УДК 37.013.42 ББК 74.3 В 36
Н.Н. Верцинская
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: kochetovann@mail.ru
М.А. Круш
Соискатель кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: kochetovann@mail.ru
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ УСТОЙЧИВОГО ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме предупреждения социального неблагополучия подростков. Отражает содержание и результаты исследования, целью которого было выявление оптимальных способов педагогической коррекции их устойчивого отрицательного эмоционального состояния как первичного проявления социального неблагополучия в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Раскрыты специфические принципы, методы и приемы педагогической коррекции, представлены ее концептуальная модель и результаты эксперимента на основе ее апробации. Статья представляет научный и практический интерес для широкого круга исследователей, работников образовательных, социально-педагогических и пенитенциарных учреждений, аспирантов и студентов.
Ключевые слова: социальное неблагополучие, несовершеннолетний правонарушитель,
педагогическая коррекция, отрицательное эмоциональное состояние, педагогический эксперимент, эмоциональная агрессия, девиантное поведение, базовые эмоции, метод, принцип, прием.
N.N. Vertsinskaya
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Psychology Department of the Kuban State University; E-mail: kochetovann@mail.ru
M.A. Krush
Competitor for Candidate degree of Pedagogy and Psychology Department of the Kuban State University; E-mail: kochetovann@mail.ru
THE SYSTEM APPROACH TO PEDAGOGICAL CORRECTION OF THE STEADY NEGATIVE EMOTIONAL CONDITION OF SOCIALLY UNSUCCESSFUL TEENAGERS IN THE CENTER OF THE TEMPORAL MAINTENANCE OF MINORS
Abstract. The paper discusses the prevention of social trouble of teenagers and shows the content and results of the research the purpose of which was revealing optimum ways of pedagogical correction of steady negative emotional condition of socially unsuccessful teenagers as primary display of social trouble in the conditions of the Center of the temporal maintenance of minor offenders.
The author uncovers specific principles and methods of pedagogical correction and presents its conceptual model and results of experiment on the basis of its approbation. The paper is of scientific and practical interest for a wide range of researchers, workers of educational, social-pedagogical and penitentiary institutions, post-graduate students and students.
Keywords: social trouble, the minor offender, pedagogical correction, a negative emotional condition, pedagogical experiment, emotional aggression, deviating behaviour, base emotions, a method, a principle, a way.
Перед педагогической наукой и практикой поставлена задача профилактики и своевременной коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних. Понятие социального неблагополучия в науке еще не получило своего окончательного сущностносодержательного обозначения. Четко определено полярное понятие - «социальное благополучие». Это достаточно высокое экономическое обеспечение индивида, постоянное нормативное состояние его физического здоровья и эмоциональный комфорт в среде обитания. Преобладающее внимание государство, наука и педагогическая практика уделяют первым двум компонентам, разрабатывая новые социальные, экономические и образовательные программы развития. Но они лишь частично решают поставленную задачу, нивелируя, в основном, внешние причины социального неблагополучия. В совокупности осуществляемых мер его эмоциональная сторона не охарактеризована как субдоминанта и поэтому не нашла отражения, в первую очередь, в системе социальных и педагогических целей как особо значимая, специфическая и требующая специального направления коррекционной деятельности заинтересованных лиц и государственных структур.
Вместе с тем, именно эмоциональным нарушениям как составляющей социального неблагополучия в последнее время уделяется значительное внимание со стороны исследователей. Установлено, что устойчивые отрицательные эмоции выполняют дезорганизующую роль в общей активности индивида (Л. Берковиц, Г.М. Бреслов, А.И. Захаров и др.); любой тип длительных отрицательных переживаний является основным фактором эмоциональной и поведенческой агрессии, безволия и разного рода зависимости, вызывает рассогласование между потребностью в самосохранении, самозащите и осознанием той или иной угрозы для жизни в ситуации риска с последующим принятием неадекватного поведенческого решения; ведет к искажениям ведущих потребностей особенно в подростковом возрасте и деструктивным изменениям в Я-концепции; оказывается источником всех социальных патологий (Ю.А. Соколов, Е.Т, Соколова, К. Изард, Д.И. Фельдштейн, И.Н. Андреева, Н.И. Кузнецова, В.С. Собкин, А.В. Мудрик, О.Н. Пуртова и др.).
Основными системно-выраженными причинами социального неблагополучия несовершеннолетних являются: депривация семейного общения в целом, аморальный образ жизни реферетных взрослых или сверстников, отсутствие психологического комфорта в окружающей среде, педагогическая необеспеченность эмоциально-волевого и нравственного развития, маргинальное влияние асоциально-направленных групп и лиц, низкий личностный и учебный статус в учреждениях образования, бродяжничество как предпочитаемая защитная поведенческая форма, постоянное подавление базовых положительных эмоций (радости, интереса, удивления).
С учетом сложившихся в науке, хотя и разрозненных, характеристик социального неблагополучия несовершеннолетнего индивида, можно квалифицировать данное явление как эмоционально искаженную форму взаимодействия с окружающими, сопровождающегося разрушительными действиями и поступками, привязанностью к асоциальной среде как их источнику, постоянным подавлением базовых положительных эмоций на фоне асоциального образа жизни - бродяжничества.
Эмоциональное состояние - это результат проявления конкретной эмоции, вызванной социальной ситуацией или потребностями личности. В этом случае эмоция проявляет свою социальную функцию. А эмоциональное состояние доказывает завершенность данной функции. Если это состояние позитивное, то оно свидетельствует об адекватной социализации индивида в сложившихся условиях. Отрицательное состояние требует своевременной педагогической коррекции. Суть ее заключается в социализации базовых положительных и отрицательных эмоций.
Вместе с тем, психологами установлено, что возможны два типа социализации отрицательных эмоции, имеющей коррекционное содержание, - карательный и поощрительный. Последний связан с поощрением реакций или действий на основе
противоположной эмоции или ее взаимосвязи с другими этого ряда (К. Изард).
В науке установлены особенности коррекционного обеспечения этой взаимосвязи:
1) эмоциональные явления детерминируются определенными представлениями о жизни в целом, о жизнедеятельности в конкретном социуме (Г.М. Бреслов). Это означает возможность и необходимость их одновременной коррекции (когнитивно-эмоциональный аспект);
2) не только позитивные, но и негативные эмоции могут способствовать мобилизации индивида на достижение личностно и социально значимой цели в неблагоприятной ситуации. Следовательно, становится возможным для педагога обратиться к явлению взаиморегу-ляции эмоции, при которой одна из них вытесняет другую (по К. Изарду) (эмоционально-регулятивный аспект);
3) персональные цели, ожидания, притязания могут организовывать поведение, только благодаря наличию контроля в виде эмоциональной обратной связи, что приближает эмоциональное состояние человека к поведению, близкому к эталонному (Г.М. Бреслов, Миллер, Лоренс и др.). Это ориентирует педагога на выбор способов эмоционально окрашенного рефлексивного взаимодействия с несовершеннолетним (эмоционально-поведенческий аспект);
4) устойчивые отрицательные эмоциональные явления порождают определенный тип готовности к действию - агрессивный, который может быть изменен расширением комплекса позитивных эмоций, что улучшает личностный ресурс несовершеннолетнего (Л. Мартин). Отсюда вытекает необходимость постоянного обеспечения эмоционально положительного коммуникативного содержания взаимодействия педагога и несовершеннолетнего (эмоционально-коммуникативный аспект).
Первичным коррекционным звеном в системе профилактики и устранения социального неблагополучия является Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Анализ опыта работы таких учреждений в различных регионах показал, что их основными функциями являются секуративная (обеспечение несовершеннолетнему круглосуточного приема и временного содержания в целях защиты его жизни, здоровья в сложившихся опасных обстоятельствах); превентивная (выявление лиц, причастных к совершению правонарушений, общественно-опасным деяниями, установление обстоятельств, причин и условий, способствовавших их совершению); информационная (получение сведений о несовершеннолетних правонарушителях от заинтересованных органов и учреждений); ограничительная (строго регламентированное содержание до момента передачи несовершеннолетнего родителями или помещения его в другие специальные учреждения закрытого типа, в зависимости от характера совершенного правонарушения).
Как видим, общие функции ЦВСНПа носят ярко выраженный правовой характер. Вместе с тем, согласно нормативным документам, перед такими центрами поставлены задачи психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в связи с их глубокой психологической и социальной деформацией и связанной с этим необходимостью определить тип их социализации на основе нормализации опыта поведения и восстановления механизма саморегуляции. Это делает необходимым определить иное целеполагание в деятельности ЦВСНПа, моделирование на новой ориентационной основе специальной коррекционнопедагогической системы. С учетом сказанного нами были разработаны теоретическая модель и адекватная ей программа педагогической коррекции отрицательного эмоционального состояния несовершеннолетних правонарушителей, на основе которых осуществлялся педагогический эксперимент в Сочинском центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Его целью было определение эффективных способов первичной педагогической коррекции устойчивого отрицательного состояния (рис. 1).
Цели педагогической коррекции ▼
Ценностно
эмотивные
принципы
педагогиче
ской
коррекции
Общая цель:
обеспечение социального благополучия подростков
Дифференцированные цели:
нормализация индивидуально выраженного социального неблагополучия за счет снижения проявления уровня доминирующей отрицательной эмоции и социализации базовой положительной личностное самоопределе ние подростка
Направления педагогической коррекции и ее содержание
Изменение
источника
эмоции
печали
т
Изменение источника эмоции страха
т
Социализация эмоции интереса и радости
т
Экспрессивные индивидуально направленные методы педагогической коррекции
▼ I ▼ I ▼
Эмоциона
льно
благоприят
ного
диалога
Пролонгирован
ия
эмоционально восстанавливаю щих контактов с семьей
Моделирова ние положитель ного образа
«Я»
Психолого
педагогиче
ская
диагности
ка
Погашения наставления доминирующей отрицательной эмоции
Рис. 1. Теоретическая модель педагогической коррекции устойчивого отрицательного эмоционального состояния социально неблагополучных подростков
В основу моделирования была положена идея о включении социально неблагополучных подростков в такую деятельность, где бы менялось функциональное место аффекта в общей структуре девиантного поведения и средства которой вызывали бы положительные эмоциональные переживания. Для этого был разработан креативнокоррекционный комплекс. Он представляет собой системное образование, которое включает совокупность взаимосвязанных задач: диагностических (выявление особенностей развития
личности несовершеннолетнего, факторов риска, психологической основы для педагогической коррекции); мотивационных (пробуждение у несовершеннолетнего желания взаимодействовать с другими в позитивной и продуктивной деятельности); собственно коррекционных (снижение уровня проявления отрицательных эмоций, переход от отрицательной формы самовыражения к положительной, овладение им способами взаимодействия с окружающими); контрольно-оценочных, фиксирующих эффективность коррекционных воздействий.
Решение этих задач подчинено специфическим принципам педагогической коррекции: ценностно-сопереживаемого взаимодействия его субъектов; ценностно-эмоциональной педагогической стимуляции адекватного самоотношения несовершеннолетнего; педагогической целесообразности снижения факторного веса неблагополучия жизненной ситуации; нормоориентированного восстановления интереса к жизни на основе творчества и самопознания. Каждый из этих принципов является определяющим на конкретном этапе педагогической коррекции отрицательного эмоционального состояния несовершеннолетнего. В свою очередь, этапы обусловлены направлениями социализации слабо выраженной базовой эмоции и снижения степени преобладания противоположной ей отрицательной:
I этап - социализация эмоции радости и снижения уровня выраженности печали. Это общее направление, касающееся всех содержащихся в центре несовершеннолетних правонарушителей, поскольку все они переживают печаль, вызванную разными социальными причинами. Педагогическая деятельность относительно данной группы связана с коррекцией однопорядковых переживаний: одиночества, покинутости, психологической невостребованности, изоляции.
II этап - ослабление эмоции страха. Это направление включает дифференцированную работу с несовершеннолетними с учетом индивидуального источника страха и интеракции «печаль - одиночество - страх».
III этап - социализация интереса, в разной степени подавленного у подростков в зависимости от отягощенности стрессогенной жизненной ситуации.
Индивидуально направленная экспериментальная работа фактически представляла собой помощь несовершеннолетним в их экстремальной жизненной ситуации и осуществлялась как следующая система:
1. Диагностическое обеспечение, проводимое на основе карты личностного развития,
в которой отражены: особенности поведения, эмоционального состояния
несовершеннолетнего, его личностный статус (положение в системе семейных и групповых межличностных отношений); отноешние к школе; отношение к педагогическому воздействию в условиях ЦВСНПа;
2. Разработка индивидуального плана педагогической коррекции отрицательного
эмоционального состояния каждого подростка. Первичным в этом плане был ряд индивидуальных бесед: диагностическая; доверительная (воспитатель стремится
расположить подростка и вызвать его доверие к себе); профилактическая (формирующая у несовершеннолетнего чувство тревоги за свое будущее желание изменить свой образ жизни дома); разъяснительная (проводится в аспекте разъяснения возможности и необходимости административного и уголовного наказания родителей несовершеннолетнего, совершившего правонарушение).
3. Дифференцированная работа с группами несовершеннолетних правонарушителей с учетом причин отрицательного эмоционального состояния и последующая индивидуальная работа с каждым несовершеннолетним, включающая эмоционально выраженные способы влияния:
- решение проблемной семейной ситуации. Технологически оно достигается путем распределенного применения метода эмоционально-благоприятного диалога с совокупностью следующих приемов: эмоционального расположения; подбадривающего утверждения; эмоционального успокаивающего возражения или согласия; совместного размышления об опасной жизненной ситуации; побуждения к вербальному описанию реальных и возможных
рисков; совместного поиска несовершеннолетним собственных возможностей в изменении ситуации противостояния неблагополучной семье; погашения депрессивных мыслей за счет изменения самооценки; построения логики ошибочных решений; активизация эмоции надежды;
- пролонгирование эмоционально восстанавливающих контактов с семьей. Это направление обеспечивается технологичным применением метода совместного конструирования эмоционально значимых контактов родителей с детьми. Пошаговое применение этого метода заключается в логическом построении и реализации приемов: совместного с родителями аналитического распознавания существующей в семье проблемы; педагогически направленного обдумывания последствий семейного неблагополучия; совместного поиска способов полного или частичного решения семейной проблемы; обучение способам изменения ситуации эмоционального взаимоотвержения взрослых и детей; разъяснения родителям эмоционального состояния ребенка; побуждения родителей к выбору и принятию решения касательно судьбы ребенка;
- погашение доминирующей отрицательной эмоции. Таковой выступает обида. Стратегическим методом служит метод моделирования несовершеннолетним положительного образа «Я». Приемы, составляющие данный метод: эмоционально выраженного несогласия с переживаниями несовершеннолетнего; переключение эмоциональной реакции воспитанника, вызванной средовой ситуацией, на эмоционально окрашенную самооценку; косвенные характеристики достоинств воспитанника в процессе его жизненных воспоминаний; описание проблемных ситуаций общения, своих ошибочных действий в конкретной ситуации, беспомощности, вызванной действиями других; обращение к характеру переживаний из-за крушения планов и ожиданий; разграничение положительных и отрицательных эмоций в ситуациях общения с другими: справедливых и несправедливых, объективных и необъективных, этичных и неэтичных, дружеских и враждебных действий и поступков референтных окружающих;
- обучение способам совладания с неудачей. Это требует технологического применения метода упражнения по различению ценного и неценного в жизни, приемлемого и неприемлемого поведения. Приемы, составляющие данной метод: анализ проблемный ситуации; нахождение степени угрозы и возможных понерь в ней; оценка эмоционального поведения других людей (по поступкам и вербальным примерам); обращение за советом к членам семьи; составление программы самопомощи; определение стратегии избегания ситуации зависимости; определение стратегии противостояния отношениям, содержащим риски; тренировка в себе способности не поддаваться отрицательным эмоциям; выбор друга;
- метод эмоционального стимулирования поиска социально полезного смысла в поступках окружающих людей и собственных действиях, обеспечивающим такое направление, как поиск социально полезного окружения. Составляющие его приемы: рационализация взаимоотношений с окружающими сверстниками; поддержка интеллектуально-эмоционального напряжения, вызванного поиском друга; моделирования ее альтернативных ситуаций общения; побуждение к отказу от фрустрирующей ситуации; построение эталона желаемого стиля общения; совместное обозначение сфер возможного обновления ценностно значимого общения; позитивная активизация конструктивных намерений (выход из сложившейся ситуации);
- метод наставления с приемами: стимулирования нравственных переживаний, эмоционально-волевого напряжения, просоциального самоутверждающего поведения, преодоления чрезмерной тревоги.
Вспомогательным способом коррекции отрицательного эмоционального состояния несовершеннолетних правонарушителей служило их включение в усложняемые виды творческой деятельности. Исследованиями А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича выявлено, что, по мере усложнения творческой деятельности и поэтапного отделения ее начальных моментов, меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения субъекта. Проявляются опережающие факторы эмоциональных переживаний, которые предвосхищают последствия выполняемых действий, предполагают обязательное изменение и структуры
эмоциональных состояний и поведения. Следовательно, требуется средства, которые бы вызывали новые положительные эмоциональные переживания, целенаправленные способы эмоционального воздействия на несовершеннолетнего, предвосхищающие последствия выполняемых действий или совершаемых поступков, предшествующие им.
Целесообразность таких педагогических действий имеет психологическое обоснование. Характер их эмоциональной выраженности может быть разными, в зависимости от доминирующей эмоции (Э.Л. Акопов). С учетом этого в нашем эксперименте был разработан реализован эмоционально-коррекционный блок видов творческой деятельности: антистрессовые, антидепрессивные игры, которые располагают большими возможностями для коррекции эмоциональных состояний и личностных качеств, артзанятия, особенно рисование и занятия по флористике, психологические тренинги с элементами проектирования, направленные, с одной стороны, на формирование эмоциональноценностных отношений и воссоздание здорового образа жизни в будущем; коллективный труд в хозяйственных подразделениях центра (теплицы, розарий, птичник и др.); индивидуальные занятия с психологом и социальным педагогом по переписке с родителями, родственниками и друзьями.
После завершения эксперимента, с целью выявления преобладающего уровня выраженности эмоционального состояния подростков, мы провели его диагностику по методике К. Изарда «Дифференцированные шкалы эмоций». Изменения фиксировались по частоте встречаемости признака с помощью ф* критерия (угловое преобразование Фишера). Получены следующие данные.
В экспериментальной группе преобладает процентное соотношение социально неблагополучных подростков со среднем уровнем эмоции интереса (62,5%), наименее выражен низкий уровень (13,75%), с высоким уровнем представлено 23,75% подростков; в контрольной группе преобладает процентное соотношение подростков с низким уровнем интереса (40%), менее выражены средний (33,75%) и высокий (26,25%) уровни. Таким образом, в экспериментальной группе, в целом, отмечается значимое повышение уровня выраженности эмоции интереса, в контрольной группе - снижение уровня выраженности интереса. Экспериментальная группа имеет статистически значимо более высокий уровень интереса, чем контрольная.
Аналогично преобладает процентное соотношение подростков с высоким и средним уровнями эмоции радости, удивления, стыда и вины.
Динамика показателей процентного распределения подростков по уровням выраженности отрицательных эмоций в процессе формирующего эксперимента представлена в таблице №1.
После проведения формирующего воздействия в экспериментальной группе преобладает процентное соотношение подростков со средним уровнем горя (65%), наименее выражен высокий уровень (6,25%), с низким уровнем представлено 28,75% подростков. В контрольной группе преобладает процентное соотношение подростков с низким уровнем горя (53,75%), наименее выражен высокий уровень (15%), со средним уровнем представлена треть (31, 25%) подростков. Таким образом, в экспериментальной группе проявление горя имеет значимо более высокий уровень выраженности (через снижение процента подростков с низким уровнем и повышения со среднем), чем в контрольной группе. Этот факт объясняется тем, что подростки осознали реальную угрозу их жизни и здоровью избранной жизненный дороги, что и стало причиной новых переживаний, но отличающихся уже положительной побудительной силой.
Таблица 1.
Динамика показателей процентного распределения подростков по уровням выраженности отрицательных эмоций в процессе формирующего эксперимента
Положи т. эмоции Уровень выраж. Экспериментальная группа Контрольная группа
До формир. После Показ. До После Показ.
эксперим % (чел.) формир. эксперим. % (чел.) значим . по ф* формир. эксперим. % (чел.) формир. эксперим. % (чел.) значим. по ф*
1. Горе низкий 45 (36) 28,75 (23) 2,14, р<0,05 48,75 (39) 53,75 (43) 0,63
средний 46,25 (37) 65 (52) 2,39, р<0,01 43,75 (35) 31,25 (25) 1,64, р<0,05
высокий 8,75 (7) 6,25 (5) 0,6 7,5 (6) 15 (12) 1,51
2. Гнев низкий 37,5 (30) 51,25 (41) 1,75, р<0,05 38,75 (31) 46,25 (37) 0,95
средний 27,5 (22) 32,5 (26) 0,68 26,25 (21) 35 (28) 1,2
высокий 35 (28) 16,25 (13) 2,76, р<0,01 35 (28) 18,75 (15) 2,34, р<0,01
3.Отвра щение низкий 26,25 (21) 18,75 (15) 1,14 22,5 (18) 0 0,2, р<0,001
средний 47,5 (38) 66,25 (53) 2,24, р<0,05 52,5 (42) 70 (56) 2,27, р<0,05
высокий 26,25 (21) 15 (12) 1,76, р<0,05 25 (20) 30 (24) 0,7
4. Презрен ие низкий 35 (28) 37,5 (30) 0,32 36,25 (29) 43,75 (35) 0,96
средний 47,5 (38) 62,5 (50) 1,9, р<0,05 50 (40) 42,5 (34) 0,95
высокий 17,5 (14) 0 5,4, р<0,001 13,75 (11) 13,75 (11) 0
5. Страх низкий 72,5 (58) 82,5 (66) 1,31 71,25 (57) 80 (64) 1,29
средний 22,5 (18) 17,5 (14) 0,78 23,75 (19) 20 (16) 0,57
высокий 5 (4) 0 2,8, р<0,01 5 (4) 0 р<0,05 2,8, р<0,01
После проведения формирующего воздействия в экспериментальной и контрольной группах преобладает процентное соотношение подростков с низким уровнем страха (82,5% и 80%), со среднем уровнем представлено 17,5% и соответственно 20% подростков, высокий уровень в обеих группах не выявлен (0%). Экспериментальная и контрольная группы после проведения формирующего эксперимента характеризуются незначительным снижением выраженности страха и статистически значимо друг от друга в проявлении страха не отличаются. Вместе с тем, выявлена общая тенденция изменения устойчивого отрицательного эмоционального состояния социально неблагополучных подростков в условиях ЦВИНПа. Это означает, что данное учреждение приобретает статус интегративного правоохранительного учреждения с коррекционно-воспитательными функциями, с деятельностью, наполненной педагогическим смыслом и ориентациями на принципы эмоционально-ценностной поддержки и экспрессивные методы.