Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионов И.К., Сальникова Т.С.

В статье в систематизированном виде изложены основы механизма взаимодей- ствия государства и бизнеса в сфере образования. Выявлены и охарактеризованы варианты государственно-частного партнерства в сфере образования. Изложена концепция програм- мы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы с использовани- ем механизма государственно-частного партнерства, а также сделан вывод о необходимости формирования в экономической практике научно-образовательных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN THE FIELD OF EDUCATION

The article systematizes the basics of the mechanism of interaction between the state and business in the field of education. The variants of public-private partnership in the sphere of education are revealed and characterized. The concept of the program of complex reforming of General education and higher education with the use of the mechanism of public-private partnership is stated, and the conclusion about the necessity of formation of scientific and educational complexes in the economic practice is made.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ларионов И.К., Сальникова Т.С.

ЛАРИОНОВ Игорь Константинович - доктор экономических наук, профессор, профессор НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Российская Федерация. Е-mail: office@ dashkov.ru

САЛЬНИКОВА Татьяна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Москва, Российская Федерация. Е-mail: apm-msiu@yandex.ru

Аннотация. В статье в систематизированном виде изложены основы механизма взаимодействия государства и бизнеса в сфере образования. Выявлены и охарактеризованы варианты государственно-частного партнерства в сфере образования. Изложена концепция программы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы с использованием механизма государственно-частного партнерства, а также сделан вывод о необходимости формирования в экономической практике научно-образовательных комплексов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, механизм, модель, взаимодействие, научно-образовательный комплекс, реформирование.

Для цитирования: ЛарионовИ.К., Сальникова Т.С. Механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере образования // Экономические системы. 2018. Том 11. № 1 (40). С. 10-18. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-10-18

Актуальность проблемы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в современных условиях многократно возрастает. Этому есть множество причин.

Во-первых, государственно-частное партнерство в данной сфере трактуется уже и на уровне учебников экономической теории, а не только научных публикаций: «На самом деле наряду с ростом конкурентоспособности на рынке образовательных услуг (что само по себе неплохо) возникает некое партнерство между государственным и негосударственным секторами высшего образования, что говорит о возможном слиянии в перспективе этих двух структур и формировании единого образовательного комплекса» [1].

Во-вторых, как известно, предприятия и организации, выступающие в качестве субъектов хозяйствования в производственной и интеллектуально-информационной сферах, могут функционировать на трех принципиально разных социально-экономических основах - частной, государственной, смешанной собственности, соответственно в рамках планово-распределительной, рыночно-капиталистической, смешанной систем хозяйствования. Идея государственно-частного партнерства в своей сущности представляет собой перенос смешанной собственности и смешанной системы хозяйствования также и на сферу образования, первоначально на высшую школу, а затем и общеобразовательную.

В-третьих, взаимодействие государства с частным сектором на почве сферы образования может осуществляться в двух основных базовых вариантах, между которыми на практике может образовываться их симбиоз того или иного вида: объединение в единое гармоничное целое лучших сторон частного и государственного начал в области образовательных структур и сферы образования в целом; соединение в некое неустойчивое и противоречивое единство худших сторон частного и государственного начал применительно к образовательным учреждениям, что выражается в соединении государственной бюрократии и хищнического накопления денежного капитала любыми способами с одной стороны, перетеканием государственных ценностей по бросовым ценам или даже бесплатно в пользу частных лиц или их структур при содействии самого государства, контролируемого в его воздействии на сферу образования коррумпированными чиновниками (рис. 1).

Очевидно, что и у государства, и у частных структур есть положительные и отрицательные качества. Однако эти качества могут быть как в потенциальном, так и в актуальном, активно выраженном состоянии.

Если в государственно-частном партнерстве в сфере образования активизированы положительные качества государства и частных структур, а их отрицательные качества нейтрализованы и их проявление предотвращается в корне, то имеет место первый вариант партнерства, положительный по своему характеру. В этом варианте государственный стратегический подход к развитию сферы образования, базирующийся на концентрации необходимых ресурсов в масштабе страны в распоряжении государства и на законодательно оформленной силе государства, соединяется с инициативой, предприимчивостью, гибкостью и динамичностью, готовностью идти на оправданный риск, т.е. всем тем, чем характеризуются положительные качества частных структур.

Напротив, если в государственно-частном партнерстве активизированы отрицательные качества государства и частных структур, а их положительные качества не проявляются достаточно существенным образом, то имеет место второй вариант партнерства, в котором предоставленные сами себе образовательные учреждения деградируют, а участвующие в их деятельности частные структуры наживают значительный капитал на основе перемещения значительных ценностей из государственной собственности в частную, а также хищнической эксплуатации ресурсов образовательных учреждений во всем их диапазоне - от материально-технической базы до преподавательского контингента, а также ранее созданного в глазах общественности авторитета.

Кроме того, в этом негативном варианте существует большая вероятность перехватывания значительной части государственного финансирования образовательных учреждений частными структурами, присваивающими легально или нелегально государственные финансовые ресурсы и уводящие их из сферы образования в полное распоряжение частных структур, с их последующим прокручиванием в спекулятивно-посреднических сделках на фондовом рынке и перечислением в конечном итоге в зарубежные банки.

Рис. 1. Основные варианты государственно-частного партнерства

в сфере образования

И первый и второй варианты являются соответственно крайними полюсами государственно-частного партнерства, положительным и отрицательным. В реальной действительности шансы на то, что осуществляется в чистом виде пер-

вый или второй вариант, невелики. Много более вероятен третий, смешанный вариант, в рамках которого могут быть различные вариации, сводимые к трем основным вариациям:

- вариация 1 - в смешении первого и второго вариантов преобладает первый, т.е. положительный вариант;

- вариация 2 - в смешении двух вариантов преобладает второй, т.е. отрицательный вариант;

- вариация 3 - имеет место временное равновесие обоих вариантов при ожесточенной их конфронтации, что рано или поздно трансформирует третью вариацию в первую или вторую в зависимости от того, какие процессы возьмут верх - положительные или отрицательные.

Нужно обратить особое внимание на то, что сфера образования, в связи с длительным периодом обучения личности, характеризуется сильной инерционностью. Кроме того, на инертность сферы образования оказывают огромное влияние культурно-исторические традиции общества, его духовные и нравственные ценности, социальная психология. Все это формируется веками, хотя в период трансформации индустриального общества в информационное процессы в массовом общественном сознании весьма сильно ускоряются, приобретают все более интенсивный характер, но и в этом случае они измеряются десятилетиями.

В данной связи государственная концепция совершенствования и развития сферы образования, как уже отмечалось ранее, должна быть ориентирована на ряд десятилетий, минимум на пятьдесят лет. Возражением против такого длительного горизонта может быть то, что в условиях современного динамичного мира трудно предвидеть даже в общих чертах ситуации, которые возникают через подобный промежуток времени.

Однако трудно - не значит невозможно. В общем плане, в виде основных тенденций можно не только предвидеть, но и управлять. Принципиально важно уже сегодня запустить в сферу образования процессы кардинальной важности, которые будут набирать силу на протяжении десятилетий, принося полезные результаты не в ближайшее время, а в сравнительно отдаленной перспективе.

Авторами данной статьи предложена модель концепции программы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы с использованием идеи государственно-частного партнерства, которая представлена на рис. 2. Данная модель основывается на следующих положениях.

1. Модель воплощает в себе авторскую концепцию программы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы. Сама программа может быть разработана только коллективными усилиями на базе кооперации усилий НИИ, научных центров, отдельных ученых и специалистов.

2. В основу модели положен ряд идей, образующих взаимосвязанное целое:

- ранняя профессиональная ориентация подрастающих поколений, позволяющая обучаться в специализированных (профильных) школах и вузах в соответствии с внутренним призванием человека, что на порядок повышает уровень и качество обучения;

Формирование во всех регионах центров психологического

тестирования и профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи

та:

Создание в стране сети культурно-воспитательных центров, работающих со школьниками и с участием родителей

Финансирование из бюджета на должном

уровне зарплаты педагогов и мат.-тех. базы школ и центров

Законодательное установление минимальной зарплаты учителя

Настраивание личности на непрерывное самообразование на протяжении всей жизни

Государственно-частное партнерство

Государство

Частные структуры

Механизм взаимодействия

Создание заочных курсов на основе дистанционных технологий для школьников, не могущих обучаться в профильных

Создание частных элитарных школ на платной основе при условии бесплатного обучения в них не менее 30% учеников, отобранных по способностям

Финансирование из бюджета развития материально-технической базы вузов и заработной платы персонала на должном уровне, дифференцированно по их профилям, с учетом возможности самоокупаемости и самофинансирования

Привлечение частных инвесторов в создание материально-технической базы на долевых началах или на основе участия в прибыли

Использование средств студентов и родителей для финансирования вуза, в т.ч. путем эмиссии акций и облигаций

Общеобразовательная школа

ТА

Создание профильных школ под научно-методическим руководством вузов

Регулярное проведение

вузами для всех желающих школьников круглых столов, олимпиад и т.п.

Отбор студентов из числа профессионально проявивших себя абитуриентов

Высшая школа

Разрешение на участие в приватизации недвижимости только при условии ее капитальной реконструкции и запрещении перепрофилирования

Формирование вокруг вуза наукоемкой корпорации, с включением в нее науч.-исслед. центров, опытных производств, а также отраслей «самообеспечения» (подсоб, с/хоз-во, полик-ка и т.д.)

Интеграция научно-исследовательских институтов и вузов

Рис. 2. Модель концепции программы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы

- отбор студентов в вузы на основе их склонности и способности к определенной профессии, при оценке этой склонности в разных формах на протяжении ряда лет в период обучения в школе;

- непрерывное самообразование личности на протяжении всей жизни;

- финансирование из бюджета на должном уровне материально-технической базы школ и вузов, а также зарплаты учителей и преподавателей таким образом, чтобы их профессия стала одной из самых престижных в обществе и притягивала к себе талантливую молодежь;

- превращение ведущих вузов в крупные наукоемкие корпорации, с включением в их состав мощных научных подразделений, опытных производств, предприятий и организаций материального и культурно-бытового обеспечения персонала и студентов, что не только соединяет процессы усвоения, генерирования знаний, а также их применения на практике в единое целое, но и создает финансовый фундамент для вузовской корпорации, особенно в естественнонаучной и технической областях специализации;

- развитие средней и особенно высшей школы с активным использованием государственно-частного партнерства в таком его варианте, когда положительные свойства государства и частных структур активно взаимодействуют, принося синер-гетический эффект, а их отрицательные свойства по возможности нейтрализуются;

- привлечение частных источников финансирования (учащихся, родителей, частных структур) в форме оплаты обучения, эмиссии вузами акций и облигаций, погашаемых обучением их предъявителей.

3. Концепция предусматривает осуществление следующего комплекса мер.

3.1. При организационном содействии и финансировании государства и с активным участием частных структур и отдельных граждан во всех регионах, формируются центры психологического тестирования и профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи.

3.2. Также при содействии государства, государственном и частном финансировании, по инициативе частных структур и отдельных граждан по всей стране формируется сеть культурно-воспитательных центров, в которых за время, свободное от школьных занятий, в досуговой форме школьники могли бы повышать свой культурно-образовательный уровень, пробовать себя в разных профессиях, обучаться самоконтролю, ведению здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом, осваивать основы психотренинга, развивая навыки сосредоточения, память, обучаясь рациональному (в том числе и быстрому) чтению, осваивая основы самостоятельного мышления и др. В работе таких центров вместе с учениками могли бы быть задействованы и родители в роли преподавателей, воспитателей, инструкторов [3].

3.3. Финансирование из государственного бюджета на должном уровне зарплаты педагогов и материально-технической базы школы, а также центров профессиональной ориентации и культурно-воспитательных центров.

3.4. Помимо прочего, центры профессиональной ориентации и культурно-воспитательные центры должны ориентировать, воспитывать подростков и молодежь в духе интенсивного самообразования на протяжении всей жизни.

3.5. Законодательно устанавливается минимальная зарплата учителя не ниже двукратной величины средней зарплаты в стране. Оплата труда учителей должна способствовать, наряду с духовным и морально-этическими факторами, пре-

вращению профессии учителя в одну из наиболее престижных, чтобы талантливая молодежь выбирала эту профессию.

3.6. Общеобразовательные школы поэтапно преобразуются в профильные (специализированные), готовящие школьников с определенным профессиональным уклоном («веером» близких одна к другой профессий).

3.7. Вузы регулярно проводят круглые столы, олимпиады, дискуссии, конкурсы и т.п. со школьниками с целью выявления талантов - возможных будущих абитуриентов и студентов.

3.8. Для школьников, проживающих в местах, где отсутствуют и специализированная школа, и вуз, соответствующий их призванию, рекомендуется силами вузов создавать заочные курсы путем использования дистанционных технологий обучения с целью их возможного приобщения к этому вузу со школьной скамьи, с тем чтобы попытаться после окончания школы стать его студентом.

3.9. Отбор студентов в вузы следует преимущественно осуществлять на основе отбора среди школьников, профессионально ориентированных уже на протяжении ряда лет и имеющих устойчивые связи с данным вузом в форме обучения в профильной школе, курируемой вузом, участия в вузовских конкурсах, олимпиадах и т.п., занятий на заочных курсах, организованных вузом.

3.10. Создание и функционирование элитарных частных школ (лицеев) с высокой платой за обучение. Следует оговаривать обязательный прием в эти школы на бесплатное обучение в порядке конкурсного отбора талантливых детей (ориентировочно не менее 30% от числа принимаемых в школу).

3.11. Все предложенные выше меры предполагают регулярное сотрудничество конкретных вузов с конкретными школами, под углом зрения подготовки школьников на протяжении ряда лет к обучению в заранее выбранном вузе.

4. В ряде случаев целесообразно объединение в единую организацию высшего учебного заведения и НИИ соответствующего профиля, причем головную функцию может играть в одних случаях вуз, а в других - НИИ, в зависимости от научного авторитета в обществе.

Интеграция науки и образования может осуществляться и в других формах, в частности в виде договоров долгосрочного сотрудничества, предусматривающих, с одной стороны, участие преподавателей вуза в научных исследованиях НИИ, а с другой - работу научных сотрудников в качестве преподавателей. Интеграции на уровне отдельных вузов и НИИ соответствует формирование на общегосударственном уровне научно-образовательного комплекса, объединяющего в единое целое науку и образование в масштабе страны [2].

Интеграция науки и образования создает благоприятные условия для расширения государственно-частного партнерства в области научно-образовательного комплекса, поскольку частный вуз может объединиться с государственным НИИ, и наоборот, государственный вуз может объединиться с частным НИИ. Кроме того, государственный вуз может учредить частное НИИ, а государственный НИИ (или академический институт) может создать частный вуз, направляя и контролируя его деятельность.

5. Особо важным направлением развития высшей школы, также значительно расширяющим возможности государственно-частного партнерства, является формирование на базе вуза и во главе с ним многоотраслевой наукоемкой корпорации, включающей в себя (в ее максимально широком составе) следующие структуры:

- вуз в качестве головной организации (в отдельных случаях головной организацией может быть НИИ, например академический институт);

- научно-исследовательский институт, научные лаборатории;

- опытные производства (предприятия, цеха и т.п.);

- коммерческий банк;

- специализированная (профильная) средняя школа;

- дошкольные воспитательные учреждения;

- средние специальные учебные заведения;

- издательство, редакции профильных журналов;

- различные организации культурно-бытовой инфраструктуры, в том числе клубы, спортивно-оздоровительные учреждения, поликлиники, торговые точки, предприятия общественного питания, подсобные сельскохозяйственные предприятия (поставляющие экологически чистое продовольствие преподавателям и студентам), строительные организации, занятые как возведением различных зданий и сооружений, так и строительством жилья для преподавателей и студентов, и др.

6. Программа реформирования общеобразовательной и высшей школы в масштабе страны в качестве единого целого разрабатывается усилиями ряда НИИ и вузов, а также отдельных ученых и специалистов под координирующим воздействием и финансированием специально уполномоченного на это государством органа.

7. В программе предусматривается ее разбивка на ряд этапов, а также уточнение, корректировка, детализация положений программы, установок, заданий, показателей и т.д. В данной связи нужно обратиться к алгоритму совместного реформирования общеобразовательной и высшей школы в системе образования страны, в котором определен поэтапный подход к реформированию (см. рис. 2).

8. Разработка и осуществление программы общегосударственного реформирования в виде единого целого средней и высшей школы в соответствии с концепцией, разработанной нами, позволит:

- поднять на качественно более высокий уровень содержательный процесс обучения и профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, сделав его непрерывным;

- обеспечить интеграцию в единый научно-образовательный комплекс науки, образования и опытных производств с активным развитием государственного и частного партнерства;

- на должном уровне осуществлять финансирование сфер образования и науки;

- формировать достаточно масштабную и притом высокоразвитую, постоянно модернизируемую материально-техническую базу и инфраструктуру учебно-образовательного и научно-исследовательского процессов;

- использовать реформируемый в прогрессивном ключе научно-образовательный комплекс в качестве генератора дальнейшего социально-экономического развития страны, что предполагает придание этому комплексу статуса главного национального приоритета. Россия должна превращаться не в энергетическую, а прежде всего в научно-образовательную державу.

Источники

1. ЛарионовИ.К. Социальная концепция личности, общества и государства. М.: Союз, 2000.

2. ЛарионовИ.К., Сальникова Т.С. Синергия образования, науки, производства: Монография. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017.

3. Экономическая теория. Микроэкономика. Мезоэкономика / Под ред. Г.П. Журавлевой. М.: ИТК «Дашков и К°», 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN THE FIELD OF EDUCATION

Larionov I.K., Salnikova T.S.

LARIONOV Igor K. - doctor of economics, professor, professor of the Institute of World Civilizations, Moscow, Russia. E-mail: office@dashkov.ru

SALNIKOVA Tatiana S. - candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Moscow Technological University, Moscow, Russia. E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Abstract. The article systematizes the basics of the mechanism of interaction between the state and business in the field of education. The variants of public-private partnership in the sphere of education are revealed and characterized. The concept of the program of complex reforming of General education and higher education with the use of the mechanism of public-private partnership is stated, and the conclusion about the necessity of formation of scientific and educational complexes in the economic practice is made.

Key words: public-private partnership, mechanism, model, interaction, scientific and educational complex, reforming.

For citation: Larionov I.K., Salnikova T.S. The mechanism of interaction between the state and business in the field of education. Economic Systems. 2017. Vol. 10. No. 4 (39). P. 10-18. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-10-18

References

1. Larionov I.K. The Social concept of the individual, society and the state. Moscow: Union, 2000.

2. Larionov I.K., Salnikova T.S. Synergy of education, science, production: Monograph. Moscow: PTK «Dashkov & Co.», 2017.

3. Economic theory. Microeconomics. Meso-Economics / Ed. by G.P. Zhuravleva. Moscow: PTK «Dashkov & Co», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.