ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Сальникова Т.С.
САЛЬНИКОВА Татьяна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент РТУ-МИРЭА, Москва, Российская Федерация. E-mail: apm-msiu@yandex.ru
Аннотация. В статье в систематизированном виде изложены основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере образования в условиях глобализации информационных потоков и экономики, что должно способствовать повышению качества, конкурентоспособности образовательной деятельности и, как следствие, успешному социально-экономическому развитию России.
Ключевые слова: система, регулирование, качество, образование, конкурентоспособность.
Для цитирования: Сальникова Т.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования: проблема обеспечения качества и конкурентоспособности // Экономические системы. 2020. Том 13. № 3 (50). С. 66-69. DOI 10.29030/2309-20762020-13-3-66-69.
Воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования в целях обеспечения его качества и конкурентоспособности должно носить системно-стратегический характер, базирующийся на комплексе принципов и сущностных особенностях предпринимательства в сфере образования. К ним относятся:
- фундаментальная инициативность;
- стратегическая инновационность;
- стабильность;
- устойчивость развития;
- ограниченная выгода;
- социальная приоритетность;
- научная синергетичность;
- наивысший профессионализм;
- дипломированный статус;
- высокий авторитет в обществе;
- цикличность;
- корпоративность;
Исходя из сущностных особенностей, к основным принципам предпринимательства в сфере образования относятся:
1. Принцип общественной полезности: государству необходимо оказывать воздействие на предпринимательскую деятельность исходя из ее обществен-
ной полезности. Данный принцип, во-первых, констатирует необходимость воздействия государства на предпринимательскую деятельность, во-вторых, определяет главный критерий этого воздействия - ее общественную полезность.
2. Принцип дифференцированности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность дифференцируется в зависимости от разной степени общественной полезности или вредности ее отдельных видов.
3. Принцип благоприятствования: государству следует формировать общие в стране экономические условия, благоприятные для предпринимательской деятельности, полезной для общества.
4. Принцип объективности: дифференцированное воздействие государства на предпринимательскую деятельность не должно сопровождаться представлением персональных привилегий по субъективным предпочтениям государственных чиновников.
5. Принцип государственного протекционизма: перед лицом давления мирового рынка государству необходимо осуществлять защиту и оказывать поддержку национальным предпринимателям.
6. Принцип конкурентности: государство должно уделять первостепенное внимание формированию конкурентной среды с помощью борьбы с монополизмом и оптимальному балансированию ее с протекционизмом.
7. Принцип социальности: государству следует активно способствовать согласованию экономических интересов предпринимателей и общества в целом в процессе предпринимательской деятельности. Данный принцип может называться также принципом социальности, поскольку согласование противоречивых экономических интересов субъектов экономики в процессе предпринимательской деятельности само по себе носит социальный характер и может быть успешным только при условии ее четко выраженной социальной направленности.
Рассогласованность основных, системообразующих экономических интересов в обществе в корне подрывает социальный фундамент предпринимательской деятельности в нем. Поэтому чем лучше будут согласованы экономические интересы субъектов хозяйствования, наемных работников и населения, тем больший синергетический эффект социально-экономического порядка будет достигнут.
8. Принцип динамичной стратегической системности: вся совокупность мер воздействия государства на предпринимательскую деятельность должна носить комплексный характер, объединяться в динамичную развивающуюся систему, ориентированную на цели и приоритеты стратегического порядка.
Во-первых, система государственного воздействия на предпринимательство в сфере образования должна преследовать цели стратегического порядка, тем самым ориентируясь на долгосрочную перспективу.
Во-вторых, по мере развития событий в течение длительного периода времени значительно меняются условия хозяйствования, на которые может реагировать адекватно только достаточно динамичная, гибкая система, которая развивается и видоизменяется, модифицируется по мере развития общества, но при этом сохраняет себя, как система.
9. Принцип нравственности-, воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться на фундаменте нравственности и духовности, исходя из духовно-культурного наследия народа, творчески развиваемого его наиболее продвинутой частью. Предпринимательская деятельность в сфере образования вся пронизана общественными, социально-экономическими отношениями, которые в условиях свободы и инициативы личности могут быть стабильными на протяжении длительного периода времени только в том случае, если они опираются на фундамент нравственности.
10. Принцип законности. формирование государством нормативно-правовой среды предпринимательской деятельности, соответствующей самым высоким критериям.
11. Принцип ресурсной обеспеченности. меры воздействия государства на предпринимательскую деятельность должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.
12. Принцип эффективности. воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования должно давать максимально возможный положительный результат при относительной минимизации затрат на его достижение.
13. Принцип оптимальности налогообложения. уровень налогов на предпринимательскую деятельность должен носить оптимальный характер, а налоги следует дифференцировать в зависимости от общественной значимости и полезности поставляемых на рынок образовательных услуг.
14. Принцип вытеснения. государству необходимо вытеснять вредное для общества предпринимательство, используя широкий спектр административных и экономических мер, всемерно ограничивать спекулятивно-посредническую сферу.
15. Принцип самоуправляемости. государству целесообразно содействовать образованию и функционированию объединений предпринимателей, способных оказывать содействие в государственном регулировании предпринимательской деятельности.
16. Принцип экономической безопасности. воздействие государства на предпринимательскую деятельность всегда должно осуществляться под углом зрения обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности страны.
17. Принцип сочетаемости. в процессе социально-экономического развития страны государству необходимо способствовать сочетанию коммерчески ориентированной предпринимательской деятельности и предпринимательства, направленного на раскрытие творчески-созидательного потенциала личности на почве профессионализма.
18. Принцип информативности. государство должно последовательно формировать, структурировать и организовывать единое информационное пространство для предпринимательской деятельности в сфере оказания образовательных услуг.
19. Принцип кадрового обеспечения. государству, наряду с частными образовательными структурами, необходимо готовить квалифицированные кадры для предпринимательской деятельности в сфере образования.
20. Принцип антикоррупционности: в систему государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в сфере образования следует вмонтировать действенные механизмы стимулов и наказаний, способствующих очищению аппарата власти от вируса коррупции.
Будущее России (как и любого другого государства), ее социально-экономические успехи зависят от образовательного уровня каждого гражданина и реализации на этой базе его интеллектуального, трудового и творческого потенциалов.
Таким образом, активно действующая научно-образовательная система обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов и является гарантом развития соответствующей отрасли национальной экономики. То есть высшая школа - это трамплин для обеспечения качественного и устойчивого экономического развития.
Источники
1. ЛарионовИ.К., Сальникова Т.С. Синергия образования, науки, производства: Монография. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2019.
2. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2019.
STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION: THE PROBLEM OF ENSURING QUALITY AND COMPETITIVENESS
Salnikova T.S.
SALNIKOVA Tatyana Sergeevna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor RTU-MIREA, Moscow, Russia. E-mail: apm-msiu@yandex.ru
Abstract. The article presents in a systematic form the basics of state regulation of business activities in the field of education in the context of globalization of information flows and the economy, which should contribute to improving the quality and competitiveness of educational activities and, as a result, the successful socio-economic development of Russia.
Keywords: system, regulation, quality, education, competitiveness.
For citation: Salnikova T.S. State regulation of business activity in the field of education: the problem of ensuring quality and competitiveness. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 3 (50). P. 66-69. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-3-66-69.
Referenсе
1. Larionov I.K., Salnikova T.S. Synergy of education, science, production: monograph.2rd ed. Moscow: РТС "Dashkov & Co.", 2019.
2. Economic theory. Economic systems: formation and development / Ed. by I.K. Larionov, S.N. Silvestrov. 2rd ed. Moscow: РТС "Dashkov & Co.", 2019.