МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
выступают, как его собственные взгляды и убеждения, как привычные для него формы поведения; если оно самодостаточно, не предполагает каких-либо внешних наград и является внутренним и органичным. Нравственное самоопределение личности выражается в нравственном поведении личности. Список использованной литературы:
1.Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М., 1977. - С. 30-68.
2. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
3.Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы /А.Б.Купрейченко, А.Е.Воробьева // Вестник «Государственный университет управления», 2009. - №32. - С.60-63.
4.Еремина А.Н. Влияние социально-психологической зрелости учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки «Акмеология образования». - 2008. Т. 14, № 2. - С. 49-52.
5.Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е.Нравственное самоопределение молодежи. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 480 с.
7.Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999. - 423 с.
9.Самылова О.А. Отношение к нравственным формам поведения в раннем юношеском возрасте // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) №1. 2015.
© Руденко Ю.В., 2015
УДК 159.9
Э.И.Труве
к.психол.наук, доцент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, РФ
Н.В.Лавриченко студентка 4 курса
Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, РФ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ
ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей развития таких личностных характеристик как эмпатия и рефлексия у подростков, находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Выявлены значимые различия в показателях эмпатии и рефлексии у подростков, воспитывающихся в полных нормально функционирующих и социально адаптированных семьях, и подростков, находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова
Несовершеннолетние правонарушители, эмпатия, рефлексия
Актуальность и практическая значимость настоящего исследования определяется необходимостью проведения профилактической и коррекционно-терапевтической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Для оптимизации оказания им помощи в повышении уровня социализации, изменении
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
картины мира, открытии новых возможностей в развитии и саморазвитии требуется более углубленное изучение особенностей личностных характеристик данной категории подростков.
Предметом исследования выступили такие личностные характеристики как рефлексия и эмпатия, которые играют важную роль в процессе успешной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Развитие способностей к эмпатии и рефлексии способствует повышению уровня социальной адаптации подростков, что в свою очередь снижает риск возникновения рецидива правонарушений [ 4 ],[ 5 ].
Объектом исследования выступила группа подростков, находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Подростки оказались в Центре за разные административные правонарушения, побеги из дома, бродяжничество и попрошайничество, кражи и мелкое хулиганство. В основном они воспитывались в неполных дисфункциональных семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями. Подростки часто подвергались жестокому отношению со стороны близких взрослых, психологическому и физическому насилию. Взаимоотношения в семье у этих подростков носили ярко выраженный деструктивный характер [6].
В качестве контрольной группы в нашем исследовании выступили подростки, воспитывающиеся в полных нормально функционирующих и социально адаптированных семьях.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов нашего эмпирического исследования выявил значительные различия у двух групп испытуемых в уровне и особенностях развития рефлексии и эмпатии.
Анализ показателей уровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого («Шкала эмоционального отклика А.Меграбяна и Н.Эпштейна») показал, что уровень эмпатии в группе подростков из семей нормально функционирующих и социально адаптированных статистически значимо выше (р<0,01) чем в группе подростков из ЦВСНП.
Более низкий уровень развития эмпатии у подростков ЦВСНП по сравнению с подростками из семей подтверждается и данными другой методики («Диагностика эмпатических способностей В. В. Бойко»)[2]. Статистически значимые различия (р<0,01) выявились как по показателю, отражающий общий уровень развития эмпатии, так и по составляющим эмпатические способности. Были выявлены статистически значимые различия(р<0,01) у двух групп испытуемых по шкалам: «Рациональный канал», «Эмоциональный канал» и «Идентификация». Следовательно, подросткам из ЦВСНП сложно понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и действия, сопереживать и соучаствовать, понять других людей посредством постановки себя на позицию другого человека.
В процессе ресоциализации подростков-правонарушителей важным составляющим является развитие способности к рефлексии. Сравнительный анализ полученных данных выявил статистически значимое различие (р<0,01) в общем уровне развития рефлексивности у двух групп испытуемых ( методика А.В. Карпова «Диагностика уровня рефлексивности»)[3]. У подростков из ЦВСНП обнаружился значимо более низкий уровень рефлексивности чем у испытуемых из контрольной группы.
Наиболее значимые различия (p<0,01) также выявились по шкалам «ретроспективная рефлексия» и «рефлексия общения и взаимодействия». Полученные результаты свидетельствуют о том, что подростки из ЦВСНП, во-первых, оказываются меньше, чем подростки из контрольной группы, способными анализировать и оценивать свои действия в прошлом, а во-вторых, оказываются малоспособными планировать и прогнозировать свое взаимодействие с другими людьми.
Проведенный корреляционный анализ показателей эмпатии и рефлексивности с помощью коэффициента корреляции Спирмена для каждой группы подростков, выявил значимые положительные корреляционные связи между показателями рефлексией будущего и эмпатией, рефлексией общения и взаимодействия и рациональым каналом эмпатии у испытуемых контрольной группы. В то же время между показателями эмпатии и рефлексии у подростков из ЦВСНП положительных корреляционных связей не было обнаружено.
Несомненно, подростки, воспитывающиеся в семьях с деструктивными детско-родительскими отношениями и находящиеся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, для
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
повышения уровня социализации, изменения картины мира, открытия новых возможностей в самореализации, нуждаются в помощи специалиста-психолога в развитии их способностей к эмпатии и рефлексии. Полученную информацию об особенностях развития таких личностных характеристик как эмпатия и рефлексия у несовершеннолетних правонарушителей можно успешно использовать при составлении коррекционных программ при работе с ними. Список использованной литературы:
1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других Текст. / В.В. Бойко. М.: Изд-во «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. - 412 с.
2.Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособ. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.486-490.
3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. Т.24.- С. 46-57.
4. Ульянова В. П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 7 (14). - С. 33-41.
5. Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 2, 2010.- С.76-81.
6. Труве Э.И., Самсонова Д.Н. Изучение особенностей личностных характеристик подростков-правонарушителей.- Сб.: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборнмк статей Международной научо-практической конференции (10 декабря 2014г., Уфа) .-Уфа:Аэтерна, 2014.-С.112 - 114.
© Труве Э.И., Лавриченко Н.В., 2015
УДК 159.923.2
Р.Р. Утебалиева
Бакалавр 2 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранных языков
г. Астрахань, Российская Федерация
ИГРА В РАННЕМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье анализируются психологические особенности развития и обучения дошкольников в процессе освоения ими иностранного языка. Акцентируется внимание на необходимости организации игровой деятельности с дошкольниками, осваивающими иностранный язык.
Ключевые слова
Развитие личности, ранее обучение, дошкольник, игровая деятельность
Дети, как губки, мгновенно впитывают новый материал. Они особенно чувствительны к определенным педагогическим воздействиям, они сензитивны к ним. Для изучения языка, да и вообще обучения, необходима развитость таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. К тому же, такие качества как умение общаться с людьми, трудовые способности и самоконтроль являются немаловажными в процессе обучения.
К моменту начала изучения языка, внимание детей должно быть произвольным, обладающим нужным объемом. То же самое с памятью ребенка, ее произвольность заключается в том, чтобы ребенок был способен найти определенные для себя способы и методы с целью эффективного запоминания. Что самое главное -