ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ Курочкин Н.С.1
Курочкин Никита Сергеевич - студент магистратуры, кафедра «Финансы и кредит», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (филиал),
г. Иваново
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные проблемы финансирования малого и среднего предпринимательства в России. В работе рассмотрены способы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также предложены меры по преодолению указанных проблем МСП.
Ключевые слова: современные проблемы финансирования МСП, государственная поддержка МСП, предложения по совершенствованию системы финансовой поддержки МСП.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80 -90-е годы прошлого века. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта. [2]
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах:
1. во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта;
2. сглаживает колебания экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;
3. способствует развитию здоровой конкурентной среды экономики;
4. создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
5. способствует формированию диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
6. создает значительное количество новых рабочих мест;
7. способствует формированию важнейшей прослойки общества -среднего класса;
8. ускоряет развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
1 Научный руководитель: Рухманова Надежда Анатольевна. доцент, кандидат экономических наук, ИФ РЭУ им. Плеханова, Финансы и кредит.
25
9. способствует диверсификации и насыщению местных рынков. Но, несмотря на очевидные преимущества, развитие малого и среднего предпринимательства в России сталкивается с очень серьезными проблемами, что ведет к заметному отставанию от других стран по ряду показателей. В России лишь 25% занятого населения работают на малых и средних предприятиях (МСП), тогда как в странах ОЭСР этот показатель колеблется в среднем от 35% до 80%. [2] Такая разница - отражение доминирующей роли крупных госпредприятий, неблагоприятного делового климата и отсутствие необходимого доступа к финансированию.
Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей) в России сопоставима с зарубежными показателями. Однако средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом малого и среднего предпринимательства, заметно уступает уровню развитых стран. Также, доля субъектов МСП в ВВП в России составляет всего 21%, в то время как во многих зарубежных странах этот показатель достигает 50%. [3]
Малый и средний бизнес развивается на территории России неравномерно, распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства приходятся на 10 субъектов РФ с наибольшим количеством МСП. [4]
В настоящее время все предприятия в России, в том числе и малые в своей деятельности сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий.
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса.
Многие мелкие предприниматели единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь различному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещ6ений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Кроме того, существует большое число малых и средних предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг) но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Но главной причиной слабого развития малого и среднего бизнеса в России является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении.
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно -правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы связанные с получением деловой информации и т. д.
Еще одной из не менее важных проблем является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм.
Специфическими проблемами в некоторых регионах, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах, трудности сбыта продукции, информационный голод и некомпетентность чиновников.
Удельные издержка производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий. Им сложнее получить кредит, наладить рекламу, требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и. т. д. Поэтому именно для малых и средних предприятий необходимо установление определенных льгот и оказания государственной поддержки.
В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которой является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные программам малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно
способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого и среднего предпринимательства в России. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к функционированию в кризисных условиях. Так как, именно этот сектор экономики остается одним из важнейших резервов роста национальной экономике.
Основные меры по преодолению указанных проблем должны быть направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышении профессионального уровня работников. Государство должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, резкое сокращение числа контролирующих инстанций, защиту прав собственника, искоренение коррупции и произвола чиновников. Также необходимо решать вопрос с активным привлечением инвестиций в регион на развитие малого бизнеса.
Так, по данным проведенного «ОПОРА РОССИИ» исследования предпринимательского климата, низкая доступность финансовых ресурсов является ключевой проблемой бизнес-климата для российского малого бизнеса. Причем чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Причина тому -высокие ставки по кредитам. Основными причинами, которые помешали предпринимателям получить кредит, являются: - высокие процентные ставки (47,4% опрошенных); - невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%); - невозможность предоставления финансовых документов, которые требует банк, и слишком короткие сроки кредитования (18%). [5]
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с различными трудностями, в т.ч. с проблемами финансирования. Высокая стоимость финансовых ресурсов, жесткие требования к заемщикам указывает на недоступность финансирования для малых и средних предприятий, и это, пожалуй, проблема номер один, препятствующая динамичному развитию МСП в России. Для решения данных вопросов необходима разработка действенного механизма управления малых бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран и развитой системой регулирования малого предпринимательства.
Необходимо закрепление в законодательстве ряда положений, направленных на развитие гражданско-правовых форм финансирования малого предпринимательства. В частности, для широкого применения лизинга в данной сфере предлагается следующее. Во-первых, отменить для лизингополучателей - субъектов МП требование об отнесении вещи, являющейся предметом договора лизинга, к основным средствам. В то же время для предотвращения злоупотреблений целесообразно предусмотреть, что предметом договора лизинга не может быть вещь стоимостью менее 10 МРОТ и полезным сроком использования менее одного года.
Во-вторых, легализовать в законодательстве и потребительский лизинг, а лизингу в предпринимательских целях, и только ему, в особенности с участием субъектов малого бизнеса, предоставить льготы.
В-третьих, необходимо при региональных ФПМП как финансовых органах в сфере малого бизнеса создать специальные управления, занимающиеся вопросами финансирования лизинговых операций субъектов МП.
С 2017 году оказывается государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства Ивановской области по приобретению оборудования для осуществления некоторых видов экономической деятельности: сельское хозяйство, строительство, транспорт, образование, здравоохранение и др. Правительство Ивановской области разработало долгосрочные целевые программы где предлагаются формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП): предоставление субсидий на частичное покрытия расходов по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности СМСП; подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства; межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса; информационная поддержка имущественная поддержка и т.д. Сейчас активно рассматривают вопрос развития сети малых предприятий в рамках программы демонополизации народного хозяйства.
В заключении, хотелось бы добавить, что, несмотря на серьезные трудности развития малого бизнеса в Ивановской области и России в целом, он эволюционирует, постепенно выходит на новый более качественный уровень.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1 С.45-52.
3. Грицунова С.В., Лотарева К.М. Развитие малого предпринимательства в России // Интернет-журнал «Мир науки» 2015. № 2. С. 2.
4. Овчинникова А.В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях // Вестник Удмуртского университета/ 2015. №4 С.61-63.
5. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2015г. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicatio ns/catalog/doc_1135075100641/ (дата обращения: 10.06.2018).