СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА
О.П. Лазарева
Кафедра иностранных языков Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права ул. 30 лет Победы, 102, Тюмень, Россия, 625051
В статье анализируются взаимоотношения предпринимательства и государства на этапе первоначального накопления капитала и рассматриваются основные факторы, влияющие на процесс накопления и создающие препятствия на пути развития российского предпринимательства. В результате соответствующих исследований предлагаются основные пути выхода из кризиса.
Ключевые слова: первоначальное накопление капитала, государство, предпринимательство, экономика, национальное богатство.
Рыночные отношения в целом и предпринимательская деятельность в частности немыслимы без накопления и увеличения предпринимательской собственности. В отличие от сбережений, которые предназначены для личного потребления, накопления призваны удовлетворять хозяйственные нужды их владельцев. Именно накопление капитала является важнейшим объектом государственного регулирования экономики, так как поощрение накопления со стороны государства, что соответствует в первую очередь экономическим интересам субъектов хозяйства, имеет также положительное воздействие на экономический цикл и структуру народного хозяйства в целом. Ведь только преследуя свой частный экономический интерес, предприниматель в условиях товарного производства и настоящего рынка будет работать на себя и общественный интерес.
Еще К. Маркс сформулировал всеобщий закон капиталистического накопления, который заключается в следующем: конкуренция заставляет капиталиста постоянно увеличивать свой капитал, чтобы его сохранить. Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации на противоположном полюсе [4. С 121]. Й. Шумпетер назвал первоначальным капиталом сумму денег, идущую на учреждение и обеспечение нормального функционирования предприятия. Другими словами, первоначальным капиталом является денежная сумма, с которой начинается любое предприятие. Первоначальный капитал представляет собой определенное количество покупательной способности, дающей предпринимателю возможность иметь в своем распоряжении средства производства. Первоначальный капитал делится на основной, который идет на приобретение земельных участков, зданий, машин и т.д., и оборотный (оплата необходимых услуг труда, сырья и т.д.).
По мнению Й. Шумпетера, «величина капитала — это тот критерий, по которому оценивается деятельность предпринимателя, это тот талант, который он не зарывает в землю, а пускает в оборот» [9. С 359].
Исследуя проблемы развития предпринимательства в нашей стране на современном этапе, можно с полной ответственностью сказать, что современное российское предпринимательство пока носит характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения, т.е. находится в процессе накопления, который начался еще в 90-е гг. ХХ в.
Данный процесс является очень сложным и противоречивым, что объясняется социалистическим прошлым страны. Так, переход к рыночной экономике осуществлялся от иной, нежели в классическом варианте, экономической формации: не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму. Иными были и действующие лица процесса первоначального накопления капитала — это бывшая советская номенклатура и примкнувшие к ней «теневики» и криминалитет как основные претенденты на присвоение объектов государственной собственности. Первоначальное накопление капитала совершалось в индустриальной стране, поэтому происходила не индустриализация, а реструктуризация открытой и совершенно не готовой к этому экономики. Наряду с накоплением денежного капитала путем развертывания торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности происходило прямое присвоение объектов государственной собственности, осуществляемое номенклатурой преимущественно в отраслях, ориентированных на экспорт. Имел место высокий уровень криминализации процесса раздела и передела собственности. Экспорт накопленного в стране денежного капитала за рубеж принимал крупнейшие масштабы.
На процесс первоначального накопления капитала и развитие экономики повлияла и сама специфика нашей страны. В России огромную роль играют природные и исторические условия, которые необходимо проанализировать для того, чтобы понять, почему страна так долго и трудно переходит к рыночной экономике и не может занять место среди развитых суверенных государств.
Территориальный фактор оказывает в основном сдерживающее воздействие на развитие рыночной экономики и предпринимательства в России. Растянувшийся на несколько столетий процесс колонизации и освоения огромных пространств северной Евразии с экстремальными во многом природно-климатическими условиями не только требовал титанических усилий россиян, но и обусловил устойчивое преобладание экстенсивных факторов экономического развития. Одновременно возможности развития «вширь» позволяли российской элите откладывать решение накапливающихся в обществе противоречий, что вело к консервации устаревших социальных отношений и тем самым усугубляло социально-экономическое отставание России от передовых стран Западной Европы.
Огромные расстояния и по сей день мешают развитию регулярного рыночного обмена между различными областями российского государства, затрудняют объективно необходимое формирование единого национального рынка. Стоимость товаров включает большие транспортные издержки, связанные с вывозом продукции на мировые рынки. Например, транспортные затраты в нашей стране в 6 раз превышают аналогичные расходы в США [5. С 141]. Отсюда возникает проблема для российского предпринимательства: как обеспечить высокую меж-
дународную конкурентоспособность вывозимых товаров при заведомо высоких производственных и транспортных издержках?
Следующим фактором, влияющим на развитие экономики в целом и предпринимательства в частности, является национальное богатство — результат постоянно возобновляющегося процесса производства, накопления материальных и духовных продуктов, а также природных ресурсов, необходимых для удовлетворения как текущих нужд, так и долговременных потребностей экономического роста страны.
Структура российского национального богатства резко отличается от структуры национального богатства других стран в основном за счет высокого удельного веса природного капитала. Величина воспроизводимого капитала в России оказалась заметно ниже по сравнению с развитыми странами, тогда как стоимость человеческого капитала близка к уровню передовых стран. «Потенциально Россия остается богатейшей страной мира. На каждого россиянина приходится примерно 400 тыс. долларов национального богатства, в том числе человеческого капитала — около 50%, природного капитала — 40, воспроизводимого капитала — 10%» [1. С. 18].
Но, к сожалению, в 90-е гг. в экономике России резко усилились сложившиеся еще в советский период тенденции «проедания» и фактической утраты многих элементов национального богатства. Это касается прежде всего физического и морального износа основного капитала, утраты частью трудоспособного населения прежней квалификации и трудовых навыков, истощения некоторых природных ресурсов.
Таким образом, современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, Россия располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров, обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения.
С другой стороны, экономический спад 90-х гг., а также нынешний экономический кризис обусловили существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве.
Но при всей противоречивости и социальной несправедливости процессов первоначального накопления капитала, происходящих в стране, по крайней мере один его аспект имеет позитивное значение: в стане появился собственный национальный крупный бизнес. «Предприятия с чисто российским или преобладающе российским капиталом и отечественными управляющими сегодня доминируют в абсолютном большинстве важных сфер и осуществляют более 90% всех инвестиций в экономике» [10. С. 30].
В России в очень короткие сроки встали на ноги крупные компании, способные не только обеспечивать себе прочные позиции на внутреннем рынке, но и осуществлять в значительных масштабах собственные зарубежные экспансии. Другими словами, в России, несмотря ни на что, возник и во многом сформиро-
вался свой собственный крупный капитал, причем не в смысле наличия огромных состояний, а в смысле наличия организаций, способных на рыночной основе мобилизовать и производительно использовать крупные объемы хозяйственных ресурсов.
В смешанной экономике подавляющее большинство фирм составляют мелкие и средние, находящиеся в частном владении. Но при всей значимости малого предпринимательства следует признать, что лицо национальной экономики, особенно на глобальном уровне, определяется крупным предпринимательством. Крупное предпринимательство составляет основу экономической и политической мощи индустриально развитых стран. Именно оно обеспечивает конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке. Определенное число крупных корпораций «обеспечивают работой около 25% самодеятельного населения. Они концентрируются в основных стратегически важных областях: банковском деле, страховании, транспорте, энергетике, телекоммуникациях и т.д. На них приходится 33% всей производимой в стране продукции. Примерно х/5 национального продукта производится под эгидой государства. Налоги и общий объем государственных расходов составляют примерно 1/3 национального продукта» [8. С. 34].
Несмотря на то, что российский капитал еще не набрал достаточно силы, уже сложились предпосылки для усиления его власти. В ближайшие годы крупный капитал смог бы кардинально изменить структуру народного хозяйства, что обеспечило бы долгосрочный рост.
Для страны, желающей стать частью центра мирового хозяйства, не потеряв при этом своего государственного суверенитета, наличие тесно связанного с нею и ее интересами крупного бизнеса — необходимое условие и, по сути, единственный ключ к решению такой задачи. Но социально-экономическая система так называемого периферийного капитализма, прочно укоренившаяся в общественных отношениях и общественном сознании за последние 10—17 лет, является главным препятствием для реализации нашей страной ее исторического шанса перехода в разряд развитых государств.
Прежде всего данная система органически не способна обеспечить главное условие ускоренного роста — механизм форсированного накопления капитала. Экономический рост возможен только на базе опережающего накопления капитала хозяйствующими субъектами, действующими в данной экономике. По подсчету специалистов, для этого норма инвестиций должна находится на высоких уровнях, а именно составлять не 16—18%, как в сегодняшней России, а 30—40% [6. С. 334]. Российской экономике сегодня нужна столь широкая модернизация, что только масштабное накопление реального капитала сможет обеспечить ее долгосрочное развитие.
Кроме этого, в России занижена роль права как регулятора общественных и экономических отношений. Неуважение к закону, предпочтение неформальных правил хозяйствования формальным институтам не могло не препятствовать образованию достаточно широкого слоя эффективных частных собственников, толкая к разрастанию теневых форм хозяйствования, где действуют свои правила
ценообразования и расчетов, способы обеспечения выполнения контрактов и т.д. Нельзя ожидать, что в ближайшие годы эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных форм.
В нашей стране также закреплен сырьевой характер экономики, что ведет к жесткому ограничению размеров и темпов роста экономики динамикой спроса на сырье. В результате крупные предприятия не заинтересованы в форсировании этого процесса сверх потребностей сырьевого сектора, составляющего их основу и главный источник доходов. Кроме того, природные ресурсы страны истощены, что ведет к росту затрат на разведку и добычу минерального сырья и топлива. В результате Россия вступает в такую стадию, когда обеспеченность сырьем и топливом зависит не столько от увеличения объема геолого-разведочных работ, сколько от экономии ресурсов, а также от развития новых экспортных отраслей, позволяющих импортировать дефицитные виды сырья. Это произойдет только в том случае, если предприниматели будут заинтересованы в этом.
Предпринимательство, как крупное так и малое, находится все еще в стадии формирования и накопления капитала. Сам рынок не получил желаемого развития в России и ее регионах, не созданы необходимые условия для формирования предпринимательских структур. Поэтому важнейшим моментом очередного этапа реформирования российской экономики должно стать расширение зоны капиталистического хозяйства. Иначе говоря, капитал должен определить зоны своих экономических интересов и взять под контроль соответствующие рынки.
Существующее государственное регулирование процесса формирования предпринимательства еще далеко от того, чтобы создать необходимую среду для формирования цивилизованного современного предпринимательства. Отечественному предпринимательству в настоящее время не способствует ни налоговая, ни кредитная, ни амортизационная, ни внешнеэкономическая, ни другие сферы экономической политики. Выполнение ряда функций, которое должно было бы осуществлять государство, взяли на себя другие структуры, имеющие криминальный оттенок. В современном государстве не работает нормально арбитражный суд, нет действенной системы исполнения его решений, и одновременно существуют проблемы в законодательстве, связанном с хозяйственным правом и в ряде случаев с уголовной ответственностью за нарушение хозяйственных обязательств. От таких методов особенно страдают предприниматели. Для них государственное регулирование и поддержка предпринимательства заключается в создании благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении государством формирования и развития цивилизованного предпринимательства.
Проводимые автором статьи опросы предпринимателей и менеджеров, а также исследования других ученых в области бизнеса и предпринимательства показывают, что современное предпринимательство сталкивается с множеством проблем, тормозящих его развитие в период первоначального накопления капитала
[2. С. 31]. Здесь следует остановиться на наиболее важных проблемах, которые мешают развиваться рыночной экономике и предпринимательству. Большинство предпринимателей (примерно 80% опрошенных) выделяют три проблемы: налоги, государственный рэкет и недостаток квалифицированных управленцев. Понятно, почему эти проблемы имеют наибольший вес: все они, в особенности налоги и государственный рэкет, являются косвенными причинами появления остальных проблем.
Сегодня любой бизнес страдает и не может развиваться из-за несовершенства российской налоговой системы. Уровень налогов, по мнению предпринимателей, участвующих в опросе, проводимом автором статьи, должен быть таким, чтобы не возникало необходимости уходить в «серые» схемы. На самом деле от «серых» схем все устали, так как они порождают целую цепочку ограничений для развития предпринимательства. Первое из них — вечный страх перед налоговой инспекцией, необходимость налаживания отношений с местными властями или поиск иной «крыши». Второе ограничение — непрозрачность бухгалтерии и, как следствие, невозможность привлечь внешний капитал. Таким образом, желая выжить и уклоняясь от налогов, компании автоматически лишают себя возможности роста. Наконец, третья проблема, порождаемая «серыми» схемами, — неравные условия конкуренции между крупными компаниями, возможность ухода от налогов у которых минимальна, и их мелкими конкурентами. Казалось бы, крупные компании находятся в преимущественном положении благодаря масштабу своей деятельности. Однако налогообложение слишком велико, и в результате того, что одни платят, а другие нет, затраты на создание одного и того же продукта у крупной и мелкой фирмы могут различаться вдвое — и тот бизнес, который должен был стать лидером отрасли, оказывается в ущемленном положении.
Что касается государственного рэкета, то на сегодняшний день государство в России продолжает оставаться крупным, хотя и не заинтересованным в инвестициях, экономическим игроком, а потому чиновничество постоянно «разруливает» гигантские объемы ресурсов, при этом получая маленькую зарплату. Все это ведет к коррупции. Бюрократизм и коррупция являются одними из главных препятствий для успешного бизнеса в России. Крупномасштабный, долгосрочно ориентированный и социально ответственный бизнес невозможен в государстве с высоким уровнем коррупции. Сталкиваясь с определенными проблемами и сложностями, он либо отмирает, либо превращается в систему полукриминальных и общественно опасных организаций.
Чтобы государство действительно занималось регулированием нужно выполнить требование одного респондента проведенного опроса: «Чиновники должны быть изолированы от управления какими бы то ни было активами. Их дело — разработка правил и контроль за их соблюдением, и никаких перераспределений ресурсов в пользу неконкурентоспособных предприятий» [2. С. 35].
Сейчас компании нуждаются в опытных управляющих, которых очень мало на рынке, так как наше предпринимательство относительно молодо, нет опыта
прошлых лет, в стране не успела сложиться бизнес-культура. Данную проблему можно разрешить, пожалуй, только накоплением опыта менеджерами российских компаний и широким использованием консалтинга. Необходимо также перенимать опыт других стран, успешно развивающих рынок и предпринимательство, но при этом учитывать российскую специфику.
Как уже было сказано выше, названные проблемы влекут за собой массу других вопросов и проблем (незащищенность интеллектуальной собственности, плохой инвестиционный климат, необъективный спрос на валюту и т.д.), которые требуют быстрого разрешения, если мы хотим, чтобы Россия заняла достойное место в мировой экономике.
Для того чтобы предпринимательство стало в России органичной частью экономической системы, позволяющей предпринимателям решать экономические и социальные вопросы, необходимо, чтобы проблема предпринимательства получила дальнейшее методологическое развитие, чтобы само предпринимательство обеспечивалось организационно-экономическими и правовыми механизмами. Поддержка предпринимательства и со стороны государства, и со стороны общества заставит предпринимателей осознать общественное значение своей деятельности. В результате повысится уровень социальной и профессиональной этики, появится взаимопонимание в решении личных, национальных и государственных задач. При сохранении частного предпринимательства, при поддержке общества и государства будут увеличены возможности предпринимательства, потенциал всего хозяйства, повысится материальное благосостояние всех трудящихся.
Но пока государство формирует такую экономическую, социальную и правовую среду, которая способствует развитию предпринимательства главным образом в посреднической сфере. Если экономически развитые страны Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, российские предприниматели заняты в торговле, банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация. Такой путь становления предпринимательства — это зацикливание на первоначальном пути его становления, который был характерным полтора-два века назад. По нему идут отдельные азиатские страны, ставя между производителем и потребителем до сорока посредников. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к «разбазариванию» природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
Дальнейшее продвижение России по пути построения цивилизованного рынка должно сопровождаться усилением роли предпринимателей. Опыт промышленно развитых стран с эффективной рыночной экономикой подтверждает это. Предприниматель в экономике этих стран — ключевая фигура. Он платит налоги, создает рабочие места, участвует в обучении кадров, двигает научно-технический прогресс, работает над внедрением инноваций.
Для экономического развития необходимо наличие предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом,
опытом. Таких предпринимателей Россия пока не формирует. Люди, способные к инновациям в сфере производства, не востребованы, соответствующая научная и образовательная база для их подготовки отсутствует. Проводившийся специалистами анализ свидетельствует о крайне слабой развитости в России инфраструктуры рынка бизнес-образования. При этом наибольшее отставание элементов инфраструктуры от уровня потребностей отмечается в регионах. В то же время наблюдается структурная неоднородность спроса в зависимости от местонахождения, уровня развития, специализации региона. В регионах с более низким уровнем развития предпринимательства, с недостаточным количеством предприятий рыночной инфраструктуры спрос на квалифицированных специалистов заметно ниже. Неоднороден спрос и на специалистов конкретного профиля. Так, в регионах с повышенной концентрацией предприятий и организаций, представляющих интерес для иностранных инвестиций, растет спрос на специалистов со знанием иностранных языков, валютных операций, внешнеэкономической деятельности, юристов [5. С. 101].
Таким образом, в настоящее время в России инфраструктура подготовки кадров предпринимателей и специалистов недостаточно развита. Для решения данной проблемы необходимо многоплановое взаимодействие государственных властных и предпринимательских структур на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.
В условиях объективных трудностей сегодняшнего дня предпринимательство и предприниматели пока еще не стали, как это должно быть, движущей силой, импульсом подъема отечественной экономики. Пока действуют некоторые алогичные законы, во многом противоречивое налоговое законодательство, а также целый комплекс экономических неблагоприятных факторов предпринимательство и предприниматели порой бессильны. В основном именно эти факторы в первую очередь и заставляют их уходить в «тень», заниматься уклонением от налогов, различного рода махинациями, осуществлять подкуп работников государственного аппарата, правоохранительных органов, юстиции. Для того чтобы предпринимательство и предприниматели стали «катализаторами» возрождения отечественной экономики, необходимо скоординировать общие усилия государства и предпринимательства, разработать средства и методы оптимизации регулирующих действий государства в общей системе управления предпринимательством. В этом направлении предстоит еще длительная и очень сложная работа всех заинтересованных сторон — государственных, властных и предпринимательских структур.
России необходимо перенять опыт развития экономики и предпринимательства в индустриально развитых странах и развивать предпринимательство согласно общепризнанным мировым принципам и нормам. Но богатый зарубежный опыт развития предпринимательства и формирования слоя предпринимателей может быть воспринят нами лишь с известными оговорками, ибо он ориентирован на совершенно иную систему социально-экономических отношений, и, к тому же, не учитывает национально-культурную специфику России, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.
Преимущество рыночной организации экономики перед другими экономическими системами ни у кого не вызывает сомнения. Оно состоит в том, что рыночная экономика требует от общества наименьших издержек при решении стоящих перед ним экономических проблем. Рыночная экономика чрезвычайно динамична и является саморегулирующейся. В результате она дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Рынок побуждает людей проявлять энергию, умение, амбиции, идти на риск. Но при этом нельзя забывать тот факт, что государство никогда не стояло в стороне от формирования и утверждения рыночной экономики. Так, государство принимало самое активное участие в формировании условий для первоначального накопления капитала, в поощрении капиталистических мануфактур, обеспечении активного денежного и торгового баланса. К тому же государство для поддержания национальной экономики осуществляло политику протекционизма.
Для выявления векторов общественно-исторического развития России необходимо всестороннее исследование отношений, складывающихся в переходный период между государством и бизнесом, властными и предпринимательскими структурами, государственными учреждениями и отдельными предпринимателями, работодателями и наемными работниками, а также разработок конкретных практических рекомендаций по формированию эффективного механизма принятия решений по широкому комплексу социально-экономических и политических проблем.
Таким образом, для преодоления отсталого и, как следствие, зависимого положения России в рамках мирового капитализма «необходим постепенный демонтаж нынешней хозяйственной и политической системы, обрекающей страну на отсталость, посредством мирных, эволюционных институциональных реформ» [10. С. 108].
ЛИТЕРАТУРА
[1] ВиноградовВ.В. Экономика России: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2001.
[2] Гурова Т., Кириченко Н. и др. Важнейшие проблемы российского бизнеса // Эксперт». — 8.11.99. — № 42. — С. 29—41.
[3] Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. — М., 1994.
[4] Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 гг. (Первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К. Сочинения: В 50 т. Т. 46. Ч. 1. — М.: Политиздат, 1968.
[5] Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. — М.: Альпина Паблишер, 2003.
[6] Паршев А.П. Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. — М.: Крымский мост — 9Д, Форум, 2003.
[7] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лах-но. — М.: Юристъ, 2003.
[8] Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. — М.: Экономика, 2003.
[9] Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
[10] Явлинский Г.А. Перспективы России. Экономический и политический взгляд. — М.: Галлея Принт, 2006.
[11] Hirst P. Globalization in Question: the International Economy and the Possibilities of Governance / P. Hirst, G. Thompson. — Cambridge, UK: Polity Press; Oxford, UK; Cambridge, MA, USA: Blackwell Publishers, 1996.
[12] Hisrich R. Enrepreneurship and Intrapreneurship: Methods for Creating New Companies that Have an Impact on the Economic Renaissance of an Area. — USA: Lexington, 1986.
[13] Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy / J. Schumpeter. — New York; London: Harper & brothers, 1947.
THE SPECIFICITY OF THE RELATIONS BETWEEN STATE AND FREE ENTERPRISE IN THE PERIOD OF ORIGINAL ACCUMULATION OF CAPITAL
О.P. Lazareva
Chair of Foreign Languages Tyumen State Academy of Global Economics, Management and Law 30 Let Pobedy str., 102, Tyumen, Russia, 625051
The article offers the analysis of the relationship between state and enterprise at the stage of original accumulation of capital. The author scrutinizes the major factors affecting the process of original accumulation of capital and creating hindrances to the development of Russian entrepreneurship. Following the appropriate research the guidelines for recovery from the crisis are offered.
Key words: original accumulation of capital, state, enterprise, economy, national wealth.