Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / СУБЪЕКТЫ РФ / КОНСТИТУЦИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азиева Р.Х., Мутаев А.-С.А.

В данной статье рассматриваются региональные особенности законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Конституционная основа устройства РФ, равный правовой статус всех субъектов РФ, отношения между государственной администрацией и субъектами Российской Федерации, которые объединены законодательными и исполнительными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF LEGISLATIVE AND EXECUTIVE POWER

This article examines the regional peculiarities of the legislative and executive authorities of the subjects of the Russian Federation, the Constitutional basis of the structure of the Russian Federation, the equal legal status of all subjects of the Russian Federation, the relations between the state administration and the subjects of the Russian Federation, which are united by legislative and executive structures.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Р.Х. Азиева, канд. экон. наук, доцент А.-С.А. Мутаев, магистрант

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-1-15-18

Аннотация. В данной статье рассматриваются региональные особенности законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Конституционная основа устройства РФ, равный правовой статус всех субъектов РФ, отношения между государственной администрацией и субъектами Российской Федерации, которые объединены законодательными и исполнительными структурами.

Ключевые слова: политика, власть, исполнительная власть, законодательная власть, субъекты РФ, Конституция РФ.

Конституция 1993 года определяет Российскую Федерацию как правовое демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Федерация состоит из 85 различных субъектов: 22 республики; 1 автономная область; четыре автономных округа; девять краёв; сорок шесть регионов и три города федерального значения. Иностранные дела, социально-экономическая политика, бюджет, энергетика находятся в исключительном ведении Федерации; образование, здравоохранение, социальное обеспечение относятся к общей компетенции; остальные полномочия принадлежат субъектам федерации.

Отношения между тремя ветвями власти основаны на балансе и взаимном контроле. Также между институтами власти и личностью действуют нормы правового государства: нормы Конституции и законов государства распространяются на деятельность всех государственных и общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан, и ко всем сферам общества.

Законодательная власть отвечает за разработку и принятие законов, а также надзор за исполнительной властью. Исполнительная власть в России несет ответственность за исполнение законов и управление государством.

Совет Федерации, компетентный в вопросах, представляющих интерес для Федерации в целом, состоит из двух представителей от каждого из 85 субъектов Федерации, один из которых назначается региональной законодательной властью, а другой - региональной исполнительной властью [2].

Совет Федерации взаимодействует с Государственной Думой при доработке и голосовании законопроектов, рассматривает федеральные законы о таможне, бюджете, нормативно-правовые акты, ратификацию международных договоров после их принятия Государственной Думой, кредитный контроль. Государственная Дума несет прямую ответственность за снятие с должности и назначение главы Центрального банка России, главы счетно-ревизионной палаты, уполномоченного по правам человека, а также за решение вопроса о доверии, предъявлении обвинений президента и объявить амнистию.

Для законотворческого процесса необходимо постоянное и тесное взаимодействие законодательной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации. Именно благодаря интеграции между законодательной и исполнительной властью, осуществляемой взаимодополняющим образом, общество в целом получает гарантии своих прав.

Возможна реализация конституционных полномочий палат Федерального Собрания без изменения норм, на которых они основаны. Таким образом, удалось изменить порядок формирования Счетной палаты Российской Федерации и порядок назначения заместителей прокурора при Генеральном прокуроре Российской Федерации. Это предполагает наличие стабильных конституционных ориентиров во избежание риска нарушения баланса, установившегося между различными ветвями власти.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.

Регионы обладают законодательной и административной властью, но не участвуют в судебной власти. У них нет полной свободной автономии: даже широкая уставная автономия обусловлена законами Конституции РФ.

Субъекты Российской Федерации свободны в формировании состава и наименования репрезентативных выборок. Все это определяется уставом или конституцией области. Однако принципы организации законодательных органов субъектов Российской Федерации должны соответствовать нормам федеральных законов. Другими словами, выборы проходят во всех регионах.

Именно государство имеет предопределенную законодательную власть, а регионы обладают потенциально общей законодательной властью. Отношения между государственной администрацией и субъектами Российской Федерации строятся на принципе лояльного сотрудничества, объединенные законодательными и исполнительными структурами.

Административные задачи выполняются органом, наиболее близким к заинтересованному населению, в соответствии с принципом субсидиарности. Административные органы осуществляют свои полномочия в рамках принципов, установленных Конституцией и законами страны, и также в соответствии с правилами, уста-

новленными Уставом, которым наделена каждая организации.

Регионы являются самостоятельными учредительными органами. На них возлагаются законодательные функции в пределах их собственной территории и методами, установленными Конституцией РФ.

Законодательная функция разделена между регионами и парламентом на основе принципов и норм Конституции Российской Федерации в отношении законодательства. Регионы имеют право издавать законы по вопросам, которые Конституция РФ не оставляет за парламентом [4]. Законодательное решение означает мотивированную и обоснованную адаптацию институтов на основе консенсуса, устанавливающих то, что считается желательным, осуществимым и социально приемлемым.

В соответствии с исключительным правом парламента регионы обладают законодательной компетенцией до тех пор, пока они прямо уполномочены законом страны. В этом контексте парламент имеет право издавать законы, если есть необходимость в законодательной дисциплине, если:

1) вопрос не может эффективно регулироваться законодательством отдельных регионов;

2) урегулирование вопроса с помощью закона региона может нанести ущерб интересам других регионов или сообщества;

3) защита юридической или экономической единицы и, в частности, защита единообразия условий жизни, независимо от территориальных границ каждого отдельного региона.

В связи с делегированием многих компетенций (полномочий) органам местного самоуправления - сообществам жителей, которые, таким образом, могут сами решать вопросы местного значения, необходимо также создание (законодательных) органов на местном уровне. Их роль заключается в установлении местного законодательства (например, местных налогов и сборов, планов пространственного развития), а также в утверждении бюджета единицы местного самоуправления, реализации имущества, принятии на себя долго-

срочных обязательств и принятии местных и региональных программ и стратегий [3].

Законодательные полномочия дел Российской Федерации напрямую связаны с их конституционно-правовым статусом. Конституция Российской Федерации устанавливает, вопросы Федерации равноправные в отношениях между ней и государственными служащими Российской Федерации [5].

С точки зрения полномочий субъекта Российской Федерации в структуре его права можно выделить две составляющие:

1. Законы о совместном управлении субъектами Российской Федерации;

2. Законы по вопросам исключительного содержания субъекта Российской Федерации.

Равноправие субъектов федерации означает равенство в отношениях с федеральными органами власти и непосредственном взаимодействии с ними. Все субъекты являются равноправными членами Федерации и образуют Совет Федерации Парламента Российской Федерации, направив по два представителя. Они равны в плане установления атрибутов государ-

туция или устав, свои органы государственной власти, символы государства. Он имеет те же конституционные полномочия, закрепленные в ст. 72, 73 Конституции РФ [1].

Законодательная и исполнительная власть отвечают за управление государством, и от них зависит, разработка законов, соблюдение действующих норм, исполнение законов, предложение планов действий и управление субъектами РФ.

Несмотря на различия в форме правления в связи с расширением функций государства, исполнительная власть оказывает значительное влияние на законодательную власть и выполняет функцию фактического лидера законодательной власти в законодательном процессе. Это также основано на том факте, что исполнительная власть действует как важный представитель субъектов Российской Федерации.

Существование трех властей и представление о том, что между ними существует баланс, так что каждая из трех осуществляет определенный контроль над другими, несомненно, является характеристикой современного мироуправства.

голосованием

ственной власти. У каждого есть консти-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.

2. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №4. -С. 32-36.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587 с.

4. Лебедев В.А., Ройзман Н.В. Законодательная инициатива - стадия законодательного процесса в Российской Федерации. - Челябинск, 2010. - С. 72.

5. Тюльпанов В.А. Контрольная функция в системе функций законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. - 2011. - №11.

REGIONAL PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF LEGISLATIVE AND

EXECUTIVE POWER

R.H. Azieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.-S.A. Mutaev, Graduate Student

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikova (Russia, Grozny)

Abstract. This article examines the regional peculiarities of the legislative and executive authorities of the subjects of the Russian Federation, the Constitutional basis of the structure of the Russian Federation, the equal legal status of all subjects of the Russian Federation, the relations between the state administration and the subjects of the Russian Federation, which are united by legislative and executive structures.

Keywords: politics, power, executive power, legislative power, subjects of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.