МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ Миршаев У.М. Email: [email protected]
Миршаев Улугбек Музафарович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена совершенствованию профессионально-педагогической квалификации учителя музыки. Цель статьи - показать особенности профессии учителя музыки, раскрыть основные компоненты его деятельности. Эта цель конкретизируется в решении следующих задач: раскрыть творческий характер деятельности учителя музыки, показать, какими способностями он должен обладать для ее осуществления, определить, какими знаниями, умениями и навыками должен владеть учитель, работая в школе, рассмотреть некоторые специфические виды деятельности учителя музыки.
Ключевые слова: нравственное воспитание, художественный вкус, мировоззрение, эмоциональный мир, воспитательное воздействие, дидактику, музыкознание, музыкально-эстетическое воспитание, художественно-творческое развитие.
MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION AND MODERN REQUIREMENTS FOR A MUSIC TEACHER Mirshaev ^М.
Mirshaev Ulugbek Muzaffarovich - Teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is devoted to improving the professional and pedagogical qualifications of music teachers. The goal of the task is to show the features of the profession of a music teacher, to reveal the main components of his activity. This goal is concretized in solving the following tasks: to reveal the creative nature of the music teacher's activity, to show what abilities he must have for its implementation, to determine what knowledge, skills and abilities a teacher should possess while working at school, to consider some specific types of music teacher's activities.
Keywords: moral education, artistic taste, worldview, emotional world, educational impact, didactics, musicology, musical and aesthetic education, artistic and creative development.
УДК 37.02
Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки должен знать, что музыка, как и всякое искусство, воспитывает не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, чувство патриотизма и интернационализма. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественное развитие человека. Сам факт непосредственного и действенного приобщения к искусству уже имеет огромное воспитывающее значение. Эстетическое отношение к художественным образам, а через них и к явлениям действительности, чувствам и переживаниям - самый активный путь эстетического воспитания.
Активность воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение предполагает активность и глубину его восприятия, формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Это возможно лишь при взаимообусловленности обучения и развития во всем учебно-воспитательном процессе.
Исследованиями ученых-педагогов и психологов доказано, что правильно поставленных процесс обучения ведет к развитию в человеке тех качеств, которые нужны ему для успешного само проявления в определенной деятельности. Данные советской науки говорят о том, что природные задатки играют свою роль формирование новых психических свойств, однако не предопределяют их. В процессе обучения на их основе образуются различные индивидуальные свойства.
Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания. Для развития художественных вкусов и понимания музыке в нашей стране делается многое: создана сеть музыкальных школ, функционируют различные музыкальные кружки в школах, при Дворцах и Домах культуры и т. п. однако при всем том разнообразие форм внешкольных занятий не может заменить систематического музыкального воспитания. Только в общеобразовательной школе на уроках музыки может осуществляться целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей без исключения.
Таким образом, базой для массового и всеобъемлющего музыкально-эстетического воспитания является общеобразовательная школа. Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической русской и зарубежной музыки, а также произведениях современных композиторов, воспитать активных участников художественной самодеятельности-пропагандистов музыкально-эстетических знаний, способствовать нравственному совершенствованию подразделяющих поколений в духе требований морального кодекса строителя патриота - таковы основные направления работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников.
Все школьные предметы направлены на достижение главной цели обучения -формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе широкое мировоззрение, богатый духовный мир, физическое совершенство, нравственную и эстетическую культуру, умение творчески применять на практике полученные знания.
Эстетическое начало имеется по существу во всех звеньях учебной воспитательной работы в школе. Но особую роль играют предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, литература), а также история, география и взаимосвязь между ними.
Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале каждый школьный предмет должен эстетически воспитовать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его дущу.
Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать у них творческую активность, воображение, уменеее мыслить художественными категориями.
Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы проявить школьникам интерес к искусству, уменее разбираться в музыкальной информации, отбирать произведения, действительно достойные и значительные. Уроки музыки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и эстетические потребности. Задачи предмета «Музыка» четко сжато изложены в новой программе, приобщить учащихся к большому искусству, «научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, вопитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
Решение задач музыкального воспитания возможно при условии, во-первых, увлекательного характера музыкальных занятий и во-вторых, при создании атмосферы эмоционального напрежения и заинтересованности в восприятии и осмыслении музыки. Не случайно большое внимание в программе отводится
формированию активного восприятия музыки. Подчеркивается что музыка только тогда может оказывать свое эстетическое, познавательое и воспитательное воздействие, когда дети научатся по-настоящему её слушать и размышлять о ней. Восприятие музыки дает систему ключевых знаний, а следовательно, развивает мышление; в процессе восприятия формируется единство эмоционального и сознательного; активное восприятие служит основой развития практической деятельности. Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель музыки.
Список литературы /References
1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2 (09), 2020. Pp. 855-963.
2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.
5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.
6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки. 2 (64), 2012. С. 93-95.
11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.
12. Ражабов Д.З., Ражабов Т.И. Формирование и развитие узбекской народной лирики // Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в современном поликультурном мире. Материалы конф., 2018. С. 207-212.
13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.
14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.
16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.
17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.
18. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогики. № 2 (47), 2020, С. 87-88.
19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.
20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интегрированных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С. 295-299.
21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24. Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.
22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
1 2 Шомуродов О.Н. , Авезов Ш.Н.
Email: [email protected]
1Шомуродов Ойбек Норкулович - преподаватель; 2Авезов Шерали Наимович - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: учебно-методические пособия представляют собой вспомогательные учебные материалы, необходимые для успешной реализации того или иного метода обучения - средства, орудие, технические средства и т.д., где использование компьютерных технологий предполагает использование компьютеров, видеотехники, проекторов, экранов и других технических средств. Формы преподавания -лабораторные, практические занятия, коллоквиумы и др., являющиеся формой теоретического и практического познания, способы внедрения компьютерных технологий разрабатываются на основе учебных планов и программ по естественным наукам, планирования учебного процесса.
Ключевые слова: учебный процессе, методы обучения, учащиеся, обучение, методы, образовательные технологии.
COMPUTER-BASED LEARNING TECHNOLOGIES Shomurodov O.N.1, Avezov Sh.N.2
1Shomurodov Oybek Norkulovich - Teacher; 2Avezov Sherali Naimovich - Teacher, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: teaching AIDS are auxiliary training materials necessary for the successful implementation of a particular training method-tools, weapons, technical means, etc., where the use of computer technology involves the use of computers, video equipment, projectors, screens, and other technical means.