Научная статья на тему 'Интегрированный подход к регулированию предпринимательской деятельности в корпоративных образованиях'

Интегрированный подход к регулированию предпринимательской деятельности в корпоративных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОРПОРАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина Ю. А., Сальникова Т. С.

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассмотрены вопросы, связанные с формированием интегрированного подхода к предпринимательской деятельности в корпоративных образованиях, включающего в себя наряду с самоактивностью рыночных механизмов мощное воздействие государства на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход к регулированию предпринимательской деятельности в корпоративных образованиях»

Проблемы дня

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРПОРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

INTEGRATED APPROACH TO THE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN CORPORATE ENTITIES

Ю.А. ГЕРАСИНА,

доцент кафедры «Экономика и управление производством» ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», к.э.н.

Т. С. САЛЬНИКОВА,

доцент кафедры «Экономика и планирование в организации» ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», к.э.н.

Yu.A. GERASINA,

associate professor of the Department «Economics and production management»State educational institution of higher professional education «Moscow State University for Industry», cand. sc. (econ.)

T.S. SALNIKOVA,

Associate professor of the Department «Economics and planning in the organization» State educational institution of higher professional education «Moscow State University for Industry», cand. sc. (econ.)

Аннотация

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассмотрены вопросы, связанные с формированием интегрированного подхода к предпринимательской деятельности в корпоративных обра-

233

Проблемы дня

зованиях, включающего в себя наряду с самоактивностью рыночных механизмов мощное воздействие государства на экономику.

Abstract

The article performed under the Federal Program «Scientific and scientific-educational staff of innovative Russia» considers the issues related to the formation of an integrated approach to the business activities in corporate entities which includes along with market mechanisms powerful impact state on the economy.

Ключевые слова

1. Предпринимательство

2. Корпорация

3. Регулирование

4. Деятельность

5. Интеграция

Keywords

1. Entrepreneurship

2. Corporation

3. Regulation

4. Activity

5. Integration

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность не должно носить сугубо ситуационный характер, как это имеет место в современной России, а должно носить системно-стратегический характер, базирующийся на научно выверенном комплексе принципов.

Такое воздействие государства на предпринимательскую деятельность возможно только в рамках интегрированной (смешанной) системы хозяйствования, сочетающей в себе самоактивность рынка с глубинным и обширным воздействием государства на экономику, с использованием государственного планирования, программирования и регулирования.

Построение экономической системы общества в соответствии с идеологизированными установками рыночного либерализма в его монетаристской форме (в сущности, рыночного фундаментализма) предполагает отсутствие государственного воздействия на предпринимательскую деятельность вообще, если не считать законодательную 234

Проблемы дня

базу хозяйственной деятельности, формируемую государством. Следовательно, в рыночно-либеральной системе, где отсутствует воздействие государства системно-стратегического порядка на предпринимательскую деятельность, не может быть и речи о принципах этого воздействия.

Являясь сторонниками интегрированной системы хозяйствования, включающей в себя наряду с самоактивностью рыночных механизмов мощное воздействие государства на экономику, в данной статье мы солидарны с теми экономистами, которые отстаивают необходимость активного вмешательства государства в экономику. Составной частью этого является целенаправленное воздействие государства на предпринимательскую деятельность.

Исходя из этого, нами были разработаны в виде единого комплекса принципы воздействия государства на предпринимательскую деятельность.

Принцип 1 - общественной полезности: государству необходимо оказывать воздействие на предпринимательскую деятельность, исходя из ее общественной полезности.

Данный принцип, во-первых, констатирует необходимость воздействия государства на предпринимательскую деятельность, а во-вторых, определяет главный критерий этого воздействия - ее общественную полезность. При этом само это воздействие должно оцениваться на основе того, каким образом оно способствует увеличению (или уменьшению в случае негативного, неэффективного воздействия) общественной полезности тех или иных видов предпринимательства в отдельности и в целом, в масштабе всего общества.

Необходимость государственного воздействия на предпринимательскую деятельность обусловлена тем, что она (деятельность), будучи предоставлена сама себе в условиях стихии рынка (полностью либерализованного рынка), подвергается весьма значительным деформациям, перерождаясь в своей значительной части из общественно полезной в общественно вредную деятельность, пронизываясь вырастающим из ее стихийных недр монополизмом, в сильной степени криминализируясь, генерируя разбухание спекулятивно-посреднической сферы - этого аналога раковой опухоли современной экономики.

Из объективной необходимости воздействия государства на предпринимательскую деятельность вытекает и критерий этого воздействия - степень общественной полезности предпринимательства в целом и его отдельных видов, поскольку сама необходимость этого воздейст-

235

Проблемы дня

вия обусловлена серьезными ущемлениями этой полезности в результате стихийного развития предпринимательской деятельности, не подверженной государственному регулированию.

Принцип 2 - дифференцированности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность дифференцируется в зависимости от разной степени общественной полезности или вредности ее отдельных видов.

Принцип 2 органически вытекает из принципа 1, поскольку степень полезности для общества различных видов предпринимательства объективно обусловленным образом дифференцируется по ее видам. Ориентируясь в своем воздействии в качестве критерия на общественную полезность предпринимательства, государство должно осуществлять дифференциацию этого воздействия, в зависимости от степени пользы или вреда, приносимого обществу тем или иным видом предпринимательства. Одно дело - производство высококачественных товаров, оказание образовательных и культурно-воспитательных услуг, а также проведение научных исследований и разработок - все это общественно полезные виды предпринимательства. И совсем другое дело - разного рода спекуляции с ценными бумагами и партиями товаров, азартные игры, казино и бары, так называемые интимные услуги, производство, контрабанда и продажа наркотиков. Одни виды предпринимательства, полезные для общества, государство должно всемирно поддерживать пропорционально степени их полезности, используя налоговые льготы и льготное кредитования, а другие виды -вредные для общества - активно искоренять, а если это невозможно или нецелесообразно в полном виде (например казино), сильно ограничивать их деятельность, в том числе и с применением прогрессивного налогообложения.

Принцип 3 - благоприятствования: государству следует формировать общие в стране условия, благоприятные для предпринимательской деятельности, полезной для общества.

Исходя из объективной необходимости для общества здоровой, общественно-полезной предпринимательской деятельности, государству необходимо создавать для деятельности такого рода как можно более благоприятные условия, в том числе:

- идеологические и культурно-психологические;

- нормативно-правовые;

- социальные;

- экономические. 236

Проблемы дня

Принцип 4 - объективности: дифференцированное воздействие государства на предпринимательскую деятельность не должно сопровождаться предоставлением персональных привилегий по субъективным предпочтениям государственных чиновников.

Объективная необходимость дифференцированного воздействия государства на виды предпринимательской деятельности должна уравновешиваться объективным характером такого воздействия, которое следует дифференцировать именно по видам деятельности, а не по ее персонам. Со стороны государственных чиновников не следует допускать поддержки близких им предпринимательских структур, для чего в обществе необходимо сформировать соответствующую нравственно-психологическую атмосферу, а государству установить жесткую персональную ответственность за субъективный протекционизм государственных чиновников близким им «родственным» предпринимательским структурам.

Осуществление принципа 4 возможно только при следовании ему на самых высоких этажах государственной власти. «Ситуация», в которой узкая группа высших руководителей страны коррумпирована, а государственные чиновники по своим нижестоящим ступеням государственной власти честно и добросовестно исполняют свой долг, в принципе невозможна - коррупция с верхних этажей государственной власти неизбежно переместится на все ее этажи, вплоть до самых низовых. В коррумпированном обществе и государстве, независимо от избранной системы хозяйствования - либерально-рыночной или рыночно-регулируемой с социальной направленностью, государственные чиновники от имени государства и с использованием государственных ресурсов всегда и в значительной степени повсеместно будут осуществлять дифференцированный подход к персоналиям предпринимательской деятельности, исходя из своих корыстных интересов.

Принцип 5 - государственного протекционизма: перед лицом давления мирового рынка государству необходимо осуществлять защиту и оказывать поддержку национальным предпринимателям.

Все государства мира, за исключением тех, где господствуют компрадорские режимы власти, оказывают национальным предпринимателям, прежде всего производителям, всемерную поддержку, защищая их от чрезмерной конкуренции импортной продукции внутри страны и оказывая всемирную поддержку в деле выхода на зарубежные рынки и закрепления на них. Как только государство в угоду принципам рыночного либерализма (и стоящим за их распространением США

237

Проблемы дня

и Великобританией) прекращает протекционизм национальным производителям, их тут же подавляют иностранные производители, пользующиеся конкурентными преимуществами их поддержки со стороны их собственных государств, преследующих национально-государственные интересы собственных стран.

Принцип 6 - конкурентности: государство должно уделять первостепенное внимание формированию конкурентной среды при помощи борьбы с монополизмом и оптимальном балансировании ее с протекционизмом.

Данный принцип выступает как уравновешивающий противовес принципу 5. Государственный протекционизм, создавая привилегированные условия для национальных субъектов хозяйствования, освобождает их от необходимости в полной мере мобилизовать все свои силы для противостояния конкурентам, а это отрицательно сказывается на технико-технологическом и экономическом развитии. Поэтому, оказывая протекционную поддержку национальным товаропроизводителям на внутреннем и внешнем рынках, государство должно активно способствовать формированию конкурентной среды, осуществляя борьбу с монополизмом. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все корпоративно-монопольные структуры подлежат их принципиальному разукрупнению. Ряд таких структур следует сохранить в экономике, что связано с отраслевой спецификой. Но при этом государству следует жестко и последовательно контролировать деятельность монополистов, устанавливая пределы цен и строго следя за соблюдением стандартов и за качеством продукции.

Принцип 6 не находится в антагонистическом противоречии с принципом 5. Эти принципы дополняют друг друга.

Принцип 7 - согласования (социальности): государству следует активно способствовать согласованию экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей и работников, предпринимателей и общества в целом в процессе предпринимательской деятельности.

Данный принцип может называться также принципом социальности, поскольку согласование противоречивых экономических интересов субъектов экономики в процессе предпринимательской деятельности само по себе носит социальный характер и может быть успешным только при условии ее четко выраженной социальной направленности.

Рассогласованность основных, системообразующих экономических интересов в обществе в корне подрывает социальный фундамент предпринимательской деятельности в нем. 238

Проблемы дня

С другой стороны, чем лучше будут согласованы экономические интересы субъектов хозяйствования, наемных работников и населения, тем больший синергетический эффект социально-экономического порядка будет достигнут.

Принцип 8 - динамичной стратегической системности: вся совокупность мер воздействия государства на предпринимательскую деятельность должна носить комплексный характер, объединяться в динамичную развивающуюся систему, ориентированную на цели и приоритеты стратегического порядка.

То положение, что воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно носить комплексный, системный характер, вряд ли может вызывать какие-либо сомнения. Однако одной системности недостаточно.

Во-первых, система государственного воздействия на предпринимательство должна преследовать цели стратегического порядка, тем самым ориентируясь на долгосрочную перспективу.

Во-вторых, по мере развития событий в течение длительного периода времени значительно меняются условия хозяйствования, на которые может реагировать адекватно только достаточно динамичная, гибкая система, которая развивается и видоизменяется, модифицируется по мере развития общества, но при этом сохраняет себя, как система.

Принцип 9 - нравственности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться на фундаменте нравственности и духовности, исходя из духовно-культурного наследия народа, творчески развиваемого его наиболее продвинутой частью.

Предпринимательская деятельность вся пронизана общественными, социально-экономическими отношениями, которые в условиях свободы и инициативы личности могут быть стабильными на протяжении длительного периода времени только в том случае, если они опираются на фундамент нравственности. Предпринимательская деятельность при отсутствии ее нравственного фундамента аналогична строительству здания на песке.

Принцип 10 - законности: формирование государством нормативно-правовой среды предпринимательской деятельности, соответствующей самым высоким критериям.

То положение, что государство должно сформировать разумную нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности, признается всеми без исключения. Разногласия возникают в понимании характера, содержания этой базы.

239

Проблемы дня

Принципиально важно, чтобы эта база удовлетворяла следующим требованиям:

- сочетала в себе фундамент нравственности со стратегическими целями и задачами общества и государства;

- соответствовала бы реальным экономическим интересам общества в разрезе всех субъектов экономики и применительно ко всем ее уровням;

- носила бы цельный, системный, взаимосвязанный характер;

- обеспечивала бы оптимальное сочетание законодательных и подзаконных нормативных актов.

Принципиально важно, чтобы нормативно-правовая база предпринимательской деятельности неукоснительно соблюдалась в ходе осуществления последней.

Принцип 11 - ресурсной обеспеченности: меры воздействия государства на предпринимательскую деятельность должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.

Одна часть мер государственного воздействия на предпринимательство не требует особого ресурсного обеспечения (речь идет прежде всего о разного рода запретах и ограничениях, хотя и их осуществление требует от государства затрат определенных ресурсов). Другая часть мер государственного воздействия, связанная, в частности, со льготным кредитованием, субсидированием, проведением НИР, организаций подготовки кадров и т.п., требует от государства выделения соответствующих ресурсов.

Принцип 12 - эффективности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно давать максимально возможный положительный результат при относительной минимизации затрат на его достижение.

Данный принцип предельно прост в своем понимании и крайне затруднен в своем практическом осуществлении. Альфой и омегой его реализации являются руководящие, управленческие кадры в системе государственной службы, которым поручено осуществление государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также ученые и специалисты, разрабатывающие системы и методы данного воздействия. Принципиально важно, чтобы оно опиралось на промышленную науку, а не осуществлялось бы по произволу госчиновников, нанимающих отдельных ученых по своему выбору для псевдонаучного обоснования своих произвольных решений, часто определяемых корыстными интересами. 240

Проблемы дня

Принцип 13 - оптимальности налогообложения: уровень налогов на предпринимательскую деятельность должен носить оптимальный характер, а налоги следует дифференцировать в зависимости от общественной значимости и полезности поставляемых на рынок товаров и услуг.

Поиск оптимальной границы налогообложения предпринимательской деятельности связан с тем, что государству, с одной стороны, необходимо собирать достаточную величину налогов для финансового обеспечения своих функций, а с другой - уровень налогов не должен быть слишком высоким, иначе он ограничит производительное предпринимательство и тем самым уменьшит как величину общественного богатства, так и общую массу налогов, собираемых государством.

Дифференциация налогов связана с принципом 2 - дифференциро-ванности.

В последние годы по проблемам налогообложения предпринимательской деятельности появился ряд фундаментальных работ.

Принцип 14 - вытеснения: государству необходимо с использованием широкого спектра административных и экономических мер вытеснять вредное для общества предпринимательство, всемерно ограничивать спекулятивно-посредническую сферу.

В данной работе уже было раскрыто крайне отрицательное воздействие спекулятивно-посреднической деятельности на общественно-полезное предпринимательство, еще более опасны некоторые другие виды антиобщественного предпринимательства, например торговля наркотиками и оружием.

Если в духе рыночного фундаментализма не принято различать виды предпринимательской деятельности, то в интегрированной системе хозяйствования, сочетающей рынок с планом и государственным регулированием, при дифференцированном подходе к разным видам общественно-полезного предпринимательства государство должно активно вытеснять вредные для общества виды предпринимательства, из которых наиболее масштабным и наиболее губительным для экономики является предпринимательство в спекулятивно-посреднической сфере. Не случайно среди первых шагов по преодолению Великой депрессии США 30-х годов прошлого века была проведена национализация коммерческих банков, погрязших в спекулятивных играх.

Принцип 15 - самоуправляемости: государству целесообразно содействовать образованию и функционированию объединений предпринимателей, способных оказывать содействие в государственном регулировании предпринимательской деятельности.

241

Проблемы дня

Во многих случаях в регулирующем воздействии на предпринимательскую деятельность государству предпочтительнее иметь дело не с разрозненными предпринимателями, а их союзами, объединения и т. п. Следовательно, государству следует активно содействовать образованию, функционированию и развитию таких союзов и объединений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип 16 - экономической безопасности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность всегда должно осуществляться под углом зрения обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности страны.

Отдельные стороны ряда видов предпринимательской деятельности могут в большей или меньшей степени затрагивать экономическую безопасность государства по самым разнообразным направлениям, от распространения наркотиков до нелегального вывоза капитала за рубеж. Нередко предпринимательство, наносящее ущерб безопасности государства, выступает в вполне безобидном внешнем виде.

Таким образом, все побочные и другие моменты, связанные с экономической, военной и политической безопасностью государства, должны в полной мере учитываться при регулировании предпринимательской деятельности.

Принцип 17 - сочетаемости: государству необходимо способствовать в процессе социально-экономического развития страны сочетанию коммерчески ориентированной предпринимательской деятельности и предпринимательства, направленного на раскрытие творчески-созидательного потенциала личности на почве профессионализма, в том числе без получения прибыли.

Государству необходимо поддерживать не только предпринимательские структуры или отдельных предпринимателей, выступающих на рынке в качестве субъектов хозяйствования, ориентированных на продажу товаров и услуг и получение прибыли, но и предпринимательскую деятельность по созданию интеллектуально-информационных ценностей, в форме научных исследований и разработок, положительных инноваций в рамках государственных структур, не занятых реализацией товаров и услуг и т.д. Соглашаясь с И. Шумпетером, что предприниматель - это новатор, следует подчеркнуть, что государству необходимо поддерживать как новаторство, приносящее прибыль, так и новаторство, служащее непосредственному удовлетворению потребностей общества и государства без коммерческой выгоды, добиваясь оптимального сочетания и взаимодействия этих двух разных типов предпринимательской деятельности.

242

Проблемы дня

Принцип 18 - информативности: государство должно последовательно формировать, структурировать и организовывать единое информационное пространство для предпринимательской деятельности.

Предпринимателям для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной деятельности, а также во избежание ненужного дублирования инвестиционных проектов (одно это способно разорить две фирмы, запустившие аналогичные инвестиционные проекты), для оперативного использования новейших достижений науки и техники и т.п. необходимо иметь свободный доступ к соответствующий информации, объединенной в единую систему. Государству необходимо оказывать содействие формированию и развитию такой системы.

Принцип 19 - кадрового обеспечения: государству наряду с частными образовательными структурами, необходимо готовить квалифицированные кадры для предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность не носит самозамкнутого, самодостаточного характера, она сложной сетью прямых и обратных связей взаимодействует с системой общественного воспроизводства. В рамках этого взаимодействия государству необходимо осуществлять подготовку квалифицированных кадров для предпринимательских структур.

Принцип 20 - антикоррупционности: в систему государственного воздействия на предпринимательскую деятельность следует вмонтировать действенные механизмы стимулов и наказаний, способствующих очищению аппарата власти от вируса коррупции.

Аппарат государственной власти при определенных условиях сам по себе склонен к коррумпированности, а в части его взаимодействия с предпринимательскими структурами в ходе их госрегулирования эта склонность многократно усиливается. Следовательно, в систему государственного воздействия на предпринимательскую деятельность должны быть органически вмонтированы антикоррупционные механизмы.

Библиографический список

1. Мезоэкономика / Под ред. Ларионова И.К. - М.: ИД «Дашков и К°», 2001.

2. Управление государственной собственностью / Колл. авторов под рук. Н.Н. Пилипенко. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2002.

3. Экономика России / Колл. авторов. - М.: Союз, 2000.

243

Проблемы дня

4. Экономическая теория (Политическая экономия) / под ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. - 2-е изд., перераб. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2008.

Bibliographical list

1. Mezoeconomy / Edited by Larionov I.K. - M.: Publishing House «Dashkov and Company», 2001.

2. Management of state property / Group of authors led by N.N. Pili-penko. - M.: Publishing House «Dashkov and Company», 2002.

3. Russia's economy/group of authors. - M.: Soyuz, 2000.

4. Economic theory (Political economy) / Edited by I.K. Larionov, N.N. Pilipenko, V.N. Shcherbakov. Second edition, revised. - M.» Publishing House «Dashkov and Company», 2008.

Контактная информация

Тел. 8-903-611-98-26 E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Contact links

Тел. 8-903-611-98-26 E-mail: apm-msiu@yandex.ru

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.