Научная статья на тему 'Новый взгляд на сущность предпринимательства и его социальную ответственность перед обществом'

Новый взгляд на сущность предпринимательства и его социальную ответственность перед обществом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРУД / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СПЕКУЛЯЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ENTREPRENEURSHIP / LABOR / SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS / INTERMEDIATION / SPECULATION / COOPERATION / SOCIAL COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дашков Леонид Павлович, Набиева Алсу Рустэмовна

Статья посвящена обоснованию нового взгляда на сущность предпринимательства и его социальную ответственность перед обществом. Особое внимание авторы обращают на то, что в основе предпринимательства лежит не столько деятельность по удовлетворению потребностей людей в товарах, которая приносит прибыль, сколько творчески созидательный (новаторски интеллектуальный) труд как важный источник формирования прибыли. Рассматриваются составляющие социальной ответственности кооперативной организации как формы предпринимательства, такие как удовлетворение потребностей членов кооператива, участие работников в управлении организацией, направление средств на удовлетворение социальных нужд сельского населения и др. Основные теоретические положения проиллюстрированы примерами деятельности кооперативов различных форм, в частности социальных кооперативов. Утверждается, что в современных условиях необходимо действенное регулирование государством предпринимательской деятельности с поддержкой ее общественно полезных видов и ограничением вредного для общества предпринимательства, прежде всего спекулятивно-посреднического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new look at the essence of entrepreneurship and its social responsibility to society

The article is devoted to the substantiation of a new view on the essence of entrepreneurship and its social responsibility to society. The authors pay special attention to the fact that the basis of entrepreneurship is not so much the activity of meeting people’s need in goods, which brings profit, as creative (innovative-intellectual) work as an important source of profit formation. It considers the elements of social responsibility of cooperative organizations as forms of entrepreneurship, such as the needs of cooperative members, worker participation in management, direction of funds to meet the social needs of the rural population etc. the Basic theoretical principles are illustrated through examples of the activities of cooperatives of various forms, in particular social cooperatives. It is argued that in modern conditions it is necessary to effectively regulate the state of entrepreneurial activity supporting its socially useful types and limiting entrepreneurship that is harmful to society, primarily speculative and intermediary.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на сущность предпринимательства и его социальную ответственность перед обществом»

3. Кожухина К.А., Галочкина О.А., Костин К.Б. Современное предпринимательство: содержание, особенности, риски: монография. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2019.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А С. Булатова. М.: КноРус, 2017. 916 с.

5. Скуматов Е.Г. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2005. № 2. С. 41-46.

6. Ftydman K., Gray C., Hessel M., Rapaczyn-ski A. When does privatization work. The impact of private ownership on corporate performance on the transition economics // Quarterly journal of Economics. 1999. Vol. 114. № 4. P. 1153-1191.

References

1. Abramov A.E., Radygin A.D., Chernova M.I., Entov R.M. Gosudarstvennaya sobstvennost' i kharakteristiki e'ffektivnosti [State ownership and performance characteristics] // Voprosy e'konomiki. 2017. № 4. S. 5-37.

2. Deryabina M.A. K novoj organizatsii zhizni obshchestva i ekonomiki (o knige N.V. Smorodins-

koj «Globalizirovannaya e'konomika: ot ierarkhij k setevomu ukladu») [On the new organization of society and economy (about the book by N.V. Smoro-dinskaya «Globalized economy: from hierarchies to network structure»)] // Voprosy e'konomiki. 2017. S.146-158.

3. Kozhukhina K.A., Galochkina O.A., Kostin K.B. Sovremennoe predprinimaterstvo: soder-zhanie, osobennosti, riski [Modern entrepreneur-ship: content, features, risks]: monografiya. SPb.: Universitet pri MPA EvrAzE'S, 2019.

4. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye e'konomicheskie otnosheniya [World economy and international economic relations]: uchebnik / pod red. A.S. Bulatova. M.: KnoRus, 2017. 916 s.

5. Skumatov E.G. Predprinimatel'skie seti v khozyajstvennom komplekse Rossijskoj Federasii [Entrepreneurial networks in the economic complex of the Russian Federation] // E'konomicheskoe voz-rozhdenie Rossii. 2005. № 2. S. 41-46.

6. Ftydman K., Gray C., Hessel M., Rapaczyn-ski A. When does privatization work. The impact of private ownership on corporate performance on the transition economics / Quarterly journal of Economics. 1999. Vol. 114. № 4. P. 1153-1191.

ГАЛОЧКИНА Ольга Анатольевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgagalo4@mail.ru.

GALOCHKINA, Olga Anatolyevna - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Accounting and Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgagalo4@mail.ru.

УДК 338.2

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

Л.П. Дашков, А.Р. Набиева

Статья посвящена обоснованию нового взгляда на сущность предпринимательства и его социальную ответственность перед обществом. Особое внимание авторы обращают на то, что в основе предпринимательства лежит не столько деятельность по удовлетворению потребностей людей в товарах, которая приносит прибыль, сколько творчески созидательный (новаторски интеллектуальный) труд как важный источник формирования прибыли. Рассматриваются составляющие социальной ответственности кооперативной организации как формы предпринимательства, такие как удовлетворение потребностей членов кооператива, участие работников в управлении организацией, направление средств на удовлетворение социальных нужд сельского населения и др. Основные теоретические положения проиллюстрированы примерами деятельности кооперативов различных форм, в частности социальных кооперативов. Утверждается, что в современных условиях необходимо действенное регулирование государством предпринимательской деятельности - с поддержкой ее общественно полезных видов и ограничением вредного для общества предпринимательства, прежде всего спекулятивно-посреднического.

Ключевые слова: предпринимательство; труд; социальная ответственность; бизнес; посредничество; спекуляция; кооперация; социальные кооперативы.

L.P. Dashkov, A.R. Nabieva. A NEW LOOK AT THE ESSENCE OF ENTREPRENEURSHIP AND ITS SOCIAL RESPONSIBILITY TO SOCIETY

The article is devoted to the substantiation of a new view on the essence of entrepreneurship and its social responsibility to society. The authors pay special attention to the fact that the basis of entrepreneurship is not so much the activity of meeting people's need in goods, which brings profit, as creative (innovative-intellectual) work as an important source of profit formation. It considers the elements of social responsibility of cooperative organizations as forms of entrepreneurship, such as the needs of cooperative members, worker participation in management, direction of funds to meet the social needs of the rural population etc. the Basic theoretical principles are illustrated through examples of the activities of cooperatives of various forms, in particular social cooperatives. It is argued that in modern conditions it is necessary to effectively regulate the state of entrepreneurial activity - supporting its socially useful types and limiting entrepreneurship that is harmful to society, primarily speculative and intermediary.

Keywords: entrepreneurship; labor; social responsibility; business; intermediation; speculation; cooperation; social cooperatives.

В экономической литературе распространены самые разнообразные трактовки и определения предпринимательства, однако практически нигде не указывается на связь категории предпринимательства с категорией труда, хотя это две центральные экономические категории, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. В качестве примера сошлемся на предельно развернутое определение предпринимательства, занимающее целых 25 строк печатного текста, где слово «труд» и производные от него слова не упомянуты ни разу [2].

В отличие от взаимосвязи предпринимательства с трудом практически во всех публикациях особое внимание уделяется взаимосвязи предпринимательства с бизнесом. При этом многие отождествляют понятия «предпринимательство» и «бизнес», рассматривая их в качестве синонимов и считая, что первое - русскоязычного, а второе - англоязычного происхождения. Характерно такое определение: «Бизнес (от англ. business) - экономическая деятельность, дающая прибыль, любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды» [2, с. 87].

Приведем определение, иллюстрирующее отождествление предпринимательства и бизнеса: «Деятельность по удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах называется бизнесом. Бизнесмен хочет получить от своей деятельности прибыль, иными словами, он собирается извлечь из своего дела больше, чем в него вкладывает. Следовательно, можно дополнить определение бизнеса как «деятельность по удовлетворению потребностей людей в товарах» словами «приносящая прибыль» [1, с. 18].

Далеко не все экономисты отождествляют предпринимательство и бизнес. Примечательна трактовка предпринимательства в качест-

ве новаторства во всех сферах общественного воспроизводственного процесса (производстве, обмене, распределении, потреблении), при том, что под бизнесом понимается рыночная форма предпринимательства [5]. Особо подчеркнем, что, согласно Й. Шумпетеру, сущностью предпринимательства является новаторство [9]. С этой позицией мы солидарны, но уточняем ее в том отношении, что источником новаторства служит творчески созидательный труд.

Из признания того, что в основе предпринимательства-новаторства лежит творчески созидательный труд, к тому же далеко не всегда принимающий рыночную форму (например, труд ученого, делающего открытие, или изобретателя, создающего новую конструкцию), вытекает ряд выводов. Во-первых, предпринимательство, будучи выражением творчески созидательного потенциала человека в единстве с новаторским трудом, представляет собой ключевой элемент системы многоуровневого общественного воспроизводства, пронизывающий все его четыре сферы-процесса (производство, обмен, распределение, потребление) на всех его уровнях (микро-, мезо-, макро- и мега-) [6].

Во-вторых, относясь к особой разновидности интеллектуального труда (следует отметить, что у множества индивидуальных предпринимателей, а также в малых предпринимательских структурах новаторски интеллектуальный труд предпринимателя сочетается с его физическим трудом), предпринимательство-новаторство обладает всеми характерными признаками интеллектуального труда, в частности отсутствием соизмеримости между затратами и результатами труда, когда результат (эффект) может превосходить затраты в тысячи раз [4].

В-третьих, предпринимательство-новаторство за счет эффективного организационно-управленческого труда создает в составе стоимости (ценности) продукции синергетический (комбинационный) эффект, образуемый в результате рационального (эффективного) комбинирования факторов производства, таких как труд, средства производства, денежный капитал [3].

Факт образования синергетического (комбинационного) эффекта в результате новатор-ско-рационального комбинирования факторов производства свидетельствует об определенной несостоятельности экономической теории К. Маркса в виде его учения о прибавочной стоимости. Как известно, из этого учения делается вывод об эксплуататорском, паразитарном характере всякого капиталиста-предпринимателя, с последующим лозунгом о необходимости экспроприации абсолютно всякой частной капиталистической собственности на средства производства. Обоснованная критика этой части учения Маркса представлена в экономической литературе [10].

Например, социальный эффект в производственной и потребительской кооперации может быть оценен в повышении уровня жизни членов кооператива, обслуживаемого населения, работников кооператива и общества в целом. Для оценки применимы следующие показатели: количество новых рабочих мест, количество вновь созданных кооперативов, расширение ассортимента товаров и услуг, рост дополнительных доходов населения, рост налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с сельских территорий.

Таким образом, при анализе источников формирования прибыли в предпринимательстве важно учитывать ее долю, эквивалентную синергетическому эффекту, возникающему в результате новаторско-рационального комбинирования факторов производства. Эта доля существенно колеблется в зависимости от вида предпринимательской деятельности, способностей предпринимателя и других факторов.

В современных условиях возрастает актуальность проблемы социальной ответственности предпринимательства, применяющего наемный труд. В рационально организованной, в соответствии с народно-государственными интересами, экономике страны заработная плата наемных работников должна быть эквивалентной затратам и результатам их труда с учетом квалификации, сложности, ответственности, напряженности (интенсивности), а также особых условий трудовой деятельности (повышенной опасности для здоровья и др.).

При этом, если предприниматель сам, в силу социальной ответственности, по своей инициативе, добровольно устанавливает заработную плату своих работников на уровне, эквивалентном затратам и результатам их труда, то он, помимо морального удовлетворения, создает этим условия для формирования в трудовом коллективе благоприятной социально-психологической атмосферы, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда и эффективности производства. В результате дополнительно увеличивается зарплата работников и прибыль предприятия.

Если же предприниматель устанавливает заработную плату наемным работникам ниже эквивалента стоимости создаваемого ими продукта, тем более ниже стоимости рабочей силы, то государство в партнерстве с профсоюзами (здесь обратим внимание на феномен ГОП -государственно-общественного партнерства) должно обязать предпринимателя устанавливать оплату своим наемным работникам не ниже минимального размера оплаты труда, установленного государством, и социальные выплаты из прибыли. Такая мера, помимо прочего, с одной стороны, увеличивает емкость платежеспособного спроса внутри страны, а с другой - выводит значительную часть зарплаты наемных работников, выплачиваемую «черным налом», из тени; работники на этом теряют значительную часть своего пенсионного обеспечения в будущем.

Изложенные выше рекомендации жизненно необходимы для всякой здоровой экономики, построенной в соответствии с народно-государственными интересами.

Социальная ответственность предпринимательства, сконцентрированного в производственной сфере*, отличается от социальной ответственности бизнеса, занятого посредничеством, банковско-кредитной, страховой и финансово-инвестиционной деятельностью. Применительно к производственной сфере социальная ответственность предпринимательства выражается в комплексе следующих параметров:

а) производство и поставка на рынок общественно полезной продукции (товаров и услуг), отличающихся высоким качеством, безопасностью для потребителя;

б) проведение действенных мер по системной экологизации воспроизводственного процесса и безопасности производства;

* В ее состав мы включаем предприятия оптовой и розничной торговли, осуществляющие реальный оборот товаров, а также предприятия, оказывающие реальные производственные и личные услуги.

в) выплата заработной платы наемным работникам в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его результативностью;

г) поддержание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе:

д) выполнение требований к безопасности и гигиене труда.

Что касается социальной ответственности предпринимательства, занятого в посреднической деятельности, а также в банковско-кредитном и страховом бизнесе, финансовом инвестировании (брокерские конторы и др.), то здесь необходим строго дифференцированный подход, начинаемый с разделения всего данного сегмента предпринимательства на две части: общественно полезную и вредную для общества.

Чтобы уяснить критерий деления на эти две части, необходимо прежде всего достаточно четко различать общественно необходимое, целесообразное посредничество и спекулятивно-посредническую деятельность. В советский период спекуляцию трактовали как покупку чего-либо в целях последующей перепродажи. Но за этой формулировкой может быть скрыта как спекуляция, так и вполне оправданное посредничество (за общественно нормальное вознаграждение) между продавцом и покупателем, что, безусловно, относится к общественно полезному предпринимательству. К спекулятивно-посреднической деятельности мы относим посредничество в купле-продаже при покупке по монопольно низкой и/или продаже по монопольно высокой цене, что достигается противозаконными способами (вопреки социальной ответственности предпринимательства), а именно через:

а) коррупционный сговор с чиновниками;

б) заведомый обман и мошенничество;

в) психологическое зомбирование населения с задействованием рекламы.

Например, социальная ответственность кооперативной организации как формы предпринимательства заключается в следующих положениях:

- удовлетворение потребностей членов кооператива, предоставление им льгот, оказание услуг, использование принципа «один человек - один голос», выравнивание статуса пайщиков в кооперативе;

- участие работников в управлении, проведение культурно-массовых мероприятий, выпуск кооперативных журналов и газет, просветительская деятельность, благотворительность, создание высших и средних образо-

вательных кооперативных заведений для подготовки кадров:

- осуществление социально значимых действий, совершенствование членских отношений, направление средств на удовлетворение социальных нужд сельского населения, работников, пайщиков, решение социальных проблем и финансирование социальных программ;

- формирование доверительного отношения в кооперативе, разработка бренда продукции и кооператива, создание положительного социального имиджа, обеспечение социальных гарантий и реализация социально ответственной политики, соблюдение принципов социально ответственного поведения;

- предоставление качественной продукции потребителям, ее соответствие ожиданиям и заявленному качеству, доступность обслуживания потребителей, социальная значимость предоставляемых товаров и услуг для сельских жителей.

Однако, как отмечают в своих исследованиях Л.П. Наговицина, М.И. Дроздова [7], в современных условиях кооперация как пример социально ответственного бизнеса и организации нового формата - народного предприятия, постепенно утрачивает социальную миссию.

Новым направлением в социальном предпринимательстве является идея функционирования социальных кооперативов в контексте социальной направленности экономики, их ориентация на предоставление услуг социальной помощи в области образования и здравоохранения, трудоустройство граждан, не востребованных рынком труда (лиц с ограниченными возможностями, зависимых, прошедших лечение в психиатрических клиниках и т.д.) [10]. Несмотря на активное развитие данного вида кооперации в мире, в России оно сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы.

Вывод: в современных условиях необходимо действенное регулирование государством предпринимательской активности - с поддержкой ее общественно полезных видов и ограничением вредного для общества предпринимательства, прежде всего спекулятивно-посреднического. Должна проводиться четкая линия дифференциации предпринимательства в зависимости от уровня обеспечения его социальной ответственности перед обществом.

Список литературы

1. Абчук В.А. Постижение секретов российского бизнеса. СПб.: Каро, 2003.

2. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2004.

3. Данилов А.И. Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

4. Ларионов И.К. Интеллектуальный труд в многомерной экономике: монография. М.: Дашков и Ко, 2019.

5. Ларионов И.К. Человек и труд в системе многоуровневого общественного воспроизводства: монография. М.: Дашков и Ко, 2019.

6. Ларионов И.К., Ехлакова Е.А., Ларионова И.И. Предпринимательство. Корпоративный и теневой ракурсы: монография. М.: Дашков и Ко, 2018.

7. Наговицина Л.П., Дроздова М.И. Социальная ответственность и потенциал развития потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 1 (74). С. 225-234.

8. Социальные кооперативы - что это, функции и сущность // Мое право: юридическая помощь online. URL: https://pravo.moe.

9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

10. Экономические системы: государство и рынок: монография / под ред. В.И. Жукова, И.К. Ларионова. М.: Дашков и Ко, 2019.

References

1. Abchuk V.A. Postizhenie sekretov rossijs-kogo biznesa [Understanding the secrets of Russian business]. SPb.: Karo, 2003.

2. Bolshoj e'konomicheskij slovar [Great economic dictionary]. M.: Institut novoj ekonomiki, 2004.

3. Danilov A.I. Obshchestvennoe vosproizvod-stvo: kombinatsionnyj e'konomicheskij effekt [Social reproduction: combinational economic effect]. M.: IVTs «Marketing», 2002.

4. Larionov I.K. Intellektualnyj trud v mno-gomernoj ekonomike [Intellectual work in a multidimensional economy]: monografiya. M.: Dash-kov i K°, 2019.

5. Larionov I.K. Chelovek i trud v sisteme mno-gourovnevogo obshchestvennogo vosproizvodstva [Man and labor in the system of multilevel social reproduction]: monografiya. M.: Dashkov i K°, 2019.

6. Larionov I.K., Ekhlakova E.A., Larionova I.I. PredprinimateFstvo. Korporativnyj i tenevoj rakursy [Entrepreneurship. Corporate and shadow perspectives]: monografiya. M.: Dashkov i K°, 2018.

7. Nagovitsina L.P., Drozdova M.I. Sotsialnaya otvetstvennost i potentsial razvitiya potrebiteFskoj kooperatsii [Social responsibility and potential of development of consumer cooperation] // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2019. № 1 (74). S. 225-234.

8. SotsiaFnye kooperativy - chto e'to, funktsii i sushchnost [Social cooperatives - what it is, functions and essence] // Moe pravo: yuridicheskaya po-moshch online. URL: https://pravo.moe.

9. Shumpeter J. Teoriya e'konomicheskogo razvitiya [Theory of economic development]. M.: Progress, 1982.

10. E'konomicheskie sistemy: gosudarstvo i ry-nok [Economic system: the state and the market]: monografiya / pod red. V.I. Zhukova, I.K. Larionova. M.: Dashkov i K°, 2019.

ДАШКОВ Леонид Павлович - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и торгового дела. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail:office@dash-kov. ru.

НАБИЕВА Алсу Рустэмовна - кандидат исторических наук, ректор. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. Е-mail: ka-zan@rucoop.ru.

DASHKOV, Leonid Pavlovich - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Management and Trade Affairs. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: office@ dashkov. ru.

NABIEVA, Alsu Rustemovna - Candidate of Sciences (History), Rector. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. Е-mail: kazan@rucoop. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.