Научная статья на тему 'Проблемное обучение как фактор коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей'

Проблемное обучение как фактор коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / PROBLEM-BASED LEARNING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MECHANISMS OF PROBLEM-BASED LEARNING / CORRECTION OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайворонская Наталья Николаевна, Меретукова Зара Кадыровна

Ориентируясь на парадигму гуманистического педагогического процесса, педагогическая действительность нуждается в исследовании и разработке конкретных дидактических средств, способных корректировать ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей. Методы проблемного обучения как дидактическое средство остаются пока за рамками исследования их коррекционных возможностей. Цель исследования: теоретически обосновать коррекцию ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей в условиях проблемного обучения. Объект исследования: процесс проблемного обучения на уроках литературы в системе СПУ. Предмет исследования: коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. В статье рассматриваются идеи проблемного обучения в контексте концепции ценностных ориентаций личности. Показаны психолого-педагогические механизмы проблемного обучения, способствующие коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайворонская Наталья Николаевна, Меретукова Зара Кадыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM-SOLVING LEARNING AS A CORRECTION FACTOR OF VALUE ORIENTATIONS IN YOUNG OFFENDERS

Being guided by a paradigm of humanistic pedagogical process, the pedagogical reality needs research and development of the special didactic means, capable to correct value orientations of minor offenders. Methods of problem-based learning as a didactic tool still remain outside the scope of their study of correctional options. The objective of this study is to theoretically justify the correction of value orientations of young offenders in a problem-based learning. The object of study is the process of problem-based learning in literature classes in the SPU system. The subject of study is a correction value orientation of juvenile offenders. This paper deals with the idea of problem-based learning in the context of the value orientations of the individual, showing the psychological and pedagogical problem-based learning mechanisms that contribute to the correction of value orientations of young offenders.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение как фактор коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей»

УДК 371.3 ББК 74.202.22 Г 14

Н.Н. Гайворонская

Соискатель кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; Email: n_gaiworonskaia@mail. ru

З.К. Меретукова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; М.т. 8-918-427-46-76

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

(Рецензирована)

Аннотация. Ориентируясь на парадигму гуманистического педагогического процесса, педагогическая действительность нуждается в исследовании и разработке конкретных дидактических средств, способных корректировать ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей. Методы проблемного обучения как дидактическое средство остаются пока за рамками исследования их коррекционных возможностей. Цель исследования: теоретически обосновать коррекцию ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей в условиях проблемного обучения. Объект исследования: процесс проблемного обучения на уроках литературы в системе СПУ. Предмет исследования: коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. В статье рассматриваются идеи проблемного обучения в контексте концепции ценностных ориентаций личности. Показаны психолого-педагогические механизмы проблемного обучения, способствующие коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: проблемное обучение, психолого-педагогические механизмы проблемного обучения, коррекция ценностных ориентаций.

N.N. Gaivoronskaya

Applicant for Candidate S degree of General Pedagogy Department, Adyghe State University; Email: n_gaiworonskaia@mail. ru

Z.K. Meretukova

Doctor of Pedagogy, Professor of General Pedagogy Department, Adyghe State University; ph. 8918-427-46-76

THE PROBLEM-SOLVING LEARNING AS A CORRECTION FACTOR OF VALUE ORIENTATIONS IN YOUNG OFFENDERS

Abstract. Being guided by a paradigm of humanistic pedagogical process, the pedagogical reality needs research and development of the special didactic means, capable to correct value orientations of minor offenders. Methods of problem-based learning as a didactic tool still remain outside the scope of their study of correctional options. The objective of this study is to theoretically justify the correction of value orientations of young offenders in a problem-based learning. The object of study is the process of problem-based learning in literature classes in the SPU system. The subject of study is a correction value orientation of juvenile offenders. This paper deals with the idea of problem-based learning in the context of the value orientations of the individual, showing the psychological and pedagogical problem-based learning mechanisms that contribute to the correction of value orientations of young offenders.

Keywords: problem-based learning, psychological and pedagogical mechanisms of problem-based learning, correction of value orientations.

С выбором ценностей непосредственно связана проблема нравственного воспитания

подрастающего поколения, которая все глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано, в первую очередь, с тем, что приоритет воспитания провозглашен в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Аспект нравственного становления личности выпукло обозначен в данной программе, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе, его опорой.

Особое значение приобретает проблема формирования ценностных ориентаций личности, когда речь идет о той группе подростков, которых в педагогической и юридической литературе принято называть несовершеннолетними правонарушителями. Девиация как тип социального поведения подростков трактуется как отклонения во внутренней ценностномотивационной структуре личности, которые проявляются в ее поведении (как в элементарном нарушении порядка, так и в совершении серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства).

Коррекция ценностных ориентаций выступает в качестве одного из важных средств преодоления отклоняющегося поведения подростков-правонарушителей. Процесс преодоления отклоняющегося поведения подростков учитывает три подсистемы воздействия на личность: воздействие на эмоциональную сферу подростка; целенаправленное и целесообразное с учетом специфики развития подростка воздействие на его сознание; вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям, психологическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности.

Изменение ценностных приоритетов учащихся происходит во время решения нравственных, психологических, эстетических и других проблем в атмосфере совместного поиска, размышления, субъект-субъектных отношений на уроке.

Ориентируясь на парадигму гуманистического педагогического процесса, педагогическая действительность нуждается, в частности, в исследовании и разработке конкретных дидактических средств, способных корректировать ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость исследования методов проблемного обучения в качестве средства коррекции ценностных ориентаций определяется: а)

общепедагогическими задачами разработки дидактических средств коррекции ценностных ориентаций; б) необходимостью исследования и поиска методов обучения, гуманистических по природе, как того требует становление гуманистического учебно-воспитательного процесса в современной педагогической ситуации; в) изучением самодостаточности методов проблемного обучения в коррекции ценностных ориентаций; г) необходимостью проблемной организации учебного процесса, которая реализовывала бы оптимально не только интеллектуальные, но и гуманистические возможности, в частности, коррекцию ценностных ориентаций учащихся.

Наиболее значимые работы, посвященные проблемному обучению, были написаны в 1960-1980-х годах. Возврат «проблемности» в обучении на новом витке и в новом качестве начинается с середины 1990-х годов (Е.В. Ковалевская, В.Т. Кудрявцев, З.К. Меретукова,

Н.М. Новичкова). Неслучайно В.Т. Кудрявцев подчеркивал, что назревает нужда в специальной разработке технологий развивающего обучения в условиях проблемного обучения и что лишь тогда гуманизм - душа творчества - сможет стать реальным принципом творения души [1].

В настоящее время идеи проблемного обучения, во-первых, традиционно связываются с вопросами диалектики познания, основанного на преодолении противоречий, во-вторых, рассматриваются в контексте концепции человеческих ценностей. Современные педагоги исследуют гуманистический потенциал проблемного обучения, рассматривая методы проблемного обучения в качестве средства гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Н.И. Новичкова подчеркивает, что методам проблемного обучения имманентно присущ гуманистический потенциал, вследствие чего проблемное обучение может и должно

использоваться не только для развития умственных и творческих способностей учащегося, но и для формирования гуманистических, духовных качеств личности [2].

Ученые (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я Лернер) считают, что обучение становится воспитывающим и развивающим благодаря надпредметному содержанию и проблемному обучению.

Среди методов формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру И.Я. Лернер и И.К. Журавлев называют методы воспитания (убеждение, поощрение, порицание и др.), а также такой метод, как постановка лично-значимых проблем. Это позволило нам предположить, что проблемное обучение с его отличительными признаками будет являться эффективным средством формирования эмоционально-ценностного отношения к миру и коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей.

Коррекция ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей в условиях проблемного обучения зависит от мобилизации психологических и педагогических механизмов, свойственных проблемному обучению. Как свидетельствуют статистика и научные исследования, у подростков с отклоняющимся поведением снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками. Именно особенности проблемного обучения содействуют коррекции учебно-познавательной деятельности подростков-правонарушителей. Рассмотрим эти психологические и педагогические механизмы проблемного обучения.

Во-первых, проблемные ситуации (содержащие интеллектуальное затруднение или противоречие) вызывают желание получать знания на этапе восприятия нового материала, создают мотивацию учебно-познавательного процесса. Во-вторых, в усилении мотивации учебной деятельности важную роль играет положительный эмоциональный фон учебной деятельности, создающийся в процессе решения проблемных задач. В-третьих, овладение учащимися познавательными умениями, происходящее во время разрешения проблемных ситуаций, усиливает эмоционально-действенную сторону коррекционно-познавательного процесса.

В-четвертых, основу для субъектной позиции учащегося создает дидактическая природа методов проблемного обучения: а) необходимость активной мыслительной деятельности учащегося в процессе поиска истины; б) неизбежность деятельности проблемно-поисковой и творческой по характеру, организованной посредством методов проблемного обучения; в) возможность и необходимость гуманистической деятельности совместно с другими субъектами обучения; г) преобладание общения-диалога.

В-пятых, во время решения проблемных задач формируются личностные структуры учащегося (по Н.М. Новичковой): интерес к доказательству, устремленность к истине, чувство собственной значимости, стремление к согласию (как способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, а не агрессивно), эмоциональная сфера (через эмоциональные положительные переживания и др.). Проблемные ситуации позволяют учащемуся проживать моменты самопроявления и самореализации себя как личности, проявлять свои гуманные личностные качества, оказывать гуманистическое влияние на других. Проведенные исследования показывают, что в условиях проблемного обучения происходит становление структуры ценностных ориентаций, включающей познавательные и нравственно-этические ценности.

Наконец, в объяснительно-репродуктивном типе обучения преобладает авторитарный стиль общения, а для проблемного обучения характерна высокая культура общения, «сотрудничество умов» (В.А. Кан-Калик). Исследования психологов показывают, что искажение ценностных ориентаций подростков-правонарушителей во многом обусловлено жестко-авторитарной позицией учителей, воспитателей, родителей по отношению к ним, монополизацией взрослыми ряда важных функций, в которых эта категория детей испытывает обое^енную необходимость (функции ответственности, нравственного выбора,

самореализации, творчества, самостоятельности, свободы, рефлексии).

Как показывают исследования ученых (З.К. Меретуковой [3], Н.М. Новичковой [2], Т. Баррет [6], К. Эденс [7]), проблемное обучение выполняет названные выше функции. Создание в образовательном процессе проблемных ситуаций приводит подростка к осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового смысла и личностного опыта, к активизации сил саморазвития и самоизменения. Овладение субъектом учебной деятельности личностно-творческим опытом в условиях разрешения проблемных ситуаций является источником формирования творческой самостоятельности подростка и дает ему возможность самостоятельно выявлять, определять личностную сущность индивидуального «Я» по отношению к внешним воздействиям (окружающей среде) и внутренним импульсам поведения. И.С. Кон рассматривает самореализацию субъекта учебной деятельности как «расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности» [4]. Способностью человека «действовать в неопределенных ситуациях» называет самореализацию личности А.Н. Леонтьев [5].

Одно из важных направлений в преодолении девиантного поведения подростков связано с формированием у них в качестве ценности личностной свободы. Проведенный нами анализ уроков проблемного обучения показал эффективность развития личностной свободы учащегося во время проблемного изложения материала и эвристической беседы. Однако свобода нами понимается не как освобождение подростка от внешнего контроля и внешней регуляции их деятельности, а переход на внутреннюю саморегуляцию поведения. Такая внутренняя саморегламентация деятельности подростка, опирающаяся на рефлексию и анализ, создает условия для преодоления отклонений в их поведении.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, что ценностные ориентации подростка с девиантным поведением не могут эффективно формироваться под влиянием внешнего принуждения. Любой творческой, самостоятельной личности, в частности, субъекту учебной деятельности необходима свобода и свободный выбор своего образа «Я», своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, норм поведения, деятельности и т.д. Эти ценности занимают важное место в структуре ценностных ориентаций подростка с девиантным поведением. Говоря о свободе выбора, мы имеем в виду и внешнюю свободу (предоставление подростку возможности и права выбора), и внутреннюю личностную свободу (его способность осуществить этот выбор). Избирательность, свобода выбора предполагают создание в образовательном процессе ситуаций выбора, ситуаций, в которых учащийся оказывается поставленным перед правом выбора между имеющимися альтернативами. Таковы проблемные ситуации, составляющие основу проблемного обучения.

Коррекция ценностных ориентаций подростков-правонарушителей осуществляется в результате самостоятельного свободного выбора им целей и задач, связанных с реализацией учебных и личностных функций; творческих способов и методов решения учебных задач. В ходе разрешения проблемных ситуаций, свободного творческого выбора у подростка развиваются такие умения, как планирование, осуществление, самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности. Именно возможность свободного выбора, т.е. сознательное предпочтение определенной линии поведения есть предпосылка ответственности, причем личность несет ответственность и за выбранное, и за отвергнутое, не реализованное ею.

Все рассмотренные психолого-педагогические механизмы проблемного обучения доказывают необходимость использования его в процессе коррекции ценностных ориентаций подростков-правонарушителей.

Примечания:

1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80

с.

2. Новичкова Н.М. Проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.

3. Меретукова З.К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. № 1 (20). С. 156 162.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 167 с.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1972. 575 с.

6. Barret T. The problem-based learning process as finding and being in flow // Innovation and Education and Teaching. International. 2010. 47 (2). P. 165-174.

7. Edens K.M. Preparing Problem Solvers for the 21st Century through problem-based learning. College Teaching, 2011. 48 (2). P. 55-60.

References:

1. Kudryavtsev V.T. Problem teaching: sources, essence, prospects. M.: Znanie, 1991. 80 pp.

2. Novichkova N.M. Problem teaching as a means of humanization of teaching and educational process at school: Dissertation abstract of the Candidate of Pedagogy degree. M., 1996. 23 pp.

3. Meretukova Z.K. Problem teaching as a means of realization of didactics and dialectics unity // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop: AGU publishing house. 2006. No. 1 (20). P. 156-162.

4. Kon I.S. Psychology of a senior pupil. M.: Prosveshchenie, 1980. 167 pp.

5. Leontyev A.N. Needs, motives, emotions. M.: MSU publishing house, 1972. 575 pp.

6. Barret T. The problem-based learning process as finding and being in flow // Innovation and Education and Teaching. International, 2010. 47 (2). P. 165-174.

7. Edens K. M. Preparing Problem Solvers for the 21st Century through problem-based learning. College Teaching, 2011. 48 (2). P. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.