Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1639
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / КОНСТИТУЦИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азиева Р.Х., Мутаев А.-С.А.

В статье рассматривается взаимодействие между законодательной и исполнительной властью в Российской Федерации, представляющее собой тип системы разделения властей: исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительная власть независима и имеет присущие и заранее определенные обязанности, а законодательная власть не имеет права вмешиваться в них. Эффективность принципа разделения властей зависит от способности государственных органов контролировать и ограничивать друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN LEGISLATIVE AND EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the interaction between the legislative and executive authorities in the Russian Federation, which is a type of separation of powers system: executive, legislative and judicial. The executive branch is independent and has inherent and predetermined responsibilities, and the legislative branch has no right to interfere in them. The effectiveness of the principle of separation of powers depends on the ability of State bodies to control and limit each other.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.Х. Азиева, канд. экон. наук, доцент А.-С.А. Мутаев, магистрант

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, г. Грозный)

001:10.24412/2411-0450-2022-6-1-11-14

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие между законодательной и исполнительной властью в Российской Федерации, представляющее собой тип системы разделения властей: исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительная власть независима и имеет присущие и заранее определенные обязанности, а законодательная власть не имеет права вмешиваться в них. Эффективность принципа разделения властей зависит от способности государственных органов контролировать и ограничивать друг друга.

Ключевые слова: политика, власть, государственный орган, политические институты, Конституция РФ.

Действующая Конституция Российской Федерации - Конституция 1993 года. Государственная система России была сформирована в результате этой конституции и последующих поправок к конституции. Как известно, есть три основные силы -это законодательная, исполнительная и судебная власть. В России эти полномочия разделены между Федеральным Собранием (Дума + Совет Федерации), Президентом и судами.

Государственная политика, будь то образ действий или институциональная государственная политика, представляют собой механизмы действия государства, разработанные правительством посредством которых организуется общество. В соответствии с этой концепцией в Российской Федерации объединены такие институты, как законодательная власть, правительство (государственные секретариаты), исполнительная и судебная власть, а также институты, которые регулируют, устанавливают, изменяют или трансформируют правила, или положения, защищающие статус физических и юридических лиц, а также правовой режим их активов и прав.

Эта позиция помещает институциональную государственную политику в динамическую перспективу. Институты реформируются, создаются или модифици-

руются в сложном процессе, в котором участвуют разные инстанции, что приводит к процессу конституционной и/или нормативной реформы.

Разделение властей гарантирует баланс и умеренность полномочий в институтах. Исполнительная власть в России несет ответственность за исполнение законов и управление государством. Законодательная власть в России двухпалатная. В состав парламента, называемого Федеральным собранием, входят: Совет Федерации (верхняя палата) со 170 местами, члены которого назначаются губернаторами регионов и законодательными органами на четырехлетний срок; и Государственная Дума (нижняя палата), имеющая 450 мест, члены которой избираются всеобщим прямым голосованием по партийным спискам сроком на четыре года. Законодательная власть отвечает за разработку и принятие законов, а также надзор за исполнительной властью [2].

В президентской системе нет института досрочных выборов. Поскольку исполнительная и законодательная власть отделены друг от друга, одно и то же лицо не может участвовать в обеих [1]. Кроме того, исполнительная власть не участвует в законодательной деятельности. Например, президент не может предлагать законы

или участвовать в обсуждениях, проводимых в законодательном органе.

Важность принципа разделения властей проявляется в простоте и легкости правильного применения этого принципа в соответствии с политическими принципами, что ведет к уважению каждой власти и невмешательству властей, а также в надзоре, осуществляемом каждой властью. С другой стороны, ограничивает нарушения и захват власти одной стороной.

В последние годы исполнительная власть является не только простым представителем правоохранительных органов, но и отвечает за разработку законодательных планов и политики. Иными словами, несмотря на различия в форме правления в связи с расширением функций государства, исполнительная власть оказывает значительное влияние на законодательную власть и выполняет функцию фактического лидера законодательной власти в законодательном процессе. Это также основано на том факте, что исполнительная власть действует как важный представитель общественных интересов.

Однако, даже если исполнительная власть играет важную роль в законодательном процессе, нельзя сказать об этом однозначно. Это связано с тем, что роль исполнительной власти в законодательном процессе варьируется в зависимости от формы правления, распределения полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти в конституционных положениях страны, количества и развития политических партий, политической культуры каждой страны.

Законодательные решения в Российской Федерации, хотя и согласовывают социальные и политические интересы конъюнктурного характера, являются коллективными решениями, основа которых определяется национальными и постоянными целями, воплощенными в Конституции. Можно сказать, что законодательное решение означает мотивированную и обоснованную адаптацию институтов на основе консенсуса, устанавливающих то, что считается желательным, осуществимым и социально приемлемым. Нормативные изменения (в конституции, в законах,

в договорах, в постановлениях) производят изменения в ценностях и в организационных процедурах.

Теперь очевидно, что рассмотрение форм правления не может считаться удовлетворительным, если оно останавливается на чисто формальном анализе, без учета хотя бы основных обусловливающих факторов, имея в виду как таковые хотя бы политические партии и избирательную систему, без учета что оно не могло по-настоящему понять, как каждая политико-институциональная система работает на практике.

В исполнительно-законодательных отношениях РФ поведение акторов может определять ситуация сотрудничества или сложности даже за пределами условий единого или разделенного правительства. Это зависит от краткосрочных и среднесрочных политических целей [4].

В условиях разделенного правительства оппозиция может и имеет тенденцию максимально поддерживать исполнительную власть страны, поскольку поведение, порождающее постоянное воспрепятствование инициативам правительства, может быть плохо оценено электоратом на выборах.

Следовательно, оппозиция должна нести демократическую ответственность за пределами идеологических разногласий с правящей партией. Точно так же в условиях единого правительства и, несмотря на партийную дисциплину, непостоянство, которая может существовать между членами правящей партии, не может закончиться подчинением, потому что, с одной стороны, это подразумевает своего рода подчинение одной власти другой, но также и электорат может наказывать, а не вознаграждать такое поведение, потому что при таких условиях законодательной власти, хотя она и управляет вместе с исполнительной, она также является властью контроля и противовеса. В конечном счете именно лидерство как в партиях, так и в правительстве, а также наличие или отсутствие демократических обязательств определяют отношения между обеими властями. Хотя он и управляет вместе с исполнительной властью, он также является силой

сдержек и противовесов. В конечном счете именно лидерство как в партиях, так и в правительстве, а также наличие или отсутствие демократических обязательств определяют отношения между обеими властями.

Политические партии в подавляющем большинстве правовых систем стали и являются главной причиной размывания принципа разделения властей.

В частности, это особенно заметно в тех правовых системах, в которых политические партии имеют жестко пирамидальную структуру, в силу применения схем, основанных на соблюдении глубокой внутренней дисциплины.

Единство партии, гарантированное внутренней дисциплиной, перенесенное в органы государства, фактически способствовало значительному изменению действия принципа разделения властей или, при наличии систем, в которых легче создавать коалиционные правительства в других местах [5].

Иными словами, наличие дисциплинированных политических партий является во многих правовых системах одним из основных, а часто и главным фактором процесса рационализации-воссоединения власти, который нельзя не учитывать при анализе формы правления.

Переговоры с законодательным орга-

и имеют тенденцию носить более стратегический характер, если оппозиция раздроблена, особенно в системах крайнего плюрализма, а правящая партия поддерживает постоянную партийную дисциплину.

Помимо принципов, закрепленных на федеральном уровне, в законодательстве ряда субъектов РФ установлены следующие принципы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти: законность принимаемых решений и осуществляемых действий, взаимное уважение и доверие, гласность, урегулирование спорных вопросов преимущественно на основе согласования решений, защита принятых решений в соответствующих судах.

Одной из целей взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти должно выступать сохранение и творческое развитие особенностей общественной жизни субъектов РФ, обусловленных историческим, географическим, национальным и иными факторами [3].

И все же главным, на наш взгляд, условием успешности взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ является их стремление и умение путем достижения компромиссов обеспечить соблюдение прав и свобод граждан России.

ном более сложны, если оппозиция сильна,

Библиографический список

1. Конституция РФ. 13 декабря 1993 г. - М.: Изд-во «Элит», 2006.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. - М., 2019. - 672 с.

3. Гаджиев К.С. Введение в политическую теорию 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО, 2022.

4. Сайфутдинова В.М. Государственная власть и местное самоуправление. Совет Федерации Федерального Собрания: специфика и перспективы // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №8 (81). - С. 42.

5.Сушкова И.В. Взаимодействие и взаимоотношение органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации: разграничение и соотношение понятий // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 46.

MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN LEGISLATIVE AND EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

R.H. Azieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.-S.A. Mutaev, Graduate Student

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikova (Russia, Grozny)

Abstract. The article examines the interaction between the legislative and executive authorities in the Russian Federation, which is a type of separation ofpowers system: executive, legislative and judicial. The executive branch is independent and has inherent and predetermined responsibilities, and the legislative branch has no right to interfere in them. The effectiveness of the principle of separation of powers depends on the ability of State bodies to control and limit each other.

Keywords: politics, power, state body, political institutions, Constitution of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.