МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ Миршаев У.М. Email: [email protected]
Миршаев Улугбек Музаффарович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: формирование личности начинается в семье, где закладываются основы интересов и способностей человека, его отношение к труду, моральным, идейным, культурным и музыкальным ценностям и их достижению. Именно поэтому общество заинтересованно в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Исходя из этого, наше правительство проводит линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социалистических функций, воспитании детей, на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми. Придавая важное значение проблеме усиления влияния музыкальных школ на процесс нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, наши исследования требуют обоснования общих тенденций, перспективы развития взаимосвязи семьи и музыкальных школ с учетом исторически сложившихся региональных, национальных особенностей, целенаправленно стимулировать семейные формы, выявление музыкальных интересов и способностей детей. Ключевые слова: метод, исскуство, технология, пение, музыки.
MECHANISMS OF THE FORMATION OF MUSICAL ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN IN THE FAMILY Mirshaev ^М.
Mirshaev Ulugbek Muzaffarovich - Teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the formation of personality begins in the family, where the foundations of the interests and abilities of a person, his attitude to work, moral, ideological, cultural and musical values and their achievement. That is why society is interested in lasting, spiritually and a morally healthy family. Based on this, our government pursues a line of strengthening the family, helping it to fulfill socialist functions, raising children, and improving the material, living and living conditions of families with children. Attaching great importance to the problem of increasing the influence of music schools on the process of moral and aesthetic education of the younger generation, our research requires substantiation of general trends, the prospects for development of the relationship between the family and musical schools, taking into account the historically established regional, national features, purposefully stimulate family forms, identify musical interests and abilities of children. Keywords: metod, art, technology, singing, music.
УДК 781
Теоретическое обоснование путей и социально-педагогических условий решения повышения уровня нравственно-эстетического воспитания учащихся в музыкальных школах Узбекистана является важной научной проблемой нашей работы. Свои решения мы на методологической установке в программе и материалах нашего государства, где указывается на необходимость углублять взаимодействие семьи, школы, трудового коллектива, повышать ответственность родителей за воспитание детей.
На основе научного осмысления преемственности исторического прошлого и того нового, что утверждается в воспитательном процессе на современном этапе, важно проcледить влияние реформы средней школы и музыкальных школ, как другие звенья
системы комплексного воспитания подрастающего поколения. Именно семья является одним из существенных факторов совершенствования общества, комплексного воспитания подрастающего поколения. Поэтому так важно повышать воспитательный потенциал семьи, ее социальную активность во всех сферах жизни нашего общества, усилить внимание родителей на формирование музыкальных интересов и способностей детей. С точки зрения нравственно-эстетического воспитания детей в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы записано: «Родители призваны воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно-полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, соблюдению норм жизни общества, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, создавать необходимые условия для своевременного получения ими общего среднего и профессионального образования, своим отношением и к труду и к общественным обязанностям показать детям пример во всем».
Рост духовного потенциала нашего общества обуславливает необходимость всесторонней длительной подготовки молодежи к выполнению различных социальных ролей, накоплению опыта общения, разумному использованию материальных и духовных ценностей. В этой связи возрастает значение семейного воспитания, как влияющего фактора закладывания духовных, эмоционально-нравственных основ в формировании личности.
Семья представляет собой преимущественно социально-нравственный характер воздействия формирования личности. В силу этого она имеет определенное воздействие и на формирование у детей чувства музыкальных, нравственных, эмоциональных качеств. В семейном воспитании велика роль объективных и субъективных факторов.
К первым относится по содержанию основ нашего исследования: уровень материального благосостояния семьи, характер использования доходов, обеспеченность жильем, детскими дошкольными спортивно-музыкальными и другими учреждениями, имением в семье музыкальных инструментов, как фортепиано, рубоб, дутар, доира и др.
Социологические исследования показали, чем выше музыкальное образование родителей, тем более разнообразны совершеннее методы привития к детям нравственно-эстетические вкусы. Родители направляют музыкальные интересы детей не только советом, одобрением, беседами, рассказами, обменом мнениями, но и личным примером музыкальных склонностей, а также широким привлечением детей к музыкальной школе, покупкой музыкальных инструментов, контролем репертуара своих детей, соблюдением физиолого-гигиенических условий и распорядка будущего музыканта. Интерес детей к занятиям родителей и их совместное музыкальное общение укрепляет дружеские отношения между ними.
От матери и отца, от старших братьев и сестер ребенок получает сведения о нормах межличностных отношений. По нашим многолетним исследованиям нам известно, что семья объединяет людей, различных возрастов, с различным опытом и профессиями. Несмотря на это преобладающим является фактор чуткости к проявлению музыкальных дарований и способностей, музыкальному таланту одного из членов семьи.
Примером этому служат следующие факторы отдельных семей: Из вышеизложенных примеров видно, что интерес детей к занятиям родителей укрепляет дружеские отношения между ними и профессиональную направленность детей, которые особенно чувствуются при формировании интересов и музыкальных способностей.
От матери и отца, старших братьев и сестер ребенок получает сведения о музыкальных инструментах и о том, что есть школы, занимающиеся подготовкой специалистов музыки, и получает впервые представления о музыкальной профессии. Кроме того, семья объединяет людей различных по возрасту, опыту и профессии, чем богаче жизненный и социальный опыт членов семьи, выше культура взаимоотношений, тем сильнее семья связана с музыкальной школой и направляющей идеей, выявление интересов детей к музыке. Кроме того, взаимная любовь родителей друг к другу, к детям, уважение формирует глубокие нравственно-эстетические чувства. Повышение нравственно-эстетического уровня, музыкальных способностей родителей способствует укреплению связей взаимовлияния
78
музыкальных школ и семьи. Выявление музыкальных способностей и интересов детей приобретает большой размах и становится результативным при случае, если музыкальная школа уважительно относится к семейной традиции музыкантов, использует ее ценности, родительский авторитет для систематизации привлечения способных детей к деятельности музыкальных школ.
Список литературы /References
1. Мадримов Б.Х. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии // Наука, техника и образование. 74:10 (2020), С.111-113.
2. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020) . С. 114-117.
3. Дустов С.Д. Влияние самостоятельной работы на музыкально-эстетическое воспитание // Academy, 62:11 (2020). C. 44-46.
4. Мустафаев Б.И. Некоторые вопросы развития профессиональных навыков учителя музыкальной культуры // Academy. 62:11 (2020). C. 47-50.
5. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки (на примере искусства дастана) // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 33-36.
8. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 44-47.
9. Миршаев У.М.Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 48-51.
10. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. 99:212 (2020). C. 55-58.
11.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.
12. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
13. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // Academy. 56:5 (2020). С. 55-57.
14. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
15. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
16. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
17. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.
18. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
19. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. С. 7125-7130.
20. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. 47:2 (2020). С. 87-88.
21. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019. С. 118-122.
22. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. С. 95-97.
23. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 67-70.
24. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 70-73.
25. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 74-77.
26. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 85-88.
27. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 108-111.
28. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 111-114.
29.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 115-118.
30. Akhmedova M. Psycholinguic features of oriental speech etiquette // Euro-Asia Conferences. 1:1 (2021). С. 203-205.