determine the conditions that make it difficult for students to socialize in the situation of organizing the educational process at the university in a remote format, but also to find the resources to overcome them. The socio-psychological factors of socialization of psychology students during distance learning include: the presence of communication and interaction with others, gaining new knowledge, love, somatic health, social competence, providing emotional comfort against the background of situational anxiety. The obtained data open up the prospect of further research in the direction of determining the socio-psychological conditions of the process of socialization of students in the context of distance learning, for the formation of a differential approach in the search for ways to prevent maladaptation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 151-158.

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Пучкова Л. Л.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: persik_73@mail-ru

В статье описываются выделенные социально-психологические факторы социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения. Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов социализации студентов факультета психологии КФУ имени В. И. Вернадского. Статистически доказывается обусловленность процесса социализации студентов-психологов такими социально-психологическими факторами, как «эмоциональный комфорт» и «социальная компетентность». К социально-психологическим составляющим социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения относятся: социальная компетентность, коммуникация, стремление к познанию нового, эмоциональный комфорт, любовь, здоровье, ситуативная тревожность.

Ключевые слова: социально-психологические, фактор, социализация, студенты-психологи, условия, дистанционное обучение.

ВВЕДЕНИЕ

Значимую роль в профессиональном становлении и развитии любого специалиста играет его успешная социализация. Социализация, в свою очередь, составляет одну из первостепенных задач современного образования и общества. Традиционно социализация представляется как двуединый процесс присвоения социального опыта и индивидуального развития, направленный на адаптацию личности в социуме, который длится в течение всей жизни, процесс освоения культурно-нравственных ценностей и правил поведения, установленных в обществе.

К основным институтам социализации относятся семья и различного рода образовательные учреждения. ВУЗ, как институт социализации, обладает сильнейшим потенциалом обеспечения подготовки будущих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом [1]. В настоящее время практически каждый отечественный ВУЗ предоставил студентам возможность продолжать обучение в условиях пандемии коронавирусной инфекции в дистанционном формате. В основе такой формы обучения - самовоспитание и самообразование, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучающегося.

При множестве позитивных сторонах дистанционного обучения, все-таки имеет место проблема социализации личности. Поскольку, получая высшее образование,

151

студент не только обретает профессиональные навыки, но и личностные, социальные компетенции.

На фоне достаточно высокоразвитой цифровизации, как студенты, так и преподавательский состав столкнулись с множеством трудностей технического, экономического, психологического и социального характера. Очевидно, что дистанционная форма обучения даже при условии обеспечения качества связи и соответствующих гаджетов, при мнимой доступности и удобстве, минимизирует личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями. При такой форме обучения формирование профессиональных навыков, а также таких важных социальных, как коммуникабельность, уверенность, умение работать в команде, затрудняется [2]. Увеличивается степень погружения в виртуальный мир, возрастает риск получить новое поколение - некоммуникабельное, эгоцентричное, недостаточно мотивированное, испытывающее трудности в аргументации собственных мыслей и т.д.

На современном этапе необходимо обращение к проблеме социализации с учетом ее специфики в условиях пандемии для того, чтобы по-новому объективировать указанный феномен, отразить новые тенденции социализации и профессионализации.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Как показывает обзор литературы, социально-психологические особенности социализации студентов-психологов в период дистанционного обучения изучены недостаточно, поэтому работа в данном направлении имеет теоретическое и прикладное значение.

Существует великое множество определений социализации, но все они сводятся к ее пониманию как процесса, с помощью которого человек присваивает и научается подчиняться социальным нормам. Значимыми для разработки теории социализации представляются как зарубежные концепции: Кольберга Л., Кули Ч., Маслоу А., Мида Дж., Пиаже Ж., Фрейда З., Эриксона Э., так и отечественные разработки: Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Божович Л. И., Выготского Л. В., Кона И. С., Леонтьева А. Н., Мухиной В. С., Эльконина Д. Б.

Социализация включает как социально-контролирующие процессы целенаправленного влияния на личность, так и спонтанные процессы. Структуру социализации составляет система детерминант разного типа, в состав которой включены нормы, традиции, ожидания, условия реальной жизнедеятельности, объединяющиеся вокруг понятий институты и агенты социализации (внешние) и индивидуально - психологические характеристики, ценности, личностные свойства, понятийный аппарат (внутренние).

Критериями социализации выступают объективные и субъективные показатели, по которым можно составить представление о степени социализированности личности.

Социализация в вузе представляется наиболее важным звеном в системе образования, и осуществляется в два этапа. Первый этап социализации студентов (1-2 курс) - это процесс адаптации учащихся к особенностям образовательной

152

деятельности в высшей школе. Второй этап (3-5 курс) обусловлен доминантой профессиональной специализации [3, с. 118].

Шульгой М. М. выделены макро-, мезо-, микрофакторы социализации в вузе [3, с. 116]. Макрофакторы детерминируют общую направленность развития высшего образования. К факторам мезоуровня относятся региональные особенности, динамические процессы, происходящие в системе высшего образования: спецификация организации учебно-воспитательного процесса, преподавательский состав, культурная среда конкретного вуза. Факторы микроуровня - воздействие преподавателей, внутригрупповые и межличностные, формальные и неформальные отношения по ходу реализации образовательного процесса, влияние разных субкультур.

С целью стимулирования социализации студенчества обычно применяется модель, в основе которой личностно-ориентированный подход, такие направления социализации, как формирование единого научно обоснованного и гуманистического мировоззрения, воспитание духовно-нравственной сферы и развитие способности к эффективному межличностному общению и взаимодействию в социально значимых видах деятельности [4, с. 72].

Однако в условиях вынужденного длительного дистанционного обучения реализация такого рода модели затрудняется, появляются предпосылки для нарушений процесса социализации у студенчества. Как студентами, так и преподавателями, отмечаются преимущества очной формы обучения и «живого» взаимодействия с преподавателями и одногруппниками [5].

На основе вышеизложенных понятий о сущности социализации актуальным становится изучение социально-психологических факторов социализации специалистов-психологов. В связи с этим, цель исследования заключалась в изучении социально-психологических факторов социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения.

Объектом исследования выступил процесс социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения. Предметом - социально-психологические факторы социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения. В основе исследования предположение о том, что ведущими социально-психологическими факторами социализации в условиях дистанционного обучения выступают социальная компетентность и адаптированность, эмоциональный комфорт, значимость коммуникации и общения, ситуативная тревожность.

ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2020 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 100 студентов-психологов: 84 девушки и 16 юношей. Выборка была сформирована методом рандомизации из студентов 3 и 4 курса.

Изучить социально-психологические особенности социализации студентов-психологов позволили методики: «Шкала социально-психологической

153

приспособленности» Роджерса К., Даймонда Р., «Шкала социальной компетентности» Прихожан А. М., методика оценки тревожности Спилбергера Ч. Д. и Ханина Ю. Л., методика Бубнова С. С. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки: SPSS, Microsoft Excel в рамках определения факторного анализа.

С целью выделения социально-психологических факторов социализации у студентов-психологов в период дистанционного обучения, проведен факторный анализ. Факторизации подверглись данные «Шкалы социально-психологической приспособленности» Роджерса К., Даймонда Р., шкал социальной компетентности Прихожан А. М., «Личностная тревожность» и «Реактивная тревожность» (методика Спилбергера - Ханина) и ведущие ценностные ориентации по методике Бубнова С. С. Результаты факторизации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Социально-психологические факторы социализации студентов-психологов в условиях дистанционного обучения

№ Шкалы Фактор 1 Фактор 2

1 сексуальные проблемы 0,011 -0,072

2 принятие себя -0,008 0,334

3 непринятие себя -0,0174 0,414

4 принятие других 0,185 0,564

5 конфликт с другими 0,039 -0,411

6 внутренний локус контроля -0,102 0,176

7 внешний локус контроля -0,059 0,586

8 эмоциональный комфорт 0,003 -0,826

9 эмоциональный дискомфорт -0,122 0,582

10 доминирование 0,065 0,553

11 зависимость -0,110 0,482

12 уход от решения проблем 0,035 -0,507

13 социальный возраст -0,190 -0,155

14 самостоятельность 0,061 0,684

15 уверенность в себе 0,028 0,359

16 отношение к обязанностям -0,060 0,272

17 развитие общения 0,257 -0,246

18 развитие произвольности 0,140 -0,025

19 интерес к социальной жизни -0,368 -0,118

20 социальная компетентность 0,794 0,091

21 ситуативная тревожность -0,640 -0,880

22 личностная тревожность -0,123 -0,070

23 материальное благосостояние 0,008 -0,015

24 уважение -0,424 -0,080

25 общение 0,791 0,123

26 отдых -0,270 0,001

27 здоровье -0,019 0,777

28 любовь 0,081 0,770

154

29 наслаждение прекрасным -0,040 0,090

30 познание нового 0,962 -0,159

31 статус -0,343 -0,079

32 признание и уважение окружающих 0,068 0,158

33 социальная активность -0,378 0,029

Сумма квадратов факторных нагрузок 4,423 4,291

Дисперсия 0,096 0,093

Из табл. 1 видно, что, несмотря на обилие тестовых показателей (33), факторы составили всего 7 показателей социализации: три в первом факторе и четыре - во втором факторе. Первый фактор условно назван «Социальная компетентность». Его составили три показателя с положительным знаком: «социальная компетентность» (0,794), «общение» (0,791), «познание нового» (0,962).

Второй фактор получил название «Эмоциональный комфорт» и образован нравственными ценностями «любовь» (0,770) и «здоровье» (0,777) с положительным знаком, и такими шкалами с отрицательным знаком, как «ситуативная тревожность» (-0,880) и «эмоциональный комфорт» (-0,826).

По итогам факторного анализа можно заключить, что респонденты исследования характеризуются достаточным уровнем социальной компетентности и заинтересованности в установлении эффективных коммуникаций, самопринятием, преобладанием внешнего локуса контроля, отсутствием склонности занять лидерские позиции и избегать трудностей. Попадание в фактор социальной компетенции отражает понимание студентами значимости для профессии психолога сформированности умений сотрудничества, нахождения конструктивных решений, интериоризации социального опыта, адекватного конкретному социуму. Между ценностью «познание нового», «общением» и «социальной компетентностью» обнаружена прямая зависимость: наличие в процессе социализации студентов возможности общения и познания формируют предпосылки для социальной компетентности.

Наиболее значимыми нравственными ценностями для студентов-психологов оказались любовь, здоровье, общение и познание.

Замыслу исследования предшествовало опасение, что ситуация обучения «на удаленке» выступает как сильный фрустрирующий фактор, поскольку центральной характеристикой фрустрационного поведения выступает утрата субъектом первоначальной цели - получение профессиональных знаний, когда начинает доминировать стремление к развлечениям, отдыху. У большей части респондентов было диагностировано наличие познавательного интереса, отсутствие ярко выраженных гедонистических ценностей. Хотя такой процент из общей выборки исследования составил около 18% от 100%.

Проанализировав помимо полученных эмпирическим путем результатов, еще такой социальный фактор, как успеваемость студентов до начала пандемии, выяснилось, что студенты, составившие указанные 18% не были высоко мотивированными, не проявляли активного познавательного интереса и в ходе очного обучения.

155

Значимость здоровья для студентов-психологов в определении эмоционального благополучия обуславливается не только лишь опасностью коронавирусной инфекции, но и увеличения нагрузки на зрение на фоне снижения физических нагрузок и активности.

На основании интерпретации результатов факторного анализа, можно сделать вывод о том, что эмоциональный комфорт студентов-психологов обуславливается присутствием в их жизни любви, эмоционально-значимых взаимоотношений, благополучия, соматического здоровья. Оказалось, что социальная ситуация вызывает беспокойство, на что указала выраженность ситуативной тревожности (-0,880). Способствует снижению эмоциональной комфортности показатель ситуативной тревоги: эмоциональное благополучие зависит от степени выраженности тревожности, которая вызывается различными ситуативными факторами.

Отсутствие возможности бесед, дискуссий, живого общения с однокурсниками и преподавателями, необходимость обладания высоким самоконтролем в освоении нового материала на фоне минимального контроля, зависимость от качества интернета, трудности с самостоятельным овладением практическими психологическими знаниями и навыками на практике порождают у студентов обеспокоенность. В связи с этим важно не только определить условия, затрудняющие социализацию студенчества в ситуации организации учебного процесса в вузе в дистанционном формате, но и обнаружить ресурсы их преодоления.

Именно живое коммуницирование между участниками образовательного процесса способствуют не только профессиональной социализации, но и социализации в целом. Попадание в фактор показателя «эмоциональный комфорт» еще раз указывает на значимость эмоций в ходе виртуального взаимодействия. Даже на фоне того, что виртуальный контакт с преподавателями и однокурсниками вносит социальный аспект в дистанционное обучение.

Следовательно, социализация студентов-психологов обусловлена такими социально-психологическими факторами, как стремление к коммуникации и взаимодействию с окружающими, социальная компетентность, обеспечение эмоционального комфорта на фоне ситуативной тревожности. Важна реализация таких ценностей, как общение, любовь, здоровье и познание нового.

ВЫВОДЫ

1. Социализация в высшей школе является наиболее значимым звеном в образовании и профессионализации, и осуществляется поэтапно: на первых курсах

- адаптация студентов к особенностям образовательной деятельности, на последних

- профессиональная специализация.

2. К социально-психологическим факторам социализации студентов-психологов в период дистанционного обучения относятся: присутствие коммуникации и взаимодействия с окружающими, получение новых знаний, любовь, соматическое здоровье, социальная компетентность, обеспечение эмоционального комфорта на фоне ситуативной тревожности.

156

3. Полученные данные открывают перспективу дальнейших исканий в направлении определения социально-психологических условий протекания процесса социализации студенческой молодежи в условиях дистанционного обучения, для формирования дифференциального подхода в поиске способов профилактики дезадаптации.

Список литературы

1. Болдырев С. А. Проблемы социализации современных студентов / С. А. Болдырев, Л. М. Медведева, Е. Ю. Немова // Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 989-991.

2. Сидячева Н. В. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академические аспекты педагогической науки / Н. В. Сидячева, Л. Э. Зотова // МГОУ «Московский государственный областной университет». - 2020. - № 5. - С. 218-225.

3. Шульга M. M. Особенности процесса социализации в высшей школе / М. М. Шульга // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 287. - С. 114-120.

4. Ефремова О. Н. Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов / О. Н. Ефремова, И. В. Плотникова, Н. Б. Павлик // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 5. - С. 70-74.

5. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И. Э. Соколовская // Цифровая социология. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 46-54.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SOCIALIZATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Puchkova L. L.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: persik_ 73@>mail ru

The article describes the selected socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. With many positive aspects of distance learning, there is still a problem of socialization of the individual. The material of the article is addressed to the issue of socialization of the future specialist-psychologist due to the fact that the significance of this topic, taking into account the realities of the world epidemiological situation, is obvious. Traditionally, socialization is presented as a twofold process of appropriation of social experience and individual development, aimed at the adaptation of the individual in society, which lasts throughout life, the process of mastering cultural and moral values and rules of behavior established in society. However, in the conditions of forced long-term distance learning, the implementation of this kind of model is difficult, there are prerequisites for violations of the process of socialization among students. The advantages of full-time education and "live" interaction with teachers and classmates are noted. At the present stage, it is necessary to address the problem of socialization, taking into account its specifics in the context of a pandemic, in order to objectify this phenomenon in a new way, to reflect new trends in socialization and professionalization. The purpose of the study was to study the socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. The object of research is the process of socialization of psychology students in the context of distance

157

learning. Subject - socio-psychological factors of socialization of psychology students in the context of distance learning. In 2020, at the Faculty of Psychology of the Tauride Academy of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University conducted an empirical study, which was attended by 100 psychology students: 84 girls and 16 boys. The sample was formed by randomization from 3rd and 4th year students of the Faculty of Psychology. To study the socio-psychological features of socialization of psychology students, the following methods were used: "The Scale of socio-psychological fitness" by K. Rogers, R. Diamond, "The Scale of social competence" by A. M. Parishioners, the method of assessing anxiety by C. D. Spielberger and Yu. L. Khanin, the method of S. S. Bubnov "Diagnostics of the real structure of value orientations of the individual". It is statistically proved that the process of socialization of students is conditioned by such socio-psychological factors as" emotional comfort "and"social competence". Getting into the factor of social competence reflects the understanding of students-psychologists of the importance for the profession of a psychologist of the formation of skills of cooperation, finding constructive solutions, interiorization of social experience, adequate to a particular society. The lack of opportunities for conversations, discussions, live communication with classmates and teachers, the need to have high self-control in mastering new material against the background of minimal control, dependence on the quality of the Internet, difficulties with independent mastering of practical psychological knowledge and skills in practice give rise to students ' concern. In this regard, it is important not only to determine the conditions that make it difficult for students to socialize in the situation of organizing the educational process at the university in a remote format, but also to find the resources to overcome them. The socio-psychological factors of socialization of psychology students during distance learning include: the presence of communication and interaction with others, gaining new knowledge, love, somatic health, social competence, providing emotional comfort against the background of situational anxiety. The obtained data open up the prospect of further research in the direction of determining the socio-psychological conditions of the process of socialization of students in the context of distance learning, for the formation of a differential approach in the search for ways to prevent maladaptation.

Keywords: socio-psychological, factor, socialization, psychology students, conditions, distance learning.

References

1. Boldyrev S.A., Medvedev L.M. and Nemov E.Y., Problems of socialization of modern students, The young scientist, 9, 989 (2015).

2. Sidyacheva N.V., Zotova L.E., The situation of forced self-isolation during the pandemic: psychological and academic aspects of pedagogical science, State Regional University, 5, 218 (Moscow, 2020).

3. Shulga M.M., Features of the process of socialization in higher school, Bulletin of the Tomsk State University, 287, 114 (Tomsk, 2005).

4. Efremova O.N., Plotnikova I.V. and Pavlik N.B., Evaluation of the use of distance technologies in the educational process from the perspective of student satisfaction, Alma Mater, 5, 70 (2017).

5. Sokolovskaya I.E., Socio-psychological factors of student satisfaction in the conditions of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation, Digital Sociology, 3, 2, 46 (2020).

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.