Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭИОС: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭИОС: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭИОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Юлия Анатольевна, Терентьева Елена Валентиновна

Данная статья посвящена вопросу дистанционного обучения иностранному языку студентам языкового вуза. Авторы приводят результаты исследования эффективности использования ИКТ в образовательном процессе, используя метод анкетирования студентов. Результаты исследования позволят разработать алгоритм работы и сформировать мотивацию у студентов к обучению в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Юлия Анатольевна, Терентьева Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION AT EIOS: DISTANCE LEARNING THROUGH STUDENTS 'EYES

The article covers the issue of distance teaching foreign languages to language university students. The authors present the results of the research on the effective ICT application in the learning process based on the questionnaire method. The research results will develop a teaching algorithm and improve the learning motivation in students at online classes.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭИОС: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Молчанова Юлия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Терентьева Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭИОС: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу дистанционного обучения иностранному языку студентам языкового вуза. Авторы приводят результаты исследования эффективности использования ИКТ в образовательном процессе, используя метод анкетирования студентов. Результаты исследования позволят разработать алгоритм работы и сформировать мотивацию у студентов к обучению в дистанционном формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение, ЭИОС, анкетирование, ИКТ.

Annotation. The article covers the issue of distance teaching foreign languages to language university students. The authors present the results of the research on the effective ICT application in the learning process based on the questionnaire method. The research results will develop a teaching algorithm and improve the learning motivation in students at online classes.

Keywords: distance learning, online information educational environment, questionnaire, ICT.

Введение. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни современного студента и преподавателя. Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои коррективы в учебный процесс и позволила вузам реализовать и в полном объеме активно использовать методики дистанционного обучения в рамках электронной информационно-образовательной среды.

Под дистанционным (дистантным) обучением понимается обучение студентов с помощью ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), в частности Интернет-ресурсов, образовательных платформ и мультимедийных комплексов. Главной особенностью дистанционного обучения иностранным языкам является опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель (преподаватель) -ученик (студент) и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия [6, с. 77]. Дистанционное обучение предполагает детальное планирование аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студента, отбор и предоставление соответствующих учебных материалов, обеспечение обратной связи и интерактивной коммуникации между преподавателем и студентом [2].

Интегрирование ИКТ позволяет освободить преподавателя от работы, которая может быть выполнена средствами информационных технологий. Одной их основных задач преподавателя является эффективное использование аудиторного времени таким образом, чтобы студент получал опыт речевого общения в максимально полном объеме [1], [3]. Вся работа преподавателя, связанная с организацией и контролем речевой деятельности, осуществляется непосредственно на онлайн (посредством сервисов для проведения видеоконференций) или офлайн (очные) занятии. Поэтому представляется логичным перенести все тренировочные и контрольные задания на запоминание активных лексических единиц и грамматических конструкций в автоматический режим самоподготовки [3, с. 265]. Наряду с другими российскими вузами, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина в качестве базовой обучающей платформы использует виртуальную обучающую среду Moodle, которая и является в настоящее время активным электронным пособием или средством изучения иностранного языка. В рамках данной платформы преподаватель полноценно организует самостоятельную работу студентов, наглядно объясняя фонетический, грамматический и лексический учебный материал, обеспечивая его тренировку и быстрый контроль выполнения заданий.

Изложение основного материала статьи. Целью настоящего исследования являются, во-первых, анализ данных анкетирования студентов, позволяющий определить основные трудности, связанные с введением вынужденного онлайн-образования, во-вторых, разработка алгоритма действий для оптимизации процесса обучения, а также дальнейшая разработка учебных материалов, позволяющих сформировать у студентов положительную мотивацию к обучению в электронной среде.

Всего в опросе приняли участие 92 студента первого года обучения факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, которые поступили в вуз в 2019 и 2020 годах. Опрос проводился по окончании весеннего и осеннего семестров соответственно, в течение которых вузы в условиях пандемии были переведены с очного на дистанционное обучение. Целью опроса было выявить отношение студентов к преподаванию дисциплин модуля «Базовый курс английского языка» в дистанционном и традиционном форматах, к используемым в курсе учебным материалам, определить наиболее сложные в освоении дисциплин моменты и сделать вывод о том, насколько вынужденный дистант может решить поставленные при освоении иностранного языка задачи. Студентам было предложено оценить различные аспекты практических занятий по английскому языку в системе электронного обучения Moodle и при традиционной (очной) форме обучения по шкале от 1 до 10, где 1 -очень плохо / мало, а 10 - отлично / много. Вопросы анкеты представлены в таблице 1.

Таблица 1

1 Оцените количество учебно-методических материалов и форму подачи информации (например, видео материалы, аудио материалы, презентации, тесты, и т.п.).

2 Оцените качество обучения по видам речевой деятельности: а) чтение, Ь) письмо, с) аудирование.

3 Оцените выполнение коммуникативных задач (например, объем речевой практики, монологические и диалогические высказывания и т.п.).

4 Оцените качество формирования и закрепления лексико-грамматических навыков.

5 Оцените уровень своего психологического комфорта.

6 Оцените способ текущего контроля результатов учебной деятельности.

7 Оцените взаимодействие преподавателя и студента (например, обратная связь).

8 Оцените эффективность усвоения учебного материала в целом.

9 Оцените временные затраты на самостоятельную работу (например, выполнение домашнего задания).

10 Назовите типы заданий, которые по Вашему мнению присутствуют в недостаточном объеме.

При анализе ответов респондентов оценкой выше среднего мы считаем выставленные баллы в диапазоне от 8 до 10, к среднему показателю относятся баллы от 4 до 7, в то время как баллы от 1 до 3 свидетельствуют об оценке ниже среднего.

Таблица 2

Обучение на платформе Moodle в сочетании с видеоконференциями, % студентов

вопрос, №

1 2 а 2 Ь 2 с 3 4 5 6 7 8 9

балл 10 59 46 52 65 54 39 28 59 70 30 53

9 11 13 9 11 16 20 11 9 4 10 13

8 17 24 16 16 11 20 20 7 18 25 7

7 7 9 11 2 11 15 9 13 4 25 7

6 4 4 4 4 4 4 2 0 4 2 11

5 2 4 4 2 4 2 13 9 0 4 9

4 0 0 2 0 0 0 2 2 0 4 0

3 0 0 2 0 0 0 7 1 0 0 0

2 0 0 0 0 0 0 7 0 0 0 0

1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0

Как видно из таблицы 2 студенты достаточно высоко оценили материалы и форму подачи информации в электронной среде (87%), утверждая, что «на платформе можно найти все материалы и пользоваться ими на протяжении всего обучения, что является безусловно плюсом платформы». Среднюю оценку поставили 13% студентов, так как, по их мнению, «количество учебных материалов порой в переизбытке».

Давая ответ на 2 вопрос о качестве обучения по видам речевой деятельности (чтение, письмо и аудирование), оценку выше среднего поставили 83%, 77% и 92% респондентов соответственно, так как «удобнее выполнять задания по чтению и аудированию, когда ты один». Поставившие среднюю оценку студенты считают, что «чтение и произношение слов лучше усваивается в классе, когда мы все вместе проговариваем материал несколько раз». Только 2% обучающихся были не удовлетворены таким аспектом как письмо, полагая, что «много времени уделяется на чтение и аудирование, но на письмо очень мало» и «нужно больше заданий на письмо».

Ответы на третий вопрос анкеты показали, что объемом речевой практики довольны 81% интервьюируемых. Они полагают, что «составляли одинаково большое количество монологов и диалогов и в дистанционном режиме, и в традиционном». 19% студентов оценили данный аспект как «средний», так как иногда «сложно выполнять данные задания, потому что можно столкнуться с техническими трудностями (пропал звук, «подвисает» и т.д.), по объему всего достаточно».

К нашему удивлению, ответы на четвертый вопрос, который имел целью выяснить как оценивают студенты отработку лексико-грамматического материала, оказались несколько неожиданными. Лишь 79% поставили оценку выше среднего, придерживаясь распространенной точки зрения, что «в системе Moodle отрабатывать это было проще» и «выигрывает мудл, мы сто раз решаем одну тему, она точно в голове останется», в то время как 21% выставили средний балл, так как «хотя электронный формат выполнения тестов помогает довести знания до автоматизма и вывести на хороший результат, но прописывая все рукой и проговаривая вслух воспринимать информацию легче».

Следующий интересующий нас вопрос касался психологического комфорта студентов [4, с. 85]. Чуть больше половины респондентов (59%) чувствуют «себя дома спокойнее и увереннее», нервничают «меньше, отвечая домашнее задание, так как ничто не отвлекает». У 24% «были небольшие трудности, вызывающие тревожное состояние, в виду того, что этот формат обучения был не знаком», в то время как 17 % поставили оценку ниже среднего, мотивируя это нехваткой живого общения.

Отвечая на вопрос о текущем контроле результатов учебной деятельности, три четверти студентов выставили высокие баллы в связи с тем, что, будучи автоматизированным, «дистанционный формат

позволяет узнать свою оценку сразу же после выполнения задания», однако 3% испытывали «значительные трудности в отслеживании своих оценок».

Очень высокий уровень удовлетворенности респонденты продемонстрировали в ответах на седьмой вопрос относительно взаимодействия преподавателей со студентами (92%). Только 8% оценили общение посредством электронных платформ как «не очень удобное», выставив средний балл.

Отвечая на вопрос об эффективности усвоения учебного материала в целом, 65% интервьюируемых поставили оценку выше среднего, так как «многоразовое выполнение похожих заданий в электронной среде помогает быстрее запомнить нужную информацию», а также они отмечают «отличное усвоение материала благодаря слаженной работе преподавателя и студентов». Многие из тех, кто раньше мало работал или совсем не имел дела с печатными текстами, оценили данный аспект как «средний», аргументируя снижение эффективности наличием «слишком большого количества критериев к оформлению документов. Фокусируешься на том, чтобы в правильном месте поставить пробел».

Одним из самых сложных моментов для студентов первого курса стала организация своего рабочего времени, которое они тратили на выполнение домашнего задания. Почти три четверти респондентов (73%) отметили увеличение временных затрат в полтора - два раза, оставшиеся 27% интервьюируемых указали на то, что скорость интернета и необходимость набирать текст на компьютере безусловно усложняют процесс и задания в подобном формате отнимают больше времени, тем не менее они выставили средний балл в диапазоне от 5 до 7.

Десятый вопрос был открытого типа. Студентам предлагалось назвать те типы заданий, которые присутствовали, по их мнению, в недостаточном объеме. Самым распространенным комментарием являлся ответ: «все типы заданий присутствуют в достаточном количестве». Некоторые ответы отсылали к ответам на второй вопрос, согласно которому респонденты хотели бы получать больше заданий по письму. В единичных случаях отмечалось желание иметь больше аудирования, словарных диктантов, фонетических упражнений, песен, заданий творческого характера.

Для полноты понимания сложившейся ситуации и получения более объективных результатов нам представлялось необходимым не только проанализировать отношение студентов к обучению в электронной среде, но провести сопоставительный анализ степени удовлетворенности студентов дистанционным обучением и очной формой проведения занятий. Результаты последней представлены в таблице 3.

Таблица 3

Традиционная (очная) форма обучения, % студентов

вопрос, №

1 2 а 2 Ь 2 с 3 4 5 6 7 8 9

10 63 78 70 52 85 61 41 70 78 39 26

9 15 11 11 15 7 26 20 15 9 39 11

8 15 11 13 20 4 9 13 6 13 20 33

7 7 0 4 4 4 4 11 9 0 0 11

ч ц 6 0 0 0 9 0 0 11 0 0 2 15

« »о 5 0 0 2 0 0 0 4 0 0 0 0

4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4

3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Как следует из ответов интервьюируемых:

> По первому вопросу 93% студентов поставили оценку выше среднего, 7% выставили средний балл.

> В очном формате очень высокую оценку получило обучение по всем трем видам речевой деятельности: чтение - 100%, письмо - 94%, аудирование - 87%. Последние два аспекта студенты оценили на средний балл, 6% и 13% соответственно.

> 96% студентов отмечают, что в оффлайн режиме коммуникативные задачи решаются в полном объеме.

> Отвечая на пятый вопрос, ни один из студентов не поставил оценку ниже среднего, чуть больше четверти (26%) испытывали некоторый дискомфорт из-за волнения при устных ответах или сложностей с концентрацией внимания в окружении одногруппников. Подавляющее большинство (74%) чувствовали себя комфортно во время очных занятий и отмечали благоприятный психологический климат, так как для них «традиционный режим обучения более привычен».

> В ответах на шестой вопрос достаточно большое количество студентов (91%) написали, что их «все устраивает, система понятная» и «претензий нет», 9% отметили «хороший уровень контроля» учебной деятельности.

> Абсолютное большинство (100%) принимавших в анкетировании студентов были полностью удовлетворены взаимодействием с преподавателями.

> Общее мнение об эффективности усвоения материала в учебной аудитории было исключительно положительным (98%).

> Ответы на девятый вопрос показали, что 70% тратят много времени на домашнюю работу, особенно если «прорабатывать тему досконально», 30% поставили среднюю оценку, полагая, что «временные затраты зависят от каждого лично».

> Пожелания, которые студенты высказывали относительно увеличения объема тех или иных типов заданий, полностью соответствовали ответам на тот же вопрос в первой части анкетирования.

Обобщая данные проведенного анкетирования, можно представить полученные результаты в виде следующей диаграммы. По каждому аспекту был высчитан средний показатель степени удовлетворенности студентов посредством деления общей суммы баллов на количество респондентов.

10 Степень удовлетворенности студентов органтацнеп образовательного процесса в дпстанцнонном и очном режимах (в баллах)

8

7 - 6 Б 4 3 2 1 0

1 2а 2 Ь 2с 3 4 5 6 7 8

Дистанционное обучение ■ Очное обучение

Рисунок 1

Выводы. По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы. Во-первых, вопреки общему мнению подавляющее большинство студентов лояльно относится к обучению в электронной среде. Все ключевые аспекты изучения иностранного языка в дистанционном формате получили высокую оценку (8,1-9,3 балла). Преимущество респонденты отдавали очной форме обучения практически по всем аспектам, но разница между обучением в реальной и виртуальной образовательной среде составила лишь от 0,3 до 1,0 балла по десятибалльной шкале в зависимости от задаваемого вопроса. Исключением стала работа с заданиями по аудированию. Качество обучения аудированию респонденты оценили в 9,2 против 8,9 при очной форме обучения. Во-вторых, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что эффективность системы дистанционного обучения, несомненно, будет выше, если обучающиеся будут психологически готовы к подобной форме обучения. Уровень психологического комфорта при работе с электронным курсом был оценен на 1,4 балла ниже, чем при работе в аудитории.

Будучи неожиданной и вынужденной мерой, дистанционное обучение тем не менее не вызвало у студентов большого количества отрицательных откликов. Приведем некоторые комментарии, которые были сделаны в процессе анкетирования. «Традиционный формат ничуть не уступает дистанционному. Есть пара недочетов в обеих формах обучения. Но в целом все отлично». «С переходом на дистанционное обучение ничего не поменялось». «В целом все прошло более-менее хорошо. В начале дистанционного обучения были проблемы, так как все приспосабливались к новым условиям, чуть позже, где-то через 2-3 недели все нормализовалось, обрело структуру». «В электронном формате намного интересней и интерактивней получается». «На мой взгляд, дистанционное обучение в нашем университете организованно на высшем уровне: всё четко, понятно и нет никаких проблем. Уверенно можно продолжать такой формат обучения».

Литература:

1. Александров К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование в России. 2011. №3. С. 80-86.

2. Белова Е.Е. Языковое образование: достижения и проблемы // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 25.

3. Молчанова Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2010. №11. С. 171-177.

4. Терентьева Е.В., Фрайфельд Е.Б. Особенности подготовки к публичному выступлению на иностранном языке в условиях неязыкового вуза (из опыта обучения студентов-медиков) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №3 С. 84-87.

5. Шамов А.Н., Пронина Н.С. Грамматика и лексика как операциональная основа во владении иностранным языкам в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-7. С. 264-273.

6. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 746 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.