УДК 330 ББК 65
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БОБОШКО,
доктор экономических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены основные проблемы экономической безопасности в сфере малого предпринимательства и сформулированы задачи, решение которых позволит более интенсивному развитию малого предпринимательства в России. Ключевые слова: экономическая безопасность, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка.
Annotation. Reviewed main economic safety problems in small businesses and set goals, which will allow for a more intensive development of small business in Russia.
Keywords: economic safety, business, small business, government support.
Прежде чем перейти к рассмотрению современных проблем экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса, необходимо четко определиться в понимании таких дискуссионных на сегодняшний день и общих базовых для объекта исследования категорий как «предпринимательство», «малый бизнес», «средний бизнес», «экономическая безопасность малого и среднего бизнеса».
Понятие предпринимательство понимается как «самостоятельная инициативная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формы предприятия»1.
По мнению зарубежного экономиста Ф. Найта, малый бизнес является важным сектором экономики, так как именно малое предпринимательство наиболее устойчиво к внешним изменениям и может быстро адаптироваться к новым рыночным условиям2. В свою очередь немецкий исследователь Клаус Брюмер считает, что отличительными особенностями малого бизнеса является то обстоятельство, что ими руководят преимущественно владельцы бизнеса, которые несут на себе все экономические риски в полном объеме3.
В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна есть определение малого бизнеса - «это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике»4.
К сожалению, подходы к понятию «средний бизнес» достаточно однообразны и в основном опираются
на федеральное законодательство. Так, например, в статье О.А. Высоцкой приводится следующее определение: «Средний бизнес - это компании с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и выручкой от реализации товаров и услуг без учета НДС до 1 млрд. руб. за год»5.
Несмотря на актуальность данного вопроса, мировая практика до сих пор не выработала единого подхода к определению малого и среднего бизнеса. В основе критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным могут лежать: правовая форма, величина оборота, численность занятых, объем произведенной продукции или оказанных услуг, доля в отраслевых структурах валового внутреннего продукта.
В соответствии с российским законодательством к субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В качестве критериев предусмотрены, в частности, следующие показатели:
• суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
• доля участия в уставном (складочном) капитале юридических лиц, которые не являются субъекта-
ф-
ми малого и среднего бизнеса не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
• средняя численность работников за предыдущий календарный год не должна превышать предельное значение, установленные Правительством РФ (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера) в порядке, установленном Приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 4352): средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно; малые предприятия - от 16 до 100 человек; микропредприятия - до 15 человек;
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий год (определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 5563): средние предприятия - не более 1 млрд. руб.; малые предприятия - не более 400 млн. руб.; микро-предприятия - не более 60 млн. руб.
Следует отметить, что недостаточность научных исследований по проблеме экономической безопасности в свою очередь привели к несогласованности понятия «экономическая безопасность малого и среднего бизнеса». Так, например, в исследовании З.А. Добуш и Ю.А. Поповиченко приводится понятие экономической безопасности предпринимательства6, которое можно переформулировать следующим образом: экономическая безопасность малого и среднего бизнеса является состоянием защищенности экономических интересов субъектов этого сектора во время процессов взаимодействия с государством, другими субъектами хозяйственной деятельности, элементами институциональной среды и при создании общественных благ и услуг.
Итак, в настоящее время в России идет активный процесс их накопления, связанный с развитием малого и среднего бизнеса. Однако широкому развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране мешают сохраняющиеся бюрократические процессы и явления, недостаточная поддержка государства, неэффективность или полное отсутствие правовой защиты частной собственности и предпринимателей, большей свободы ведения бизнеса, сложность получения и использования кредитов в условиях высокой инфляции и нестабильной ситуации в экономике, а также негативное, насто-
роженное отношение к предпринимательскому слою большей части населения страны.
По данным общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в РФ, доля малого и среднего бизнеса в ВВП значительно ниже по сравнению с экономически развитыми странами или странами с формирующейся экономикой (табл. 1).
Таблица 1
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах
Государство Доля в ВВП Доля занятости
США ~ 50% ~ 50%
Страны ЕС 50-70% 50-70%
Япония >50% >80%
КНР >60% >80%
Южная Корея ~50% >80%
Бразилия >60% ~ 65%
Индия < 20% ~ 65%
РФ <17% < 50%
Источники: IFC, World Bank, Eurostat, Taiwan Ministry of Economic Affairs.
Проблемы малого и среднего бизнеса лежат на поверхности и связаны с нестабильной экономической ситуацией в России. Малый бизнес нуждается в постоянной защите. Он сильнее всего страдает от неконкурентных действий крупных игроков на рынке, злоупотреблений монополистов и ограничений конкуренции со стороны того же государства. Так, российские предпринимательские структуры на современном этапе развития экономики, как правило, сталкиваются:
1) С несовершенством законодательства, нестабильностью законодательной базы, существенными законодательными пробелами, касающимися дефицита правовых гарантий равенства всех форм собственности, внутренней противоречивостью законов, невыполнением или недостаточно полным выполнением уже имеющихся законов; несовершенством налоговой системы, при которой уровень действующих ставок налогов превышает разумные пределы.
2) С несовершенством финансово-кредитной системы, жесткими требованиями банков при оформлении кредита и высоким процентом за пользование кредитными ресурсами, нецелевым использованием органами власти и самими предпринимательскими структурами выделенных для поддержки предпринимательства бюджетных средств.
В России кредитованием малого и среднего бизнеса осуществляют коммерческие банки, которых в настоящее время великое множество и кредитных программ, которые предлагаются для малого бизнеса, так же очень много. Банки, занимающиеся кредитованием
ф-
малого бизнеса, предоставляют кредиты на разные суммы, процентные ставки по кредитам также разнообразны, и сроки предоставления кредита отличаются.
Как правило, кредиты выдаются уже под существующий бизнес. При этом желательно, чтобы он существовал не менее трех-четырех месяцев, в зависимости от вида деятельности. Важнейшим условием кредитования для малого бизнеса является залог имущества клиента. Если же клиент не может предоставить залога, то, практически всегда субъекты малого бизнеса получают отказ в кредитовании.
Однако есть еще одно важное условие - наличие платежеспособного бизнеса, который проверяется банками посредством проведения аудита финансовой деятельности заемщика. Сроки на все процедуры согласования и рассмотрения кредитной заявки малого предпринимателя составляют от трех до пятнадцати дней, после чего кредит либо выдается, либо в нем отказывают.
Таким образом, кредитование малого и среднего бизнеса в России остается невостребованным среди предпринимателей, в связи с частыми отказами в кредитной заявке. Кроме того, ключевой причиной слабости кредитных программ малого бизнеса в России является нежелание давать стартовые займы. Даже те банки, которые занимаются кредитованием малого бизнеса, таких услуг не предоставляют. Традиционно потребительские кредиты и займы, выдаваемые индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса, носят названия «микрокредиты» или «микрозаймы». Как правило, выдают такие займы компании, занимающиеся микрофинансовой деятельностью, без залога и поручительства, при этом их сумма может составлять от одной до нескольких сотен тысяч рублей.
К примеру, в начале кризиса 2008 г., Министерство экономического развития РФ обещало госгарантии на выдачу льготных кредитов для субъектов малого предпринимательства, т.е. государство направляло миллиарды рублей на данные цели Российскому банку развития - дочернему предприятию государственного Внешэкономбанка, который впоследствии самостоятельно выбирал региональные банки, а они, в свою очередь, кредитовали малые предприятия. При этом было обещано, что ставка по кредитам не превысит 14%.
В практической деятельности, кроме общеобязательных критериев каждый банк мог устанавливать дополнительные ограничения. Например, не может получить льготный кредит компания, просрочившая выплаты по кредиту или принадлежащая более крупной структуре, но основная проблема в том, что 14% годовых в некоторых регионах превращали в 24%, что оказалось просто неприемлемо для субъектов малого бизнеса.
3) Безопасностью деятельности предпринимателя, которая нарушается целым рядом потенциальных угроз и отсутствием практических возможностей законодательного противодействия им. К таким угрозам относятся и невыполнение контрагентами условий договоров, особенно, в части оплаты, и произвол чинов-
ников, вмешивающихся в деятельность предпринимательских структур путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничения товародвижения, и прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг «по охране», и утечка конфиденциальной информации о предпринимательской деятельности в криминальную сферу.
4) Отсутствием надежной системы государственной и общественной поддержки предпринимательской деятельности. В посткризисный период правительство продолжало оказывать поддержку малому бизнесу, который в кризис оказался в особенно тяжелом положении: если в 2008 г. на разнообразные программы поддержки малых предприятий федеральный бюджет выделил 3,5 млрд. руб., то в 2009 г. - уже 48 млрд. руб.. А в 2013 г. помощь увеличили с 15 до 21 млрд. руб.. Но реального эффекта от выделенных средств пока не достигнуто.
Государственная помощь распределяется по двум каналам. Более половины средств достается местным властям, которые самостоятельно подходят к вопросам поддержки малого предпринимательства. Например, в Татарстане малый бизнес получает в аренду площади технопарка по ценам на треть ниже коммерческих. Благодаря данным мероприятиям в технопарке появились сотни малых предприятий (в основном - поставщики КамАЗа) между которыми развернулась конкуренция и качество продукции завода от этого выиграло.
С другой стороны, в Новосибирской области местные власти решили поддержать безработных, пообещав безвозвратные ссуды в 450 тыс. руб. на открытие малого бизнеса с нуля, однако вместо ожидаемых 700 человек за бесплатной помощью обратились менее 300. Такая ситуация сложилась вследствие того, что ссуду нельзя использовать ни на зарплаты, ни на рекламу, ни на закупку товаров.
5) С проблемами инфраструктурного обеспечения малого и среднего бизнеса, которые препятствуют институту предпринимательства конкурировать как на внутренних, так и на внешних рынках, т.е. не позволяет достичь устойчивого развития экономики страны.
В опросах сами представители малого и среднего бизнеса в первую очередь отмечают высокий уровень коррупции, препятствования развитию бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов, весьма низкий уровень активности в вопросах поддержки и развития предпринимательства со стороны властей (табл. 2).
Таблица 2
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России
Порядок значимости по мере упоминания Основная проблема
1 Налоги
2 Законодательство
■ф-
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность партнеров, клиентов
8 Несовершенство банковской системы
9 Политическая ситуация
10 Бюрократия
11 Действия властей, ЦБ; коррупция, взятки
12 Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13 Недостаток информации, культуры, опыта
14 Кадровые проблемы
15 Отрицательное отношение к малому бизнесу
Неблагоприятная ситуация в экономике, политике и социальной сфере негативно сказывается на формировании современного российского предпринимателя. Значительное влияние также оказывают такие факторы, как внеправовой характер образования множества действующих в нашей стране крупных и средних капиталов, коррупция в государственных органах власти, а также преобладание побуждения получить выгоду в коммерческой и финансовой сферах над стремлением заниматься производством товаров и услуг. Слабость или отсутствие правового регулирования и контроля над хозяйственной деятельностью, распространение рэкета, «рейдерства», решения вопросов силовых путем между группами коммерсантов, террористических актов привело к тому, что предпринимательство стало восприниматься российским обществом не только как наиболее преступная сфера жизни, но и как источник криминала всего общества. Обозначенные проблемы, представленные на рис. 1, заставляют предпринимателей искать способы уклонения от налогов, вести «теневой» бизнес.
неформальные платежи за получение лицензий, сертификатов, разрешений
необходимость выплаты "откатов" за выгодные контракты неформальные платежи во время проверок
доля расчетов за аренду помещения и земли
сложность правил расчета и взимания налогов, с налоговыми органами (проще решать вопрос неформальным платежом)
необходимость оплачивать проценты по займам, привлеченным без официального оформления
неформальные платежи вопри проведении операций с помещениями и землей
покупка части сырья без оформления официальных документов
I
I
I
I
I
51%
4,5С%
3,60% 3,60% 2,60%
11,30%
50%
0%
9,20%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% Рис. 1. Основные причины перевода деятельности малых и средних предприятий в тень».
Вместе с тем современное предпринимательство оказывает значительное положительное влияние на важнейшие социальные и политические процессы в стране, что выражается в следующих аспектах: предпринимательство является своеобразным эффективным амортизатором социальной напряженности, так как малый и средний бизнес является фактором формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления социально-экономических противоречий социума.
Предпринимательство за счет своей массовости и динамизма является источником и резервом обучения кадров, охватывающим подавляющее большинство мест производственного обучения и одновременно медленным возрастанием численности работников малых и средних предприятий; можно предположить, что в перспективе предпринимательский слой начнет формировать свои относительно устойчивые политические, социально-политические и общественные объединения, которые целенаправленно будут отстаивать
■ф-
социальные, политические и экономические интересы бизнеса в целом и различных его корпоративных структур, а также одновременно смягчать возможные конфликтные отношения между государством и предпринимательством, выполняя посредническую функцию между государством и крупным, и средним предпринимательством.
Современное предпринимательство может эффективно развиваться в условиях только одной формы собственности и именно поэтому российский бизнес активно способствует развитию различных видов собственности, что является экономической основой трансформации государства, политическойсистемы, общественных отношений и формированию демократического общества; отечественное предпринимательство активно способствует реформированию экономической системы России в целом, проникая в различные отрасли народного хозяйства: промышленность, торговлю и общественное питание, строительство, науку, транспорт и другие отрасли.
Мировой опыт показывает, что процветание общества невозможно без свободной рыночной экономики, самодеятельного производителя, предпринимательской активности. Однако предприниматели, составляющие наиболее экономически активную часть российского общества, пока еще недостаточно востребованы и не слишком эффективно используются в интересах общества.
Отсюда вытекает субъективная и объективная потребность в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта тенденция находит отражение в создании различных ассоциаций, союзов, объединений, гильдий, с целью координации деятельности, разработки законодательных актов, поддержки отечественных товаропроизводителей и выдвижение авторитетных предпринимателей в различные федеральные и региональные органы власти.
Такие организации могут ставить перед собой следующие цели: содействие созданию нормальных условий для предпринимательской деятельности во всех сферах, отраслях общественного производства и регионах страны; формирование единого информационного пространства для предпринимателей, стабильных межрегиональных связей; представление и защита интересов предпринимателей в государственных и общественных организациях; содействие и заключение договоров с отечественными и международными организациями и предпринимателями в сфере сбыта продукции и обмена услугами; ведение научно-исследовательской деятельности в соответствии с потребностями и заказами предпринимательских организаций.
Задача малого и среднего бизнеса состоит в том, чтобы сформулировать новую линию развития не только бизнеса, но и страны в целом. Основная цель - создание национального бизнеса, направленного на процветание России. Для успешного развития предпринимательства в России есть все необходимые условия: интеллект, природные ресурсы, более 140 млн. населения.
Литература
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 г. № 209 (с изм. от 24 июля 2013 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск № 6139. 2013. 26 июля.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 7 мая 2013 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск № 6077. 2013. 15 мая.
3.Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. от 20 марта 2008 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск № 4621. 2008. 26 марта.
4. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. 7-е изд. М.: Институт новой экономики, 2012. С. 749.
5. Бобошко В.И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. №4.
6. Бобошко В.И., Бобошко Н.М. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 2.
7. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2012. № 2.
8. Гаранова Ю.Г. К вопросу о проблемах и способах возможного решения в области малого и среднего предпринимательства // Вестник магистратуры. 2012. № 4.
9. Добуш З.А., Поповиченко Ю.А. Проблемы государственного регулирования экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.
10. Елкина В.Н. Консолидация малого и среднего бизнеса в территориальные бизнес-сообщества как один из путей снижения трансакционных издержек // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1.
11. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2011. № 2.
12. Мельник М.В. Комфортная среда для развития малого бизнеса// Инновационное развитие экономики. 2012. № 1(7)
13. Миронова О.А. Учетно-аналитическая составляющая в формировании инструментария разных видов аудита // Инновационное развитие экономики. 2011. № 6.
14. Соболь И.А. Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 53. № 1.
15. Бобошко Н.М., Проява С.М. Финансово-кредитная система: Учеб. пособ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
References
1. Federal law «On development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation» of July 31, 2007 № 209 (Rev. from July 24, 2013) // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue No. 6139. 2013. On 26 July.
2. Federal law of the Russian Federation from December 25, 2008 № 273-FZ «About corruption counteraction» (as amended on may 7, 2013) // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue No. 6077. 2013. May 15.
3.The RF Government decree of 22 April 2005 No. 249 «On the conditions and order of granting of means of the Federal budget allocated for the state support of small entrepreneurship, including peasant (farmer) econ-omy» (as amended on March 20, 2008) // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue No. 4621. 2008. On 26 March.
4. Azrilian A.N. Big dictionary of Economics. 7-e Izd. M.: Institute of the new economy, 2012. P. 749.
5. Boboshko V.I. The prospects for state support of small business // journal of Russian economic University. G. V. Plekhanov. 2008. No. 4.
6. Boboshko VI., Boboshko N.M. The role of state regulation of economic safety of small and medium business at the present stage of development of economy // Bulletin of the Kostroma state University. N. And. Nekrasov. 2014. T. 20. No. 2.
7. Vysotskaya O.A. On the criteria for classification of businesses to small and medium enterprises // Vestnik of Samara humanitarian Academy. 2012. No. 2.
8. Garanova Y.G. To the question about the problems and possible solutions in the field of small and medium enterprises // Vestnik of the magistracy. 2012. No. 4.
9. Dobosh Z.A., Popovichenko Y.A. problems of the state regulation of economic safety of enterprise trade
in the post-transformational stage of economic development // Modern problems of science and education. 2013. No. 3.
10. Elkina V.N. Consolidation of small and medium businesses in regional business community as a way to reduce transaction costs // Bulletin of Siberian state automobile and highway Academy. 2013. No. 1.
11. Kunin V.A., Aleksandrova E.A. the Analysis of foreign experience of support of small business // journal of Russian entrepreneurship. 2011. No. 2.
12. Melnik M.V. Comfortable environment for small business development // Innovative development of the economy. 2012. No. 1(7)
13. Mironov O.A. Accounting and analytical component in the formation of instruments of different types of audit // Innovative development of the economy. 2011. No. 6.
14. Sobol I.A. Security of a business entity: the interaction of commercial organizations and bodies of the interior // Bulletin of St. Petersburg University of MIA of Russia. 2012. T. 53. No. 1.
15. Boboshko N.M., Proava S.M. Financial-credit system: Proc. p. M.: Uniti-DANA, 2014.
1 Елкина В.Н. Консолидация малого и среднего бизнеса в территориальные бизнес-сообщества как один из путей снижения трансакционных издержек // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1. С. 96.
2 Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2011. № 2. С. 36.
3 Там же. С. 37.
4 Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. 7-е изд. М.: Институт новой экономики, 2012. С. 749.
5Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2012. № 2. С. 94.
6 Добуш З.А., Поповиченко Ю.А. Проблемы государственного регулирования экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 22.